УДК 371.315.5
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
САМБЕТ ДИНАРА БАХТИЯРОВНА
Магистр пед.наук, преподаватель кафедры Начальное образование КазНПУ им.Абая
Алматы, Казахстан
Аннотация: Нестандартные уроки как способ активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов играет важную роль в формировании у детей интереса к учебе, развитии их интеллектуальных способностей и креативного мышления. Этот подход позволяет сделать обучение более увлекательным, продуктивным и эффективным.
Нестандартные уроки способствуют созданию атмосферы сотрудничества и вовлеченности, где ученики могут активно участвовать в процессе обучения, развивать критическое мышление и навыки решения проблем. Такие уроки включают в себя разнообразные методы и формы работы: игры, проекты, исследования, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность детей. Кроме того, использование нестандартных подходов помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавая возможность для каждого ребенка проявить свои таланты и способности.
Статья рассматривает конкретные примеры нестандартных уроков на примере обучения предмету Познания мира, анализирует их влияние на учебный процесс и предлагает рекомендации для педагогов, желающих внедрить подобные практики в свою работу.
Ключевые слова: нестандартный урок, познавательная деятельность, обучающиеся начальных классов.
Познавательная деятельность - свойство компетентной личности, главное условие, показатель эффективности учебно-воспитательного процесса [1]. Несмотря на то, что проблема формирования познавательной активности рассматривается уже много лет, она и на сегодняшний момент остается актуальной.
Сорокун П.А. в своей работе «Основы психологии» пишет, что «Проявление любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности» [2, с. 68]. Из его слов, можно сделать вывод, что познавательная деятельность имеет первостепенное место в учебном процессе.
Сластенин В.А. и Исаев И.А. в своем учебном пособии «Педагогика» придерживаются мнения, что «учебно-познавательная деятельность представляет собой единство: чувственного познания, умственной и практической деятельности» [3, с. 208].
В современном обществе, где наука и техника становятся все более важным определяющим фактором общественного развития, роль научных знаний постоянно возрастает. Среди многих потребностей, обеспечивающих социокультурную жизнь людей, потребность в познании является одной из самых ранних и наиболее существенных для их существования. Эта потребность получила свое теоретическое обоснование в ряде философских и специальных научных дисциплин, в результате чего было разработано учение о познании (теория познания).
Философия рассматривает познание как сложный процесс восприятия сущности объектов, включающий как внешний анализ явления, так и анализ его сущности, начиная от изучения конкретного объекта и заканчивая изучением системы взаимосвязей между
объектами. Познавательная деятельность человека основана на его чувственной, материальной деятельности. В процессе развития наши знания становятся все более конкретными и объективными. Критерием и единственным средством проверки истинности наших знаний является практика. Сама практическая деятельность всегда основана на определенных знаниях и теоретических предположениях. Люди действуют осознанно, руководствуясь существующими у них представлениями о реальности, ставя перед собой определенные конкретные цели. В единстве практики и теории осуществляется целостная объективная деятельность - процесс практического и теоретического освоения мира людьми. Практическая деятельность показывает, насколько правильно идеи и теории отражают сущность явлений [4, с. 13].
Немов Р. С. считает, что деятельность — это «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [5, с. 321].
Педагог и учёный-психолог Зимняя И.А., в свою очередь, под деятельностью воспринимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [6, с. 197].
Учебная деятельность включает в себя различные виды деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение т.д. В действии обязательно присутствует цель, средство, результат. Можно умозаключить, что деятельность - внутренняя и внешняя активность личности, обусловленная сознательной целью.
Познание является неотъемлемой частью ориентации человека в мире. Его изучают разные науки - философия, социология, педагогика, психология. В информационном обществе роль познания и способы его реализации становятся чрезвычайно важными. Познавательная деятельность является неотъемлемой частью познания. Она формируется и развивается в процессе обучения. Познавательная деятельность традиционно рассматривается как особый вид умственной деятельности. Существуют различные компоненты познавательной деятельности и уровни ее развития. Чем выше уровень познавательной активности, тем эффективнее весь процесс обучения, так как знания приобретаются быстрее и на более высоком уровне. Когнитивная независимость в сочетании с когнитивной активностью может радикально улучшить весь процесс познания. Таким образом, задачей образовательного процесса является активизация познания и развитие познавательной самостоятельности различными методами и подходами.
