Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ-БИЛИНГВЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биджиева Венера Ибрайевна

В данной статье рассматриваются проблема развития познавательной деятельности младших школьников-билингвов на уроках русского языка. Актуальность рассматриваемой темы обуславливается реалиями развития современного образования в России. Разные аспекты учебной познавательной деятельности в своих исследованиях рассматривали ученые. Это такие, как: Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н. Газман, О.С. Дьячкова О.А., Фрадкина Ф.И., Матюшкин А.М., Петровский А.В., Г.И. Щукина, Шамова Т.И. и др. Познавательная деятельность играет важную роль при обучении нерусских учеников начальной школы русскому языку. Обусловлено это тем, что педагогу приходится обучать русскому языку детей, значительная часть из которых плохо или совсем не владеет русским языком. Данное обстоятельство, бесспорно, оказывает тормозящее действие на процесс обучения в целом, и на процесс изучения русского языка школьниками, в частности. Незнание русского языка оказывает отрицательное воздействие на усвоение обучающимися школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом. Для ребенка-билингва процесс овладения новым для него, русским, языком - это коренная перестройка мышления. Развивая познавательную деятельность ребенка, учитель начальных классов, стимулирует их интеллектуальные способности, а также развивает в обучающихся интерес к изучению русского языка. Об отдельных способах, методах, технологиях и т.п., активизирующих познавательную деятельность учеников, мы написали в статье. Считаем, что использование современных информационно-коммуникационных технологий - одно из самых эффективных путей в решении исследуемого вопроса. Показателями познавательной активности учеников являются: понимание, осознанность обучения; активное участие при решении проблемных и нестандартных учебных задач; старательность и др. При выборе критериев, определяющих развитие познавательной деятельности младших школьников-билингвов, мы использовали критерии, которые выделила С.А. Аксючиц. Проведенное нами исследование позволяет нам сделать вывод: проблема актуальна, требует дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER BILINGUAL SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article deals with the problem of cognitive activity development of younger bilingual schoolchildren in Russian lessons. The relevance of the topic under consideration is determined by the realities of the modern education in Russia development. Scientists have considered various aspects of educational cognitive activity in their research. Among them are: Ananyev B.G., Leontiev A.N. Gazman, O.S. Dyachkova O.A., Fradkina F.I., Matyushkin A.M., Petrovsky A.V., G.I. Shchukina, Shamova T.I., etc. Cognitive activity plays an important role in teaching Russian non-Russian primary school students. It depends on the fact that the teacher has to teach children, a significant part of whom have little or no command of the Russian. This circumstance undoubtedly has a retarding effect on the learning process in general, and on the process of learning Russian by schoolchildren, in particular. Ignorance of the Russian has a negative impact on the assimilation of the school curriculum by students and affects the process of their adaptation as a whole. For a bilingual child, the process of mastering Russian is a radical restructuring of thinking for him. Developing the cognitive activity of the child, the primary school teacher stimulates their intellectual abilities, and also develops students' interest in learning Russian. We wrote about certain methods, methods, technologies, etc., activating the cognitive activity of students in the article. We believe that the use of modern information and communication technologies is one of the most effective ways to solve the issue under study. Indicators of cognitive activity of students are: understanding, awareness of learning; active participation in solving problematic and non-standard educational tasks; diligence, etc. When choosing criteria that determine the development of cognitive activity of younger bilingual schoolchildren, we used the criteria that S.A. Aksyuchits highlighted. Our research allows us to conclude that the problem is relevant and requires further research.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 373.3

старший преподаватель Биджиева Венера Ибрайевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблема развития познавательной деятельности младших школьников-билингвов на уроках русского языка. Актуальность рассматриваемой темы обуславливается реалиями развития современного образования в России. Разные аспекты учебной познавательной деятельности в своих исследованиях рассматривали ученые. Это такие, как: Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н. Газман, О.С. Дьячкова О.А., Фрадкина Ф.И., Матюшкин А.М., Петровский А.В., Г.И. Щукина, Шамова Т.И. и др. Познавательная деятельность играет важную роль при обучении нерусских учеников начальной школы русскому языку. Обусловлено это тем, что педагогу приходится обучать русскому языку детей, значительная часть из которых плохо или совсем не владеет русским языком. Данное обстоятельство, бесспорно, оказывает тормозящее действие на процесс обучения в целом, и на процесс изучения русского языка школьниками, в частности. Незнание русского языка оказывает отрицательное воздействие на усвоение обучающимися школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом. Для ребенка-билингва процесс овладения новым для него, русским, языком - это коренная перестройка мышления. Развивая познавательную деятельность ребенка, учитель начальных классов, стимулирует их интеллектуальные способности, а также развивает в обучающихся интерес к изучению русского языка. Об отдельных способах, методах, технологиях и т.п., активизирующих познавательную деятельность учеников, мы написали в статье. Считаем, что использование современных информационно-коммуникационных технологий - одно из самых эффективных путей в решении исследуемого вопроса. Показателями познавательной активности учеников являются: понимание, осознанность обучения; активное участие при решении проблемных и нестандартных учебных задач; старательность и др. При выборе критериев, определяющих развитие познавательной деятельности младших школьников-билингвов, мы использовали критерии, которые выделила С.А. Аксючиц. Проведенное нами исследование позволяет нам сделать вывод: проблема актуальна, требует дальнейшего исследования.

