Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ДИСКУССИЯ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / КВН / ДИСПУТ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / METHODICAL WORK / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / BUSINESS GAME / DISCUSSION / ROUND TABLE / KVN / DEBATE / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна, Шаймарданова Марина Алексеевна

В статье представлены результаты выявления влияния использования нетрадиционных форм методической работы в ДОО как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна, Шаймарданова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL FORMS OF METHODICAL WORK AS A MEANS OF INCREASING PROFESSIONAL COMPETENCE OF DOO TEACHERS

The article presents the results of identifying the influence of the use of non-traditional forms of methodological work in ECE as a means of increasing the professional competence of ECE teachers.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО»

Литература:

1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2010. - 42 с.

2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 451 с.

3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Зоютаревой, С.А. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006. - 169 с.

4. Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. - Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. - 190 с.

5. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 96 с.

6. Терещук М.Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, - С. 108.

7. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. - 1997. - №3. - С. 12.

8. Шинкарева Л.В., Воробьева А.А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. - С. 124-135.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Шаймарданова Марина Алексеевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Аннотация. В статье представлены результаты выявления влияния использования нетрадиционных форм методической работы в ДОО как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Ключевые слова: методическая работа, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, деловая игра, дискуссия, круглый стол, КВН, диспут, мозговой штурм.

Annotation. The article presents the results of identifying the influence of the use of non-traditional forms of methodological work in ECE as a means of increasing the professional competence of ECE teachers.

Keywords: methodical work, preschool education, preschool educational organization, business game, discussion, round table, KVN, debate, brainstorming.

Введение. Методическая работа в современной дошкольной образовательной организации - важное условие повышения качества педагогического процесса, оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

К.Ю. Белая под методической работой в современной дошкольной организации предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [2, с. 26].

Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольной организации.

Современное образование развивается в форме инновационного поиска, который вызывает изменения в разных сферах деятельности педагогов. В поисках нестандартных подходов, наиболее удобных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами мы начали изучать формы и методы методической работы, непосредственно в поисках нестандартных подходов к организации методической работы.

В современной организации дошкольного образования существует множество интересных методических приемов работы с педагогами для успешного выполнения ежегодных задач коллектива.

Одна из важнейших форм методической работы - педагогический совет, который традиционно не входит в состав современных детских организаций.

Традиционные методологические формы работы (собеседование, отчет, консультация и т.д.) стали менее важными из-за их низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

В нашем современном мире необходимо использовать нетрадиционные активные формы работы, вовлекающие педагогов в деятельность и диалоги, основанные на обмене идеями.

Таким образом, в современной организации дошкольного образования педагогические советы лучше применять нестандартно и с помощью отдельных методов мобилизации. Они широко используются: круглые столы, деловые игры, мозговой штурм, КВН, педагогические ринги, диспуты и другие.

Изложение основного материала статьи. Изучая формы методической работы, мы искали более инновационные, так как мы живем в современном мире. А нашу с вами жизнь мы не можем представить без интернета. Неоценимую роль интернет оказывает и в работе методиста. В нем мы можем найти разнообразные дидактические игры, материалы, также выступления на педагогических советах, семинарах и т.д.

Одна из современной формы методической работы - это создания персонального сайта педагога.

Для чего и зачем нужен сайт для методической работы?

Создание сайта открывает нам новую среду и новые возможности. На сайте мы можем размещать интересную и нужную информацию для педагогов, оставить ссылки, где педагог может ознакомиться самостоятельно с разнообразными информациями, проблемами.

Также на сайте можем рассказать о своих достижениях, взглядах, успехах и т.д. Работая над сайтом, мы стараемся наполнить его самым интересным, важным и конечно же насыщенным для педагогов.

Ещё одна из новейших форм методической работы - это веб-семинары и вебинары.

Что такое веб-семинары и вебинары?

Это онлайн-занятия или совещание. Они проходят в режиме онлайн. Для участия необходимо зарегистрироваться на специальной страничке, которая привязывает к действию. После регистрации на электронную почту приходит напоминание, что вы участвуете в данном вебинаре. Затем скидывают ссылку, по которой проходите и попадаете в вебинарную комнату. Конечно же, для этого нам нужен интернет, ведь без него в наше современное время, мы никуда. Участвуя в вебинарах мы общаемся, узнаем и берем для себя что то новое, а также можем задать интересующиеся вопросы к докладчику. Встреча проходит с помощью видеотрансляции через интернет.

