стью существующих бизнес-процессов, можно получать оценку эффективности системы всех банковских процессов и бизнес-процессов, отвечающих за получение прибыли. Так, поскольку финансовые результаты - один из главных показателей оценки банковской деятельности, такие критерии, как рентабельность банковских продуктов и услуг, собственного капитала, чистой прибыли и др., должны учитываться в процессе создания той или иной концепции системы управления качеством банковской деятельности. Сравнительная характеристика полученных показателей дает возможность оценить, насколько существующая стратегия эффективна, на повышение каких результатов необходимо приложить свои усилия.
Отсутствие же эффективного управления качеством банковского обслуживания, измерения удовлетворенности клиентов, их лояльности, причин неудовлетворенности, доли занимаемого банком рынка и притока новых потребителей не дает возможности идентификации нуждающихся в усовершенствовании процессов, их дальнейшем развитии и повышении конкурентоспособности на рынке. Переложение же иностранных методик оценки качества банковского обслуживания без учета специфики российского рынка не всегда приводит к получению корректных результатов. Таким образом, российская банковская отрасль нуждается в научных разработках методики измерения и оценки качества банковского обслуживания, которые бы отвечали требованиям российской банковской системы.
Библиографический список
1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Как заставить работать сбалансированную систему показателей / Измерение результативности компании [Серия: Классика]. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 .
2. Как измерить уровень удовлетворенности клиентов продуктами/сервисами банка? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prostobankir.com.ua/marketing_reklama_pr/ intervyu/kak_izmerit_uroven_udovletvorennosti_klientov_produktami_servisami_banka
3. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора. - ЦБ РФ, 2006-2011.
4. Тавасиев А.М. Банковское дело: учеб. для вузов / А.М. Тавасиев, Н.Д. Эриашвили. - М : ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2006. - С. 528
5. Турбанов А.В. Банковское дело / А.В. Турбанов, А.В. Тютюнник. - М.: Альпина Пабли-шерз, 2010. - С. 682.
А.В. Пысин
РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Ключевые слова: политическое управление, политическая коммуникация, электронные коммуникации, электронное правительство, информатизация.
В рамках современных политико-управленческих процессов роль электронных коммуникаций неуклонно растет, что находит свое подтверждение как в теории, так и на практике. В современном политическом управлении технологии электронных комму-
© Пысин А.В., 2013
никаций выступают инновационными инструментами, используемыми для осуществления политических стратегий завоевания, удержания, распределения, реализации власти и воздействия на объект управления. В контексте наблюдаемых трансформаций политико-управленческих процессов актуальность исследования феномена электронных коммуникаций не вызывает сомнений. Тем не менее, в российской исследовательской практике вопрос изучен явно недостаточно. Настоящая статья, целью которой является выделение на основе теоретико-методологического анализа и обзора основных источников различных подходов к исследованию изучаемого феномена, частично восполняет этот пробел.
Во второй половине XX в. возникают теории информационного общества, провозгласившие новый коренной перелом в истории человечества, главенствующую роль знания и информации и переориентацию занятости человечества в сектор услуг. Здесь важно особенно отметить вклад таких исследователей, как Д. Белл и М. Кастельс. Так, Д. Белл формулирует теорию постиндустриального общества, в котором ключевое значение имеет информация, знания и как следствие - сфера услуг. Следует отметить два качественных изменения, замеченных Беллом, при переходе к постиндустриальному обществу: во-первых, рост компетентности и профессионализма людей приводит к планированию будущей жизни; во-вторых, на первый план выдвигается качество взаимодействия между людьми [2]. Важно отметить, что Д. Белл долгое время использовал термин «постиндустриальное общество» (с 50-х гг.), но когда в 80-х гг. дополнил свой лексикон термином «информационное общество», качественных различий своего понимания терминов не обозначил, а потому их можно считать синонимами [1].
