Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК"'

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2432
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК / ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / НОВАТОРСКИЙ ПОДХОД / EDUCATION / TRAINING / NON-STANDARD LESSON / SCHOOL / STUDENTS / INNOVATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исрафилова Гюнель Тебриз Кызы

В данной статье дан обзор точек зрения о «стандартном уроке», который является одной из форм обучения в современной школе. На основе анализа различных исследований, проведенных учеными, определены содержание данного понятия и его практическая направленность. Этапы проведения урока стандартные, вместе с тем различаются формы преподнесения материала, характер использования наглядных пособий, применения различных инноваций. Подчеркивается положительное влияние таких уроков на формирование у учащихся творческого подхода к обучению и восприятию мира в целом. Отмечается, что в современной школе, при наличии инновативных форм и методов обучения, возможности использования нестандартных уроков значительно расширяются. При этом опора на возможности учащихся, их базовые способности остается. В противном случае цель такого урока не будет достигнута. Анализ ряда исследований показал, что наиболее успешными бывают нестандартные уроки, где широко используются возможности межпредметных связей. Именно это дает возможность преподавателю довести знания до сознания учащихся с опорой на предыдущие знания и умения наиболее успешно. Терминологический разнобой свидетельствует о близости понятия нестандартного урока к другим урокам, где к методике также применяется творческий, новаторский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ESSENCE OF THE CONCEPT "NON-STANDARD LESSON"

This article provides an overview of the points of view about the "standard lesson", which is one of the forms of teaching in a modern school. Based on the analysis of various studies conducted by scientists, the content of this concept and its practical orientation are determined. The stages of the lesson are standard, however, the forms of presenting the material, the nature of the use of visual aids, and the use of various innovations differ. The positive impact of such lessons on the formation of students' creative approach to learning and perception of the world as a whole is emphasized. It is noted that in a modern school, in the presence of innovative forms and teaching methods, the possibilities of using non-standard lessons are significantly expanded. At the same time, reliance on the capabilities of students, their basic abilities remains. Otherwise, the goal of such a lesson will not be achieved. An analysis of a number of studies showed that the most successful are non-standard lessons, where the possibilities of intersubject communications are widely used. This is what gives the teacher the opportunity to bring knowledge to the consciousness of students based on previous knowledge and skills most successfully. The terminological discrepancy testifies to the proximity of the concept of a non-standard lesson to other lessons, where a creative, innovative approach is also applied to the methodology.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК"»

педагогические науки

Исрафилова Гюнель Тебриз кызы О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НЕСТАНДАРТНЫЙ ...

УДК 37.02(07)

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0033

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК»

© 2020

Исрафилова Гюнель Тебриз кызы, диссертант кафедры педагогики

Азербайджанский государственный педагогический университет (AZ1072, Азербайджан, Баку, улица Гасана Алиева 104, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье дан обзор точек зрения о «стандартном уроке», который является одной из форм обучения в современной школе. На основе анализа различных исследований, проведенных учеными, определены содержание данного понятия и его практическая направленность. Этапы проведения урока стандартные, вместе с тем различаются формы преподнесения материала, характер использования наглядных пособий, применения различных инноваций. Подчеркивается положительное влияние таких уроков на формирование у учащихся творческого подхода к обучению и восприятию мира в целом. Отмечается, что в современной школе, при наличии инновативных форм и методов обучения, возможности использования нестандартных уроков значительно расширяются. При этом опора на возможности учащихся, их базовые способности остается. В противном случае цель такого урока не будет достигнута. Анализ ряда исследований показал, что наиболее успешными бывают нестандартные уроки, где широко используются возможности межпредметных связей. Именно это дает возможность преподавателю довести знания до сознания учащихся с опорой на предыдущие знания и умения наиболее успешно. Терминологический разнобой свидетельствует о близости понятия нестандартного урока к другим урокам, где к методике также применяется творческий, новаторский подход.

Ключевые слова: образование, обучение, нестандартный урок, школа, учащиеся, новаторский подход.

