Научная статья на тему 'Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью'

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1070
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / POLITICAL COMMUNICATION / MASS COMMUNICATION / PUBLIC RELATIONS / E-GOVERNMENT / OPEN GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Надежда Сергеевна, Моисеева Ольга Александровна

В статье рассматривается современный механизм коммуникации государства и общества на примере «Электронного правительства» и эффективность данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND SOCIO-POLITICAL ASPECT OF THE «E-GOVERNMENT» IN THE INFORMATION SOCIETY AS A NEW KIND OF PUBLIC RELATIONS

The article considers the modern mechanism of communication of the state and society, for example, E-government and the efficiency of this mechanism in the process of changing needs of society

Текст научной работы на тему «Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью»

ТЕМА НОМЕРА

Н.С. Виноградова

УДК 321.7

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью

В статье рассматривается современный механизм коммуникации государства и общества на примере «Электронного правительства» и эффективность данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества.

Ключевые слова: политическая коммуникация, массовая коммуникация, связи с общественностью, электронное правительство, открытое правительство.

О.А. Моисеева

В условиях глобализации и быстрого перемещения товаров и услуг, распространения информации и социального запроса на построение открытого гражданского общества возникает необходимость в предоставлении доступа к открытой информации органов государственной власти. Для эффективного взаимодействия общества и государства власти необходима новая, модернизированная площадка для оказания государственных услуг. Такой площадкой стало «Электронное правительство» (открытое правительство). Открытое правительство — это не новая властная структура, а система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия станет не только повышение качества принимаемых решений и работы государственного аппарата в целом, а значит, повышение качества жизни граждан, но и формирование новой для России культуры взаимодействия общества и государства. Основной задачей статьи является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества на примере электронного правительства и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества.

«Цифровая революция изменяет все традиционные отрасли. В том числе и наши представления об объеме и качестве передачи информации. Проекты, созданные “на коленке”, конкурируют с целой доро-

© Виноградова Н.С., Моисеева О.А., 2015

46

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

гостоящей индустрией телевидения. Это, в свою очередь, меняет и процессы формирования общественного мнения. Если раньше его можно было навязать сверху, то теперь мнения рождаются в диалоге, завоевывая аудиторию благодаря своей интересности. В результате государства и крупные корпорации потеряли контроль над общественным мнением» [16]. Появился новый термин «модемократия». Сегодня интернет-пользователи не привязаны к конкретному месту, они могут высказать свое мнение из любой точки земного шара.

Нельзя не отметить, что современные коммуникации переходят с традиционных площадок СМИ в Интернет. По данным Фонда общественного мнения наметились следующие тенденции в использовании Интернета населением:

— стремительный рост аудитории Интернета в России;

— увеличение интенсивности пользования Интернетом людей, имеющих доступ к Сети;

— активное проникновение Интернета в низкоресурсные группы. Среди населения с низким уровнем дохода доля пользующихся Интернетом увеличилась на 61%. Тем не менее степень проникновения Интернета в эту группу все еще относительно невысока — Сетью пользуются 19% группы.

По данным того же ФОМ, в Москве Интернетом пользуются около 60% взрослого населения, а в регионах этот показатель почти вдвое ниже.

Доля активной аудитории — это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки — сейчас составляет 45% (52,2 млн человек). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в Сеть хотя бы раз за месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 15% [10].

Интернет и информационные технологии все больше врываются в нашу повседневную жизнь. Во-первых, изменились приоритеты в источниках получения информации. По данным Фонда общественного мнения, основным источником получения информации остается телевидение — 87%, далее идут новостные сайты в Интернете — 29%, затем радио и печатная пресса — по 18%, но в целом СМИ опережают разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми (22%), и заканчивают список форумы, блоги и социальные сети — 14%.

В то же время для россиян по-прежнему телевидение — это в первую очередь возможность ориентироваться в событиях нашей страны, а также способ расслабиться и отдохнуть. По данным ФОМ, самыми популярными передачами являются новости и художественные фильмы. При этом, по сравнению с 2013 годом, новостные и общественно-политические передачи стали более востребованными.

Раньше, лет 20 назад, доступ к источникам информации был ограничен: родители разрешали или запрещали смотреть телевизор, они определяли, какие газеты выписывать, какие передачи слушать по радио, какие

47

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

журналы покупать. У современной молодежи доступ в мир информации открыт через экраны планшетов и смартфонов.