Ключевые слова: педагогические условия, младшие школьники-билингвы, познавательная деятельность, уроки русского языка, начальная школа.

Annotation. This article deals with the problem of cognitive activity development of younger bilingual schoolchildren in Russian lessons. The relevance of the topic under consideration is determined by the realities of the modern education in Russia development. Scientists have considered various aspects of educational cognitive activity in their research. Among them are: Ananyev B.G., Leontiev A.N. Gazman, O.S. Dyachkova O.A., Fradkina F.I., Matyushkin A.M., Petrovsky A.V., G.I. Shchukina, Shamova T.I., etc. Cognitive activity plays an important role in teaching Russian non-Russian primary school students. It depends on the fact that the teacher has to teach children, a significant part of whom have little or no command of the Russian. This circumstance undoubtedly has a retarding effect on the learning process in general, and on the process of learning Russian by schoolchildren, in particular. Ignorance of the Russian has a negative impact on the assimilation of the school curriculum by students and affects the process of their adaptation as a whole. For a bilingual child, the process of mastering Russian is a radical restructuring of thinking for him. Developing the cognitive activity of the child, the primary school teacher stimulates their intellectual abilities, and also develops students' interest in learning Russian. We wrote about certain methods, methods, technologies, etc., activating the cognitive activity of students in the article. We believe that the use of modern information and communication technologies is one of the most effective ways to solve the issue under study. Indicators of cognitive activity of students are: understanding, awareness of learning; active participation in solving problematic and non-standard educational tasks; diligence, etc. When choosing criteria that determine the development of cognitive activity of younger bilingual schoolchildren, we used the criteria that S.A. Aksyuchits highlighted. Our research allows us to conclude that the problem is relevant and requires further research.

Key words: pedagogical conditions, bilingual primary school students, cognitive activity, Russian lessons, elementary school.

Введение. В документе «Федеральный государственный стандарт основного общего образования» дан «портрет выпускника начальной школы», который как должен уметь организовывать собственную деятельность и быть готовым самостоятельно действовать [3].

Данное положение диктует важность выработки у обучающегося готовности к саморазвитию, к активному обучению и познанию, что обеспечивается высоким уровнем познавательной активности.

Проблема развития познавательной активности младших школьников относится к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Изложение основного материала статьи. Известно, что познавательная активность человека является меняющимся свойством личности. В общеобразовательной школе работу над развитием познавательной деятельности учеников начинают с первых дней обучения детей.

Исследование проблемы предполагает необходимость, в-первую очередь, изучения степени разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической, философской, методической литературе, а также выявления педагогических условий, способствующих решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов.

На сегодняшний день педагогикой изучены вопросы познавательной активности. В современной педагогике разные аспекты учебной познавательной деятельности рассматривали ученые: Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н. и др. - вопросы теории личности деятельности; Газман О.С. Дьячкова О.А., Фрадкина Ф.И. и др. исследовали развитие познавательных интересов младших школьников; в трудах Матюшкин А.М., Петровский А.В., Шамова Т.И. и др. - поиск и определение методов и средств активизации учебной деятельности обучающихся; проблемы двуязычия и многоязычия исследовали Верещагин Е.М., Выготский Л.С., Протасова Е.Ю., Щерба Л.В. и др.; обучение русскому языку и литературе билингвов рассматривали Балыхина Т.М., Сохин А.Ф., Щерба Л.В. и др.; психологические и педагогические положения о развитии личности как целостном феномене даны в трудах Бондаревская Е.В., Беспалько В.П., Сластенин В.А., Хуторской А.В. и др.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Т.И. Шамовой.

