УДК 321.7
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ
ДЕМОКРАТИИ
THE ROLE OF CIVIL INITIATIVE IN E-DEMOCRACY FORMATION
Н.П. Романова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
N. Romanova,
Transbaikal State University, Chita
H.B. Лаврик,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
N. Lavrik,
Transbaikal State University, Chita
Рассматриваются вопросы формирования электронной демократии на территории Российской Федерации через призму влияния на этот процесс гражданской инициативы. Авторы излагают теоретическую основу исследуемого явления — раскрываются понятие и суть электронной демократии. В качестве главной гипотезы используется предположение, что с помощью электронной демократии можно создать большие возможности доступа граждан к демократическим процедурам, расширению гражданского участия в принятии решений. В связи с чем утверждается, что гражданская инициатива представляет собой самостоятельное действие, которое направлено на реализацию своих законных прав и свобод, осуществляемое гражданином или группой граждан с помощью применения информационно-коммуникационных технологий в рамках действующего законодательства. При этом, главным инструментом гражданского влияния и контроля за деятельностью органов власти, в рамках проявления электронной демократии, являются оценочные процедуры (например, онлайн-обсуждения, онлайн-контроль). Проводится краткий анализ интернет-сайтов (порталов) («Демократор», «Активный гражданин», «Российская общественная инициатива» и др.), которые способствуют выполнению конкретных функций демократии с целью определения роли гражданской инициативы в развитии электронной демократии. В результате проведенных исследований подтверждается, что, развивая электронную демократию посредством информационно-коммуникационных технологий, государственная власть выстраивает свои правила на интернет-ресурсах, которые направлены на повышение собственной легитимности и ограждению себя от политического цугцванга. В свою очередь, для граждан эти интернет-ресурсы являются неким инструментом, дающим право на реализацию взаимопомощи и защиту своих интересов от ущемляющих их решений властей в политической и экономической областях. В заключение выдвигается предположение, что в будущем развитие электронной демократии имеет возможность произвести постепенную замену классической представительной демократии на прямую демократию
Ключевые слова: электронная демократия, информационно-коммуникационные технологии, гражданская инициатива, политический цугцванг, прямая демократия, онлайн-управление, онлайн-обсуждения, онлайн-кон-тролъ, электронное голосование, активный гражданин
The article deals with e-democracy formation in Russia through a prism effect influence on the process of civil initiative. The author describes the theoretical basis of the phenomenon under investigation; reveals the concept and essence of e-democracy. The assumption, that with the help of e-democracy one can create great opportunities of citizens' access to democratic procedures, expanding citizen participation in decision-making, is used. Due to the above mentioned, it is stated that civil initiative is an independent action, which is aimed at the realization of its legitimate rights and liberty, carried out by a citizen or a group of citizens through the use of information and communication technologies in the framework of the current legislation. At the same time, the main instrument of civilian influence and control over the activities of the authorities, in the framework of e-democracy manifestations, are evaluation procedures (for example, online discussion, online monitoring). A brief analysis of the Internet sites (portals) («Democrat», «active citizen», «Russian public initiative» and others) that contribute to the implementation of democracy specific functions, in order to determine the role of civil initiative in the development of e-democracy is carried out. As a result of the authors' study, it is confirmed that by developing
e-democracy, through information and communication technologies, the government constructs its own rules on the Internet resources, which are aimed at increasing their own legitimacy and guarded themselves from the political «zugzwang» (decision making). In turn, these online resources are a kind of tool for the citizens, giving a right for implementation of mutual assistance and protection of interests from infringing their making power in the political and economic fields. In conclusion it is suggested that the future development of e-democracy has an ability to make a gradual replacement of classical representative democracy to direct democracy
Key words: e-democracy, information and communication technologies, civil initiative, political «zugzwang» (decision making), direct democracy, online management, online discussions, online control, electronic voting, active citizen
Сегодня информационно-коммуникационные технологии позволяют миллионам рядовых граждан высказывать свою точку зрения по важным политическим вопросам, тем самым реализуя в форме электронной демократии свои основные гражданские права и свободы. Следует отметить, что в рамках виртуального пространства не накладываются какие-либо существенные цензурные ограничения на свободу высказывания своего мнения, а наоборот, в нем создаются условия для оглашения различных подходов и точек зрения, что создает условия для формирования единой точки соприкосновения власти и гражданина в целях улучшения жизни общества [9. С. 1278]. Становление и распространение ИКТ, которые проникают во все сферы общественной жизни, создают базу для развития гражданского общества и основу построения правового, социально-ориентированного, электронного государства [11].