И по данным того же исследования ФОМ, например, 25% молодых москвичей сообщают, что телевизора у них нет или они его не смотрят, 41% не смотрит телевизор не потому, что у них нет времени, а потому, что не хотят, 44% молодых москвичей одобряют тех, кто телевизор не смотрит. И половина (49%) допускают возможность отказаться от телевидения в пользу других источников информации и развлечений.

Если же говорить о цели использования источника информации, то в 2000 году Интернет чаще всего использовали для работы и образования, а сегодня — для общения и развлечения. И если в 2009 году самым популярным средством общения была электронная почта, то сегодня — соцсети. Если бы не стало возможности пользоваться Интернетом, сильно изменилась бы жизнь более чем у трети пользователей, не сильно — у 44%, ничего не поменялось бы в жизни 18%.

Отдельно надо сказать и о том, что имеются возрастные предпочтения получения информации из разных источников. Так, взрослое поколение предпочитает телевидение, радио и газеты, молодое — Интернет, радио и журналы.

За последние полгода стремительно растет число пользователей мобильным Интернетом. Так, 21 млн человек пользуется Интернетом с мобильного устройства. Причем среди населения от 12 до 24 лет мобильным Интернетом пользуется каждый второй, тогда как среди 55-летних таких практически нет.

Обмен информацией происходит сегодня в основном через обмен ссылками в социальных сетях. Люди делятся через социальные сети интересными фото, видео, новостями и ссылками на контент, не обращаясь к поисковикам [18].

Государственные органы власти и бизнес-структуры вслед за обществом смело шагнули в Интернет. И сегодня все ведущие организации имеют сайты, блоги, форумы, мобильные версии.

Для комплексного рассмотрения концепции «Электронное правительство» как одной из структур электронной демократии, необходимо иметь представление о теории государства и права и о таком политическом устройстве общества, как демократия, о ее происхождении и развитии. Рассматривая электронную демократию как ступень развития демократии, а открытое правительство как эффективный механизм выстраивания диалога государства и общества внутри этой ступени, можно сформировать объективный взгляд на данную систему политических механизмов и принципов.

Существует множество теорий возникновения государства и права [19], а также множество форм правления государством. Самая распространенная, во всяком случае декларируемая, форма правления — демократия. Де-

48

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

мократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод [7]. Демократия основывается на том, что власть происходит от народа и народ является ее подлинным держателем.

Данная форма политического устройства развивалась на протяжении не одного тысячелетия: с момента зарождения в Древней Греции и Древнем Риме. На раннем этапе развития демократии судебная, исполнительная и законодательная власти принадлежали народному собранию всех граждан, за исключением женщин и рабов [26]. Относительно небольшое количество людей, в сравнении с современными масштабами, позволяло учитывать мнение каждого гражданина, наделенного политическими правами.

Впервые термин появился в Древней Греции (demokratia: от греч. слов demos — народ и kratos — править). Слово demos обычно относилось к городскому населению в целом [4]. Суть древнегреческой демократии заключалась в стремлении к общему благу. В качестве одного из условий древнегреческой демократии была соразмерность. В идеале все граждане должны знать друг друга, чтобы иметь представление, что нужно каждому, и быть в состоянии понять общие интересы [4].

Несмотря на то что в Древней Греции, а в частности в Афинах, уровень участия граждан в общественном управлении был чрезвычайно высоким, невозможно точно определить общую степень заинтересованности и участия в управлении разных слоев гражданского общества.

Приблизительно в то же самое время, независимо от греческого влияния, в Древнем Риме возникла республика с консулами, сенатом и народными трибунами. Первоначально право участия в управлении республикой принадлежало исключительно патрициям или аристократам. Но в процессе развития гражданского общества, после восстаний и борьбы, простолюдины (плебс) добились для себя такого же права. Как и в Древней Греции, только мужчины обладали правом участия в процессе управления, и подобное положение дел сохранялось на протяжении столетий, вплоть до ХХ века.

Отличием римской демократии от греческой являлось признание самоценности закона и силы его действия, распространяемой на каждого члена гражданского общества.

Важно отметить и то, что такая форма демократии, как республика, еще в ту эпоху поставила ряд важных вопросов-проблем, на которые и по сегодняшний день ответы так окончательно не сформированы. Среди них можно выделить то, что республика того времени не учитывала дифференциацию интересов внутри общества, а опиралась лишь на мнение большинства, что приводило к ярко выраженному конфликту внутри самого общества.

