ФГОС СПО по направлению «Сестринское дело» - это целый комплекс обязательных требований, составленных для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации. Данный документ дает возможность и для реализации сетевой формой программы подготовки специалистов среднего звена, используя ресурсы образовательных организаций. «В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена». [3]. Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют ФГОС СПО.
Приоритетная деятельность выпускников медицинских колледжей и медицинских училищ - это оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни. Объектом профессиональной деятельности медицинской сестры является пациент и его окружение, включая родственников и близких. Объектом среднего медицинского персонала также является здоровое население и средства, технологии и инновационные методы оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи. В рамках ФГОС Медицинская сестра или Медицинский брат должны быть готовы выполнять следующие виды деятельности:
- организация и проведение профилактических мероприятий;
- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Если обратиться к требованиям освоения учебной программы специалистами среднего звена через овладение главными профессиональными компетенциями, то увидим, что Медицинская сестра или Медицинский брат к концу обучения в среднем медицинском учреждении должны овладеть следующими компетенциями, включающими в себя способности: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1); организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы ее выполнения (ОК-2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3) и т.д. Среди профессиональных компетенций отмечены следующие: Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК-1); проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения (ПК-2); участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (ПК-3).
Выводы. Итак, современная профессиональная подготовка выпускников-медиков среднего звена должна полностью отвечать современным повышенным запросам населения и задачам, поставленным системой здравоохранения. Среди намеченных направлений создания Национальной системы здравоохранения Российской Федерации, медицинским работникам предстоит работать продуктивно, активно, но часто в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Конструктивные новшества будут сопровождать медицинский персонал на всех этапах профессиональной деятельности, с того момента, как получено образование до выхода на пенсию. Поскольку жизнь, наука, медицинские открытия и достижения не стоят на месте, все время совершенствуется качество жизни, то и медицинское обслуживание населения также должно быть кардинально и качественно изменено.
Литература:
1. Медведев Н.А. Менеджмент и менеджер // Лесной вестник / Forestry bulletin. 2007. № 3. С. 70-77
2. Семашко Н.А. Избр. произв., 2 изд. - М., 1967. С. 233
3. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
4. Щербакова Н.Ю., Островская И.В. Участие медицинских сестер в деятельности сестринских профессиональных организаций. / Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. 2016. VIII Международный научный форум
Педагогика
УДК 316.614:378
кандидат биологических наук, доцент Файзрахманов Ильнар Илдарович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгунова Гузель Марселевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В авторской статей представлено теоретическое исследование проблемы моделирования педагогических условий социального развития учащейся молодежи. Авторы включили в модель социального развития учащейся молодежи следующие педагогические условия: референтная, стабильная среда; возможность включения в нормативное регулирование жизнедеятельности данной среды; развивающий характер среды; непротиворечивость и открытость среды; новые возможности для социального развития. Ключевые слова: педагогические условия, социальное развитие, моделирование, учащаяся молодежь.
Annotation. The author 's articles present a theoretical study of the problem of modeling pedagogical conditions of social development of young students. The authors included the following pedagogical conditions in the model of social development of young students: reference, stable environment; Possibility of including in the standard regulation of life activity of this environment; The evolving nature of the environment; Consistency and openness of the environment; New opportunities for social development.
Keywords: pedagogical conditions, social development, modeling, young students.
Введение. В настоящее время социальное развитие личности учащегося происходит в процессе внедрения исследовательского и проектного методов обучения (Ю.В. Громыко, У. Килкпатрик, М.В. Кларин, А.В. Леонтович и др.). Развивающее обучения реализует идею Л.С. Выготского о том, что обучение может не только идти вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и развивая в нем новообразования [4, 9, 20, 33].
Изложение основного материала статьи. Социальное развитие учащейся молодежи предполагает действия педагога, направленные на отбор вариативного содержания деятельности, выбор вариативных методов, средств, форм, подбираемых на основе индивидуальных запросов и возможностей каждого учащегося. Перед педагогом ставится задача моделирования педагогической организации индивидуализированной и аутентичной социальной микросреды на основе дифференциации образовательного процесса. Эффективность дифференциации обеспечивается за счет диагностических и проектных процедур, применяемым учителем в образовательном процессе [10, 18, 27, 28].
