Научная статья на тему 'Роль гражданской инициативы в процессе развития систем электронного правительства и электронной демократии'

Роль гражданской инициативы в процессе развития систем электронного правительства и электронной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
472
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / E-DEMOCRACY / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / INTERACTION BETWEEN STATE AND SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / PUBLIC INITIATIVE / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / CIVIC INITIATIVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калин Семен Александрович

Увеличение влияния современных информационно-коммуникационных технологий на политические и социальные процессы становится все более очевидным. Это вызывает интерес научного сообщества, органов государственной власти, структур гражданского общества. Сегодня в России органы государственной власти проявляют значительное внимание к развитию электронной демократии и систем электронного правительства. Однако активную позицию в этом вопросе занимают и отдельные группы граждан, представители некоммерческих организаций и оппозиции. Действующие в Интернете негосударственные проекты э-демократии часто вступают в противоречие с созданными властью. Это создает значительные риски социально-политического развития страны и дальнейшего формирования в ней э-демократии. В статье рассматриваются некоторые вопросы создания и развития электронных коммуникационных площадок, раскрывающих принципы э-демократии и э-правительства в России. Проанализированы механизмы воздействия граждан на развитие систем компьютерно-опосредованной политической коммуникации, используемые в сфере публичного управления. Сформулированы конкретные выводы о перспективах и возможностях дальнейшего развития систем э-правительства и э-демократии при участии активных граждан и институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PUBLIC INITIATIVE IN THE DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT AND E-DEMOCRACY

The paper argues that growing impact of modern information and communication technologies on the political and social processes is becoming increasingly apparent. It is noted by the academic community, public authorities, and civil society structures. Now, Russian state authorities are paying great attention to the development of e-democracy and e-government. In addition, certain groups of citizens, representatives of NGOs and opposition groups contribute to e-democracy. Non-governmental Internet projects of e-democracy often come into conflict with the state projects. This poses significant risks for social and political development of the country and further development of e-democracy. The paper discusses the challenges of establishing and developing of electronic communication platforms that comply with the principles of e-democracy and e-government in Russia. The author analyzes the mechanisms of public influence on the development of computer-mediated political communication field, and presents his conclusions about the prospects and opportunities for further development of e-government and e-democracy with the involvement of active citizens and civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Роль гражданской инициативы в процессе развития систем электронного правительства и электронной демократии»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 005:004

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ *

ROLE OF PUBLIC INITIATIVE IN THE DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT AND E-DEMOCRACY

Калин Семен Александрович

Увеличение влияния современных информационно-коммуникационных технологий на политические и социальные процессы становится все более очевидным. Это вызывает интерес научного сообщества, органов государственной власти, структур гражданского общества.

Сегодня в России органы государственной власти проявляют значительное внимание к развитию электронной демократии и систем электронного правительства. Однако активную позицию в этом вопросе занимают и отдельные группы граждан, представители некоммерческих организаций и оппозиции. Действующие в Интернете негосударственные проекты э-демократии часто вступают в противоречие с созданными властью. Это создает значительные риски социально-политического развития страны и дальнейшего формирования в ней э-демократии.

В статье рассматриваются некоторые вопросы создания и развития электронных коммуникационных площадок, раскрывающих принципы э-демократии и э-правительства в России. Проанализированы механизмы воздействия граждан на развитие систем компьютерно-опосредованной политической коммуникации, используемые в сфере публичного управления. Сформулированы конкретные выводы о перспективах

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-33-01234.

postgraduate student of the department of philosophy and political science, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

аспирант кафедры философии и политологии факультета социально-политического менеджмента, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Kalin Semyon Aleksandrovich

e-mail: [email protected]

и возможностях дальнейшего развития систем э-правительства и э-демократии при участии активных граждан и институтов гражданского общества.

Ключевые слова: электронная демократия, электронное правительство, взаимодействие власти и общества, общественная инициатива, гражданская инициатива.