49

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

Кроме античного наследия, на развитие демократии оказало влияние христианство. Раннехристианские общины были устроены в соответствии с основными идеями демократии: священники и епископы избирались народом, теологические вопросы решались на соборах — поместных и вселенских. Принципиальным для формирования демократии и ее практик стало положение христианского вероучения, в соответствии с которым перед Богом, как высшим судьей, все объявлялись равными. Политические идеи Реформации, связанные с равенством перед божьим судом и возможностью каждого человека обличать неправедную власть, способствовали выдвижению народных масс в качестве важнейших субъектов политического развития.

Следующим этапом развития демократии можно считать Средневековье, где первые демократические институты появляются сначала в Скандинавских странах (система местных собраний), затем в Англии, Швейцарии, Нидерландах и городах Северной Италии.

Средневековая демократия обозначена и появлением первых институтов, которые учитывают интересы не только сообществ на местном уровне, но и выявляют первые предпосылки для создания всенародных общественных парламентов. Такие политические институты становятся базисом для последующего появления общенациональных парламентов из выборных представителей, национальных избранных правительств и местных органов самоуправления.

Демократия, прежде чем обрести современный облик, прошла еще ряд глобальных изменений уже после того тектонического сдвига в понимании политических процессов в эпоху Средневековья. Особое влияние на данный исторический процесс развития институтов государственной власти оказала Реформация как первое успешное общественное социальное движение, ставшее переворотным этапом участия широкой общественности на авансцене политической жизни.

Основная идея политических преобразований того времени и является одним из важнейших шагов к появлению спустя несколько столетий в современном обществе такой концепции, как «электронная демократия». Термин «электронная демократия» подразумевает использование ИКТ для поддержки демократических процессов принятия политических решений, более широкого вовлечения в эти процессы граждан и укрепления репрезентативной демократии [28]. Смысл в том, что у каждого участника политического процесса с помощью ИКТ появился шанс повлиять на жизнь гражданского общества не только в своей муниципии, но и на уровне региона и государства в целом.

Демократии Англии и США эпохи Нового времени способствовали появлению нынешних форм демократического государственного устройства, процесс совершенствования которых и привел сегодня к появлению концепции «открытого правительства» [20].

50

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

Современное конституционное государство с устройством политических институтов и гражданско-политического самосознания, готового к внедрению идей «электронной демократии», формировалось на протяжении длительного этапа. И значительное влияние на его формирование оказала теория общественного договора.

Центральные идеи теории общественного договора — идеи естественного права, гражданского общества и народного суверенитета, согласно которым источником и конечным обладателем всякой власти является народ, а государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, — не что иное как институт защиты их естественных прав, которые осуществимы не в естественном, а только в гражданском состоянии. Человек жертвует частью своих прав и свобод, гарантируемых ему естественным правом, чтобы жить в гражданском обществе, где ему гарантируются гражданские права.

Томас Гоббс в своем труде «Левиафан» считал, что люди, жертвуя частью своих естественных прав, а именно ограничивая свои возможности действовать в личных интересах и жить в соответствии с законами, обретают безопасность личной жизни, когда один индивид обязуется не убивать другого индивида, если тот обязуется в том же. Это привело людей к объединению, созданию государства и покончило с анархичным существованием.

Джон Локк, в отличие от Гоббса, в своем труде «Второй трактат о правлении» писал, что люди, жившие в постоянном страхе друг перед другом, согласились бы создать государство, если бы оно обеспечивало нейтральное судейство, свободу и защиту частной собственности.

Развивая теорию общественного договора, Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» излагал иную версию этой теории. Он полагал, что истинная свобода возможна только там, где возможно прямое правление народа. Также он полагал, что народ вправе менять законы, которые, по его мнению, не соответствуют действительности или же являются морально устаревшими. Наряду с этим Руссо считает, что народный суверенитет является фундаментом построения гражданского общества. Руссо выдвигает народ на первый план, ставит его выше закона как создателя, но, с другой стороны, закон выше как свод правил, обязательных для всех.

