Научная статья на тему 'Методы активизации учащихся начальной школы при обучении английскому языку'

Методы активизации учащихся начальной школы при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ШКОЛА / ACTIVIZATION / COGNITIVE ACTIVITY / ENGLISH LANGUAGE / METHODS OF FORMATION / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубеева Марзия Абдухалыковна

В данной статье автор сообщает, что условием эффективного обучения английскому языку является применение различных форм и методов обучения. В процессе обучения английскому языку через активное применение новых методов обучения повышается интерес к знаниям, активизируются глубокие мыслительные процессы учеников. При обучении младших школьников английскому языку учитель использует методы, которые также формируют их поисково-познавательную деятельность. Кроме того, формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения успешно обеспечивается при условии формирования их мотивации к познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS'' ACTIVIZATION DURING TRAINING ENGLISH LANGUAGE

In this article, the author reports that the condition of effective English language teaching is the use of various forms and methods of teaching. In the process of learning English through the active use of new teaching methods increases interest in knowledge, activates deep thought processes of younger students. When teaching English to younger students, the teacher uses methods that also form their search and cognitive activity. In addition, the formation of cognitive activity of younger students in the learning process is successful provided the formation of their motivation for cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Методы активизации учащихся начальной школы при обучении английскому языку»

Kubeeva Marziya Abdukhalikova METHODS OF ELEMENTARY ..

pedagogical sciences

УДК 378

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© 2018

Кубеева Марзия Абдухалыковна, аспирантка

Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17 e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье автор сообщает, что условием эффективного обучения английскому языку является применение различных форм и методов обучения. В процессе обучения английскому языку через активное применение новых методов обучения повышается интерес к знаниям, активизируются глубокие мыслительные процессы учеников. При обучении младших школьников английскому языку учитель использует методы, которые также формируют их поисково-познавательную деятельность. Кроме того, формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения успешно обеспечивается при условии формирования их мотивации к познавательной деятельности.

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, английский язык, методы формирования, школа.

METHODS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS' ACTIVIZATION DURING TRAINING ENGLISH LANGUAGE

© 2018

Kubeeva Marziya Abdukhalikova, postgraduate student

Tajik National University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17, e-mail: [email protected])

Abstract. In this article, the author reports that the condition of effective English language teaching is the use of various forms and methods of teaching. In the process of learning English through the active use of new teaching methods increases interest in knowledge, activates deep thought processes of younger students. When teaching English to younger students, the teacher uses methods that also form their search and cognitive activity. In addition, the formation of cognitive activity of younger students in the learning process is successful provided the formation of their motivation for cognitive activity.

Keywords: activization, cognitive activity, English language, methods of formation, school.

Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование.

Президент Республики Казахстан, Н.А. Назарбаев, поставил перед образованием высокие цели и задачи. Современному образованию следует быть высококачественным и конкурентоспособным, выпускники казахстанских школ должны иметь возможность с лёгкостью продолжить своё обучение в вузах по всему миру. В связи с этим, предпринята попытка внедрить в педагогический процесс общеобразовательных школ Казахстана трёхъязычное обучение, что, бесспорно, является большим прорывом вперёд к реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2019 года. Трехъязычный метод обучения позволит учащимся комфортно чувствовать себя в многоязычном мире, т.к. преимущества многоязычия неоспоримы. В качестве базовых компетенций данной программы является трёхъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.

Главной задачей современного обучения в начальных школах также является активизация учащихся. В связи с этим, ряд учёных и педагогов, таких как Аль-Фараби, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Ы. Алтынсарин в своих трудах обращали внимание на формирование познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Так, например, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии Аль-Фараби писал: «Любая наука познается через усвоение отдельных понятий. Нам достаточно усвоить лишь некоторые особые понятия, а остальное можно просто прочувсво-вать. Наше сознание начнет играть свою роль, лишь после того, как мы усвоим ряд отдельных понятий» [1, с. 195].

Психологические основы особенностей познавательной деятельности исследовали такие ученые, как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ж.Аймауытов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.Жумабаев, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтъев, М. Муканов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и другие.

Советский психолог Л.С. Выготский говорил об интенсивном развитии речи посредством действий, ведь только действия могут расширить кругозор ребенка

[2, с. 52]. А известный учёный П.Я. Гальперин берет за основу три правила - «основной мотив действия», «современные психологические знания», «возрастной кризис» [3, с. 90]. К числу исследователей основ познавательной деятельности и их активизации в процессе обучения можно отнести М.Н. Скаткина, Б.П. Есипова, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукину, Т.И. Шамову, Ж. Караева, Н.А. Половникову, Д.Ж. Брунера, которые внесли неоценимый вклад в педагогическую науку.