The paper argues that growing impact of modern information and communication technologies on the political and social processes is becoming increasingly apparent. It is noted by the academic community, public authorities, and civil society structures.

Now, Russian state authorities are paying great attention to the development of e-democracy and e-government. In addition, certain groups of citizens, representatives of NGOs and opposition groups contribute to e-democracy. Non-governmental Internet projects of e-democracy often come into conflict with the state projects. This poses significant risks for social and political development of the country and further development of e-democracy.

The paper discusses the challenges of establishing and developing of electronic communication platforms that comply with the principles of e-democracy and e-government in Russia. The author analyzes the mechanisms of public influence on the development of computer-mediated political communication field, and presents his conclusions about the prospects and opportunities for further development of e-government and e-democracy with the involvement of active citizens and civil society institutions.

Keywords: e-democracy, e-government, interaction between state and society, public initiative, civic initiative.

На сегодняшний день стало очевидно, что влияние развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на процессы взаимосвязи государства и общества привлекает внимание не только участников данного процесса, но и вызывает интерес научного сообщества. Подобное внимание можно объяснить потребностью развития демократии в современных условиях. Необходимость участия граждан в выполнении государством своих функций вытекает из самой сути понимания демократического режима. Подотчетность власти населению, общественный контроль за деятельностью органов управления отчасти определяют процессы развития гражданского общества. А поиск эффективных средств и методов взаимодействия государства и гражданского общества в современных условиях приводит к необходимости развития электронной демократии и систем электронного правительства.

Как отмечает А.Л. Миночкин, «по мере виртуализации политики возникает зависимость публичного государственного управления от гражданской активности в интернет-среде, побуждающая власть выстраивать новую модель взаимоотношений «власть - общество», базирующуюся на информационно-коммуникационных технологиях» [1]. Ключевым фактором развития э-демократии и э-правительства на сегодняшний день стали интернет-технологии. Исследования влияния современных ИКТ на сферы государственного и политического управления привели к появлению новых понятий: «электронная демократия», «теледемократия», «электронное правительство», «кибердемократия», подразумевающих под собой «демократическую политическую систему, в которой компьютеры, а также аналогичные им устройства, соединенные в телекомму-

никационные сети, используются для того, чтобы способствовать выполнению основных функций демократического процесса» [2], и раскрывающих такое понятие, как «нетокра-тия» или образование нового поколения политических управленцев, способных модериро-вать работу современных систем ИКТ [3].

Рассмотрение феномена э-демократии в научной сфере происходило под влиянием информационной теории демократии. В отечественной науке также существует большой пласт исследований интерактивной формы прямого участия граждан в управлении государственными делами через ИКТ.

На основе анализа различных подходов к феноменам э-демократии и э-правительства за основу были взяты следующие определения: э-демократия - это форма организации деятельности граждан, которая через применение и развитие ИКТ обеспечивает их взаимодействие с государством, общественными и коммерческими структурами и между собой по вопросам отправления власти; э-прави-тельство - это форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ получение организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Актуальные исследования демонстрируют серьезность разработанности политического феномена э-демократии и э-правительства. Подобное положение вещей открывает поле возможностей для исследования практик применения теорий э-демократии и э-прави-тельства, а также изучения роли гражданского общества и инициатив его представителей в процессе развития данных практик в России.

