Научная статья на тему 'Современные тенденции развития электронной демократии в России'

Современные тенденции развития электронной демократии в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1194
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / E-DEMOCRACY / INFORMATION SOCIETY / INTERACTION BETWEEN STATE AND SOCIETY / COMMUNITY INITIATIVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Татьяна Сергеевна

На сегодняшний день прослеживается четкая позиция власти по вопросам использования интернет-технологий во взаимодействии представителей властных структур с гражданами. С каждым годом появляются новые проекты реализации государственной программы «Информационное общество (2011 2020 гг.)». Однако уровень и темпы развития системы электронной демократии в России отстают от общих мировых тенденций. Проработка вопросов, связанных с возможностями и особенностями использования информационно-коммуникационных технологий для укрепления демократического режима и выявлением тенденций в данной сфере, является весьма важной задачей для современной политической науки. В статье раскрываются концептуальные аспекты электронной демократии, рассматриваются практические примеры ее реализации в России. Проводится обзор проектов электронной демократии, функционирующих в интернет-пространстве России. Делаются выводы относительно тенденций и перспектив развития э-демократии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF E-DEMOCRACY DEVELOPMENT IN RUSSIA

The paper claims that now there is a clear position of state authorities on the use of Internet technologies for interaction between representatives of the authorities and citizens. Every year there are new projects for the implementation of the state program “Information Society (2011 2020)”. However, the level and pace of e-democracy development in Russia lag behind the overall global trends. The author argues that addressing the issues related to the potential and special features of the use of information and communication technologies in order to strengthen democracy and identifying trends in this area are very important tasks for modern political science. The paper reveals conceptual aspects of e-democracy and discusses practical examples of its implementation in Russia. A review of e-democracy projects that are being implemented in the Russian Internet space is given. Conclusions about the trends and prospects of e-democracy development in Russia are made.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития электронной демократии в России»

Татьяна Сергеевна Мельникова,

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии, зам. декана факультета магистратуры, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ

На сегодняшний день прослеживается четкая позиция власти по вопросам использования интернет-технологий во взаимодействии представителей властных структур с гражданами. С каждым годом появляются новые проекты реализации государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)». Однако уровень и темпы развития системы электронной демократии в России отстают от общих мировых тенденций. Проработка вопросов, связанных с возможностями и особенностями использования информационно-коммуникационных технологий для укрепления демократического режима и выявлением тенденций в данной сфере, является весьма важной задачей для современной политической науки. В статье раскрываются концептуальные аспекты электронной демократии, рассматриваются практические примеры ее реализации в России. Проводится обзор проектов электронной демократии, функционирующих в интернет-пространстве России. Делаются выводы относительно тенденций и перспектив развития э-демократии в России.

Ключевые слова: электронная демократия, информационное общество, взаимодействие власти и общества, общественная инициатива.

T.S. Melnikova

MODERN TRENDS OF E-DEMOCRACY DEVELOPMENT IN RUSSIA

The paper claims that now there is a clear position of state authorities on the use of Internet technologies for interaction between representatives of the authorities and citizens. Every year there are new projects for the implementation of the state program "Information Society (2011 - 2020)". However, the level and pace of e-democracy development in Russia lag

t.s.m07@mail.ru

УДК 323(470)

behind the overall global trends. The author argues that addressing the issues related to the potential and special features of the use of information and communication technologies in order to strengthen democracy and identifying trends in this area are very important tasks for modern political science. The paper reveals conceptual aspects of e-democracy and discusses practical examples of its implementation in Russia. A review of e-democracy projects that are being implemented in the Russian Internet space is given. Conclusions about the trends and prospects of e-democracy development in Russia are made.

Keywords: e-democracy, information society, interaction between state and society, community initiative.

Для современного постиндустриального общества характерно интенсивное развитие и функционирование системы электронной демократии. Безусловно, степень развития и результаты функционирования э-демократии различаются для разных государств и зависят от многих факторов (государственная политика в данной сфере, позиция общества и т.д.).

Сегодня можно говорить о высокой степени виртуализации политики, о появлении и функционировании сетевых сообществ, блогосферы, официальных правительственных порталов. Можно говорить и о появлении зависимости публичного государственного управления от гражданской активности в интернет-среде. Проводимая четкая государственная политика по развитию электронной демократии в общенациональном масштабе способствует выстраиванию новой модели взаимоотношений «власть - общество».

В условиях российской политической системы, при существующей тенденции развития и укрепления демократических практик в стране, вопросы развития и эффективного функционирования системы э-демократии являются актуальными и требуют осмысления и всесторонней проработки.