Цель любых вебинаров - это донесение определенной ценной информации до педагогов. Самое главное, что в нем могут участвовать не только разные города, но и разные страны, здесь масштабный охват. Это самый востребованный способ обмена знаниями, информациями и обучения.

Для того чтобы провести веб-семинары и вебинары, нам не нужно организовывать живые встречи, приготавливать залы, не нужно никуда ехать, а просто нужно выйти в интернет в нужное время и подключится к виртуальной комнате. Там мы видем окно видео, список участников и чат.

Хотим сказать, расширяйте горизонты , участвуйте в веб-семинарах и вебинарах, ведь использование современных технологий экономит время и средства. Эта форма методической работы - реальная помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Семинары, мастер-классы и консультации проводятся с использованием нетрадиционных методических форм работы. Практические действия, выполняемые учителями в игре, получаются намного эффективнее, чем теоретические сообщения основного или старшего учителя.

На основе изученных источников определены нетрадиционные формы методического обучения.

Установлено, что основными способами повышения современной профессиональной компетентности являются организация методической работы с использованием новых, нетрадиционных технологий.

В исследовательской работе использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ научно-методической литературы, эмпирические: эксперимент, анкетирование, математическая обработка данных.

Теоретической основой исследования являются: концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (В.В. Давыдов, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, О.С. Газман, И.С. Якиманская О.Г. Прикот); исследования, определяющие сущность системного и личностно-деятельностного подходов к изучению проблем образования (В.П. Беспалько, В.Г. Афанасьев, Д.Н. Богоявленский, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Ю.А. Конаржевский, Э.В. Яковлева, Г.Н. Сериков); исследования, посвященные андрагогическим основам непрерывного образования (С.И. Змеев, Л.М. Маневцова, С.С. Лебедева); концепции социально-педагогического и психологического сопровождения в системе образования (Л.Н. Бережнова, A.A. Архипова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, О.С. Газман, И.В. Серебрякова, М.С. Полянский, Л.М. Щипицина, Л.Г. Тарита); работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (В.И. Зверева, Ю.В. Васильев, Г.С. Лазарев, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова, Г.Н. Сериков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.А. Сластенин); работы, характеризующие особенности профессиональной педагогической компетентности (Э.В. Балакирева, О.М. Атласова, И.В. Гришина, Т.Н. Гущина, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, Б.С. Патралова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, Ю.В. Подзюбанова); исследования в области профессионально - педагогического образования (Н.В. Кузьмина, А.Г. Гогоберидзе, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Л.В. Поздняк).

В экспериментальном исследовании использовались следующие методики: методика «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ» (Т. Сваталова); методика «Диагностика способности педагога к саморазвитию» (Т. Сваталова).

Также мы разработали анкету для педагогов ДОО «Удовлетворенность организацией методической работы в ДОО».

Экспериментальную выборку составили педагоги 4 образовательных учреждения города Нижнекамска в количестве 160 человек.

80 человек в экспериментальной группе, 80 человек в контрольной группе. В исследовании участвовали педагоги дошкольных образовательных учреждений. Для изучения профессиональной компетентности педагогов было проведено исследование по диагностическим методикам.

Анализ показал, что в инновационной деятельности детского сада участвуют 20% учителей ЭГ (16 учителей) и 25% учителей ЭГ (20 учителей), свой опыт воспитатели распространяют в научно-педагогических изданиях. 27% учителей ЭГ (2 учителя) и 20% учителей ГГ (16 учителей) представляют свой педагогический опыт только в педагогических советах и хотели бы повысить свою квалификацию за пределами ШУРС 53% ЭГ (43 учителя) и 55% ГК (44 учителя) испытывают потребность в профессиональном развитии и не имеют возможности повышать свой профессиональный уровень на базе дошкольной организации.

Таким образом, результаты показывают, что преобладающий средний и низкий уровень профессиональной компетентности преподавателей ДОУ.