Препятствиями для развития систем э-демократии и э-правительства в нашей стра-

не по-прежнему являются скорость доступа в Интернет, охват аудитории, стоимость самого подключения. Однако, основываясь на сведениях доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России, состояние, тенденции и перспективы», можно утверждать, что при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2015 г. количество пользователей вырастет приблизительно на 30 млн человек, сегодня этот показатель находится на уровне свыше 70 млн человек [4]. Соответственно, техническая возможность полного охвата населения России возможностями Интернета в ближайшие годы есть. По степени готовности законодательства и политической обстановке Россия занимает 100-е место (из 143), по уровню развития инфраструктуры и цифрового контента - 43-е, по доступности сетевых сервисов - 14-е, по навыкам пользователей - 64-е, по уровню их индивидуального использования - 46-е, по уровню использования сетевых технологий в бизнесе - 86-е, по использованию в правительстве - 61-е [5]. За последние четыре года Россия значительно усилила свои позиции в данном рейтинге. Показатели предшествующих периодов наглядно демонстрируют явный прогресс развития ИКТ и возможностей их использования гражданами для осуществления конституционных и иных законных интересов. Подобное положение вызывает интерес к выявлению возможностей и степени воздействия активного населения на создание и развитие электронных коммуникационных площадок, используемых в сфере публичного управления.

Гражданская инициатива рассматривается автором как самостоятельное значимое действие, направленное на реализацию своих прав и свобод, осуществляемое гражданином, группой граждан или их объединением в рамках действующего законодательства. Следует понимать, что для определения роли гражданских начинаний в развитии систем э-демо-кратии и э-правительства в России гражданская инициатива должна рассматриваться не только в плоскости непосредственного пользования населением существующих электронных платформ, но и в плоскости выражения предложений вне Интернета - через СМИ, собрания, объединения (формальные и неформальные), акции и иные действия, имеющие последствия для развития механизмов компьютерно-опосредованной политической коммуникации. Такой подход позволит выявить и оценить рефлексию государственной власти проявлений гражданской активности и понять, совершенствуются

ли при этом возможности э-демократии и э-правительства.

Для определения роли гражданской инициативы в развитии систем э-правительства и э-демократии представляется необходимым рассмотреть и проанализировать ключевые интернет-порталы (сайты), способствующие выполнению конкретных функций демократии. Рассмотрение истории и развития указанных систем даст основу выявления степени влияния граждан на данные процессы.

Существенным инструментом гражданского влияния и контроля за деятельностью органов власти выступают оценочные процедуры. Вариациями подобных процедур в рамках систем э-демократии являются механизмы он-лайн-обсуждения и контроля за деятельностью органов власти: онлайн-оценки, онлайн-рейтинги, онлайн-опросы, онлайн-эксперти-зы и подобные им. Однако механизмы гражданского или общественного онлайн-управле-ния не обрели на сегодняшний день обширного распространения и реализации в рамках специализированных интернет-ресурсов э-де-мократии. Социальные сети, интернет-форумы и специализированные ресурсы, направленные на решение проблем узкого круга лиц, используются гражданами в целях общественного онлайн-управления. Это, естественно, снижает эффективность влияния граждан на развитие систем э-демократии и э-правитель-ства, поскольку сейчас уже работают порталы, обеспечивающие обсуждение инициатив и действий власти, а также подачи собственных предложений и требований.

Федеральная государственная информационная система «Электронная демократия» (e-democratia.ru) функционирует с 2012 г. в тестовом режиме. В апреле 2013 г. запущен интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (www.roi.ru), идея которого возникла в мае 2012 г., когда был подписан Указ Президента РФ о создании специализированного ресурса в Интернете для публичного представления предложений граждан. Реализация права голоса происходит после регистрации на портале госуслуг (gosuslugi.ru) или получения кода доступа. «Российская общественная инициатива» - это один из основных проектов системы «Открытое правительство», развивающей новые способы сотрудничества экспертного сообщества, гражданского общества и представителей власти. Был создан реальный инструмент, который может донести общественную инициативу большого круга лиц и обратить ее в законопроект, обеспечив максимальную публичность и прозрачность выдвижения правотворческих предложений граж-

дан. На май 2015 г. на сайте было зарегистрировано более 5 700 предложений, поступивших от граждан, для рассмотрения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако на рассмотрение в парламент, исходя из норм действующего закона, были направлены лишь 18, из которых только 9 обрели силу закона, и это показатель более чем за 2 года работы ресурса.