Для начала рассмотрим некоторые концептуальные аспекты электронной демократии. Следует отметить, что различают электронную демократию в узком и в широком смысле. В широком смысле понятие «э-демократия» означает учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические решения и процессы. В узком понимании э-демократия заключается в использовании электронной поддержки для обеспечения соответствующих конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений. М.Н. Грачев [2, с. 38] считает, что концепция электронной демократии соотносима с демократией, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах. В первом случае речь идет о форме устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц , принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации, - в этом смысле говорится, например, о демократии внутрипартийной или профсоюзной. В более узком значении под демократией понимается форма политической самоорганизации общества, не только основанная на признании народного суверенитета, или воли большинства народа, в качестве источника государственной власти, но и обеспечивающая соответствие государственного управления таким общепризнанным критериям, как подотчетность, открытость, адекватная реакция на изменения внешней среды или сигналы обратной связи, т.е. восприимчивость.

В проекте «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года», разработанном в Минкомсвязи, приводится следующая

формулировка: «Под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами» [1]. В документе приводится подробное описание механизмов электронной демократии:

• электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);

• механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн;

• механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;

• механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;

• механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне [1].

Существуют также другие формулировки данного понятия. Например, по мнению Е.Д. Павловой, электронная демократия - это демократия, опосредованная информационно-коммуникационными технологиями, преимущественно глобальной информационной сетью Интернет [5, с. 7]. Н.О. Обрывкова под феноменом «электронная демократия» понимает систему открытости, транспарентности государственной власти, повышения эффективности политического управления и активное вовлечение граждан в принятие политических решений на основе информационно-коммуникативных технологий [4, с. 4].

Таким образом, можно выделить два важных момента. Во-первых, электронная демократия означает факт повышения гражданского участия в политике, вовлечение в политическую деятельность тех социальных групп, которые раньше были из нее исключены. Во-вторых, электронная демократия может интерпретироваться как повышение участия граждан в принятии государственных решений. Сторонники этой точки зрения полагают, что развитие информационных технологий в перспективе может привести к постепенному переходу от представительной демократии к прямой. Интернет поможет воскресить идеалы афинской демократии, создав нечто вроде «народного собрания» пользователей сети, которые будут управлять государственными институтами не через своих представителей, а пользуясь новыми каналами передачи информации [3, с. 37 - 38].

Теперь рассмотрим практические примеры функционирования электронной демократии в России, проведем

обзор наиболее популярных проектов электронной демократии в российском сегменте Интернета.

Для развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства создан проект « Российская общественная инициатива» (РОИ) (www.roi.ru), который представляет собой интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан России. Данный ресурс был создан во исполнение указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» при поддержке Фонда информационной демократии.

Сегодня проект предоставляет несколько возможностей: подача собственной инициативы; ознакомление с ранее размещенными инициативами; голосование «за» или «против» размещенных инициатив; получение информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы .

В целом общественными инициативами считаются предложения граждан РФ по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Для того чтобы подать инициативу или проголосовать за какое-либо предложение на сайте РОИ, необходимо: во-первых, быть гражданином России старше 18 лет; во-вторых, иметь доступ к Интернету; в-третьих, зарегистрироваться на портале www.gosuslugi.ru; наконец, иметь сформулированную инициативу. Возможность подачи двух одинаковых инициатив исключена, так как на ресурсе доступен поиск, которым можно воспользоваться для того, чтобы перед публикацией найти уже имеющиеся инициативы по заданной теме. Непосредственно при публикации инициативы пользователю также предлагаются похожие, ранее опубликованные инициативы.

Для того чтобы инициатива могла быть направлена на рассмотрение органами власти, необходимым условием является поддержка инициативы - на федеральном уровне и в субъектах России численностью населения более 2 млн человек- не менее 100 тыс. голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном - не менее 5% от численности зарегистрированного населения. Следует отметить, что размещаемые инициативы защищены от «накрутки» голосов посредством функционирования единой системы авторизации и аутентификации: один человек - один голос. Голоса «против» не вычитаются из голосов «за», но учитываются при принятии решений экспертными группами, созданными при органах государственной власти. В итоге инициатива, набравшая необходимое количество голосов, попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня - для принятия решения о мерах по ее реализации.

В процедуру предварительной экспертизы поданной инициативы входит:

• проверка на отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;

• проверка на соответствие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных

интересов граждан, ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме»;

• проверка на наличие описания проблемы, вариантов решения проблемы, обоснованность таких вариантов.