М. Кастельс исследует текущие трансформации общественных отношений, связанные со становлением информационного общества сетевых структур и приходит к нескольким неутешительным выводам. Во-первых, Интернет превращается во всеохватывающую инфраструктуру существования человечества и тот, кто сможет в результате взять ее под свой контроль, окажется победителем в глобальной борьбе за свободу. Во-вторых, существование современного человека вне Интернета уже невозможно, оказаться исключенным из всемирной сети равно выпасть из коммуникационной среды и стать обреченным на маргинальность. В-третьих, информация и знания уже стали доминантой текущей человеческой жизни и общественных отношений, причем данный тренд характеризуется особой стабильностью и перспективой дальнейшего роста. В-четвертых, распространение Интернета и становление информационного общества сетевых структур диктуют коренные политико-управленческие и институциональные изменения, связанные с организацией политического представительства, координацией действий групп интересов, достижении консенсуса и государственного управления на новом уровне. М. Кастельс отмечает, что пока мы не сможем окончательно преобразовать институты управления и демократии, мы не сможем ответить на главные вызовы современности и продолжить развитие в логике общества сетевых структур [3]. У человечества XXI в. нет выбора: либо осуществление политических преобразований, либо перестройка самой сетевой структуры нашего мира.
Пользуясь научными разработками отечественного исследователя П.А. Чигасовой [10, с. 39-48] и опираясь на анализ историографии проблемы, предлагаем условно выделить три основных подхода к изучению феномена электронных коммуникаций с точки зрения их внедрения в политико-управленческие процессы, прежде всего, в аспекте запуска электронного правительства.
Первый подход предполагает, что процесс внедрения технологий электронных коммуникаций должен быть сопряжен с процессом проведения административных реформ. Такого
подхода придерживаются западные исследователи В. Беккерс, В. Хомбург, С. Зоуридис, Х. Дуйвенбоден, М. Липс [12]; отечественные ученые Л.В. Сморгунов, В.В. Солодов [6; 8]. В данном аспекте электронное правительство рассматривается как средство обеспечения административных реформ и как фактор успеха их проведения. В.В. Солодов продолжает развивать идею о зависимости развития технологий электронных коммуникаций и административных инноваций и приходит к выводу, что идея электронного правительства вторична по отношению к более широкому ряду административных трансформаций. Отмечается, что при этом она придает реформам государственного управления качественно новое значение [8, с. 33].
Второй подход видит в электронном правительстве качественно новый феномен, трансформирующий основы государственно-управленческой практики. Исследователи П. Дунлаев, Х. Маргеттс, С. Бастоу считают, что при возникновении информационно-технологических трансформаций в обществе, а также в силу внутренней необходимости государственного управления на первый план выходит потребность внедрения технологий электронных коммуникаций в политико-управленческие процессы [12; 13]. Близко к такому подходу рассуждают исследователи М.Ю. Павлютенкова и А.А. Сваруп, которые рассматривают электронное правительство как новую модель государственного управления, характерную для информационного общества [5, с. 119-120]. А.Н. Кулик представляет электронное правительство как новую концепцию государства [4, с. 350]. Исследователь Ю.А. Нисневич видит в электронном правительстве новую постиндустриальную философию государственного управления [4, с. 353].
Третий подход условно именуется сервисным и подразумевает, что электронное правительство должно, прежде всего, выполнять сервисные функции и ориентироваться на нужды граждан. В рамках данного подхода серьезный вклад внес А.В. Чугунов, который первым из отечественных ученых отметил, что в данный момент одной из ключевых проблем развития электронного правительства в России следует считать смещение целеориентированности государства с гражданина в сторону самого процесса, в сторону бюрократической сущности и формальной отчетности [11, с. 30].
Выделяют два основных подхода к политическому управлению, связанных с убеждением с помощью методов влияния, манипулирования и принуждения или с использованием субъектом управления силы на праве легитимного насилия: политическое администрирование и политический менеджмент. Анализ современных демократических режимов показывает, что в условиях становления информационного общества сетевых структур политическое администрирование перестает быть эффективным, а на первый план выходит политический менеджмент. Однако внутри системы органов государственной власти административные отношения и иерархическая структура сохраняются, что позволяет использовать технологии электронных коммуникаций для совершенствования схемы взаимодействия между уровнями и органами власти.
Как уже отмечалось, внедрение технологий электронных коммуникаций в современные политико-управленческие процессы во многом связано с запуском электронного правительства, которое является центральной площадкой взаимодействия органов государственной власти между собой, с бизнесом и гражданским обществом. Так, традиционно выделяется три вида взаимодействия: государство - государство, государство - бизнес и государство - гражданское общество.