В последние годы особо чувствуется необходимость формирования активной личности для дальнейшего обеспечения научно-техническогго прогресса. В связи с этим, перед обществом ставится задача обеспечить все условия для формирования подрастающего поколения. Будущее нации и независимого государства зависит от уровня образованности и самостоятельного проявления патриотизма и деловитости будущего поколения.

Особое внимание в системе образования независимого Казахстана уделяется достижениям педагогической науки и практики мирового сообщества. Для этого в систему образования внедряются передовые методы и опыт мирового сообщества. Необходимо создать все условия для расширения кругозора учащихся начальных школ. Это имеет социальное значение и поэтому, считаем необходимым активизировать познавательную деятельность современных учащихся.

На сегодняшний день, особое значение имеет исследование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, и успешное внедрение новых методов обучения в учебный процесс [4-10]. Например, казахтанские исследователи А.С.Мустояпова разработала педагогические условия активизации познавательной деятельности [11], М.С. Моженакова положила в основу активизации познавательной деятельности учащихся изучение своего родного края [12], А.Аренова разработала методы активизации познания в процессе обучения математике [13], К.Б. Жарыкбаев разработал и систематизировал психолого-педагогические основы познавательной деятельности [14], Ж.Абиев, С.Б. Бабаев и А.Кудиярова разработали методы индивидуальной парной и групповой работы с учениками [15], НД.Токсанбаева предложила структуру системы познавательной деятельности [16].

Познавательная деятельность и её активизация была

педагогические науки

Кубеева Марзия Абдухалыковна МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ...

преподнесена с разных точек зрения. Например, в трудах М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной, Т.И Шамовой и других рассмотрены особенности учебного процесса, а также дидиктические материалы и психологические особенности познавательной деятельности учащихся. П.И. Пидкасистый рассмотрел теоретические основы самоорганизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Среди казахстанских исследователей и ученых можно выделить следующие труды: Активизация познавательной деятельности в процессе использования компьютерной технологии (Ж.А. Караев); Проблемы формирования познавательной деятельности студентов в процессе изучения предмета «Математика» (А. Эбшкасымова); Развитие интереса у учащихся к изучению родного края посредством познавательной деятельности (А.С. Мустояпова, М.С. Моженакова); структура познавательной деятельности учебного процесса (Н.К. Токсанбаева); Главные факторы адаптации к школьному режиму (М.А. Асылжанова); Основы формирования навыков познавательной деятельности в разном возрасте (КК Жанпешсова, Т.И. Кркымбаева, А.Т. Папанова).

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, посвященной познавательной деятельности, мы пришли к выводу, что познавательная активность учащихся, проявленная на основе активной деятельности - это особое проявление интереса и стремление учащихся к знаниям и учению.

В процессе обучения английскому языку для повышения познавательной активности учащихся и форми-роввания у них мотивации к учебной детельности мы рекомендуем применять различные образовательные технологии - развивающее обучение, технология ин-дивидуально-диференцированного обучения по Г.Г. Еркибаевой [17] и многие другие. Применение на уроках английского языка различных методов обучения также способствует активизации мыслительных процессов учеников. В настоящее время активно ведется работа по обновлению содержания обучения в казахских школах и открываются новые возможности по его дальнейшему совершенствованию.

В методах, применяемых на уроках английского языка с целью совершенствования познавательной активности учащихся, особое место занимают пословицы и поговорки. Используя пословицы и поговорки, можно обогатить словарный запас учащихся, совершенствовать их знание грамматики. Пословицы и поговорки можно применять при изучении тем, представленных ниже (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Пословицы и поговорки, применяемые на уроках английского языка

Тема урока Пословицы и поговорки

Зат есiмдердщ кепше турш туанщргенде 0р елдщ салты баска, ffrrepi кара каска Что ни деревня, то обычай So many countries, so many customs

Таяк еттен етед^ сез CYЙектен eтедi Злые языки - острый меч Many words cut more than swords

Тау мен тау кездеспейд^ адам мен адам кездеседi Гора с горой не сходится, а человек с человекам сойдется Men may meet but mountains never greet

Тец-тещмен, тезек кабымен Гусь свинье не товарищ Geese with geese and women with women

Ецбек етсец - емерсщ Без труда не вынешь и рыбку из пруда A cat in gloves catches no mice

Сын есiмдердщ шырайларын еткенде Жаксы сез - жарым ырыс Добрая слава лучше богатства A good name is better than riches

Келiсiп шшкен тон келте болмас Ум хорошо, а два лучше Two heads are better than one

Адалдык - Yлкен саясат Честность - лучшая политика Honesty is the best policy

Жел болмаса шептщ басы козгалмайды Дыма без огня не бывает There is no smoke without fire