Актуальность проработки вопросов и проблем функционирования электронной демократии не вызывает сомнений и заключается в том, что с помощью электронной демократии можно создать большие возможности доступа граждан к демократическим процедурам, расширению гражданского участия в принятии решений.
Рассмотрим теоретическую основу исследуемого явления. На настоящий момент времени существует общеизвестное понятие «электронная демократия», согласно которому электронная демократия представляет собой форму демократии, характеризующуюся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллек-
тивных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т.д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
Электронная демократия представляет собой факт повышения участия в политике, вовлечение в политическую деятельность (с помощью применения ИКТ) граждан или иных участников политических процессов на местном, региональном и международном уровнях, увеличивая при этом шансы правильного политического решения и тем самым постепенно заменяя представительную демократию на прямую демократию.
Исследователи отмечают, что электронная демократия является более совершенной, чем ее классическая форма. В условиях электронной демократии граждане устанавливают формы взаимодействия и самоконтроля, которые приобретают большую значимость, чем гражданство в территориально разграниченных национальных государствах. Интернет и связанные с ним информационно-коммуникационные технологии предоставляют неограниченные временем и территорией площадки, на которых любой может выражать свои демократические воззрения [1. С. 210].
Следует отметить, что суть электронной демократии заключается, прежде всего, в предоставлении и расширении доступа граждан к законотворческой деятельности; в повышении эффективности взаимодействия между обществом и властью; в предоставлении гражданам возможности лоббировать свои собственные интересы без
посредников на местном, региональном и федеральном уровнях (проявление прямой демократии); в увеличении заинтересованности менее активных граждан в участии в политическом процессе.
Основными препятствиями для развития системы электронной демократии на территории России являются скорость доступа в сети Интернет, стоимость самого подключения, охват аудитории и компьютерная грамотность населения. В свою очередь, основываясь на сведениях доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России, состояние, тенденции и перспективы», можно утверждать, что при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета к концу 2015 г. количество интернет-пользователей вырастет приблизительно на 30 млн человек. Сегодня этот показатель находится на уровне свыше 70 млн человек [6]. Следовательно, техническая возможность полного охвата населения нашей страны возможностями Интернета в ближайшие годы имеется. По степени готовности законодательства и политической обстановки Россия занимает 100-е место (из 143), по уровню развития инфраструктуры и цифрового контента — 43-е, по доступности сетевых сервисов — 14-е, по навыкам пользователей — 64-е, по уровню их индивидуального использования — 46-е, по уровню использования сетевых технологий в бизнесе — 86-е, по использованию в правительстве — 61-е [7]. За последние четыре года Россия значительно увеличила свои позиции в данном рейтинге. Показатели предшествующих периодов наглядно демонстрируют явный прогресс развития информационно-коммуникационных технологий и возможностей их использования гражданами для осуществления своих законных прав и интересов. Подобное положение порождает интерес к выявлению степени воздействия и возможностей активного общества на становление и развитие электронных коммуникационных площадок, которые используются в сфере публичного управления.
Рассмотрим гражданскую инициативу как самостоятельное действие, которое направлено на реализацию своих законных прав и свобод, осуществляемое гражданином или группой граждан с помощью применения информационно-коммуникационных технологий в рамках действующего законодательства. Следует отметить, что для определения роли гражданской инициативы в развитии электронной демократии на территории Российской Федерации гражданские начинания должны рассматриваться не только в области непосредственного использования обществом существующих электронных систем, но и в области выражения предложений вне сети Интернет (то есть посредством СМИ, акции, демонстрации, собрания и иных действий), имеющие последствия для формирования механизмов компьютерно-опосредованной политической коммуникации. Данный подход поможет нам оценить и выявить рефлексию государственной власти проявлений гражданской активности, а также понять, совершенствуются ли при этом возможности электронной демократии [8].
Главным инструментом гражданского влияния и контроля за деятельностью органов власти являются оценочные процедуры. Вариантами подобных процедур в рамках проявления электронной демократии являются механизмы онлайн-обсуждения и онлайн-контроля за деятельностью органов власти, например, такие как онлайн-рей-тинг, онлайн-опрос, онлайн-оценка, он-лайн-экспертиза.
