Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / RESEARCH ACTIVITY / SOCIAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / YOUNG STUDENTS / COMMUNICATION SKILLS / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дигуева Ольга Геннадьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Агеева Ульяна Павловна

В статье приводятся экспериментальные данные динамики показателей социального развития учащейся молодежи с учетом особенностей организации процесса межличностных отношений. Проведенный авторами анализ результатов исследования показал, что наиболее значимые изменения у учащейся молодежи произошли по отношению к приобретению социального опыта, повышению социального статуса, уровня самооценки, уровня коммуникативного взаимодействия с одногруппниками и другими участниками исследовательского сообщества, а также в отношении к значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дигуева Ольга Геннадьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Агеева Ульяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF STUDENTING YOUTH TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF THE ORGANIZATION PROCESS OF INTERPERSONAL RELATIONS

The article provides experimental data on the dynamics of indicators of social development of young students taking into account the peculiarities of the organization of the process of interpersonal relations. The authors 'analysis of the results of the study showed that the most significant changes in the young students occurred in relation to the acquisition of social experience, the improvement of social status, the level of self-esteem, the level of communicative interaction with single groups and other participants of the research community, and in relation to meaningful activities.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Выводы. В рамках развивающейся эволюционно-синергетической картины мира, информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем, что не может не учитываться при проектировании современных образовательных систем и процессов. Научно-исследовательская деятельность учащихся, как объект педагогического проектирования, также оказалась под влиянием происходящих изменений.

Во-первых, высокая востребованность личностных качеств и компетенций, на развитие которых традиционно была ориентирована исследовательская деятельность, сделала её массовым явлением на всех уровнях образования. Именно феномен массовости ставит перед педагогом задачу обновления или полного изменения подходов к её проектированию, организации, сопровождению и управлению. Как организовать включение всех учащихся в процесс исследования при ограниченных материально-технических, методических, временных и психоэмоциональных ресурсах педагога? Одной из возможностей, появившейся благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий, может стать новый формат(ы) представления информации и выстраивания интерактивного взаимодействия в системе «ученик -руководитель исследовательской работы».

Во-вторых, неограниченные объёмы информации, находящиеся в открытом доступе, требуют развития дополнительных компетенций как у педагога, так и у учащихся, что становится новой педагогической задачей при проектировании научно-исследовательской деятельности школьников.

В-третьих, стремительность информационных потоков, порождающая в качестве побочного продукта большое количество не проверенной, зачастую псевдонаучной информации, требует от участников исследовательской деятельности высокого уровня знания предмета исследования, междисциплинарного подхода в организации исследовательской деятельности, умения быстро ориентироваться в информационном поле, выбирая достоверную и актуальную информацию, что ведёт к необходимости постоянного повышения предметной компетентности педагога-руководителя исследовательской работой.

Таким образом, проектирование как системообразующая профессиональная задача педагога при организации и сопровождении научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках образовательного процесса, позволит уже на первоначальном этапе решить возможные проблемы, возникающие в контексте происходящих информационных изменений.

Литература:

1. Мининский университет: [сайт]. URL: https://mininuniver.ru/entrant/magistratura/femikn/proektirovanie-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-pedagogov-i-obuchayushchikhsya (дата обращения: 05.02.2020).

2. Кедрова Г.Е., Муромцев В.В. Электронные учебники: актуальные проблемы стандартизации // Научно-технический журнал по вопросам качества продукции оборонного назначения Вестник качества. - 2008. - № 6(84). - С. 28-34.

3. Святохо Е.А. Исследовательская деятельность как способ социальной реализации в старшем подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие для педагогов / Святохо Е.А. - Симферополь, 2019. -76 с. - [Электронный ресурс]. URL: https://prometod.ecobiocentre.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sposob-socialnoj-realizacii-v-starshem-podrostkovom-vozraste-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov/ (дата обращения: 03.02.2020).

4. Васильев В., Сухорукова М. Информационное общество и образование // Высшее образование в России. 2004. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obschestvo-i-obrazovanie-2 (дата обращения: 05.02.2020).