Так, Т.И. Шамова отмечает: Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами

деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [4, С. 41].

Г.И. Щукина считает, что «познавательная активность» как качество личности, включающее стремление индивида к познанию, выражающее интеллектуальную реакцию на познавательный процесс [6].

Показателями познавательной активности школьников являются: понимание, осознанность обучения; активное участие при решении проблемных и нестандартных учебных задач; старательность и др.

Перечислим основные способы активизации познавательной деятельности:

- опора на интересы обучающихся с одновременным стимулированием мотивации к процессу обучения, где на первом месте выступают познавательные интересы;

- включение младших школьников в решение различных проблемных ситуаций, задач;

- использование дидактических и языковых игр, бесед и других традиционных методов, и приемов обучения, творчески переосмысливание которых позволит учителю начального звена обучения максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- стимулирование коллективных форм взаимодействия школьников в ходе занятий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности по русскому языку;

- применение современных информационно-коммуникационных технологий обучения: презентаций, проектов, тестирования, метода «мозговой штурм», синквейн, различные деловые игры и т.д. Отметим, что современные информационно-коммуникационные технологии обучения, являются, на наш взгляд, одним из самых эффективных в процессе обучения в целом, и в процессе развития познавательной деятельности обучающихся, в частности.

Большое значение имеет познавательная деятельность при рассмотрении вопроса обучения младших школьников-билингвов, особенно при обучении их неродному, русскому, языку, так как здесь учителю начальных классов приходится обучать нерусских детей, часть из которых плохо или совсем не владеют русским языком, что соответственно оказывает неблагоприятное влияние на весь ход обучения ребенка. Незнание учащимися русского языка, на котором ведется обучения во всех, за редким исключением, начальных школах в России, сказывается на процессе изучения всех учебных дисциплин (математике, литературному чтению и т.д.).

За последние десятилетия, наблюдающиеся миграционные процессы в мировом сообществе, сказываются и на российском образовании - приток мигрантов приводит к появлению в школах России детей-мигрантов, для большинства из них русский язык не только не является родным, но и не был даже языком обучения. Уровень владения русским языком этой категории школьников не отвечает требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартам по русскому языку.

Другая категория плохо владеющих русским языком учеников, - это дети представителей нерусских народов, народностей, проживающих на своей малой родине, которая входит в состав России. У значительной части этих школьников также наблюдаются сложности при обучении из-за того, что не у всех развита русская речь на необходимом и достаточном уровне.

Незнание русского языка вызывает значительные затруднения у младших школьников с двуязычием, что оказывает отрицательное воздействие не только на усвоение школьной программы, но и влияет на процесс адаптации детей к условиям социума в целом. Для ребенка-билингва, процесс овладения новым языком - это коренная перестройка мышления.

Учителю начального звена обучения в первую очередь (так как именно он является одним из важных «проводником» ребенка в мир знаний) на первых этапах работы с инофонами, билингвами необходимо сформировать положительное мотивационное отношение к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Развитие познавательной деятельности младших школьников-билингвов позволяет активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулирует их познавательную активность, способствует в целом гармоничному развитию ребенка.

Результаты наших исследований позволяют нам предположить, что необходимо выявление и обоснование педагогических условий, развивающих познавательную деятельность младших школьников-билингвов на уроках русского языка, т.е. условий, связанных: с содержанием изучаемого учебного материала; с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определенных методов и приемов обучения; с содержанием учебного материал; с личностью ребенка.

Знание педагогических условий, оптимизирующих познавательную деятельность учеников, необходимо учителю начального звена обучения в связи с тем, чтобы добиться в своей профессионально-педагогической деятельности наилучших результатов в гармоничном развитии школьника как личности, и в деле развития русской речи учеников в том числе, так как проблема развития русской речи нерусских учащихся, как указывалось нами выше, - одна из насущных проблем современного образования в России.

При планировании и проведении опытно-экспериментальной работы мы учитывали: требования, предъявляемые ФГОС НОО к организации учебно-воспитательного процесса; особенности обучения учеников-билингвов начальных классов; педагогические условия, которые могли бы оптимизировать процесс развития познавательной деятельности нерусских младших школьников. Для этого нужно было разработать модель обучения, которая включала бы следующие составляющие: минимум теоретических сведений, необходимых учителю начальных классов для выявления и создания педагогических условий, активизирующих познавательную деятельность младших школьников-билингвов на уроках русского языка; перечень умений, определяющих уровень развития познавательной деятельности учеников в свете требований ФГОС.

