Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛИ ДОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭМПАТИЯ / КОМПОНЕНТЫ / MULTICULTURAL COMPETENCE / COMPETENCE / PRESCHOOL EDUCATORS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / MULTICULTURAL EDUCATION / EMPATHY / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна, Согорина Валерия Павловна

В данной статье анализируется актуальность формирования поликультурных компетенций у педагогов ДОО. Характеризуется сущность понятия «поликультурная компетенция» в психолого-педагогической литературе, выделяются основные структурные компоненты поликультурных компетенций у педагогов ДОО. Далее проводится эмпирическое исследование уровня сформированности поликультурных компетенций у педагогов ДОО и описываются рекомендации по их созданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна, Согорина Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCIES AMONG TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article analyzes the relevance of the formation of multicultural competencies among teachers of preschool educational institutions.The article describes the concept of "multicultural competence" in the psychological and pedagogical literature, highlights the main structural components of multicultural competencies that teachers of preschool educational institutions have.Next, an empirical research is conducted to study the level of formation of multicultural competencies among teachers of preschool educational institutions.Then the recommendations for creating multicultural competencies for teachers of preschool educational organizations are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗЦИЙ»

Педагогика

УДК 373

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Согорина Валерия Павловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗЦИЙ

Аннотация. В данной статье анализируется актуальность формирования поликультурных компетенций у педагогов ДОО. Характеризуется сущность понятия «поликультурная компетенция» в психолого-педагогической литературе, выделяются основные структурные компоненты поликультурных компетенций у педагогов ДОО. Далее проводится эмпирическое исследование уровня сформированности поликультурных компетенций у педагогов ДОО и описываются рекомендации по их созданию.

Ключевые слова: поликультурная компетенция, компетентность, воспитатели ДОО, профессиональные компетенции, многокультурное образование, эмпатия, компоненты.

Annotation. This article analyzes the relevance of the formation of multicultural competencies among teachers of preschool educational institutions.The article describes the concept of "multicultural competence" in the psychological and pedagogical literature, highlights the main structural components of multicultural competencies that teachers of preschool educational institutions have.Next, an empirical research is conducted to study the level of formation of multicultural competencies among teachers of preschool educational institutions.Then the recommendations for creating multicultural competencies for teachers of preschool educational organizations are described.

Keywords: multicultural competence, competence, preschool educators, professional competencies, multicultural education, empathy, components.

Введение. Мы живем в поликультурном и поликультурном сообществе. Но не надо забывать, что в области межнациональных отношений наблюдаются непонимания, конфликты.

Есть потребность развития общества в рамках поликультурности, доброжелательного отношения разнообразной культуре, традициям, обычаям разных национальностей. В современном российском пространстве проблема доброжелательности в межнациональных отношениях решается средствами поликультурного образования и воспитания.

Проблема поликультурного образования педагогов дошкольной образовательной организации является актуальным и способно повлиять на становление нравственных отношений с субъектами их профессиональной деятельности.

Понятие «поликультурность» означает образовательное пространство, в котором имеется языковое, культурное и духовное разнообразие.

В результате понятие поликультурной образованной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры другого народа. Соответственно, поликультурность лежит в основе формирования толерантности: доброжелательного, дружелюбного отношения к другим народам, готовности придти им на помощь, вступать с ними в диалог, быть терпимыми к различиям, что возможно только при изучении и знании их культуры.

Поликультурность - это важное условие устойчивого социального развития, обеспечивающие интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство [1].

Понятие «поликультурная компетентность» педагога ДОО включает в себя: опыт толерантных отношений и взаимоотношений в многокультурном обществе, проявляемых как диалог различных культур; эмоциональная устойчивость к культурным отличиям; готовность к ценностному отношению к другому; способность к эмпатии; отсутствие негативных культурных стереотипов.

Недостаточный уровень развития отдельных компонентов поликультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации с одной стороны, и требования к профессиональной педагогической компетентности - с другой стороны, обусловили выбор темы данной статьи.

Поликультурная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации трактуется в исследованиях по-разному. Одни исследователи (О.В. Хухлаева, Г.С. Денисова, М.Р. Радовель и М.М. Вольмер) рассматривают ее как способность людей разного пола и возраста мирно и без взаимной дискриминации существовать в одном обществе. Другие (Н.И. Гез, Г.С. Денисова, М.Р. Радовель, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, J. Barkman) определяют понятие поликультурной компетентности - как способность участвовать в чужой до этого культуре, третьи - как идентичность, объединяющую знания и образцы поведения, в основе которых лежат принципы многообразия мышления и осознания культурных процессов.