«Учебно-познавательная деятельность школьников - на сегодняшний день необходимый этап подготовки подрастающего поколения к реалиям современной жизни», пишет Бектенова Р.Б. в статье «Современные методики казахстанского образования» [7, с. 3].
Обучающиеся начальных классов нуждаются в активизации познавательной деятельности для достижения возможного возрастного потенциала в развитии.
Нельзя недооценивать значение познавательной деятельности в общем развитии школьника. Под воздействием познавательной деятельности происходит весь процесс его развития.
Власенко С.В. в своей статье «Нестандартный урок как средство развития познавательного интереса учащихся» пишет, что «Традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися. Встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательный интерес» [8, с. 16].
Одним из способов повышения интереса к предмету являются нетрадиционные формы работы. Они позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся и, следовательно, эффективности урока.
Нестандартный урок — это урок с нетрадиционной (неопределенной) структурой, содержанием и формой.
«Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности» пишет Нигматуллина Н.М. в авторской статье «Нестандартные уроки - форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов» [9, с. 22].
Нестандартные уроки пользуются большей популярностью у обучающихся начальных классов, чем обычные учебные занятия со строгой структурой и установленным рабочим временем. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Мы в свою очередь считаем, что нестандартные уроки можно применять, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся, нужно лишь умело подойти к этому, и тогда это принесет свои плоды.
Принципы нестандартных уроков заключаются в следующем:
1. На уроке учитель полностью отказывается от шаблона организации привычного нам урока. Нестандартные уроки не проводятся в рамках формализма.
2. Во время нестандартного урока все дети активны, увлечены получением новой информации.
3. Нестандартные уроки сопровождаются ярким эмоциональным фоном.
4. Учитель во время данного вида урока поддерживает альтернативные, множественные мнения обучающихся.
5. Во время проведения нестандартного урока обеспечивается взаимопонимание, мотивация к действию и эмоциональное удовлетворение обучающихся.
6. Учитель во время нестандартного урока применяет разноуровневые задания, основанные на образовательных возможностях, интересах, способностях обучающихся.
7. Во время нестандартного урока учитель применяет «формирующую оценку».
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность
определяют следующие факторы:
1. Организация учебной деятельности обучающихся в большинстве случаев основана на групповых и коллективных методах обучения;
2. Характер работы во время нестандартного урока направлен на самостоятельную, творческую деятельность и способствует развитию, применению полученных знаний на практике;
3. Помимо усвоения нового материала в классе, происходит и сопутствующее подкрепление. Это направляет обучающихся к эмоциональному обучению;
4. Гибкая структура учебного курса позволяет преподавателям изменять содержание, методы, инструменты и формы работы с обучающимися на основе собственных творческих идей.
Последнее время была предпринята попытка классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Пример такой классификации на рисунке 1.
Уроки в форме соревнования и игр
Нестандартные виды уроков
Уроки, напоминающие
публичные формы общения
Интегрированные уроки
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы
Уроки, опирающиеся на фантазию
Трансформация традиционных способов организации урока
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
Рисунок 1 - Классификация нестандартных уроков.
Мы придерживаемся мнения, что каждый учитель начальных классов должен творчески подходить к своей работе. Готовясь к урокам, он должен все обдумать. Однако если это обычное занятие, то детям, не будет интересно сидеть 40 минут и слушать слова «лектора-преподавателя». Учебное занятие должно быть увлекательным и достаточно разнообразным. Только в этом случае школьники будут внимательно слушать учителя на уроке. Нестандартные уроки характеризуются ярко выраженной коммуникативной направленностью, ситуативностью, речемыслительной активностью обучающихся, личностно ориентированным подходом к процессу обучения, полифункциональностью всех видов деятельности.