Психологическая диагностика уровня подготовленности учащихся к соответствующему этапу образовательного процесса, позволяет выявить уровень готовности к познавательной, трудовой, физической, исследовательской и другим видам деятельности на данном образовательном этапе. На основе диагностических данных о здоровье учащихся, их физических и психофизиологических особенностях, интересах и склонностях, а также с учетом соответствующих гигиенических требований к организации различных видов деятельности осуществляется проектирование индивидуальных «режимов жизнедеятельности» учащихся [6, 19, 21, 32].
После этого происходит разработка индивидуальных программ, которая позволяет при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию социальной микросреды, ориентируясь на результаты, происходящие в развивающейся личности, отмеченные в диагностических процедурах [13].
В процессе моделирования педагогических условий социального развития учащейся молодежи нами особое внимание уделено развитию таких позиций психологической характеристики личности, как:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и людей, какие они есть, непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточение внимания на том, что происходит во «вне», а не в ориентации только на внутренний
мир;
- сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора и развитые творческие способности;
- озабоченность благополучием других людей (эмпатия);
- способность к глубокому пониманию жизни (философское мышление);
- установление с окружающими людьми доброжелательных личных взаимоотношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее так, как это обычно делают дети (развитый эмоциональный интеллект);
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей, умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей [3, 7, 22, 29, 30].
Эффективное педагогическое моделирование условий для социального развития, как показал ряд исследований [2, 14, 17, 24 и др.], является одним из показателей деятельности профессионально успешного учителя, который ощущает свою связь с другими людьми, рассматривает себя в качестве компетентного специалиста, несущего ответственность за свои действия и заслуживающего доверия, оценивает себя с точки зрения эмпатии других людей.
Социальное развитие учащегося происходит более динамично, если педагогическое пространство, в котором организована деятельность учащегося, предполагает открытость, возможность на любом этапе для любого ребенка включиться в данную деятельность. Другой аспект открытости - открытость школы району, городу, округу, тесная связь с другими социокультурными центрами (библиотеки, выставки, центры детского и юношеского творчества), которая предусматривает возможность для продвижения школьников по различным образовательным маршрутам, выбор которых зависит от интересов и степени подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности [11, 12].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить и включить в модель социального развития учащейся молодежи следующие педагогические условия: референтная, стабильная среда; возможность включения в нормативное регулирование жизнедеятельности данной среды; развивающий характер среды; непротиворечивость и открытость среды; новые возможности для социального развития. Набор различных видов деятельности и опора на личный опыт; выбор индивидуальной траектории развития; взаимодействие со сверстниками и взрослыми в новых условиях и ряд других условий, указанных в таблице.
Таблица
Моделирование педагогических условий социального развития учащейся молодежи
Моделируемые условия
Функциональные требования
Ожидаемые результаты
1. Характеристика социального пространства
1.1. Возможность свободы
выбора различных направлений деятельности
Поиск среды,наиболее полно отвечающей возможности самовыражения и самореализации
Фиксирование результатов изменения социальной структуры личности по сравнению с начальным состоянием
1.2. Референтность
Создание значимой для ученика социальной среды, в которой он будет стремиться к усвоению норм и правил поведения, принятых в данной среде, соотносить свои действия с возможной их оценкой
Проявление осознанного самоограничения в деятельности.