В программе «Школа России», по которой обучались наши респонденты, указано: «Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов» [5].

Авторы программы по русскому языку Канакина В.П., Горецкий В.Г. отмечают: «В системе предметов общеобразовательной школы предмет русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; ...» [2].

В ходе исследования нам предстояло решить следующие задачи:

1) выделить критерии и показатели развития познавательной деятельности младших школьников-билингвов;

2) подготовить диагностический материал и оборудование для проведения исследования;

3) апробировать методики по выявлению уровня развития познавательной деятельности нерусских учеников (до проведения и после проведения эксперимента).

При выборе критериев и показателей развития познавательной деятельности младших школьников-билингвов, мы отдали предпочтение критериям, выделенным С.А. Аксючиц:

1) «проявление познавательного интереса к учебной деятельности на протяжении всего занятия;

2) постановка и удержание целей в ходе учебной деятельности;

3) удержание в памяти последовательности выполнения этапов учебной деятельности;

4) выбор адекватных средств и способов решения учебных задач;

5) высказывание собственной точки зрения, аргументированного доказательства;

6) взаимодействие в группе;

7) презентация собственных результатов работы и результатов работы группы;

8) контроль и оценка собственных действий и действий других;

9) осуществление коррекции и перепланирования индивидуальной учебной деятельности» [1, С. 106].

На основе выделенных критериев, а также получения количественных показателей, нами выделены три уровня развития познавательной деятельности нерусских учеников начальных классов: высокий, средний, низкий.

Принимая во внимание тот факт, что в активизации познавательной деятельности учеников начальных классов большое значение имеет умение педагога учить школьников улавливать логику и последовательность излагаемого материала и находить главные положения, мы использовали также различные методы, приемы.

Метод дискуссии позволял обучающимся учиться размышлять, учились высказывать свое мнение на русском языке и внимательно слушать выступления одноклассников.

Метод самостоятельной работы позволял нам развивать у экспериментируемых учеников умения анализировать и обобщать усваиваемый на русском языке материал, что способствует развитию также и русской речи.

Используемый нами метод проблемного изложения позволял нам формировать у младших школьников приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (презентаций, деловых игр, «мозговой атаки», синквейн и т.д.) вносило разнообразие в процесс обучения детей, стимулировало их познавательную и интеллектуальную активность, позволяло добиться значительных успехов в обучении в целом.

Использование комплекса упражнений, заданий, методов и приемов для младших школьников на уроках русского языка развивают логическое мышление, воображение, классификационные и аналитические умения, направлены на развитие познавательного интереса, умения систематизировать, обобщать полученные знания.

Каждому ученику мы давали для выполнения задания по его возможностям и способностям: сильным ученикам -труднее, более слабым обучающимся - легче. Это позволяло стимулировать познавательную деятельность каждого нашего респондента, вне зависимости от его начального, так как сказать стартового, уровня владения русским языком (обучение ведется по всем учебным предметам, как мы указывали выше, на русском языке).

Результаты проверочных работ, выполненных нашими респондентами, учениками-билингвами 3-го класса МКОУ СОШ с. Ильичевское Прикубанского района КЧР, указывают на повышение высокого и среднего уровней развития их познавательной деятельности (на 7-12% выше исходного уровня).

Выводы. В начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. Бесспорно, развитие познавательной активности обучающихся является одним из наиболее значимых направлений повышения качества знаний детей. Внедрение в процесс обучения отобранных нами педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников-билингвов, дало положительные результаты. В течение проведения исследования прослеживалась положительная динамика в развитии познавательной деятельности нерусских обучающихся начальных классов.

Итак, оптимизация познавательной деятельности младших школьников-билингвов на уроках русского языка предполагает следующих педагогических условий: совершенствование компетентности учителя начальной школы; организацию систематической и спланированной работы; применение современных информационно-информационных технологий.

Отметим, что рассматриваемая нами в данной статье проблема актуальна во все года школьного обучения и весь спектр проблемы не может быть освещен в рамках одной научной статьи.

Литература:

1. Аксючиц, С.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе решения проектных задач: диссертация... канд. пед. н.: 13.00.01 / Аксючиц Светлана Александровна. - Смоленск, 2015. - 257 с.

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.

3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. - М.: Просвещение, 2021. - 126 с.

4. Шамова, Т.И. Активизация школьника/ Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

5. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Л167В 2 ч. Ч. 1 / [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 158 с.

6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М., 1984. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.