Научная статья на тему 'Концепция и предпосылки обеспечения экономической безопасности реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети'

Концепция и предпосылки обеспечения экономической безопасности реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уколов Владимир Федорович, Теребиленко Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция и предпосылки обеспечения экономической безопасности реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети»

4. Савченко А.В. Актуальные аспекты развития современной экономики: сотрудничество и латентное управление / И.А. Румянцева, А.В. Савченко. - М.:Изд. дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. -317 с.

5. Соклакова И.В. Управление потенциалом развития современного предприятия: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Москва, 2005.

В.Ф. Уколов Б.Н. Теребиленко

КОНЦЕПЦИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Ключевые слова: экономическая безопасность, социальная безопасность, экономические ресурсы, денежные доходы населения, нормативно -правовые факторы риска, социальные риски, информационное обеспечение населения, экономическая безопасность реформирования, экономическая безопасность инвестирования, предпосылки экономической безопасности реформирования.

Телевидение и радиовещание является важнейшим средством массовой информации, оказывающим воздействие на экономическую, социальную жизнь людей, на их духовное развитие и формирование институтов гражданского общества [1]. В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства и реформирования в связи с этим существующей телевизионной и радиовещательной сети развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с позиций экономической и социальной безопасности намечаемых в этой сфере преобразований. В результате реформирования должны обеспечиваться не только конституционные права и свободы россиян, доступ к массовой информации, использование духовного и культурного наследия, сохранение исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защита нравственных ценностей, воспитание чувства патриотизма, но и экономически безопасные процессы преобразований в данной сфере.

Революционные изменения, происходящие в масс-медиа, связаны в основном с тенденциями перехода от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием Интернета и мобильной связи. Следование данным тенденциям с учетом российской специфики обусловливает потребность в соответствующих ресурсах, которая требует создания системы экономической безопасности их привлечения и использования.

Действующая Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг., принятая постановлением правительства Российской Федерации (далее -концепция), ориентирована на переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья, на обеспечение конституционного права граждан на получение качественной социально значимой информации. Решение данной задачи эффективным путем с точки зрения не только экономической, но и социальной эффективности тре-

© Уколов В.Ф., Теребиленко Б.Н., 2013

бует экономически безопасных подходов к реализации каждой из намеченных программ преобразований во времени и пространстве, учитывающих специфику территориального устройства государства, низкую плотность населения в ряде регионов и населенных пунктов, невысокие денежные доходы населения.

Исследование направлений реализации действующей концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации позволяет оценить, в каких из них могут возникнуть те или иные виды рисков, способных прямо или косвенно повлиять на ее экономическую безопасность:

- определение новых правил взаимоотношений между субъектами рынка телерадиовещания путем совершенствования нормативной правовой базы содержит нормативно-правовые факторы риска;

- обеспечение возможности получения всем населением страны пакета обяза-тельных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов и выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов содержит социальные риски;

- обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к телеви -зионным каналам и радиоканалам вне зависимости от используемых технологий трансляции содержит вероятность потерь, связанных с недополучением социально значимой информации, и относится к категории социальных рисков;

- расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и задействование неиспользуемых производственных мощ -ностей, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности содержит экономические риски;

развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу для сокращения, а затем и полного преодоления отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области использования информационно-коммуникационных технологий содержит как экономические, социальные, так и политические риски;

- существенное увеличение вклада отрасли телерадиовещания в экономику страны содержит финансово-экономические риски.

Основным инструментом, обеспечивающим достижение целей концепции, должна стать федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» [1], разработка которой предусмотрена в плане мероприятий по реа -лизации концепции. Экономически безопасный переход российской телевизионной и радиовещательной сети к цифровому телерадиовещанию весьма важен, поскольку вклад медиаот -расли в ВВП, составляющий 1,4 %, сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышлен -ность строительных материалов, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, а с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5-4,5 % [2].

Согласно прогнозу к 2015 г. оборот отрасли может превысить 1250 млрд руб., из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30 %.

Рассмотрим предпосылки экономически безопасного перехода российской телевизионной и радиовещательной сети к экономически безопасному развитию путем реформирования:

- если говорить о российской телевизионной и радиовещательной сети, то во многом ее экономическая система находится под защитой государства как монопольной

структуры, осуществляющей решение важнейшей задачи власти - информационного обеспечения населения;

- наша страна имеет много возможностей успешно конкурировать на мировом медиарынке и занять одну из ведущих позиций в экспорте продукции электронных СМИ, зарабатывая на этом существенные средства и вкладывая их в обеспечение экономической безопасности реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети;

- постоянный мониторинг городских и сельских жителей и понимание того, что доступность для населения телевизионных каналов значительно позволяет распределить вложения в реформирование адекватно возможностям обеспечения соответствующего качества доступа к информационным услугам. В свою очередь, это повысит экономическую безопасность инвестирования в развитие отрасли при условии сохранения эфирным телевидением и радио своих позиций как основного источника социально значимой информации для населения;

- рост цифрового вещания, осуществляемого в России, оказывает стимули -рующее воздействие на экономическую безопасность проводимого реформирования за счет дополнительного поступления средств, получаемых от потребителей информационных услуг, которые в виде новых источников идут в качестве дополнительных ресурсов на создание условий экономической безопасности проводимых преобразований отрасли;

- решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами страны, способствуя достижению баланса отраслевых и государственных интересов и соблюдению условий обеспечения экономической безопасности.