В 2013 г. запущен интернет-портал нижней палаты Федерального Собрания России Государственной думы «Видео-дума» (www.video-duma.ru). Ресурс открыл свободный доступ через Интернет к видеозаписям работы парламента, проводимым мероприятиям, связанным с законотворческой деятельностью парламентариев. На сайте опубликованы и доступны видеозаписи всех пленарных заседаний Госдумы 6-го созыва - с конца 2011 г., периода начала массовых протестных действий оппозиции в нашей стране. Проект был создан на основе обсуждений и комментариев на сайте «Думаем вместе», где идея парламентского видеохостинга вошла в «двадцатку» предложений граждан о развитии э-парламента. Это является прямым подтверждением важности участия граждан в развитии систем э-демо-кратии и э-правительства. Власть не может не реагировать на массовые публичные требования населения, проявляемые как в офлайн-, так и онлайн-режиме. Учитывая же стремление людей к получению реакции со стороны государственного аппарата в самые сжатые сроки, компьютерно-опосредованное взаимодействие приобретает особую роль как в возможностях представления гражданами своих законных интересов, так и в презентации реакции власти.

Внимания для изучения заявленных проблем заслуживает и запущенный в 2013 г. «Единый портал бюджетной системы РФ» (www. budget.gov.ru). Ресурс обеспечивает свободный доступ более чем к 70 страницам информации о бюджетной системе России, ее состоянии, показателях, объеме, статьях расходов, государственной поддержке юридических и физических лиц и ряду иных показателей. Портал также может взаимодействовать с другими государственными информационными системами. На сайте предусмотрены инструменты оценки общественного мнения, проведения опросов, обсуждения заявленных тем.

В середине 2012 г. появился экспериментальный интернет-портал России, информационная система «Электронная демократия» («Единый портал электронной демократии Российской Федерации» - http://e-democratia. ru/), дающий возможность гражданам прямо

участвовать в государственном управлении, а органам власти и общественным объединениям - взаимодействовать с инициативными группами граждан по решению значительного спектра проблем. Ресурс дает возможности создавать и направлять в государственные органы публичные, в том числе и коллективные, запросы и предложения, следить за их прохождением, получать ответы, добавлять к своим обращениям графические карты, обсуждать документы, публиковать замечания; допускает возможность органам власти вести собственные блоги; дает возможность оценить качество принятых органами власти ответов и мер; вести статистику работы органов управления на основании оценок граждан. При этом регистрация на данном сайте происходит после заполнения анкеты с указаниями личных данных граждан. Это в определенной мере не соответствует нормам федерального законодательства в части требований к обращению в форме электронного документа. Работа данного сайта на момент завершения проводимого исследования приостановлена, однако действует аналогичный портал «Демократор» (http://democrator.ru/). Как отмечает Т.С. Мельникова, данный ресурс имеет ряд положительных характеристик, среди которых «довольно обширный перечень предоставляемых возможностей всем участникам взаимодействия» [6].

Результаты исследования дают возможность говорить о том, что специфика работы большинства вышеуказанных ресурсов вызывает неоднозначную реакцию и споры. В силу особенностей технологической платформы оценивать работу органов власти, обращаться с предложениями, а также возможность голосовать получают только зарегистрированные пользователи, что претит демократическому праву граждан на участие в тайном голосовании. Государственные электронные системы, принимающие инициативы граждан, не позволяют участвовать заявителям в обсуждении проблем при непосредственном принятии решений и, по сути, допускают лишь заявление предложений, но не полноценное участие в решении обозначенных проблем.