В результате мы видим, что навыки саморазвития у воспитателей дошкольного образования обычно не развиваются, что преобладает на промежуточном и низком уровнях.

Результаты этой методики также могут указывать на то, что недостаток саморазвития является негативным фактором в повышении профессиональных навыков учителей, так как в этом случае учитель не хочет повышать профессиональные навыки, либо он слабо развит для развития отсутствия мотивации.

Одной из задач этапа было выяснить удовлетворенность воспитателей организацией методической работы в детском саду. Для изучения этого вопроса использовалась анкета. При анализе работ анкетирования

мы подсчитали количество ответов «да» и количество ответов «нет» с целью составления комплекса управления развитием профессиональной компетентности у педагогов, исходя из потребностей и интересов каждого педагога.

Анализ анкет показал, что 68% воспитателей утверждают, что в их дошкольных образовательных учреждениях организована методическая служба.

32% респондентов заявили, что их организация не оказывает методических услуг.

34% учителей довольны системой супервизии методиста (главного учителя), 66% не удовлетворены. Педагоги предлагают не указывать на ошибки, а помогать, давать советы, помогать педагогам в самообразовании. При анализе удовлетворенности воспитателей работой методической комнаты выяснилось, что 57% удовлетворены ее объемом.

43% предлагают увеличить количество неопытных педагогов, обучение, консультации, семинары по обучению. 36% всех воспитателей настаивают на организации занятий. Информационной системой в детском саду довольны 48% воспитателей.

52% педагогов предлагают как можно скорее информировать о мероприятиях, педагогических советах и ориентации.

32% педагогов довольны работой в кабинете. «В обучении можно брать литературу по теме педагогических советов, знакомиться с новостями из журналов». 68% считают, что педагогической литературы недостаточно.

На 10 вопрос «Собираетесь ли вы что-то изменить в работе методиста (ведущего педагога)?» 77% учителей ответили положительно. «Когда вы работаете в команде, вы можете использовать множество более интересных профессий, таких как бизнес-клубы, игры и т. д.» 23% учителей довольны работой методиста.

Обобщая полученные данные, было обнаружено, что выбранные для исследования дошкольные учреждения требовали более разнообразных и продуктивных форм и методов работы.

В учреждении дошкольного образования нужно организовать методическую работу с учетом особенностей педагогического коллектива.

Но не только для того, чтобы работать методически грамотно, но и для того, чтобы изучить интересы и способности учителей, повысить их профессиональную компетентность и внести свой вклад в повышение качества образования.

Это дает воспитателям детского сада возможность повысить свой профессиональный уровень и на основе своих личных и профессиональных навыков участвовать в решении основных задач детского сада.

Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать в экспериментальной группе педагогов комплекс управления развитием профессиональной компетентности посредством использования нетрадиционных форм методической работы в ДОО.

На первом этапе на основе анализа анкет педагогов ДОО, результаты легли в основу разработанной нами комплекса управления развитием профессиональных компетенций посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, был разработан план работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду с использованием различных форм.

Цель контрольного этапа: сравнить и проанализировать результаты эксперимента. Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик.

В качестве показателей эффективности опытно-экспериментальной работы выступали: развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО, организация грамотного и профессионального методического сопровождения воспитателей дошкольной организации.

Результаты опроса показывают, что 93% педагога были уверены, что методическое сопровождение в учреждении организовано. Педагоги чаще обращались за помощью к методисту. 99% считают, что методические приемы работы в дошкольных учреждениях становятся все более распространенными. Большинство (88%) удовлетворены системой, за которой следит методист (старший преподаватель).

Большинство (97%) довольны методической работой, в кабинете достаточно методической литературы, часто выпускаются новые материалы. 90% довольны проделанной работой по повышению квалификации. 86% педагогов считают, что в центрах дошкольного образования происходит более систематический обмен информацией.

Только 12% педагогов хотят что-то изменить в своей методической работе (старшего воспитателя).

Сравнительный анализ результатов с методами диагностики показал, что результаты контрольной группы существенно не изменились.