Так, рассматривая развитие демократии и общественного договора, необходимо отметить, что разнообразные политические практики и институты характеризуются рядом сформировавшихся общих базисных принципов. По мнению российского политолога А.Ю. Мельвиля, среди них можно выделить такие как политическое и правовое равенство граждан, всеобщее избирательное право, представительный характер власти, выборность власти как форма реализации принципа представительства, плюрализм и свобода политической деятельности, правовой характер государства, уважение прав и интересов меньшинства, разделение властей на равноправные зако-

51

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

нодательную, исполнительную и судебную ветви, свободная конкуренция политических сил в борьбе за голоса избирателей, которая является наиболее надежной гарантией того, что власть не будет сконцентрирована в руках той или иной группы, и др. В этот перечень следует добавить конституционализм, легитимность, мажоритарность [17] и уважение к оппозиции, конституционные гарантии индивидуальных прав и свобод.

Необходимо отметить, что одним из ключевых факторов развития государства как института публичной власти являются изменения, касающиеся коммуникаций. Государства, при всем своем стремлении к развитию и становлению демократических идеалов, зачастую пресекали или старались пресекать распространение идей, противоречащих внутреннему курсу. В настоящее время это стало невозможным. Сегодня любой пользователь Сети без подключения крупных финансовых ресурсов может транслировать свои мысли миллионами сообщений и при всем этом оставаться абсолютно анонимным.

Появление «электронной демократии» взаимосвязано с увеличением политического активизма [3], который вследствие наложения на отсутствие цензуры в глобальной Сети стал ключевым фактором стихийного возникновения онлайн-платформ политической самоорганизации граждан по принципу снизу вверх. Именно это привело к последующему осмыслению данной тенденции государствами.

В своем развитии в последнее десятилетие на демократию оказало наибольшее влияние развитие сети Интернет.

Начавшийся чуть более полувека бурный рост ИКТ предопределил модель развития общества на долгие годы вперед, а также создание новых отраслей промышленности, глубокой модернизации имеющихся технологических процессов производства, науки, медицины, образования, а также финансового сектора и управленческого аппарата. Появились новые способы политической, социальной и экономической деятельности, которые не могли существовать в аграрном и индустриальном обществе, что позволило социологам обозначить переход в постиндустриальную, а затем и в информационную формацию [25]. Так, одним из основных преимуществ развития сети Интернет большинство исследователей ставят возможность расширения демократического участия граждан в управлении государством на разных уровнях.

Информационное общество сегодня — это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному [15].

Наибольшую экономическую ценность в информационном обществе определяет производство информации, ее хранение и распоряжение ею, а основные постулаты капитализма, такие как извлечение прибыли и частная собственность, остаются неизменными [14].

52

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

Определяющая роль развития информационного общества делегирована науке и инновациям, а также капиталу знаний, где ИКТ являются доминирующей архитектурой общественных взаимоотношений, государство должно использовать их как новый канал взаимодействия с гражданами, укрепляя свою легитимность [13]. В этом аспекте явно просматривается политическая мотивация государства для внедрения ИКТ в социально-политический сектор. Государственные институты по социальному предназначению должны формулировать и осуществлять политические курсы и создавать законы, бороться с мошенничеством, коррупцией и взяточничеством, поддерживать высокий уровень прозрачности и ответственности правительственных учреждений, а также реализовывать законы [24]. Содействуя развитию ИКТ в государственном управлении и привлекая к решению государственных задач широкие массы населения и экспертное сообщество, действующая власть укрепляет свою легитимность и поддерживает доверительные отношения с обществом.

Благодаря быстрому развитию информационных технологий, традиционные формы управления государством не отвечают современным требованиям, когда оперативность государственного реагирования остается низкой, а степень изменения ситуации — высокой [11]. Расширяющийся круг задач государственного регулирования требует быстрой координации сразу нескольких ведомств, а государство оказывается не готово к их решению в сокращающемся временном континууме. Количество ответственных сфер деятельности неуклонно растет, равно как и необходимость их регулирования. Также требуются специфические экспертные знания, которые рассредоточены в обществе и доступ к которым необходим госслужащим для их деятельности. Характеристики традиционного и «электронного» правительств диаметрально противоположны. Традиционное правительство характеризуется сложностью структур, когда «электронному правительству» присуща простота структур и процессов. «Электронное правительство» противопоставляет централизации и зависимости гибкость и автономию. Иными словами, происходит перенесение акцентов с вертикальных на горизонтальные связи внутри правительства между разными его подразделениями и ветвями власти. Еще одна характеристика элемента открытой социальной системы — «электронное правительство» ликвидирует традиционное ориентирование на внутренние процессы. В новых условиях главным является учет внешних факторов и ориентация на потребителя, которым являются граждане и субъекты экономической деятельности.