Проявление инициативы по развитию э-демократии происходит не только со стороны власти, но и со стороны самоорганизуемых гражданских объединений, в том числе и представителей несистемной оппозиции. В интернет-пространстве появляются и развиваются независимые проекты э-демократии, во многом расходящиеся с инициированными властью, что стимулирует развитие самих государственных систем э-демократии в нашей стране. Так, помимо использования социаль-

ных сетей, интернет-активисты разрабатывают собственные сайты, направленные на защиту прав и свобод граждан. Широкий общественный резонанс вызывают создаваемые порталы Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией: «РосПил» (гсерПЛпЮ), «РосЖКХ» (roszkh.ru), «РосЯма (rosyama.ru), «Закон» (navalny.ru/roi) (правда, этот портал получил интеграцию с государственной платформой РОИ). Данные ресурсы призваны обеспечить общественный контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, закупок госкомпаний, действий власти во время выборов, развитие дорожной инфраструктуры и жилищьно-коммунального хозяйства в стране. Порталы Алексея Навального не только принимают жалобы от населения, проводят их обсуждения, но и готовят по ним соответствующие обращения в органы власти, предоставляя возможность отслеживать процесс решения затронутых в обращении проблем. На момент исследования количество зарегистрированных участников каждого проекта превышало 100 тыс. человек. Интересными с точки зрения гражданских инициатив являются и другие проекты, например объединения юристов, представителей СМИ и просто неравнодушных граждан «Все в суд!» (www.vsevsud.org), предназначенный для тех кто ведет борьбу за честные выборы в России, кто намерен отстаивать свое право на голос и конституционные гарантии свободного волеизъявления граждан. Стоит обратить внимание на экспериментальные и тестовые проекты э-демо-кратии: «Координационный совет российской оппозиции» (http://cvk2012.org/), «Сетевой парламент рунета» (http://setpar.livejournal.com/). Создаваемые и развиваемые вне участия действующей власти электронные ресурсы несут в себе ряд рисков и угроз.

Упомянутые неправительственные ресурсы так или иначе оказывают влияние на затрагиваемые в рамках конкретного сайта вопросы. Это происходит через голосования, опросы, подачи заявлений, сборы подписей, направление обращений. Анализ принципов гражданских инициатив, осуществляемых через вышеуказанные неправительственные ресурсы, показывает, что наряду с созданием негосударственных технико-технологических возможностей и ресурсов э-демократии появляются новые механизмы, которые позволяют гражданам оказывать реальное, а не декларативное влияние на процесс общественно-политического управления. При этом государственная власть стремится к своевременному реагированию на подобные условия. Рассматривая

действия несистемной оппозиции, ряда общественных деятелей и граждан, неравнодушных к тем или иным социально-политическим и экономическим проблемам последних лет в нашей стране, можно говорить о том, что про-тестные действия 2011 - 2013 гг., появление неформальных, а затем и формализованных структур, объединяющих представителей самых разных взглядов и убеждений, стали поводом не только для развития некоторых атрибутов э-демократии, но и для совершенствования работы государственной власти в интернет-среде. Оборудование избирательных участков веб-камерами наблюдения за выборами с онлайн-трансляцией, увеличение оснащенности участков системами КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней), появление «инициативы 100 тысяч» [7], а затем и портала э-демократии РОИ стали результатом несоответствия деятельности власти запросам и ожиданиям населения. При этом впоследствии данные меры в определённой степени обеспечили снижение протестной активности. Представляется, что развитие систем оперативного, своевременного реагирования через ИКТ, т. е. систем э-правительства и э-демократии, на гражданскую активность может сыграть роль не только в снижении социальной напряженности и конфликтности в России, но и поддержит государственную стабильность, поможет в выявлении противоречий на ранней стадии, а также в мобилизации дополнительных ресурсов в социальной сфере и поддержании национальной безопасности.

Гражданские проекты, инициативы вне политической среды также служат основой развития электронных коммуникационных площадок. Созданное несколько лет назад движение «СтопХам» (stopham.tv/ru), ведущее борьбу с хамством на дорогах, нарушителями правил дорожного движения и размещающее видеозаписи в сети Интернет, стало поводом развития интернет приёмных ГИБДД по всей стране.