Педагогика

УДК 159.922

старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Яковлева Лариса Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Агеева Ульяна Павловна

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье приводятся экспериментальные данные динамики показателей социального развития учащейся молодежи с учетом особенностей организации процесса межличностных отношений. Проведенный авторами анализ результатов исследования показал, что наиболее значимые изменения у учащейся молодежи произошли по отношению к приобретению социального опыта, повышению социального статуса, уровня самооценки, уровня коммуникативного взаимодействия с одногруппниками и другими участниками исследовательского сообщества, а также в отношении к значимой деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, социальное развитие личности, учащаяся молодежь, коммуникативные навыки, социальный статус.

Annotation. The article provides experimental data on the dynamics of indicators of social development of young students taking into account the peculiarities of the organization of the process of interpersonal relations. The authors 'analysis of the results of the study showed that the most significant changes in the young students occurred in relation to the acquisition of social experience, the improvement of social status, the level of self-esteem, the level of communicative interaction with single groups and other participants of the research community, and in relation to meaningful activities.

Keywords: research activity, social development of the individual, young students, communication skills, social status.

Введение. Социальное пространство квалифицируется как пространство группы или общности, взаимодействия и взаимовлияния, размещения и перемещения социальных групп. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогического проектирования нами выявлены пути создания социально-педагогической среды, в которой происходит социальное развитие личности [4, 15, 16, 25]. Такой средой является совместная исследовательская деятельность [7, 9, 23].

Изложение основного материала статьи. Нами был разработана программа факультативного курса «Введение в научное исследование» по организации исследовательской работы в форме малых исследовательских групп, позволяющей оптимально учитывать склонности и взаимные симпатии участников исследовательского сообщества, а также сократить период адаптации в освоении новой социально-ролевой деятельности [8].

С целью определения динамики показателей социального развития учащейся молодежи с учетом особенностей организации процесса межличностных отношений, определяющего уровень социального взаимодействия, освоения новых социально-ролевых функций, отношения к значимой деятельности и собственному Я нами было проведено исследование с обучающимися 1 курса в количестве 117 человек, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, желающих более глубоко изучить и освоить методику проведения опытно-экспериментальной работы и методы научного познания объективной действительности.

Эффективность экспериментальной работы на уровне развития коммуникативных навыков проводилась методом анкетирования. Анализ статистических данных позволил выявить положительную динамику развития коммуникативных навыков обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Развитие коммуникативных навыков учащейся молодежи

Группа обучающихся Уровень развития коммуникативных навыков

1-й срез 2-й срез 3-й срез 4-й срез

В С Н В С Н В С Н В С Н

Студенты 1 курса чел 20 51 46 20 55 32 26 60 31 27 62 28

% 17 44 39 17 45 38 22 51 27 23 53 24

Включенное наблюдение за характером межличностных отношений, распределения социально ролевых установок в группе позволили выявить факторы, негативно влияющие на характер межличностных отношений, определение индивидуумом своей роли и социального статуса в группе.

Обратившись к анализу трудностей, которые испытывали обучающиеся в процессе исследовательской деятельности, мы установили, что многие затрудняются не только в получении объективной научной информации, но и в умении коллективного обсуждения ее значимости для предстоящего исследования. Часто группа собирала второстепенные, малозначимые, бессистемные факты, что негативно влияло как на организационную, так и содержательную сторону исследовательской деятельности [1, 17, 20, 24].

Мы убедились, что в результате обучения по разработанной нами программе факультативного курса «Введение в научное исследование», организации исследовательской работы в форме малых исследовательских групп представление первокурсников о социальной значимости освоения исследовательской деятельности изменилось [6, 19].

Число первокурсников, находящихся на подготовительном уровне (т.е. испытывающих серьезные затруднения в процессе освоения специфической деятельности) сократилось с 39 до 24 %. В то же время число обучающихся, подготовленных к самостоятельной исследовательской деятельности, увеличилось с 17 до 23 %.

Качественный анализ полученных данных подтвердил, что в процессе освоения исследовательской деятельности произошла активизация субъектной позиции первокурсников. Обучающиеся стали активно проявлять свои интеллектуальные, исследовательские и творческие возможности. Все отчетливее стала проявляться тенденция к самостоятельности в выборе темы исследования, ответственности за достоверность его результатов, накопление и осмысление опыта исследовательской деятельности, осознание социальной значимости выполняемой работы нашло выражение в укреплении способности отстаивать свои убеждения в процессе полемики с оппонентами.

