20. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
21. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
26. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.
28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
29. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
33. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 373
магистр Федосеева Татьяна Петровна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье производится обоснование возможности повышения качества дошкольного образования средствами организации на базе ДОО экспериментальных площадок. Актуальность исследования определяется социальным запросом и требованиями ФГОС. Проблема исследования привлекает внимание со стороны отечественных авторов, отмечающих возможности экспериментальных площадок как эффективного механизма взаимодействия образовательных организаций, формы внедрения инновационных технологий. На основе проведенного анализа и результатов экспериментальной работы делается вывод о том, что экспериментальная площадка способствует преодолению разрыва между теоретической подготовкой и практическими компетенциями педагога.
Ключевые слова: экспериментальная площадка, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, инновационная деятельность, взаимодействие образовательных организаций, качество дошкольного образования.
Annotation. The article substantiates the possibility of improving the quality of pre-school education by means of organizing educational sites. The relevance of the study is determined by the social needs and requirements of the Federal Standarts of Education. The problem of the study attracts the attention of domestic authors, noting the possibilities of experimental sites as an effective mechanism for the interaction of educational organizations, the form
of introduction of innovative technologies. Article concludes that the experimental site helps to bridge the gap between theoretical preparation and practical competences of the teacher.
Keywords: experimental site, pre-school education, pre-school educational institution, innovative activity, interaction of educational organizations, quality of pre-school education.
Введение. Последние десятилетия в истории нашей страны характеризуются глубокими системными изменениями, происходящими в образовательной системе, на всех ее ступенях. Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями современных государственных стандартов, распространение новых образовательных и воспитательных программ, широкое внедрение инновационных технологий и способов взаимодействия между образовательными организациями различного уровня предъявляют новые требования к самим этим организациям, нуждающимся в глубоком реформировании. Причем в данном случае речь идет не о простой механической «достройке» существующей системы образования новыми звеньями, а о создании условий для всестороннего, гармоничного развития личности на разных его этапах, начиная с периода дошкольного детства, с учетом воспитанников способностей, мотивов, ценностных установок, потенциальных возможностей к саморазвитию, самоопределению, самообразованию.
В соответствии с этим, цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить возможности повышения качества дошкольного образования посредством организации на базе ДОО экспериментальной площадки.
Изложение основного материала статьи. Теоретическое изучение проблемы исследования позволяет говорить о том, что современный руководитель дошкольной образовательной организации (ДОО) должен быть готов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс. Одной из инновационных форм работы в настоящее время может стать экспериментальная площадка, которая не только оказывает положительное влияние на эффективность совместной деятельности в системе «дошкольная образовательная организация - высшее учебное заведение», а также является формой взаимодействия с работодателями и базой организации практики для вуза, но и предоставляет возможность апробации инноваций в технологиях и содержании дошкольного образования. Взаимодействие между образовательными организациями, реализующееся в рамках работы экспериментальной площадки, способствует повышению качества образования всех субъектов такого сотрудничества.
В связи с этим, в современной психолого-педагогической литературе проблеме исследования уделяется особое внимание, определяющееся ее актуальностью и значимостью. Сущность экспериментальной площадки и преимущества ее организации на базе ДОО рассматриваются в работах таких авторов как Г.А. Зобнина, И.В. Ильичева, Н.Б. Крашенникова, Л.В. Сгонник, Н.М. Снопко, А.П. Пермякова и других исследователей.
На основе анализа современных источников термин «экспериментальная площадка» может быть определен нами как образовательное учреждение, являющееся базой для проведения научного эксперимента, в рамках которого в образовательный процесс вносятся определенные изменения, позволяющие проверить ту или иную гипотезу. На экспериментальных площадках производится апробация результатов исследований, проводится экспертная оценка достоверности полученных выводов и сформулированных рекомендаций. Разработки, доказавшие свою успешность, могут в дальнейшем внедряться в образовательную практику.