Если говорить о развитии систем э-пра-вительства и э-демократии, очевидно, что ведущая роль в этом процессе в России принадлежит государству и специалистам, привлекаемым им для разработки и совершенствования информационно-коммуникативных возможностей участия граждан в отправлении власти. Это обусловлено самой природой государства как коллективной, сложноорганизованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Очевидно, действия власти в России по развитию систем э-демократии и э-правительства направлены на получение

необходимой информации о потребностях граждан и выработку решений по их инициативам с учетом собственных интересов, интересов элитных групп, а в конечном итоге поддержание собственной легитимности. Как отмечал Й. Шумпетер, «при анализе политических процессов мы в большей степени сталкиваемся не с подлинной, а с сфабрикованной волей... воля народа есть продукт, а не движущая сила политического процесса» [8]. Однако нельзя отрицать, что при наличии серьезного общественного резонанса тех или иных вопросов экономики, политики, социальной и иных сфер появляются и новые возможности решения для граждан данных проблем с использованием интернет-ресурсов. Обнародование и широкое обсуждение социально важных проблем отнюдь не единственный способ влияния на принимаемые общественно-политические решения. Онлайн-пространство давно используется как инструмент организации и проведения различного рода мероприятий

(флеш-мобы, протесты, акции, сборы средств). Подобное поведение граждан и их объединений на действия государства и его представителей мотивирует органы власти совершенствовать возможности э-правительства и э-демократии с учетом ожиданий населения, но и потребностей самой власти.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что государственная власть, развивая системы э-демократии и э-правительства, прежде всего стремится к повышению собственной легитимности, созданию правил игры, закрепленных законодательно. Для населения эти системы - прежде всего инструмент, дающий возможность быть реальным участником процесса принятия политических и социально значимых решений, при этом стоит понимать, что без проявления гражданской активности, отклика на существующие механизмы компьютерно-опосредованной политической коммуникации невозможно их развитие в нашей стране.

Библиографический список (References)

1. Миночкин А.Л. Информационно-политические риски электронной демократии: концептуальный подход : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2013.

Minochkin A.L. (2013) Informatsionno-politicheskiye riski elektronnoy demokratii: kontseptual'nyy podk-hod : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [Information and political risks of e-democracy: conceptual approach: summary of a thesis]. Saratov.

2. Бондаренко С.В. Социальные технологии «электронной демократии» (попытка верификация конструкта) [электронный ресурс]. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=552.

Bondarenko S.V. Sotsial'nyye tekhnologii «elektronnoy demokratii» (popytka verifikatsiya konstrukta) [Social technology of "e-democracy" (an attempt to verify the construct) ]. URL: http://www.library.cjes.ru/ online/?a=con&b_id=552.

3. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.

Bard A., Zoderkvist Ya. (2005) Netokratiya. Novaya pravyashchaya elita i zhizn' posle kapitalizma [The Netocrats]. SPb.: Stokgol'mskaya shkola ekonomiki.

4. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/20i4/internet-in-russia.html.

Internet v Rossii. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya. Otraslevoy doklad [Internet in Russia. Status, trends and prospects. Industry report]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/20i4/internet-in-russia.html.

5. Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index -NRI) [электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

Indeks razvitosti informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [The Networked Readiness Index - NRI]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

6. Мельникова Т.С. Современные тенденции развития электронной демократии в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4 (53). С. 145 - 149.

Mel'nikova T.S. (2014) Sovremennyye tendentsii razvitiya elektronnoy demokratii v Rossii [Current trends of e-democracy development in Russia] // Vestnik SGSEU. № 4 (53). P. 145 - 149.

7. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России [электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753.

Demokratiya i kachestvo gosudarstva. Vladimir Putin o razvitii demokraticheskikh institutov v Rossii [Democracy and the quality of state governance. Vladimir Putin on the development of democratic institutions in Russia]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753.

8. Приходов М.Н. Понятие и функции СМИ [ электронный ресурс]. URL: http://politolog.biz/str.php?zag.

Prikhodov M.N. Ponyatiye i funktsii SMI [The concept and function of media]. URL: http://politolog.biz/str.

php?zag.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.