Изучение разных видов нестандартных уроков позволило выделить их четыре основных
типа:
• урок открытия новых знаний,
• урок-рефлексию,
• урок систематизации знаний,
• урок развивающего контроля;
Традиция обычного урока заключается прежде всего в традиции его структуры: подготовка к учебной деятельности - проверка домашнего задания - мотивация - обновление базовых знаний - изучение нового материала - закрепление материала - объяснение домашнего задания. Эти элементы присутствуют в структуре большинства типичных, традиционных уроков. Варьируя продолжительность этих элементов, меняя их порядок, невозможно строить нестандартные виды учебных занятий. Таким образом, вы можете получить только различные типы регулярных уроков. Структура нестандартного урока характеризуется нетрадиционным исполнением обычных элементов.
Нетрадиционный урок — это развитие, движение структуры традиционного урока.
Успешное проведение нестандартного урока предусматривает 3 этапа:
1. подготовку;
2. презентацию;
3. подведение итогов.
• Подготовка
В отличие от традиционного урока, активное участие здесь принимают обучающиеся. На этом этапе дети делятся на группы, команды. А также получают некоторые поручения от учителя: подготовить какой-либо материал, выполнить определенные задания. Учащиеся
могут вместе с учителем заниматься составлением викторины или кроссворда, изготавливать необходимый дидактический и наглядный материал.
• Презентация (3 этапа)
Первый этап нестандартного урока - условие возникновения и совершенствование первичной мотивационной сферы обучающихся начальных классов: определяются предстоящие проблемы, выявляется уровень подготовки обучающихся к их разрешению, к установлению верных путей достижения целей учебного занятия. Предполагаются различные ситуации, которые в полной мере помогут решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения обучающимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение обучающихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап нестандартного урока состоит из сообщения ранее не изученного материала, формирования знаний обучающихся начальных классов в различных «нестандартных» формах организации.
Третий этап нестандартного урока представляет собой становление необходимых умений и навыков обучающихся начальных классов.
Учителем контролируется каждый этап.
• Подведение итогов
В период подведения итогов (анализа) данных уроков следует оценивать, не только полученные знания школьников, но и их общение в процессе учебного занятия - общение педагога с детьми, общение детей между собой, в парах и группах.
Не нужно забывать, что основные элементы образовательного процесса должны сохраняться и при нестандартном уроке:
1. Требования программы;
2. Последовательные задания, посредством выполнения которых достигается дидактическая цель занятия;
3. Тип урока, не должен противоречить его целям.
В зависимости от характера учебной деятельности выделяют два вида нестандартного
1. С преобладанием логических форм в организации учебной деятельности: урок-лекция, урок-презентация, урок-семинар, урок-доклад, урок-семинар, урок-защита рефератов и проектов и др.
2. С преобладанием эмоционально-образных форм организации учебной деятельности: урок творчества, урок-рассказ, урок-импровизация, урок-путешествие (экскурсия), урок-игра, урок-концерт и др.
Правила успешного урока:
1. Выявить основную роль урока.
2. Изучить программу, вынести оттуда цель урока.
3. Представит ее в таком виде, чтобы она была доступна, понятна школьникам.
4. Проанализировать учебную литературу по теме.
5. Сформулировать основные ЗУН.
6. Решить, что именно необходимо донести до обучающихся, чему они должны будут научиться.
7. Определить необходимый для детей объем работы на уроке.
8. Определить формы и методы проведения урока.
9. Записать конспект урока.
10. Провести урок как задумано.
урока.
Подробнее разберем самые распространенные виды нестандартных уроков Познания
мира.
1. Урок-сказка
Урок - сказка — это устойчивая база для развития фантазии и воображения, вызывающая живой интерес у обучающихся начальных классов; урок - сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые предметные знания. С помощью нестандартного урока, учитель может без труда сделать все процессы и явления окружающего мира героями сказки, т.е. приблизиться к возрасту обучающегося, говорить с ним на простом, понятном ему языке о сложных вещах, что, несомненно, придает уроку характер непринужденности и положительно сказывается на обучающихся.
Не нужно забывать, что сказка на уроке не должна превращаться в развлечение без образования, поэтому учитель должен ответственно подходить к содержанию самой сказки, ее размеру. Мы думаем, что наиболее подходящим является 4-5-минутный рассказ по теме урока, который включает в себя как новый материал, так и закрепление того, что уже было изучено ранее. Можно использовать элементы сказки как организацию отправной точки урока, для отдыха, смены деятельности, а также в конце урока для подведения итога.