Буйрыщы райды ету барысында Айтылган сез атылган окпен бiрдей Слово не воробей, вылетит - не поймаешь First think, then speak

Сезщнен гсщ кеп болсын Поменьше обещай, побольше делай Promise Little But do much

Еасыр eмiр сурсец, гасыр Yйрен Век живи, век учись Live and learn

Канагат карын тойдырар Ешь в волю, в пей в меру Eat at pleasure, drink at measure

Темiрдi кызган кезде сок Куй железо, пока горячо Make hay while the sun shines

Осы шащы еткен кезде Жаксылыкпен аякталган ктщ бэрi жаксы Все хорошо, что хорошо кончается All is well that ends well

Жаман сез жерде жатпайды Худые вести не лежат на месте Bad news files test

^лме досыца, келер басыца Хорошо смеется тот, кто смеется последним He laughs Best who laughs last

Знание пословиц и поговорок на трёх языках повышает уровень познания и познавательную активность учащихся, а также совершенствует их мыслительные способности. При обучении младших школьников английскому языку мы используем следующие методы, которые помогают формировать их познавательную активность (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Методы формирования познавательной активности младших школьников

Методы Цель использования Возможности повышения познавательной

Переводно-13»аыматнческнйметод Работа с текстами, формирование 1авыковперевода о английского 1зьпса на казахский язьж Через формирование навыков перевода повышается активность учащихся. Сведения из гекста повышают уровень познания учащихся

Прямой ¡активный) метод Зосредствомрнсунк ов учащиеся таходл новые слова,записывают т, запоминают стих отвор ешя Сведения из стихотворении, текстов повышают уровень познания учащихся, а запоминание стихотворений^ чтение повышают их активность

АуДИО ЛНШНЕСТЛЧвСЖШ Зосредством повторения ТиалоговуучащихсяразЕивается Рисунки, жесты, предназначенные для понимания диалогов повышают активность учащихся

Аудио визу альныйыетод передача сведений учащимся ю средств ом демонстрации слайдов, фильмов, текстов на Демонстрация слайдов, фильмов, текстов повышает уровень познания учащихся

Метод действия Эоучениеучащиясяпоинманшо значения слов на наглпйском Посред ствомпонимания значения слов на английском языке повышается активность и уровень познания учащихся

Познавательный, осознанно-пр эпический метод иравненнетрамматнкин лексики Разговор с использованием новых слови форм повышает уровень познания учащихся

Естественный метод Развитие навыков понимания речи Прослушивание текста,наблюдения за действиями и мимикой преподавателя повышают познавательную активность учащихся

«Безмолвный» метод Обогащение словарного запаса на английском языке посредством предметов Обогащение словарного запаса на английском языке посредством предметов повышает уровень познания учащихся

Сигуативныйметод Формирование навыков устной речи учащихся

Суггестопедический мет од Рассмотрение путей быстр ого и эффективного овладения английским Посред ством быстрого овладения английским языком повышается познавательная активности учащихся

Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения английскому языку успешно реализуется при условии целенаправленного формирования и развития пготребностно-мотивацион-ной сферы учеников посредством систематической мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников и активном использовании новых педагогических технологий, способствующих формированию мотивации познавательной активности младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аль-Фараби Философские трактаты. - Алматы, 1973. - 318 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - Т.3.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

243

Kubeeva Marziya Abdukhalikova METHODS OF ELEMENTARY ..

pedagogical sciences

- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1996. - 130 с.

4. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 11-15.

5. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.

6. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.

7. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.

8. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 74-80.

9. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.

10. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.

11. Мустояпова А.С. Методы повышения познавательной активности.// Биология и основы оздоровления, 2003, №6, С. 16-17.

12. Моженакова М.С. Формирование познавательного интереса учащихся в педагогическом процессе на материалах краеведения. Автореф... канд.пед.наук. -Караганда, 2004. - 26 с.

13. Аренова А.Х. Научно-педагогическаие основы самостоятельной учебной деятельности младших школьников. Автореф... докт.пед.наук. - Алматы: АГУ им.Абая, 2001. - 52 с.

14. Жарыкбаев КБ. Развитие психологической мысли в Казахстане. - Алма-Ата: Казахстан, 1968. - 261 с.

15. Абиев Ж., Бабаев С.Б, Кудиярова А.М. Педагогика. - Алматы: Дарын, 2004. - 190 с.

16. То^санбаева Н.К. Структура системы познавательной деятельности в учебной процессе. Автореф... канд.пед.наук. - Алматы, 2001. - 26 с.

17. Еркибаева Г.Г. Технология индивидуально-дифференцированного обучения на занятиях русского языка. Учебное пособие. - Туркестан, 2018. - 176 с.

Статья поступила в редакцию 09.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.