Переход к информационному обществу ведет к трансформации политических институтов демократии. В результате быстрого развития современных информационных технологий усилились дебаты относительно теории демократии [1]. Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздей-

53

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

ствием участников на исход процесса [30]. Формой демократии, характеризующейся использованием ИКТ, является электронная демократия.

«Электронное правительство» является частью концепции «электронной демократии». «Электронная демократия» является атрибутом защиты гражданами своих интересов и определения форм сотрудничества с государством в рамках «электронного правительства». Таким образом, «электронная демократия» — явление более масштабное, чем «электронное правительство», но предпосылки для ее формирования создает именно внедрение последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесу к использованию ИКТ на государственном уровне. Важной характеристикой «электронной демократии» является отказ во многих случаях от принципа приоритета большинства и переход к консенсусным решениям, при которых не возникает игнорируемого большинства. Муаммар Каддафи в своей «Зеленой книге» утверждает: «Политическая борьба, в результате которой побеждает, например, кандидат, набравший 51% голосов избирателей, приводит к установлению диктаторского орудия правления, облаченного в фальшивую тогу демократии, поскольку 49% избирателей оказываются под властью орудия правления, за которое они не голосовали, а которое было им навязано, а это и есть диктатура» [12]. Концепция «открытого правительства» предполагает участие всех граждан в управлении государством и рассмотрение проблем меньшинства.

Термин «электронное правительство» является дословным переводом английского термина «e-government», ввиду чего не может отражать исчерпывающей сути процессов, скрывающихся за общим названием. Некоторые теоретики предлагают использовать термин «электронное государство» или «открытое правительство», так как законодательная и судебная власть также переходят в цифровой формат [29].

Электронная демократия изменяет политическое поле государства:

• формируется новая, активная социальная позиция граждан;

• деятельность политических партий, отдельных политиков, общественных организаций частично переносится в киберпространство;

• изменяются требования к политикам и государственным деятелям.

Накопленная государством информация является национальным достоянием, и необходимо сделать так, чтобы все граждане и бизнес имели доступ к этому достоянию. Сразу же следует отметить, что личная информация, собранная из разных баз данных, может быть использована для компрометирования отдельно взятых граждан. Открытая статистическая информация, публикуемая органами государственной власти, может стать инструментом государственной пропаганды в интересах правящей элиты. В совокупности возможных последствий эти два аспекта консолидации персонифицированной и статистической информации являются для существующих демократических режимов серьезной проверкой на прочность

54

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

и делают возможным их трансформацию в различного рода диктатуры. Разумеется, что развитие и функционирование государственного управления вне систем ИКТ не рассматривается как таковое, но очень важным остается вопрос механизма регулирования доступа к информации. Гражданин, как индивидуальность, проявляет значительную заинтересованность в полной и достоверной информации обо всех процессах, так или иначе определяющих его жизнь, а значит, получает возможность делать политический выбор не только самостоятельно, но и со знанием дела. Это Р. Даль называет «просвещенным пониманием». Индивидуальность, способная к самостоятельному принятию решений, становится главным действующим лицом также и политической жизни. Коллектив, с его традициями, идеологией, опытом решения разнообразных проблем в прошлом, устоявшимися связями и авторитетом, отходит на задний план. Социальная активность становится одним из базовых понятий, которые формируют образ жизни. Это понятие также в значительной мере теряет политическую окраску и больше не требует обязательной принадлежности к коллективу, определенной группе, остальные члены которой разделяют ту же позицию. Социальная активность в большей мере становится проявлением индивидуальности, и этот процесс является составляющей глобального преобразования обществ в сообщества индивидуальностей, активизированных влиянием ИКТ. Таким образом, прослеживается индивидуальная мотивация каждого в участии в делах государства.

Эффективность применения ИКТ в управлении данными и администрировании своей деятельности изначально была доказана коммерческими компаниями. Коммерческие компании, применяющие информационные технологии, оказывают наиболее качественные услуги с меньшими операционными издержками и временными затратами, что, в свою очередь, доказывает эффективность внедрения ИКТ в административные процессы. Осознав их безграничный потенциал, ИКТ были выбраны основным инструментом для реализации административных реформ. Российское «электронное правительство» — это форма реакции государства на глобальные изменения. Успех этого процесса будет зависеть от многих факторов, в том числе и от изменения культуры взаимоотношений правительства с налогоплательщиками и изменения форм взаимодействия правительственных учреждений, развития новых привычек у всех участников процесса, найма нового персонала в правительственные учреждения.