Роль и особенности использования электронных коммуникаций в политическом управлении исследуются на протяжении последних двух десятилетий рядом зарубежных и отечественных авторов. Среди отечественных ученых следует отметить труды Соло-
вьева А.И., Сморгунова Л.В., Туронока С.Г., Володенкова С.В., диссертационные исследования Солодова В.В., Чигасовой П.А., Григорьева П.В., Чугунова А.В. и Гомонова С.А.
Следует отметить, что каждый исследователь по-своему видит роль и особенности электронных коммуникаций в политическом управлении, причем с акцентом на определенный аспект. Так, Соловьев А.И. рассуждает с точки зрения принятия политических решений, Сморгунов Л.В. - с точки зрения управляемости (govemability), Туронок С.Г. берет уклон в сторону использования Интернета в политике, Володенков С.В. ключевое внимание уделяет использованию онлайн-ресурсов в современных политических кампаниях, Солодов В.В., Чугунов А.В. и Чигасова П.А. рассматривают технологии электронных коммуникаций в контексте запуска электронного правительства, а Гомонов С.А. рассуждает с точки зрения процессов информатизации. Данная особенность представляется нам объяснимой - феномен электронных коммуникаций достаточно многомерен, и каждый исследователь ставит на его аспектах больший или меньший акцент.
Исследователь Соловьев А.И. рассматривает информационные технологии в контексте процесса принятия политических решений и выделяет пять этапов в данном процессе: на первом этапе - этапе ввода первичной информации - происходит регистрация сведений, мнений, сообщений и иных сигналов о проблемной ситуации; на втором этапе - оценки и отбора информации - информационные технологии определяются задачами вычленения определенных сведений из массива и их преобразование; на третьем этапе, придающем сообщениям организационную форму, происходит кодирование сообщений, позволяющее создавать базы данных и эффективно осуществлять структурам государственного управления собственные функции; на четвертом этапе происходит согласование организационно-упорядоченной информации с позициями политических акторов; наконец, пятый этап - это придание информации формы государственного решения, связанное с обеспечением информации свойствами директивности и правомочности. Выделяя особенности информационных технологий, применяемых на политическом рынке с государственно-управленческой точки зрения, Соловьев говорит об отсутствии у государства исключительных прав на выработку отношения общественности к поставленным целям, на формирование собственного имиджа в общественном мнении, на контроль за распространением собственных сообщений. Все это усложняет фактор обратной связи, в которой коммуникатор и реципиент начинают меняться местами. Как отмечает ученый, это побуждает к формированию интерактивных коммуникативных сетей и диалогических информационных связей [7, с. 524]. Ученый считает, что особенно важны стратегии и тактики поведения государства на информационном рынке, и выделяет следующие разновидности: стратегию побуждения, стратегию поддержании коммуникации с общественностью, ролевую стратегию, стратегию контроля, стратегию поддержания баланса сил, стратегию конструирования имиджа и отвлекающую стратегию. В зависимости от выбора стратегии изменяются и политико-управленческие процессы [7, с. 525].
Рассуждая о внедрении электронных коммуникаций в политическое управление, Л.В. Сморгунов мыслит в двух парадигмах: административной и нового публичного менеджмента. Автор выделяет три основных элемента электронного правительства: электронная демократия и участие (формирование общественного мнения и выработка решений через электронные средства); электронные производственные сети (формы сотрудничества между публичными, а так же публичными и частными институтами через электронные средства); электронные общественные услуги (предоставление услуг частным лицам и компаниям).