Данный проект функционирует более года (со 2 апреля 2013 г.), на сегодняшний день (по состоянию на 4 июня 2014 г.) подано 3 709 инициатив, по 10 принято решение: например, по инициативе о сохранении номера мобильного телефона при переходе от одного оператора связи к другому («за» - 21 446 голосов, «против» - 747 голосов); о возвращении минимально допустимого уровня содержание алкоголя в крови водителя («за» - 77 551 голос, «против» - 3 488 голосов) и др. На голосовании находится 2 591 инициатива.

Отдельного внимания заслуживает интернет-проект «Демократор» (www.democrator.ru) - это глобальная, универсальная и структурированная площадка публичного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений. Данный интернет-ресурс позволяет: во-первых, пользователям публиковать и обсуждать проблемы, собирать голоса в поддержку их важности, формировать обращения в виде заявлений, предложений, жалоб, инициатив и т.п. и направлять эти обращения в организации по принадлежности; во-вторых, организациям, в чей адрес было направлено обращение, открыто размещать ответы и принятые решения по существу полученного обращения, а также получать результаты мониторинга экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни граждан на территории их проживания (проблемы, про-тестные настроения, общественное мнение и т.д.); в-третьих, пользователям давать публичную открытую оценку на размещенные организациями ответы и принятые решения по обращениям.

Основными принципами проекта являются:

• публичность и открытость взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями;

• свобода и равенство доступа граждан к информации и информационным технологиям;

• независимость от политического и административного воздействия;

• высокая оперативность и интерактивность взаимодействия граждан с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями;

• соответствие нормативно-правовым актам, стандартам и регламентам, регулирующим отношения граждан, бизнес-структур и органов государственной власти.

Проект «Демократор» решает весьма актуальные и важные для современного российского общества задачи:

• предоставление универсальной коммуникационной площадки для обеспечения гражданам, экспертным сообществам возможности публичного открытого обсуждения общественно значимых вопросов (краудсорсинг);

• вовлечение граждан и организаций в принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с использованием мобильных устройств;

• повышение эффективности борьбы с коррупцией и ее проявлениями;

• общественный мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с

обеспечением публичной оценки взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений;

• мониторинг приема и рассмотрения публичных открытых (индивидуальных и коллективных) обращений граждан и организаций в органы государственной власти и местного самоуправления и в иные организации;

• повышение социальной защиты и качества жизни граждан за счет повышения ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и иных организаций при принятии решений по публичным открытым обращениям граждан;

• формирование лояльного, партнерского отношения граждан к органам государственной власти и местного самоуправления, так как конечным продуктом открытого и публичного обсуждения проблемы является документ-обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, а не призыв к протестным действиям.

Рассмотрим жизненный цикл проблемы (обращения) в информационной системе «Демократор». После публикации проблемы пользователь (независимо от администрации информационной системы) может распечатать обращение и отправить его в адрес организации самостоятельно за своей подписью. Другие пользователи могут оценить важность проблемы и проголосовать за решение этой проблемы, публично поддержав автора и добавив свою фамилию в список сторонников решения проблемы. Если проблема набирает более 50 голосов, то данное обращение направляется в адрес выбранной организации. Этот критерий различен для разных типов организаций и категорий проблем. После получения ответа от организации он доводится до сведения всех пользователей, заявивших о своем интересе к проблеме, и каждый имеет право оценить полученный ответ на публичное коллективное обращение. Эти оценки впоследствии используются при расчете рейтинга организации в информационной системе. В случае если автор проблемы и другие пользователи считают, что проблема не решена и необходимо повторное обращение в иную или вышестоящую организацию, они могут инициировать подготовку повторного обращения.

В качестве положительной характеристики проекта следует отметить довольно обширный перечень предоставляемых возможностей всем участникам взаимодействия [8, см. полный перечень]. Пользователь имеет возможность открыто публиковать в информационной системе проблемы, которые он считает важными и требующими принятия решения, с указанием наименования организации, ответственной за решение этих проблем; оперативно получать информацию о результатах рассмотрения обращений и о ходе принятия решений по ним; сопровождать опубликованные проблемы фото- и видеоматериалами, а также копиями документов: официальные ответы организаций, техническая документация, запросы депутатов, материалы средств массовой информации, включая материалы журналистских расследований и др.; настраивать персональную выдачу на главной странице по потребностям и интересам (по территориальному образованию, категории проблемы (обращения), организации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут получать оперативную информа-

цию по проблемам, опубликованным гражданами; упреж-дающе реагировать на проблемы, возникающие на подконтрольной организации территории; обрабатывать и анализировать информацию об обращениях по самым различным критериям и параметрам; проводить опросы населения и публиковать объявления для граждан, проживающих на определенной территории; для руководителей - контроль работы сотрудников, ответственных за учет и рассмотрение обращений граждан, сроков рассмотрения обращений граждан; настройка и интеграция с другими системами и др.