Л.В. Сгонник указывает на следующие преимущества для дошкольного образования, которые обеспечивает создание на базе ДОО экспериментальной площадки [4, с. 86]: возможность удовлетворить потребность современного общества в воспитании самостоятельной личности, способной не только познавать окружающую действительность, но и организовывать собственную познавательную деятельность на всех ее этапах; обеспечение условий для разработки и апробации в деятельности ДОО современных психолого-педагогических технологий; расширение пространства для ведения педагогами ДОО исследовательской работы; создание условий для формирования у воспитанников ДОО ключевых метапредметных компетенций; формирование поликультурной образовательной среды ДОО, способствующей становлению всесторонне развитой личности ее воспитанников. Г.А. Зобнина, рассматривая общетеоретические вопросы создания экспериментальной площадки на базе образовательной организации, указывает на то, что в основу данного процесса должен быть положен учет общих особенностей «модели организации инновационной деятельности. Открытие на базе образовательного учреждения экспериментальной площадки вуза по той или иной актуальной теме влечет за собой планомерное совершенствование содержания, методов обучения и воспитания, повышение квалификации педагогов, организацию психолого-педагогического просвещения родителей» [1, с. 476].
Таким образом, в соответствии с современными подходами, экспериментальная площадка рассматривается в качестве эффективного механизма развития системы образования, поскольку она позволяет осуществлять на практике принципы педагогической инноватики, обеспечивая для ДОО возможность выбора наиболее эффективных технологий и способов работы, успешность которых подтверждена экспериментально. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо принимать во внимание и еще одно существенное достоинство данной формы взаимодействия образовательных организаций, оказывающее положительное влияние на качество их деятельности. Сущность этого преимущества состоит в том, что современная экспериментальная площадка позволяет сократить разрыв между требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту со стороны работодателей, и требованиями, предъявляемых к выпускнику учреждения профессионального образования, существование которого является одной из наиболее масштабных проблем образовательной системы в современной России.
Деятельность экспериментальной площадки позволяет создать у выпускника педагогического вуза адекватные представления об особенностях трудовой деятельности в ДОО, осуществив практическое погружение студентов в работу образовательных организаций, обеспечивая возможность совмещения профессиональной деятельности и получения образования по соответствующему направлению подготовки. Тем самым происходит повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов ДОО, которое положительным образом сказывается не только на уровне их вузовской подготовки, но и на качестве дошкольного образования как сферы применения полученных в ходе работы на экспериментальной площадке компетенций.
На основе выполненного теоретического анализа научной литературы по проблеме повышения качества дошкольного образования посредством организации на базе ДОО экспериментальной площадки, нами было проведено практическое исследование соответствующей проблематики. Базой для осуществления работы
стало МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №86» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Продолжительность работы составила один год, с сентября 2018 г. по сентябрь 2019 г.
Для изучения качества образования в ДОО проведена педагогическая диагностика, формами осуществления которой стали диагностические занятия (по каждому разделу программы); диагностические срезы; наблюдения, итоговые занятия. В ходе анализа качества образовательной деятельности в экспериментальном ДОО были разработаны диагностические карты освоения основной образовательной программы дошкольного образования в каждой возрастной группе, включающие анализ уровня достижения целевых ориентиров детского развития и качества освоения образовательных областей. На их основании делался вывод о развитии интегративных качеств дошкольников в пяти образовательных областях. В диагностике приняли участие 205 воспитанников ДОО в возрасте от 3 до 7 лет. Среди них: 46 воспитанников младших групп (3-4 года); 46 детей среднего школьного возраста (4-5 лет); 46 дошкольников, посещающих старшие группы ДОО (5 - 6 лет); 67 детей подготовительных к школе групп (6 - 7 лет).
Произведенный нами посредством указанного диагностического инструментария анализ текущего состояния качества дошкольного образования в МАДОУ №86 продемонстрировал, что на начальном этапе практического исследования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 36% воспитанников ДОО, средний - для 50%, низкий - для 14% от общего числа участников исследования.
В образовательной области «Речевое развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств личности имеют 26% дошкольников, средний - 62%, низкий - 12%. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 39% детей, участвовавших в исследовании, средний - для 52%, низкий - для 13%. В образовательной области «Познавательное развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств имеют 30% воспитанников ДОО, средний - 57%, низкий - 13%.
Наконец, в образовательной области «Физическое развитие», высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 43% воспитанников, средний - для 50%, низкий - для 7% от числа участников исследования.