Реализация целей и задач государства в сфере телерадиовещания, предусмотренных концепцией развития данной отрасли, требует соответствующих подходов к обеспечению экономической безопасности их реализации на практике. Так, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества для реализации конституционного права граждан на получение информации целесообразно в рамках федеральной целевой программы, ориентированной на достижение эффективных экономических показателей и рентабельную работу выполняющих ее структур. Правила развития цифрового вещания, определенные государством, включая государственное финансирование распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, создают финансовые предпосылки для своевременного создания необходимой инфраструктуры цифрового телерадиовещания, которые будут способствовать повышению устойчивости работы системы цифрового вещания и экономической безопасности ее функционирования.

Ряд предпосылок повышения экономической безопасности связан с выбранной государством концептуальной моделью функционирования рынка телерадиовещания. В соответствии с данной моделью все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на четыре основные группы: производители аудиовизуальной продукции, вещатели, операторы, потребители. Связи между указанными субъектами, являющимися неразрывными составляющими единого процесса телерадиовещания, выстраиваются на основе рыночных принципов на основании условий и правил, установленных государством. Такое разделение

персонифицирует финансово-экономическую ответственность каждого из участников, повышает его роль в обеспечении целостности и качества единого процесса телерадиовещания, улучшает общие условия обеспечения экономической безопасности работы системы в целом.

Другой предпосылкой обеспечения экономической безопасности телерадиовещания является установленная государством диверсификация источников финансирования процесса формирования и распространения телевизионных и радиоканалов вещателями, которая может достигаться несколькими путями: размещение рекламных материалов получение государственных дотаций, взимание платы с потребителей и др. Важной предпосылкой обеспечения экономической безопасности реализации концепции реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети является усиление государственного присутствия в данной сфере деятельности и сохранении преемственности ряда действующих ранее инструментов регулирования рынка телерадиовещания. Обобщение материалов концепции свидетельствует о сохранении и статусном закреплении в ней лицензирования вещания отдельно от лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, как основного инструмента государственного регулирования в сфере телевидения и радио, позволяющего использовать контрольные функции государства, в лице единого лицензирующего органа, с точки зрения обеспечения экономической безопасности.

Значимой предпосылкой экономически безопасного реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети является диверсификация источников финансирования затрат на бюджетные и рыночные составляющие. Концепция предусматривает, что затраты вещателей обязательных общедоступных каналов на параллельную трансляцию в аналоговом и цифровом форматах сигналов, а также затраты на трансляцию в населенные пункты с населением менее 200 тыс. человек и на распространение региональных каналов, входящих в обязательный общедоступный пакет, финансируются из федерального и региональных бюджетов. В то же время остальные каналы свободного и условного доступа распространяются на рыночных условиях.

Еще одной предпосылкой обеспечения экономической безопасности рефор-мирования телевизионной и радиовещательной сети можно считать предусмотренное концепцией создание современной нормативно-правовой базы, регулирующей экономические и технологические отношения, отвечающей потребностям вещателей, операторов и потребителей услуг телерадиовещания. Государственное регулирование должно затрагивать отношения субъектов рынка, а также обеспечение экономически безопасных и сбалансированных действий участников рынка за счет установления тарифной политики для операторов связи, стимулирующих качество трансляции обязательных общедоступных телерадиоканалов и формирования национальных стандартов цифрового оборудования, являющихся основой для развития рынка производства такого оборудования в России.

Существенной предпосылкой обеспечения экономической безопасности реформирования телевизионной и радиовещательной сети является организация и управление процесса преобразований действующей системы на основе Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации до 2015 г.». Ее применение на практике обеспечивает проведение системы мероприятий, гарантирующих выполнение поставленных задач развития и рациональное использование финансовых, материальных, кадровых и технико-технологических ресурсов отрасли. Обеспечению безопасности способствует разбивка

концепции на временные этапы, сообразно имеющимся ресурсам отрасли и удовлетворению спроса граждан на услуги телевидения и радиовещания нового качества.

Косвенно развитие системы телерадиовещания позитивно повлияет на развитие высокотехнологичного сектора экономики, расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, освоение новых и применение неиспользуемых производственных мощностей, открытие дополнительных рабочих мест (в том числе - в сфере научно-технической деятельности) и будет способствовать экономическому росту в стране.

Библиографический список

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 гг.)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. - № 1700-р.

Е.В. Шаповал Д.В. Тулинова

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: экономическая эффективность, показатели эффективности, рентабельность, оценка.

В современных реалиях корректная оценка экономической эффективности деятельности компании имеет первостепенное значение как для принятия управленческих решений по оперативным задачам, так и для максимизации прибыли и обеспечения устойчивого экономического положения компании в будущем. Для крупных субъектов хозяйствования такая информация необходима не только для внутреннего использования, но и для акционеров и потенциальных инвесторов.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:

- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получа -емую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

- находить пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Агеева О.А. формулирует определение эффективности следующим образом: «Соотношение показателей результата (эффекта) и затрат (или суммы ресурсов), используемых для его достижения» [1]. Показатель - это признак, характеризующий какую -либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

На практике все показатели можно разделить на два основных типа [2]:

© Шаповал Е.В., Тулинова Д.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.