Исследование, проведенное нами, показало, что в процессе освоения исследовательской деятельности происходит развитие мотивационного компонента исследовательской компетенции, связанного с повышением внутренней мотивации к освоению исследовательской деятельности. Как следствие, укреплялась способность к самостоятельной организации исследовательской работы. Освоение новых социальных ролей является мощной побудительной силой исследовательской деятельности, ускоряет процесс социального развития первокурсников [3, 12, 13].

В результате обучения первокурсников по разработанной нами программе факультативного курса выявлены качественные изменения по двум критериям: развитие коммуникативных навыков и социальному статусу. Так, изменение в количестве обучающихся с высоким уровнем развития коммуникативных навыков составило до эксперимента 11,8 %, после эксперимента 34,4 %. Высокий социальный статус отмечен у 27 % обучающихся, против 13,5 % до эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Развитие коммуникативного навыка и социального статуса первокурсников

Уровень Критерий, %

Высокий Средний Низкий

до после до после до после

Коммуникативные навыки 11,8 34,4 44,1 62,0 44,1 3,6

Социальный статус 13,5 27,5 64,4 72,5 22,1 —

Для выявления особенностей самоопределения личности в ролевой коммуникативной деятельности по рефлексированию и проектированию социальных последствий проделанной работы нами использовались дискуссии, групповые формы работы с применением методов абстрагирования и рефлексии, апелляции к личному опыту. В процессе освоения исследовательской деятельности наблюдалось изменение отношения первокурсников к миру и к собственному Я. Диагностика процесса освоения исследовательской деятельности в соотношении с социальным развитием показала, что овладение приемами рефлексии, обобщения, абстрагирования позволило большинству обучающихся подняться на новую ступень осмысления социального опыта, отношения к значимой деятельности, формированию положительной Я-концепции и объективной самооценки [11, 18, 26]. Результаты итогового тестирования выявили положительную динамику данного критерия.

В целях выявления и анализа динамики уровня социального развития учащейся молодежи в процессе освоения исследовательской деятельности нами проводилось повторное тестирование (табл. 3).

Таблица 3

Уровень развития критериев социального развития учащейся молодежи

Уровень Критерий, %

Высокий Средний Низкий

Развитие коммуникативных навыков 31,0 60,3 8,7

Уровень самооценки и Я-концепции 32,0 60,3 6,7

Уровень социального статуса 18,9 72,4 8,7

Уровень отношения к значимой деятельности 27,6 67,3 5,1

Данные свидетельствуют о положительных результатах опытно-экспериментальной работы. Качественная и количественная оценка результатов позволила выявить влияние исследовательской деятельности на уровень социального развития первокурсников.

Проведенный нами анализ результатов второго этапа исследования показал, что в целом уровень социального развития по важнейшим показателям у первокурсников, включенных в интеллектуальную научную деятельность повысился. Наиболее значимые изменения произошли по отношению к приобретению социального опыта, повышению социального статуса, уровня самооценки, уровня коммуникативного взаимодействия с одногруппниками и другими участниками исследовательского сообщества, отношению к значимой деятельности.

Выводы. Таким образом, педагогическая помощь первокурсникам в процессе овладения исследовательскими знаниями, умениями и навыками, стимулирует социальное развитие, способствует личностному росту, содействует укреплению мотивации к исследовательской деятельности.

Оптимизация процесса обучения исследовательской деятельности на основе семинаров, дискуссий, эвристических заданий, самостоятельное формулирование темы исследования, участие в научно-практических конференциях, развитие умений слушать оппонента, принимать или корректно отвергать его мнение, аргументировано и доказательно отстаивать собственную позицию в конструктивном диалоге способствовало развитию коммуникативных навыков обучающихся [2, 14, 22].

Организация самостоятельной работы в малых исследовательских группах, накопление личного опыта исследовательской деятельности, связанное с освоением новых социальных ролей: «исследователь», «консультант», «руководитель исследовательской группы», «эксперт» - стимулировало социальное развитие первокурсников [5, 10, 21]. Мы убедились, что в результате обогащения и трансформации форм и способов освоения исследовательской деятельности у обучающихся происходило развитие коммуникативных навыков, положительной Я-концепции, менялся социальный статус.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

9. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

10. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Экспериментальное исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий настольным теннисом // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 4. - С. 12-18.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

15. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

16. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

17. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

18. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.

19. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

20. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой с женщинами среднего возраста // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. -С. 5503-5507.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.

22. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

23. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

24. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

25. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.

26. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.