Изложение основного материала статьи. Поликультурная компетентность современного педагога дошкольной образовательной организации является условием успешной профилактики агрессивного поведения, дискриминации внутри детского сада на этнической и конфессиональной почве, а также условием формирования у дошкольников культуры мира и согласия.

Проблемы формирования навыков поликультурного взаимодействия в дошкольных заведениях за рубежом рассматриваются с 70-х годов прошлого столетия. В педагогических вузах, колледжах стали изучать дисциплина «Поликультурное образование дошкольников», «Поликультурное образование младших школьников» и т.д. Образовательные учреждения вводят в свои программы предметы по многокультурному просвещению учащихся. В учебных программах объединяется материал, который раскрывает вопросы культурного многообразия.

Зарубежные ученые, исследователи активно трудятся в данной сфере, изучают проблемы поликультурного обучения, формирования умений и навыков поликультурного взаимодействия у педагогов дошкольной образовательной организации.

На сегодня имеется большое количество исследований разного рода и практиков, занимающихся поликультурным обучением. Отечественные ученые, учителя -практики разрабатывают программы, проекты, посвященные проблеме поликультурной компетентности педагога в поликультурной среде.

В Западной Европе под поликультурными компетентностями понимают ориентацию на сохранение самобытности культурных групп, способность к поликультурному взаимодействию и интеграции.

В основе поликультурной компетентности лежит культурная идентичность. Культурная идентичность -это осознание принятия индивидом культурных ценностей, языка, норм и правил поведения, свойственных его родной культуре и формирующих ценностное отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу и миру в целом.

Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих» [5].

Поликультурная компетентность современного педагога дошкольной образовательной организации поможет успешно решить проблемы, связанные с межнациональными отношениями в коллективе, формированием у дошкольников установок гражданской солидарности, культуры мира и согласия.

Рассмотрим более подробно механизм формирования поликультурной компетентности педагогов ДОО.

Поликультурная ценностная ориентация обеспечивает создание ценностного образа родной и иноязычной культур.

Теоретическим обоснованием выделения этой стадии формирования поликультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации служат исследования по проблеме ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, В.П. Бездухова.

Педагогический смысл термина «Ориентация», которым используют целый науки как астрономия, география, топография и др., происходит от многозначного его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, означающих «процесс» и «результат».

Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений.

В этом значении ориентации присущи такие характеристики как широта, гибкость, эрудиция, тезаурус, проблемность.

1. Каким должно быть ценностное наполнение содержания образования?

2. Какие педагогические закономерности и механизмы присвоения личностью ценностей родной и иноязычной культур?

3. Каковы педагогические условия становления жизненных ориентиров педагогов ДОО?

Структурными компонентами поликультурной компетентности педагога ДОО выступают:

- когнитивный,

- мотивационно-ценностный,

- деятельностный (операционный).

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Для выявления уровня поликультурной образованности и готовности педагога ДОО к организации межнационального общения дошкольников нами проведено анкетирование (на знание национальностей России, где они проживают, чем занимаются, их традиции, обычаи и т.п.).

Мы надеемся, что результаты помогут педагогу осознать свои пробелы в данной области с тем, чтобы их ликвидировать. Важно заострить внимание е педагогов дошкольной образовательной организации на определении основных понятий, категорий, общих вопросов поликультурной образованности: ее задачах, содержании, формах, методах, средствах и видах работы с учащимися.

По программе исследования нами были организованы встречи с педагогическими коллективами дошкольных образовательных организаций.

На обсуждение выносились следующие проблемы:

- выявить знания педагогов о народах, для которых Россия является этнической родиной (самоназвания, прозвища народов, места их проживания);

- определить сущность ряда понятий: этнос, этнопедагогика, этнотолерантность, культура межнационального общения, поликультурное образование и др.

Также во время встреч поднимался вопрос о проявлении в поведениях и суждениях людей этноцентризм и этнические стереотипы с конкретными примерами из жизни.

Нами проведен анализ уровня развития поликультурной компетентности педагогов ДОО и задачи по его повышению.

В исследовательской деятельности была проведена диагностика уровня поликультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, которая включала в себя:

- определение уровня социокультурных знаний педагогов дошкольной образовательной организации;

- определение поликультурных установок педагогов дошкольной образовательной организации и их способности к взаимодействию.

Для определения социокультурных знаний педагогов дошкольной образовательной организации нами был использован тест, который состоял из 20 вопросов различной сложности. В тестировании приняли участие 300 педагогов.

При интерпретации результатов применялась следующая шкала оценки:

1-9 правильных ответов - низкий уровень социокультурных знаний;

10-14 правильных ответов - средний уровень;

15-17 правильных ответов - уровень выше среднего;

18-20 правильных ответов - высокий уровень.

Результаты диагностики приведены в диаграмме (Таблица1).