Процесс глобализации, стремительно ускорившийся с середины XX века, а также кризис классического политико-административного устройства управления 70-х годов XX столетия обусловливают необходимость трансформации политико-административной системы и предполагают ее модернизацию. Рост штата бюрократического аппарата, увеличение затрат на его обеспечение, дублирование функций отделов, департаментов и целых министерств, снижение качества государственных услуг вызвали сни-

55

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

жение уровня доверия населения к государству. Ухудшающееся положение в секторе государственного управления стало импульсом для развития ИКТ [22]. ИКТ дает возможность объединения больших массивов данных, сокращение операционных затрат как в монетизированном, так и кадровом аспекте, ускорение получения государственных услуг от недель к часам, доступа к государственной информации каждого и участия каждого в государственном управлении.

Применение информационных технологий в государственном управлении открывает безграничные возможности для решения разного рода задач на различных уровнях, в особенности на местном муниципальном. В настоящее время правительства многих развитых стран с развитой демократией осознают весь потенциал информационных интернет-технологий и могут позволить себе существенное финансирование программ в области разработки и внедрения систем информационного управления государством. При достаточном и стабильном финансировании внедрения ИКТ в государственное управление, вложенные средства быстро оборачиваются выгодой, приобретаемой за счет сокращения бюрократических издержек. Граждане, получая реальные возможности в принятии решений, увеличивают свой кредит доверия власти, что благоприятно сказывается на общественном порядке, способствует снижению социального напряжения и формирует более социально ориентированное мировоззрение. Большая прозрачность государственной власти способствует более эффективному построению гражданского общества за счет открытости данных и контроля со стороны населения.

Внедрение форм электронной отчетности, получения разрешительной документации в электронном виде и прочих государственных услуг для бизнеса позволяет значительно сократить затрачиваемое время для администрирования бизнес-процессов, что, в свою очередь, благоприятно скажется на росте экономики. Синхронизация бизнеса и государственного регулирования с помощью ИКТ обернется взаимовыгодным сотрудничеством, при котором комфортное ведение бизнеса станет залогом его развития, гарантом стабильного, устойчивого роста, легализации и привлечения инвестиций. Прозрачность и доступность в области государственного заказа для всех заинтересованных организаций, отвечающих законным требованиям, обеспечивает резкое сокращение доли коррупционной составляющей и способствует развитию конкурентной среды для реализации государственных проектов и программ. Координация в области государственного заказа дает возможность власти стимулировать развитие малорентабельных и социально значимых направлений, понижать уровень безработицы и создавать более высокие конкурентные условия в приоритетных секторах экономики.

Система электронного документооборота между различными ведомствами, а также стандартизация и унификация предоставления государ-

56

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

ственных услуг позволяют государству оказывать более качественные услуги, значительно сокращая разрыв между нуждами взаимодействующих субъектов и властью. Также важно отметить политические функции «электронного правительства»:

• реализация конституционного права граждан на доступ к открытой государственной информации;

• доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, что укрепляет доверие к государству и его политике;

• взаимодействие и диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;

• объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти и местного самоуправления с целью укрепления общенационального информационного пространства;

• усовершенствование системы государственного управления, оптимизация структуры государственного аппарата;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержка экономической деятельности государственных хозяйственных субъектов, что позволит им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;

• взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.

В своей книге «Электронное правительство» авторы А. Голубицкий и

О. Шевчук рассматривают «электронное правительство» как концепцию осуществления управления государством, которая является необходимым элементом информационного преобразования всего общества. Основными целями создания «электронного правительства» они выделяют следующие аспекты [6]:

• повышение эффективности работы управленческого аппарата;

• социально-экономическое развитие;

• повышение качества жизни граждан [6].

Джон Янг рассматривает «электронное правительство» как «использование ИКТ государством с целью расширить доступ и улучшить качество предоставляемых услуг для своих партнеров по взаимодействию: граждан, представителей бизнеса, государственных служащих» [31]. Его подход предполагает использование трех аспектов для реализации концепции «электронного правительства»:

• предоставление государственных услуг населению в электронном виде посредством виртуальных представительств (веб-сайтов);

• максимально эффективное использование ИКТ в системе государственного управления;

57

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

• возрастающая открытость и прозрачность органов государственной власти и доступности государственной информации для граждан и повышение участия последних в принятии государственных решений.