Освоение социальных ролей в соответствии с ожиданиями данной социальной общности; самоидентификация роли
1.3. Новые возможности смены социальных ролей и статусов
Среда включает новые структуры и
формы деятельности, предполагающие освоение новых соц. ролей и статусов
Освоение новых соц. ролей и статусов формирует социальный опыт учащегося
2. Коммуникативная деятельность
2.1. Взаимодействие со сверстниками Умение поддерживать глубокие, длительные отношения. Способность к сотрудничеству, к расширению соц. пространства Позитивное положение в группе. Включение в широкую систему социальных контактов
2.2.Взаимодействие со взрослыми Способность поддерживать деловые, партнерские отношения со взрослыми Включение в личностное общение
2.3. Соблюдение социальных и этических норм Способность соблюдать социальные и этические нормы, принятые в социальной общности Формирование диспозиции высокого уровня
3. Рефлексивная и проектировочная деятельность
3.1. Рефлексирование социальных последствий проделанной работы Возможность целостного оформления своего Я. Достижения определенного положения среди людей, самореализация Формирование Я-концепции
3.2. Проектирование социальных последствий проделанной работы Возможности освоения социального проектирования Формирование умений социального проектирования
4. Педагогический мониторинг и диагностика
4.1. Мониторинг сохранности здоровья Наблюдение и оперативное реагирование на изменение состояния здоровья Здоровый и активный учащийся, включенный в развивающую деятельность
4.2. Социально-психологический мониторинг и диагностика социального развития учащихся Наблюдение за изменением психологической структуры личности; диагностические методики изменения социального развития учащихся Положительная динамика социального развития; определение уровня социального развития учащихся
Разрабатывая модель социального развития учащейся молодежи, мы основывались на следующих принципах:
• Принцип демократизации предполагает расширение прав и ответственности учащегося, педагога, родителей, способствует самостоятельности обучаемого в определении целей, содержания и методов учебной деятельности.
• Принцип максимальной индивидуализации заключается в активизации познавательной и мотивационной сферы учащихся такими формами и методами обучения, которые учитывают индивидуальные особенности каждой личности.
• Принцип признания ценности каждой личности подразумевает, что образование и воспитание достигнет наивысшего результата лишь при условии поддержки исходного многообразия индивидуальностей, создании условий для самоорганизации и саморазвития учащихся [1, 5, 16, 31].
Таким образом, при моделировании процесса социального развития учащейся молодежи удалось
установить, что социальное развитие эффективно происходит в среде, которая:
- является референтной для учащегося;
- предоставляет свободу выбора различных направлений деятельности;
- предоставляет возможность включения в нормативное регулирование процессов жизнедеятельности;
- предусматривает смену социальных ролей и статусов;
- предоставляет возможность освоения новой, социально значимой деятельности;
- предусматривает возможность самоопределения личности в ролевой коммуникативной деятельности по рефлексированию и проектированию социальных последствий проделанной работы;
- отвечает критериям диагностичности, контролируемости и управляемости [8, 15, 25, 26].
Выводы. Таким образом, процесс социального развития учащейся молодежи нуждается в педагогическом обеспечении, т.е. совокупности условий, способствующих данному процессу. Такое педагогическое обеспечение становится основой для реализации гуманности отношений, создания безопасности в общении, возможности личностного роста, и самореализации, свободы творчества, личностного общения, свободного доступа к информации.
Литература:
1. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. -С. 186.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
16. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
17. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
18. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.
19. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
20. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
21. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
26. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.
28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
29. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
33. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 373
магистр Федосеева Татьяна Петровна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье производится обоснование возможности повышения качества дошкольного образования средствами организации на базе ДОО экспериментальных площадок. Актуальность исследования определяется социальным запросом и требованиями ФГОС. Проблема исследования привлекает внимание со стороны отечественных авторов, отмечающих возможности экспериментальных площадок как эффективного механизма взаимодействия образовательных организаций, формы внедрения инновационных технологий. На основе проведенного анализа и результатов экспериментальной работы делается вывод о том, что экспериментальная площадка способствует преодолению разрыва между теоретической подготовкой и практическими компетенциями педагога.
Ключевые слова: экспериментальная площадка, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, инновационная деятельность, взаимодействие образовательных организаций, качество дошкольного образования.
Annotation. The article substantiates the possibility of improving the quality of pre-school education by means of organizing educational sites. The relevance of the study is determined by the social needs and requirements of the Federal Standarts of Education. The problem of the study attracts the attention of domestic authors, noting the possibilities of experimental sites as an effective mechanism for the interaction of educational organizations, the form