С точки зрения процесса внедрения технологий электронных коммуникаций в современное политическое управление, Сморгунов обращается к разработкам Отделе-
ния государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления, которые выделяют пять этапов: 1) возникающее веб-присутствие, когда создаются порталы органов власти с первичной информацией об их деятельности; 2) развитое веб-присутствие, при котором множество правительственных веб-сайтов предоставляют постоянно обновляемую информацию о своей деятельности, новости, юридические документы и пр.; 3) интерактивное веб-присутствие, подразумевающее рост интенсивности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами (граждане могут напрямую обратиться к министрам, руководителям департаментов, депутатам и т.д., могут скачать нужные бланки, записаться на прием, опробовать электронное голосование; 4) трансакционное веб-присутствие, при котором граждане получают возможность обмениваться официальными документами, осуществлять сделки, платить налоги и штрафы, признается электронная цифровая подпись; 5) полностью интегрированное веб-присутствие: органы государственной власти могут осуществлять все действия посредствам электронных коммуникаций, любой пользователь может получить любую государственную услугу в электронном виде [6, с. 189-191]. Как отмечает исследователь, уже можно говорить о возникновении шестого этапа - высшем в развитии электронного правительства, когда граждане и бизнес получают возможность включения в систему электронного голосования, участия в сетевых публичных форумах, социологических исследованиях и пр., т.е. когда между государством, бизнесом и обществом устанавливаются прочные электронные коммуникационные связи.
Таким образом, усиление процесса развития информационных технологий, отражающего смену дискурсивных парадигм и практик, качественно изменяет общественное сознание, а это, в свою очередь, трансформирует модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации, что неизбежно приводит к существенному изменению способов и моделей ведения современных политических кампаний различного уровня. Более того, современные технологии электронных коммуникаций открывают настолько широкие перспективы для трансформации всей системы государственного управления, что их можно рассматривать как инновационный политико-управленческий инструмент.
Библиографический список
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. - М.: Academia,1999. - 956 с.
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 330-342.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.
4. Кулик А.Н. Электронное государство как вызов для отечественной политической науки // Политическое управление и публичная политика XXI века: государство, общества и политические элиты. - М.: РАПН; РОССПЭН, 2008. - С. 350-353.
5. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство не за горами // Государственная служба. Научно-политический журнал РАГС. - № 1. - М., 2002. - С. 119-120.
6. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии // Л.В. Сморгунов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 375 с.
7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2012. -559 с.
8. Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления: дис. ... канд. полит. наук. - М.: 2007. - 136 с.
9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004. -400 с.
10. Чигасова П.А. Электронное правительство: сравнительно-политологический анализ концептуальных подходов и опыта реализации в США и России: дис. ... канд. полит. наук. - М.: 2010. - 200 с.
11. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика» / А.В. Чугунов. - Спб., 2000. - 52 с.
12. Bekkers, V., Homburg, V., The myths of e-govemment: looking beyond the assumptions of a new and better government; Bekkers, V.J., Zouridis, S., 1999. Electronic service delivery in public administration: some trends and issues; Duivenboden H., Lips M. Responsive e-government Service: towards New Public Management E-government as Institutional and Technological Innovation in Public Administration.
13. Margetts, H. Smartening up to risk in electronic government Information Polity 10 (1-2) 81-94. IOS Press, 2005; Margetts H. Public management change and e-government: the emergence of digital-era governance // Routledge handbook of Internet politics // A. Chadwick, P.N. Howard (eds). - London; New York: Routledge, 2009.
Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ
Ключевые слова: экономические угрозы; логистические центры; головная компания; стратегия менеджмента; угрозы; экономическая безопасность; корпоративное управление; укрупнение; филиал; экономические риски.
Анализ реформ, проводимых в системе Минэкономсвязи РФ, показывает, что создание сети цифрового телерадиовещания - это «самый большой инфраструктурный проект новой России» [1]. Реформирование российской телевизионной и радиовещательной сети в экономически безопасном режиме тесно связано с субъектами федерации, в которых ведется огромная работа по переходу сети на цифровое вещание, осуществляемая филиалами РТРС (компании). Однако не во всех филиалах эта работа эффективна в силу различных объективных и субъективных причин. Анализ показывает, что есть проблемы системного характера, решение которых имеет стратегическое значение для всех филиалов и компании в целом не зависимо от того, какой в отдельности из филиалов работает более или менее эффективно. Реформирование телекоммуникационных компаний - это часть мер, в которых нуждается развитие российской экономики [2].
Важным вопросом системного характера, а также снижения региональных экономических рисков, связанных с неэффективностью работы филиалов компании является уменьшение их числа за счет укрупнения, в виде слияния, путем организационного и финансово-экономического объединения по территориальному признаку. Это одна из аксиом корпоративного управления [3]. Филиалы могут быть объединены, если наряду
© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013