В настоящее время механизмы гражданского, или общественного онлайн-управле-ния не обрели обширного распространения и реализации в рамках специализированных интернет-ресурсов электронной демократии. Интернет-форумы и специализированные ресурсы, направленные на решение проблем узкого круга лиц, используются гражданами в целях общественного онлайн-управления, что в свою очередь снижает эффективность влияния граждан на развитие системы электронной демократии, так как сейчас уже существуют пор-
талы, обеспечивающие обсуждение инициатив и действий власти, а также подачи собственных предложений и требований. Отметим, что электронная демократия реализуется посредством регистрации и участия граждан в интернет-проектах, реализующих гражданские инициативы.
Для определения роли гражданской инициативы в развитии электронной демократии рассмотрим и проанализируем основные интернет-сайты (порталы), которые способствуют выполнению конкретных функций демократии. Рассмотрение развития указанных систем позволит выявить основу степени влияния граждан на реализацию взаимопомощи или защиты своих интересов от ущемляющих их решений властей в политической и экономической областях.
В феврале 2010 г. в России запущен экспериментальный сайт «Демократор» (http://democrator.ru/), который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям. Названный портал позиционируется как площадка для публичных коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления. Основное отличие данного сайта от аналогичных проектов заключается в принципе «после того как обращение набирает 50 подписей, оно оформляется на бумажном носителе и отправляется в тот или иной орган государственной власти». Благодаря действующему в России Федеральному закону № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», такой подход обеспечивает проекту «Демократор» высокую эффективность при решении проблем. Основные особенности проекта: коллективное редактирование текстов обращений, коллективное участие пользователей при подготовке писем; возможность для пользователей оценить полученные ответы органов власти и возможность посмотреть как
пользователи оценивают работу органов власти. По состоянию на декабрь 2015 г. в глобальной общественной платформе «Демократор» зарегистрировано 13366 петиций, 944114 участников, 2243239 голосов. Следует отметить, что на портале существует отдельный раздел «Победы», на котором отражаются данные о победивших петициях, с указанием количества отданных за них голосов [2].
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, утвердившим государственную программу «Информационное общество (2011—2020 гг.)», реализуется мероприятие Создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне (мероприятие 11 приложения 2 государственной программы). В рамках мероприятия Минкомсвязью России разработана федеральная государственная информационная система «Электронная демократия», одним из элементов которой явился Единый портал электронной демократии Российской Федерации (http://e-democratia. ru ). Указанный портал входит в полнофункциональную систему «Электронной демократии», предназначен для организации электронного участия граждан в выработке решений органов местного самоуправления, направлении заявлений, жалоб и предложений по текущим и перспективным вопросам муниципального самоуправления, реализации демократических принципов, посредством электронных голосований по вопросам, выносимым на обсуждение муниципалитетами или пользователями, и предназначен для сопряжения с существующими электронными средствами публичной отчётности муниципалитетов. Однако на момент нашего исследования работа «Единого портала электронной демократии Российской Федерации» приостановлена [5].
Внимания для изучения заявленных проблем заслуживает и запущенный в 2013 г. интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (РОИ) (https://www.roi.
ru/) — портал для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним. Интернет-ресурс создан во исполнение указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». На портале рассматриваются предложения граждан России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Главными целями РОИ являются развитие и укрепление гражданского общества, защита прав человека и гражданина, участие граждан в управлении делами государства. Необходимыми условиями для подачи инициативы или голосования за инициативу на указанном сайте являются: иметь доступ к компьютеру, подключенному к Интернету; быть зарегистрированным на портале «госуслуги» (www.gosuslugi.ru). Для направления инициативы на рассмотрение органов власти необходимо набрать голосов: на федеральном уровне и в субъектах России численностью населения более 2 млн — не менее 100 тыс. голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном — не менее 5 % от численности зарегистрированного населения. Инициатива, набравшая необходимое количество голосов, попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня — для принятия решения о мерах по реализации. Следует отметить, что по состоянию на декабрь 2015 г. на портале зарегистрировано всего 7027 инициатив, из которых по 20 инициативам приняты и опубликованы на интерент-ресурсе официальные решения [10].