Кроме того, в ходе диагностики использованы данные, полученные по итогам проводившегося в мае 2018 года на базе МАДОУ №86 обследования воспитанников подготовительной группы на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности. В данном обследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) общим количеством 67 человек.
Проведенная работа позволила оценить уровень сформированности у воспитанников подготовительной группы предпосылок к учебной деятельности, среди которых такие показатели как: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Результаты проведенного педагогического анализа продемонстрировали преобладание детей с высоким (27%) и средним (54%) уровнями развития. В целом, анализ исходного состояния качества дошкольного образования в МАДОУ № 86 позволил сделать вывод о достаточно высоком уровне результативности образовательной деятельности. Тем не менее, посредством организации на базе дошкольной организации экспериментальной площадки планировалось достижение еще более высоких показателей качества дошкольного образования. Для этого нами был разработан проект, реализация которого запланирована в течение одного учебного года - с сентября 2018 по май 2019 гг. Работа над проектом осуществлялась в несколько последовательных этапов: организационно-подготовительный, на котором осуществлялась подготовка к реализации проекта (сентябрь 2018); внедренческий - непосредственно реализация экспериментальной деятельности на базе ДОО (октябрь 2018 - май 2019); аналитический, на котором был произведен анализ эффективности реализации проекта (июнь - сентябрь 2019).
Темой экспериментальной деятельности на площадки стала «Проектная деятельность как высокоэффективная форма развития дошкольников». Руководителем экспериментальной площадки стала заместитель заведующей по УВР, участниками работы - педагоги МАДОУ № 86. Всего в экспериментальной деятельности приняли непосредственное участие 10 педагогов: воспитатели второй младшей, двух средних, старшей и подготовительной групп дошкольной организации.
Выбор темы экспериментальной деятельности был обусловлен наличием в МАДОУ № 86 следующих предпосылок использования метода проектов в работе с дошкольниками: осуществляющееся в течение последних нескольких лет обновление и совершенствование предметно-пространственной развивающей среды ДОО; наличие на базе организации дошкольного образования медико-психофизиологической и социально-педагогической служб; использование в работе ДОО комплексных, вариативных и парциальных программ; потребность педагогов дошкольной организации в инновационной деятельности и желание принимать в ней участие. Кроме того, проведенный на первом, организационно-подготовительном, этапе реализации проекта опрос педагогов показал, что 57% из них проявляют активный интерес к использованию в работе с дошкольниками проектного метода.
В качестве цели экспериментальной деятельности на базе ДОО было определено создание условий для плодотворной творческо-поисковой деятельности педагогического коллектива на основе использования в работе с дошкольниками метода проектов. Основные задачи работы на базе ДОО экспериментальной площадки включали: овладение педагогами дошкольного образования технологией проектирования как инструмента саморазвития ребенка; построение образовательного процесса, основанного на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов и склонностей; формирование у воспитанников ДОО поискового поведения, базовых навыков осуществления исследовательской деятельности в процессе проблемного обучения; стимулирование развития социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.
Реализация педагогического эксперимента на базе МАДОУ № 86 включала следующие аспекты деятельности: совершенствование содержания и форм организации образовательно-воспитательного процесса на основе использования в работе с дошкольниками метода проектов; разработка актуальных проблем развития дошкольников в разных сферах и видах деятельности в соответствии с программой работы экспериментальной площадки; апробация и внедрение в практику работы педагогов ДОО современных
программ и технологий по использованию метода проектов; создание и внедрение системы мониторинга качества опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой на базе организации дошкольного образования; создание базы данных передового педагогического опыта по теме проектной деятельности дошкольников; разработка информационно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса. Последнее из перечисленных направлений деятельности включало так же обеспечение дифференцированным справочно-информационным материалов всех педагогов, работающих в режиме эксперимента; создание компьютерной базы данных для информатизации деятельности экспериментальной площадки (при помощи современных «облчных» технологий хранения и размещения информации в сети Интернет); создание «электронного методического кабинета», содержанием которого стали материалы, посвященные возможностям использования метода проектов в дошкольном образовании.