К возможностям общественных организаций, профсоюзов, партий относятся: участие в обсуждении проблем, опубликованных в информационной системе, наравне с пользователями; размещение в открытом доступе и рассылка ответов по обращениям, направленным в их адрес; ведение внутрипартийного диалога; ведение межпартийной конкурентной борьбы в публичной политической сфере; курирование и оказание помощи гражданам при решении проблем, изложенных в обращениях; проведение агитационных и пропагандистских мероприятий для привлечения сторонников.

По состоянию на 4 июня 2014 г. на сайт проекта «Де-мократор» добавлено 12 448 проблем, из них в работе -8 101, решено - 739, нерешенных проблем нет.

Еще одним интересным ресурсом, отражающим возможности современных технологий по реализации гражданских политических проектов в Интернете, является сайт «ДалСлово» (http://dalslovo.ru). Данный проект -это сервис мониторинга обещаний публичных персон, построенный на принципах краудсорсинга, т.е. сбора и верификации информации неограниченным кругом лиц, всем сообществом интернет-пользователей. Элементом, который заносится в проект, является обещание - публичное высказывание политика, содержащее конкретные сроки исполнения. Например: выплатить к 9 мая всем ветеранам по 100 руб. к пенсии. Сейчас, как правило, политические деятели могут делать подобного рода высказывания безответственно и сколь угодно часто, так как выполнение этих обещаний никто не контролирует. В проекте «ДалСлово» любой желающий может занести подобное обещание, предварительно снабдив его профлинком - ссылкой на один или несколько источников. После этого пользователь автоматически подписывается на информацию об обновлениях, связанных с этим обещанием. Подписаться на рассылку могут и все желающие, которых данное обещание заинтересует. Подписка дает возможность получать информацию о новостях. В случае если в СМИ появляется информация об обещании, об этапах его исполнения, все информационные сообщения присовокупляются к исходному обещанию, и таким образом создается общая картина работы политика по данному обещанию. В итоге всем подписанным на обещания приходит напоминание, и все заинтересованные лица ищут источники, на которые можно сослаться, чтобы подтвердить факт выполнения или невыполнения данного обещания. Проект также предоставляет возможность составления рейтинга политиков, не выполняющих свои обещания.

Новая реальность, создаваемая проектом «ДалСлово» с помощью социального объединения интересующихся людей и методов коллективной сетевой работы, дает возможность контролировать выполнение обеща-

ний политических деятелей. Это, хочется верить, вызовет у политиков понимание и чувство ответственности за данное обещание. Примечательно, что проект запущен депутатом Екатеринбургской городской думы Волковым Леонидом Михайловичем. На сегодняшний день в проекте отслеживается уже более трехсот обещаний, данных политиками разных уровней. Выполнено - 60, не полностью - 8, не выполнено - 34, итог не подведен - 10, не вышел срок - 212. В общественном мониторинге участвует несколько тысяч общественных активистов -своеобразных корреспондентов проекта «ДалСлово».

Таким образом, подводя итог, можно сделать несколько выводов относительно степени развития электронной демократии в России. Во-первых, система находится на начальной стадии своего развития, существующие в Интернете проекты проходят «обкатку» и реализуются в «пилотном» режиме - никто не берет на себя большой ответственности за последствия этих опытов. Во-вторых, одна из современных тенденций развития электронной демократии заключается в том, что системы (проекты) доступны для граждан, реально заинтересованных в развитии э-демократии и желающих участвовать в этом процессе. То есть существующие проекты используют политически активные граждане, для которых Интернет давно уже стал важнейшим средством взаимодействия с органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами. Нельзя не упомянуть о разного рода проблемах: проблеме цифрового неравенства, отсутствии спроса на системы э-демократии,

компьютерной безграмотности, социальной апатии и др. Однако, признавая и учитывая четкую позицию власти по развитию и укреплению электронной демократии в России и имеющийся положительный опыт функционирования интернет-проектов, можно прогнозировать успешную реализацию в установленные сроки целей и задач электронной демократии, обозначенных в проекте «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года».

1. Агентство развития информационного общества. URL: http://www.rario.ru/projects/Congress_conception.php.

2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2005.

3. Миночкин А.Л. Информационно-политические риски электронной демократии: концептуальный аспект: дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2013.

4. Обрывкова Н.О. Электронная демократия в современном постиндустриальном обществе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2006.

5. Овчинников С.А. Электронная демократия и угрозы нарушения конфиденциальности // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4 (48). С. 122 - 125.

6. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Информационно-этические проблемы построения информационного общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40). С. 206 - 210.

7. Павлова Е.Д. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2009.

8. Проект «Демократор». URL: http://democrator.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.