Главное и самое сложное - преодолеть стереотипы мышления, изменить педагогическое сознание, избавиться от ошибочных представлений, найти новые подходы, отвечающие требованиям современности, способы обучения и воспитания подрастающего поколения. Обучение — это творческий процесс. Обучение — это творческий поиск. У каждого учителя есть свои способы осуществления этого поиска и процесса.
Нестандартные уроки являются огромным шагом в будущее для современного образования. Это возможность проводить уроки в новом формате, эффективно строить учебный процесс, получать отдачу от школьников.
В Республиканском научно-методическом журнале Казахстана «Начальная школа» [9] опубликованы: урок «Устный журнал» по естествознанию на тему «Без чего человеку не обойтись?» для 2 класса, урок «Заочное путешествие» по литературному чтению на тему «Мы идем в библиотеку» для 3 класса, урок «Творческий отчет» по русскому языку на тему «Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности» для 4 класса.
В «Устном журнале» обучающиеся получают задание подготовить сообщение о том, без чего же человеку не обойтись, обсуждают это, делятся своим мнением на уроке.
К уроку «Заочное путешествие» каждый ученик готовит творческую работу «Библиотека. Что в ней можно найти?». В конце урока организуется галерея мини-проектов.
В уроке «Творческом отчете» организована игра-сценка о видах речевой деятельности.
Можно отметить следующую закономерность: на 1 нестандартный урок в журнале приходится около 12 стандартных. То есть уроки нестандартного вида разрабатываются и проводятся в школах Казахстана, но редко.
Познавательная деятельность имеет первостепенное значение в жизни обучающихся начальных классов. Об этом говорили многие отечественные и зарубежные педагоги, ученые и практики. Нам учителям тоже не стоит забывать об этом. Ведь познавательная деятельность способствует подготовке грамотных людей к удовлетворению потребностей общества, в решении задач научно-технического процесса, а также развитию их нравственных ценностей. Способов активизации познавательной деятельности на уроках Познания мира существует великое множество, но одним из наиболее эффективных является проведение нестандартных (нетрадиционных) уроков. Использование данных уроков обеспечивает не только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышает качество образования, интерес и мотивацию.
В зависимости от характера учебной деятельности выделяют два вида нестандартного урока. В первых преобладают логические формы в организации учебной деятельности. Это такие уроки, как урок-лекция, урок-презентация, урок-семинар, урок-доклад, урок-защита рефератов и проектов и др. В уроках второго вида превалирует эмоционально-образные
формы организации учебной деятельности. К ним относятся уроки творчества, уроки-рассказы, уроки-импровизации, уроки-путешествия (экскурсия), уроки-игры, уроки-концерты и др.
Таким образом, познавательная деятельность, вызванная участием в нетрадиционных уроках, вооружает знаниями, умениями, навыками. Она формирует инициативность, самоуправление, познавательный интерес, определяет способности обучающихся начальных классов к различным видам деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Гусева Ю.И. Особенности развития познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников //Вестник СКГУ им. М.Козыбаева №4, 2018.- С 173-177.
2. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.- 312 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений -М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с
4. Кирабаева Ш.А. Формирование познавательной активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф.канд.пед.наук./ Ш.А. Кирабаева; Науч. Рук. Кожахметова К.Ж.. - Алматы:2003 - 25с.
5. Немов. Р. С. Психология Кн. 2: Психология образования. - М.: Владос, 2002. - 608 с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр.и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
7. Бектенова Р.Б. Современные методики казахстанского образования. // ФАО «НЦПК «Эрлеу» «ИПКПР ЗКО»: сетевой журн. 2016.
8. Батырбаева Н.К., Власенко С.В. Нестандартный урок как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Северо-Казахстанского гос. ун-та им. М. Козыбаева. - 2014. - №3. - С.16-20
9. Нигматуллина Н.М. Нестандартные уроки - форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов. Начальная школа Казахстана. - 2013. - №1. -С.22-26
10. Начальная школа Казахстана. Республиканский научно-методический журнал; под ред. Елубаев С.О. а - 2021. - №5. - 77 с.