В нестабильном современном политическом мире легитимизация власти является одной из приоритетных задач правящей элиты. От социально-психологического признания обществом законности и существующих институтов власти и правомерности, принимаемых ими решений зависит само будущее политического режима власти [2]. Участие граждан в политической жизни страны и доступная государственная информация укрепят в сознании населения справедливость проводимой государственной политики, а также политическую стабильность, целостность и суверенный строй государства.

По мнению Л. Сморгунова, «электронное правительство использует ИКТ для формирования межорганизационных отношений, включающих политическую координацию, внедрение политических решений и предоставление публичных услуг» [21]. Таким образом, автор считает, что «электронное правительство» направлено на более эффективное взаимодействие государственных структур в своей деятельности, зачастую имеющих специфические условия функционирования.

В. Дрожжинов рассматривает «электронное правительство» «в использовании виртуального пространства для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений» [23]. Такое определение наиболее достоверно отображает российский подход к концепции «электронного правительства».

Дж. Демпси из неправительственной организации «Центр демократии и технологий» считает, что «электронное правительство» представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным [8]. Из вышеизложенных положений следует, что «электронное правительство» представляет собой коммуникативную схему взаимодействия между государством и обществом, реализуемую посредством информационно-коммуникационных технологий, для обеспечения равного доступа граждан к открытой государственной информации и получения государственных услуг в электронном виде, а также объединенные электронные базы данных для эффективного взаимодействия государственного аппарата посредством электронного документооборота.

Вывод: развивающаяся политическая и информационная культура общества наиболее полно актуализирует государственную политику в области совершенствования ИКТ в управлении государством и определяет дальнейшие тенденции в этом направлении, а также задает стимул для

58

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

устойчивого развития намеченной политики. Также следует отметить, что от степени открытости государства перед обществом и его стремлении к сотрудничеству зависят электоральные предпочтения населения, которые могут как укреплять государственную власть, так и делать ее слабее, вплоть до полной смены руководства страны.

Наблюдая стадию окончательного перехода к цифровому обществу, можно сделать вывод о том, что электронная демократия становится продолжением естественного развития государства как института публичной власти. Такие процессы изменения коммуникативных подходов государственных структур, притом что являются идентичными по своей идеологии для любых стран, принимают во внимание особенности и устои внутренней политической культуры каждой страны в отдельности.

В целом внедрение и развитие доктрины «открытого правительства» является очередным этапом исторического развития демократического общества. Современные технологии, позволяющие связывать всех людей в одну сеть в масштабах всей страны и мира, дают уникальную возможность в истории человечества реализовать власть народа. Современные каналы связи позволяют не только общаться в режиме реального времени, совершать покупки, но и получать электронные государственные услуги.

В настоящее время современные ИКТ дают возможность участия в управлении государством всем гражданам. В то время, когда люди не озабочены только добычей пропитания и гарантирована их личная безопасность, возникает потребность в причастности к «большому делу», каковым является управление государством, и они могут реализовать эту потребность через «открытое правительство».

Доступ к большому количеству информации, рассредоточенной среди экспертов, позволяет принимать более эффективные управленческие решения. Государственные служащие не обладают объемом знаний, стремительно увеличивающимся за счет развития новейших технологий, поэтому привлечение экспертов к принятию решений целесообразно.

Также открытость государственного управления для граждан повышает легитимность действующей власти, уровень доверия населения и снижает антиправительственные настроения в обществе. «Открытое правительство» является мощным антикоррупционным инструментом, делая информацию открытой, а механизмы принятия решений прозрачными. Понятные правила игры, доступ к государственной информации, прозрачные схемы принятия решений повышают конкурентоспособность экономики в борьбе за иностранные инвестиции. На внутреннем рынке создаются благоприятные условия для реинвестирования и снижается доля оттока капитала. Появляются новые рабочие места. «Открытое правительство» стимулирует развитие гражданского общества. Электронные системы позволяют учитывать мнение каждого гражданина, способствуя принятию консенсусных решений, и исключают факт игнорирования меньшинства,

59

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

тем самым подрывая диктат большинства и показывая обществу, что каждый его член важен.