Работа экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 86 предполагала активное взаимодействие между педагогами, принимавшими непосредственное участие в реализации мероприятий проекта по совершенствованию качества дошкольного образования. Взаимодействие педагогов осуществлялось в следующих формах: педагогические советы («Педагогическое творчество в условиях современного ДОУ» в октябре 2018 г. и «Сложные вопросы о методе проектов в дошкольном образовании» в январе 2019 г.), работа методического объединения, мастер-классы, работа в микрогруппах (временные творческие коллективы, организованные в рамках работы экспериментальной площадки), конкурс профессионального мастерства, проведенный на базе ДОО; поисково-творческие задания (модификация игр, методик и тестов, сценарии занятий, семинаров; стендовый доклад о результатах эксперимента), круглый стол, организованный по проблеме использования в дошкольном образовании метода проектов, диспуты.
Для углубленного изучения возможностей использования метода проектов в дошкольном образовании с педагогами, непосредственно принимавшими участие в экспериментальной деятельности, были проведены консультации по темам «Метод проектов в работе с дошкольниками», «Развитие личностного потенциала дошкольников в процессе проблемного обучения», а также семинар-практикум на тему «Метод проектов как инновационная педагогическая технология».
По итогам реализации проекта повышения качества дошкольного образования посредством работы на базе ДОО экспериментальной площадки на аналитическом этапе работы была проведена повторная диагностика качества дошкольного образования в МАДОУ №86. Было обнаружено, что в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 42% воспитанников (на 6% больше, чем в начале исследования), средний - для 48% (на 2% меньше), низкий - для 10% (на 4% меньше). В образовательной области «Речевое развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств личности имеют к завершению экспериментальной работы 30% дошкольников (на 4% больше), средний - 64% (на 2% больше), низкий - 6% (на 6% меньше). В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 44% детей (на 5% больше), средний - для 52% (без изменений), низкий - для 8% (на 5% меньше). В образовательной области «Познавательное развитие» высокий уровень сформированности интегративных качеств имеют 35% воспитанников (на 5% больше), средний - 60% (на 3% больше), низкий - 5% (на 8% меньше). Наконец, в образовательной области «Физическое развитие», высокий уровень сформированности интегративных качеств характерен для 43% воспитанников (без изменений), средний - для 52% (на 2% больше), низкий - для 5% (на 2% меньше).
Сравнительная диагностика уровня сформированности интегративных качеств личности дошкольников в группах, принимавших непосредственное участие в работе экспериментальной площадки, а также в группах, в которых такой работы не проводилось, показала, что дошкольники, занятия с которыми проходили с использованием метода проектов, имеют в среднем, более высокие результаты освоения основных образовательных областей дошкольного образования. Данные психолого-педагогического обследования воспитанников подготовительных групп на май 2019 года также показали положительную динамику по всем изученным показателям: количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 6% и составило 33% об общего числа воспитанников подготовительных групп, со средним уровнем развития - повысилось на 3% и составило 57% детей.
Выводы. В заключении можно сказать, что работа на базе МАОУ № 86 г. Нижнекамска экспериментальной площадки позволила довольно существенно повысить качество дошкольного образования. Проведенное нами исследование позволило обнаружить, что экспериментальная площадка как форма взаимодействия образовательных организаций является эффективным средством повышения качества дошкольного образования. Создание экспериментальных площадок в ДОО позволяет обеспечить реализацию важнейших принципов ФГОС дошкольного образования, способствуя построению на базе организации индивидуальной воспитательной и образовательной траектории, развитию инновационной деятельности в системе дошкольного образования, повышению уровня профессионального мастерства педагогов.
Литература:
1. Зобнина Г.А. Экспериментальная площадка как форма организации эффективного взаимодействия ВУЗа и образовательного учреждения // Научный альманах. - 2015. - № 8. - С. 475-477.
2. Ильичева И.В., Потапов Д.А. Развитие креативных способностей детей в условиях инновационной площадки // Искусство и образование. -2 017. - № 4. - С. 57-65.
3. Крашенникова Н.Б., Матюшонок М.Н. Экспериментальная инновационная площадка - эффективное средство подготовки молодых специалистов // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - 2017. - С. 25-31.
2. Сгонник Л.В. Опытно-экспериментальная площадка как форма взаимодействия педагогического вуза и дошкольного учреждения // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.1. - С. 85-91.