Таблица1

Результаты диагностики уровня социокультурных знаний педагогов дошкольной образовательной

организации

Уровень Сформированность социокультурных знаний педагогов ДОО, чел.

Низкий 157

Средний 79

Выше среднего 45

Высокий 19

Как представлено в таблице, из 300 педагогов ДОО, прошедших тестирование, более половины (157 чел.) показали низкий уровень социкультурных знаний. 26% (79 чел.) педагогов ДОО показали средний уровень социокультурных знаний, 15% - уровень выше среднего и лишь 6% педагогов ДОО показали высокий уровень знаний.

В целях определения поликультурных установок педагогов ДОО и их способности к взаимодействию были использованы следующие методики: тест Томаса и шкала СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.

Тест описания поведения К. Томаса (адаптированный Н.В. Гришиной), который предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

Данная методика используется в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

Для интерпретации результатов тестирования применялись следующие характеристики стилей поведения:

1. Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

4. Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Анализ результатов тестирования выявил следующие особенности.

У опрошенных педагогов ДОО доминировали разные стили поведения или сочетания стилей «соперничество + компромисс», «соперничество + приспособление», «компромисс + уклонение».

Данные о распределении участников тестирования по доминирующим стилям поведения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение участников тестирования по доминирующим стилям поведения

Стиль поведения Доминирующий стиль поведения педагогов ДОО

Соперничество 32%

Приспособление 28%

Компромисс 13%

Уклонение 14%

Сотрудничество 13%

Для определения уровня социально-психологической адаптированности педагогов ДОО нами использована шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированная Т.В. Снегиревой).

Шкала состоит из 101 сужения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности и 37 - критериям дезадаптированности, 28 высказываний нейтральны.

Обследование по шкале СПА прошли 300 педагогов ДОО. Для настоящего исследования представляют интерес результаты обследования по шкале «принятие других - конфликт с другими».

Результаты обследования по данному фактору выявили низкий уровень адаптированности педагогов ДОО.

Распределение педагогов ДОО по уровню социально-психологической адаптированности по шкале «принятие других - конфликт с другими» приведены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение педагогов ДОО по уровню социально-психологической адаптированности (шкала «принятие других - конфликт с другими»)

Уровень Социально-психологической адаптированность (шкала «принятие других - конфликт с другими»)

Низкий 118

Средний 125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выше среднего 37

Высокий 19

Результаты входной диагностики выявили проблемные зоны в уровне развития поликультурной компетентности педагогов ДОО. Выявленные проблемы стали отправной точкой для планирования последующей работы.

Следуя общей логике исследования, исходя из определения сущности, структуры изучаемого феномена на основе теоретического анализа и концептуального синтеза исследуемой проблемы мы провели моделирование процесса формирования поликультурной компетентности педагогов ДОО.

Занимаясь данной проблемой, педагогические коллективы нам показали опыт их деятельности во взаимодействии с родителями. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями/ с семьей понимается как процесс межличностного общения. В результате формируется у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом, например: «Мы друг другу нужны».

В заключении можно сказать, что процесс формирования поликультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации - это закономерный процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной самодвижения.

Выводы. Таким образом, поликультурные умения личности педагогов дошкольной образовательной организации в диалоге культур - это совокупность интеллектуально-коммуникативных действий, позволяющих субъекту активно включаться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и социального взаимодействия в диалог культур.

Литература:

1. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №. 2.

2. Васильева К.В. Деятельность руководителя по формированию профессиональной компетентности педагогов доо в области поликультурного воспитания дошкольников // ББК 74.1 М.: ННГУ. - 2016. - С. 448.

3. Власкова О.В. Управление поликультурным образованием в ДОО через организацию информационной обеспеченности образовательного процесса // М.: Просвещение. - 2016. - С. 453.

4. Жигальская М.Н. Развитие поликультурной компетенции педагогов специального образования // Редакционная коллегия: Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, М.В. Новиков (научный редактор), И.Ю. Тарханова. - 2017. - С. 265.

5. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический вестник. - 2018. - №. 1. - С. 40-44.

6. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Дайнеко Я.М. Диагностика поликультурной компетентности педагогов // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - №. 4.

Педагогика

УДК376

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Тузеева Елена Геннадьевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОО ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в деятельности, направленной на развитие речевого познания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ФГОС ДО, речевое развитие, методическое сопровождение, педагог ДОО, проект, познание, интерес, развитие, образование.

Annotation. The article examines aspects of the methodological support of teachers of a preschool educational organization in activities aimed at the development of speech knowledge in preschool children.

Keywords: FSES DO, speech development, methodological support, PEO teacher, project, cognition, interest, development, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.