Также стоит отметить важную роль внедрения такого инструмента, как «электронное правительство». Внедрение системы «Электронного правительства» было обусловлено возможностью создания сетей, охватывающих каждый город. Эту возможность государство использовало, чтобы предоставить доступ к государственным услугам в электронном виде населению и бизнесу и минимизировать сроки предоставления услуг и транзакционные издержки.

Электронный документооборот позволяет снизить уровень бюрократии и упразднить дублирование функций смежными государственными структурами.

Успех «открытого правительства» в целом и «электронного правительства» в частности зависит от активной гражданской позиции населения, его компьютерной грамотности и развития телекоммуникационных систем. Высшее руководство страны взяло курс на открытость и подотчетность государства перед народом, развитие гражданского общества и сохранение демократических принципов. При должной информационной поддержке механизмами рекламы и связей с общественностью удастся привлечь внимание людей к «электронному правительству» и реализовывать эту идеологию более эффективно.

«Электронное правительство» рассматривается как вспомогательный механизм управления государством, объединяющий на своей платформе государственный аппарат, экспертное сообщество и широкие слои общества. От успеха реализации проекта зависит степень открытости власти и подотчетности ее перед народом, поскольку, согласно теории общественного договора, каждый член общества пожертвовал часть своей свободы и своего суверенитета и вверил ее в руки правительства. Логично, что настало время, когда каждый член общества хочет контролировать то, как правительство распоряжается этим. От открытости власти перед народом зависят ее имидж, вопрос легитимности, электоральные предпочтения и общий фон гражданского настроения, а также инвестиционная привлекательность для развития бизнеса и позиционирование государства в мировом сообществе.

Литература

1. Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 05.11.2014).

2. Акопов Г.Л. Политология: Учеб, пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2009. 350 с.

3. Активизм // Академик. [Электронный ресурс] URL: http://gender.

academic.ru/240/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0% B8%D0%B2%D0%B8%D0% B7%D0%BC.

60

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

4. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.: Наука, 1966. 360 с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000.

6. Голубицкий А., Шевчук О. Электронное правительство. [Электронный ресурс] URL: www.golob.narod.ru/egovperru.html.

7. Демократия // БСЭ. [Электронный ресурс] URL: http://bse.chemport.ru/ demokratiya.shtml.

8. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. С. 24.

9. Инновации помогут России соответствовать мировым трендам. [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/Tech_news/20131129/980637424.html#ixzz2mswTDe6b.

10. Интернет в России: динамика проникновения. [Электронный ресурс] URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-intemeta/11067.

11. Информационные технологии: приоритетные направления развития / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011.

12. Каддафи М. Зеленая книга // Концептуал. М., 2012. С. 9—10.

13. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-фактория, 2004.

14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 2010.

15. Кемеров В. Философская энциклопедия. М.: Панпринт, 1998.

16. Конвергенция в телекоммуникациях. [Электронный ресурс] URL: http:// www.asterisk.by/node/811.

17. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). М., 1999. С. 15.

18. Модемократия. [Электронный ресурс] URL: http://runet.fom.ru/posts/10219.

19. Плюрализм теорий происхождения государства. [Электронный ресурс] URL: www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/5.htm.

20. Рассел Б. История западной философии. М.: Основы, 1995. 759 с.

21. Сморгунов Л.В. Политические сети, информационные технологии и публичное управление: переход от концепции «e-government» к «e-governance» // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8—11 ноября 2005 г.). СПб., 2005. С. 160—161.

22. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «government» // Политические исследования. 2003. № 3. С. 20—49.

23. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002.

24. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке / Пер. с англ. М.: АСТ, 2010. С. 26.

61

Исторический и социально-политический аспект «Электронного правительства»...

25. Bell D. The coming of Post-Industrial Society. A venture in social forecasting. N.Y., 1976.

26. Dahl R.A. Democracy. Энциклопедия Британника Chicago: Encyclopedia Britannica. 2007. Vol. 17. N 179.

27. Dahl R. On democracy // New Haven: Yale University Press, 1998.

28. Fountain J. Building the virtual state: information technology and institutional change. Washington D.C., 2001.

29. Hyland J.L. Democratic Theory: The Philosophical Foundations. Manchester: Manchester Univ. Press, 1995.

30. Yong J.SL. E-government in Asia: enabling public service innovation in the XXI century. Singapore: Times Editions, 2003. P. 10—11.

31. Macintosh A. Characterizing E-Participation in Policy-Making Proceedings of the 37th // Hawaii International Conference on System Sciences, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.