Еще одним наиболее эффективно работающим примером электронной демократии является городской портал Якутска «One click Yakutsk». Сервис имеет следующие разделы: «мониторинг проблем», «интерактивная справочная», «рейтинг управляющих компаний», «публичные слушания», «волонтерство», «сбор идей», «народный
бюджет», «отчетность должностных лиц». Это удобный сервис для прямого взаимодействия граждан и власти. Целями создания выступают: улучшение города, создание и реализация новых идей, контроль эффективности структурных изменений с помощью современных технологий и принципов краудсорсинга. Следует отметить, что по состоянию на декабрь 2015 г. в рамках рассматриваемого интернет-портала решены 3251 проблемы; на 306 вопросов даны ответы; прошло 82 публичных слушания на портале («Публичные слушания» — это сервис, позволяющий всем жителям Якутска участвовать в обсуждении городских проектов.); собрано 74 идеи («Сбор идей» — онлайн-сервис для поиска единомышленников и совместной реализации народных инициатив); рассмотрено 283 проекта («Народный бюджет» — сервис для публикации инициатив, направленных на всестороннее развитие Якутска. Лучшие по итогам голосования и конкурсного отбора получают поддержку от городской администрации.); опубликовано два отчета должностных лиц («Отчетность должностных лиц» — сервис для онлайн-отчетности должностных лиц перед населением) [3].
В каждом муниципалитете могут и должны функционировать городские интернет-проекты, в которых граждане высказывают свои инициативы, голосуют, активно участвуют в жизни города или региона, взаимодействуя как между собой, так и с представителями власти. Внедрение сервисов электронной демократии не является обязанностью органов власти. Однако уже сложился как положительный, так и отрицательный опыт. Ярким примером такой платформы является проект «Активный гражданин», примененный в г. Москва.
С мая 2014 г. по инициативе мэра г. Москва появился электронный сервис «Активный гражданин» (ag.mos.ru), на котором каждую неделю на обсуждение пользователей сервиса выносятся главные для города вопросы. Властям удалось привлечь к обсуждению важных для городского развития вопросов молодежь и население среднего возраста. Этому способствовала доступ-
ность приложения «Активный гражданин» для мобильных устройств (на базе Android и iOS). На сервисе используется принцип мотивации активности пользователей в виде начисления баллов. Так, например, пользователь, получивший 1000 баллов, приобретает статус «Активный гражданин» и доступ к магазину баллов, где накопленные бонусы можно обменять на городские услуги (парковочные часы, билеты в музеи или театры и пр.). Отметим, что одним из главных условий пользования сервисом является регистрация гражданина на портале. Согласно годовому отчету, опубликованному на официальном сайте: по состоянию на 15 марта 2015 г. зарегистрирован миллионный участник; на портале высказано более 25 млн мнений по разным вопросам; в каждом голосовании участвует более 270 тыс. человек; ежедневно в проекте регистрируется около 10 тыс. человек; более 120 тыс. человек ежедневно заходят в Приложение; проведено 580 голосований; уже реализовано более 250 решений [4].
Таким образом, результаты проведенного исследования дают возможность говорить о том, что специфика работы большинства рассмотренных интернет-ресурсов вызывает неоднозначную реакцию и споры. Возможность голосовать или подать инициативу для решения какого-либо вопроса получают только пользователи, прошедшие регистрацию, что в свою очередь ведет к
нарушению демократического права гражданина на участие в тайном голосовании. Несмотря на имеющуюся у гражданина возможность заявить совою инициативу по решению какого-либо вопроса в адрес власти, он лишен возможности на полноценное участие в решении обозначенной проблемы, так как, по сути, имеет лишь допуск к инициированию предложения. Развивая электронную демократию посредством информационно-коммуникационных технологий государственная власть выстраивает свои правила на интернет-ресурсах, которые направлены на повышение собственной легитимности и ограждение себя от политического цугцванга. В свою очередь, для граждан эти интернет-ресурсы являются неким инструментом, дающим право на реализацию взаимопомощи и защиту своих интересов от ущемляющих их решений властей в политической и экономической областях [12].