45% ЭГ (36 педагога) показали высокий уровень профессиональной компетентности. В учебно-тренировочном процессе эффективно выстраивают педагогический процесс, опираясь на диагностику разработки программ, учитывая индивидуальные возрастные особенности детей и активно используя современные технологии в учебно-тренировочном процессе.

40% (32 педагога) имеют среднюю профессиональную компетентность. Эти педагоги обладают соответствующими образовательными и профессиональными навыками. В то же время профессиональные навыки часто отстают от специальных знаний или представляют собой фрагментированную систему.

15% (12 педагогов) - педагоги низкой квалификации. Они отличаются недостаточными специальными знаниями и навыками. Это отражается на качестве профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ результатов с использованием этой методологии показывает, что большинство педагогов в ЭГ имеют высокий потенциал личностного развития - 45% (36 педагога). Они стараются не только научить себя, но и своих учеников, они постоянно пытаются расширить свой кругозор и знания. Несмотря на все трудности, они стимулируют их развитие, желание найти выход.

40% (32 педагога) в ЭГ со средними навыками самосовершенствования. Они стремятся расширить свои знания и навыки в чем-то новом, но их эффективность в знакомстве с людьми и учениками немного ниже.

15% (12 педагог) из ЭГ с низким уровнем личностного развития. Они не хотят расширять свои профессиональные знания, в целом закрыты для нового опыта, не анализируют свою профессиональную деятельность самостоятельно, избегают трудностей и проблем, неэффективны в жизни профессионального сообщества.

По результатам сравнительного анализа мы видим, что профессиональные компетенции у большинства педагогов существенно развились, педагоги стали стремиться к саморазвитию, овладению педагогическими компетенциями.

Но в ЭГ группе также остались педагоги и с низким уровнем профессиональной компетентности, по проведенному анализу выяснили, что все педагоги, показавшие низкий уровень, это педагоги с большим опытом работы, которые отрицательно относятся к нововведениям.

Такие педагоги негативно влияют на целостную картину развития профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Выводы. В целом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО, эффективно работает, и существенно повышает педагогическую компетентность в области дошкольного образования.

В данном исследовании профессиональная компетентность, знания, ценности, опыт и склонность рассматриваются как важные характеристики педагога, который помогает в решении профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в результате профессиональной деятельности.

Выявлено, что понятие профессиональной компетентности педагога бывает разных типов. Однако современный педагог должен обладать разными навыками для решения профессиональных задач.

Доказано, что профессиональная компетентность может быть объяснена как характеристика специалиста, способного решать профессиональные задачи.

В ходе изучения научной литературы мы рассмотрели систему профессиональных компетенций дошкольников и выявили компетенции, составляющие ее.

По результатам сравнительного анализа мы обнаружили, что профессиональные навыки большинства педагогов значительно улучшились, и они начали развивать собственные педагогические навыки. Кроме того, в группе ЭГ остались педагоги низкого уровня, и анализ показал, что все педагоги низкого уровня были с большим опытом работы и имели негативное отношение для инноваций.

Однако результаты обновленного опроса показали, что большинство педагогов, более 80%, удовлетворены организацией методической работы с нетрадиционными формами методической работы.

Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс для управления развитием профессиональных компетенций у воспитателей через нетрадиционные методические формы работы в детском саду работает эффективно и существенно повышает педагогическую компетенцию в сфере детского сада.

Литература:

1. Асмолов А.О. О новых российских программах для дошкольных организаций // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 23-26

2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.

3. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 25-31.

4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.

5. Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.

6. Драганова О.А., Климова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Липецк, 2018. - 39 с.

7. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. - 2015 г. - С. 55-58.

8. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2016.

9. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Захарова [и др.]. - Н. Новгород: НГЦ, - 2018. - 134 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Митрошина Яна Ивановна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу значения управленческой культуры руководителя для развития образовательной организации. А также анализу управленческих компонентов руководителя дошкольной образовательной организации, а именно, каким образом они влияют на развитие дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: управленческая культура, управленческие компоненты, руководитель, управленческая деятельность, образовательное учреждение, профессиональная культура.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the importance of the managerial culture of a leader for the development of an educational organization. And also the analysis of the managerial components of the head of a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.