Исходя из сказанного, можно говорить о том, что развитие электронной демократии в нашей стране имеет возможность в будущем произвести постепенную замену классической представительной демократии (не предполагающей никакого участия граждан помимо регулярных выборов народных представителей) на прямую демократию (при которой каждый вопрос как поднимается кем-то из граждан, так и решается их общим голосованием).
Список литературы_
1. Барышев Е.В. Интернет и перспективы демократии // Вестник РГГУ. Политология. Социально-коммуникативные науки. 2013. № 1 (102). С. 207—214.
2. Глобальная общественная платформа «Демократор». Режим доступа: https://democrator.ru/ (дата обращения 25.12.2015).
3. Городской портал Якутска. Режим доступа: http://www.oneclickyakutsk.ru (дата обращения 25.12.2015).
4. Городской портал «Активныйгражданин». Режим доступа: http://ag.mos.ru/?utm_source=101&utm_ medium=email&utm_campaign=250515 (дата обращения 25.12.2015).
5. Единый портал электронной демократии Российской Федерации. Режим доступа: http://e-democratia.ru (дата обращения 25.12.2015).
6. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2014/internet-in-russia.html (дата обращения 25.12.2015).
7. Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index — NRI). Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php. (дата обращения 25.12.2015).
8. Официальная страница «Европейской гражданской инициативы» на официальном сайте Ев-рокомиссии. Режим доступа: http://ec.europa.eu/citizens-initiative/public/basic-facts. (дата обращения 25.12.2015).
9. Пашинская В.В. Формирование электронной демократии в Российской Федерации / / Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 1278—1281.
10. Российская общественная инициатива (РОИ). Режим доступа: https://www.roi.ru/ (дата обращения 25.12.2015).
11. Хуснутдинов А.И. Перспективы развития электронной демократии в условиях конституционного запрета на официальную идеологию // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 230—234.
List of literature_
1. Baryshev E.V. Vestnik RGGU. Politologiya. Sotsialno-kommunikativnye nauki (Bulletin of Russian State Humanitarian University. Political sciences. Social and communication sciences), 2013, no. 1 (102), pp. 207-214.
2. Globalnaya obshhestvennayaplaforma «Demokrator» (Global public platform «Demokrator») Available at: https://democrator.ru/ (accessed 25.12.2015).
3. Gorodskoy portal Yakutska (Municipal portal of Yakutsk) Available at: http://www.oneclickyakutsk.ru (accessed 25.12.2015).
4. Gorodskoy portal «Aktivny grazhdanin» (Municipal portal «active citizen») Available at: http://ag.mos. ru/?utm_source=101&utm_medium=email&utm_campaign=250515 (accessed 25.12.2015).
5. Ediny portal elektronnoy demokratiiRossiyskoy Federatsii (United portal of e-democracy of the Russian Federation) Available at: http://e-democratia.ru (accessed 25.12.2015).
6. Internet v Rossii. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya. Otraslevoy doklad (Internet in Russia. Status, trends and prospects. Industry report) Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/ reports/2014/internet-in-russia.html (accessed on 25.12.2015).
7. Indeks razvitosti informatsionno-kommunikatsionnyh tehnologiy (The index of information and communication technologies) Available at: http://www.tadviser.ru/index.php. (accessed 25.12.2015).
8. Ofitsialnaya stranitsa «Evropeyskoy grazhdanskoy initsiativy» na ofitsialnom saite Evrokomissii (The official page of «European civic initiative» on the official website of the European Commission) Available at: http://ec.europa.eu/citizens-initiative/public/basic-facts. (accessed 25.12.2015).
9. Pashinskaya V.V. Fundamentalnye issledovaniya (Basic researches), 2013, no. 11, pp. 1278-1281.
10. Rossiyskaya obshhestvennaya initsiativa (The Russian Public Initiative) Available at: https://www. roi.ru/ (accessed 25.12.2015).
11. Khusnutdinov A.I. Vestnik VEGU (Herald of the VEGU), 2015, no. 1 (75), pp. 230-234.
Коротко об авторах_
Романова Нелли Петровна, д-р социол. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации [email protected]
Лаврик Наталья Владимировна, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: электронная демократия Lavrik .n.v@yandex .ru
Briefly about the authors _
Nelli Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications
Natalia Lavrik, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: e-democracy
Образец цитирования _
Романова Н.П., Лаврик Н.В. Роль гражданской инициативы в формировании электронной демократии // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 2. С. 83—89.