ABOUT THE ESSENCE OF THE CONCEPT «NON-STANDARD LESSON»

© 2020

Israfilova Gunel Tabriz, PhD student, Department of Pedagogy Azerbaijan State Pedagogical University (AZ1072, Azerbaijan, Baku, Hasan Aliyev Street 104, e-mail: [email protected])

Abstract. This article provides an overview of the points of view about the "standard lesson", which is one of the forms of teaching in a modern school. Based on the analysis of various studies conducted by scientists, the content of this concept and its practical orientation are determined. The stages of the lesson are standard, however, the forms of presenting the material, the nature of the use of visual aids, and the use of various innovations differ. The positive impact of such lessons on the formation of students' creative approach to learning and perception of the world as a whole is emphasized. It is noted that in a modern school, in the presence of innovative forms and teaching methods, the possibilities of using non-standard lessons are significantly expanded. At the same time, reliance on the capabilities of students, their basic abilities remains. Otherwise, the goal of such a lesson will not be achieved. An analysis of a number of studies showed that the most successful are non-standard lessons, where the possibilities of intersubject communications are widely used. This is what gives the teacher the opportunity to bring knowledge to the consciousness of students based on previous knowledge and skills most successfully. The terminological discrepancy testifies to the proximity of the concept of a non-standard lesson to other lessons, where a creative, innovative approach is also applied to the methodology.

Keywords: education, training, non-standard lesson, school, students, innovative approach.

ВВЕДЕНИЕ. Реализация Концепции общего образования в Азербайджанской Республике - Национального Курикулума - обеспечивает качественно новый этап образования в Азербайджане [4]. Есть настоятельная необходимость в формировании поколения, владеющего основами науки, культурного, умеющего самостоятельно и творчески решать жизненные и профессиональные проблемы [12]. На всех этапах процесса обучения школа должна постоянно искать возможности для развития учащихся.

Нестандартные уроки были введены в школьную практику в 70-80-х годах ХХ века, и в последующие годы они стали еще более распространенными. Их появление связано с тенденцией к снижению интереса школьников к обучению, которая появилась в те годы. С конца 1970-х до настоящего времени были опубликованы десятки учебных материалов, различные рекомендации и сборники конспектов [13; 14; 23].

Теоретическому анализу проблемы нестандартных уроков посвящены работы ученых-дидактиков [9; 10; 11].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что нет четкого определения понятия «нетрадиционная форма уроков». В научной литературе часто используются понятия «нетрадиционные уроки», «нестандартные уроки», «уроки нетрадиционной технологии», «нетрадиционные типы уроков» [19; 22; 24].

Термин «нестандартный урок» был предложен Подлясым. Согласно его определению, нестандартным уроком является «учебное занятие, обладающее нетрадиционной (неопределенной) импровизированной структурой» [19, с. 503]. «Нестандартные уроки - это

уроки, в организационной форме которых были внесены изменения. Эти изменения основаны на фантазии, которая имитирует любое занятие или форму работы, основанную на игре, состязательности». [3, с.82]

«Для коллектива преподавателей важно реализовать такую концепцию, чтобы ученики смогли глубоко усвоить программные материалы и в то же время можно было обеспечить их разностороннее развитие с учетом индивидуальных навыков и способностей каждого учащегося. Пути и способы реализации этих принципов должны быть достаточно креативными, нестандартными и в то же время эффективными» [8, с.25].

Большинство методистов отмечают, что использование нестандартных уроков может привести к творческому развитию мыления учеников, с одной стороны, и снижению уровня образования, с другой. Махмутов отмечает, что «... практика проведения нестандартных уроков подтверждает, что они не могут заменить традиционную форму и что частое их проведение может иметь обратный эффект. Это объясняется различными возможностями реализации нестандартных уроков, а также сильными и слабыми сторонами каждого проведенного урока» [16, с.16].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследователи считают, что «нестандартные классы уникальны с точки зрения их цели, организации и методов поиска, которые более привлекательны для учеников, чем их строгая структура и рутина. Поэтому учителя должны использовать такие нестандартные уроки. Но нестандартные уроки нельзя превращать в основную форму работы» [2, с. 557].

Кроме того, «нестандартные формы обучения позволяют каждому ученику самореализовывать себя,

Israfilova Gunel Tabriz

ABOUT THE ESSENCE OF THE CONCEPT .

pedagogical sciences

повышать самооценку и глубоко увлечься темами. Эти формы можно использовать как при изучении новых предметов, так и при обобщении пройденных уроков» [3, с.82].

Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что эти термины используются как синонимы, и даже в самом тесном контексте. Исследователи утверждают, что «факт наличия нестандартных уроков сам по себе показывает, что нельзя оставаться равнодушным к возможности организации подобных уроков. Напротив, важно изучать нетрадиционный урок как педагогический фактор, обосновывать его с научной точки зрения и стимулировать творческий потенциал учителя и ученика через просветительские устремления» [23, с.4].

Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартную форму уроков как «технологию». Он использует термин «нетрадиционные технологии обучения» и описывает их как «основу для улучшения классических форм обучения, определяемых нетрадиционными структурами и методами» [20, с.132].

Есть и другие точки зрения. Например, Н.Шуркова использует термин «свободные уроки» и сопоставляет их с «серьезными», основанными на традициях и «титулованными» [25]. Одна из частей пособия «Современные уроки» под общей редакцией Т.П. Лакоцениной называется «Альтернативные уроки» [12].

B.А. Онищук считает, что «нестандартные уроки -это отход от традиционного курса создания и применения основных форм обучения, которые использовались в школьной практике в течение прошлого столетия. Это различие касается методологии принципов и содержания организации курса [17, с.17].

Анализ многочисленных нестандартных уроков убедил нас в том, что дидактическая структура этих уроков является полностью традиционной. Все рассмотренные уроки включали такую последовательность: опрос, объяснение нового материала, повышение знаний и контроль, домашние задания.

По словам Л.Н. Соколовой, «Нестандартные уроки - это гибкие структурированные уроки, которые имеют широкий спектр видов деятельности и источников информации, целенаправленно влияющих на цели развития и ценные ориентации учащихся [21, с.49].

Обратим внимание, что для обозначения таких видов уроков используются только положительные коннотации: «веселые уроки» [7], «нескучные уроки» [5]. Видимо, на нестандартном уроке возникают положительные эмоции, формируются занимательные ситуации, складывается новизна в познании, появляется психологический комфорт. Этот урок создает условия для учащихся, когда может сформироваться длительный интерес к образованию, снимается напряжение и оказывается положительное эмоциональное влияние на студентов.

C.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина используют еще два термина: «несколько необычный урок» [10] и «совершенно необычный урок» [11]. Отказ от наиболее часто используемых терминов объясняется тем, что такой курс «отличается от традиционной обучающей технологии только внешней, процедурной активацией познавательной деятельности» [10, с. 7].

Использование термина «нестандартный урок» представляется нам более целесообразным. В целом, согласно определению, данному в словаре, буквальное значение слова «стандарт» является то, что соответствует стандарту, означает шаблон, трафарет, а в переносном значении то, что лишено оригинальности и идентичности [15]. А «нестандартный» означает не соответствующий стандарту, оригинальный, не по шаблону или трафарету.

Слово «традиционный» означает то, что основано на традиции и определяется ею, означает обычный, неизменный [15]. «Нетрадиционный» означает, соответ-

ственно, необычный, не основанный на традициях.

В новой педагогической литературе приведено до 36 нестандартных типов уроков. Например, урок-соревнование, уроки-деловые игры, уроки-ролевые игры, уроки-диалога, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-конференции, компьютерные уроки, уроки фантазии и т.д. Помимо познавательной деятельности, эти уроки формируют личностные, творческие качества младших школьников, которые помогают им не только в учебном процессе, но и в дальнейшей жизни. Например, уроки-соревнования формируют у детей качества лидерства, активность, скорость, отзывчивость, бдительность, организованность, умение дружить. Уроки-экскурсии формируют воображение и развивают фантазию учащихся; уроки-конференции учат учащихся правильно формулировать свои идеи, обосновывать свои ответы, подтверждать факты и находить материал, соответствующий теме; уроки-сказки раскрывают творческие способности учащихся, формируют интерес к эстетическим ценностям. Игры в виде уроков помогают развить моральные ценности, сформировать правильные речевые привычки и научить учащихся правильно излагать свои мысли.

«Нестандартные уроки позволяют учителям контролировать знания, навыки и способности своих учеников по определенной теме, способствуют созданию деловой среды, обеспечивают серьезное отношение к урокам учащихся, предполагают направленность учителя на уроке в сторону общего управления учебным процессом» [20, с.43].

Термин «нестандартный урок» широко используется в современной научной и методической литературе, и слово «нетрадиционный урок» конкурирует с ним с точки зрения использования слова.

Другие термины, упомянутые выше, не кажутся нам убедительными. Формы внеклассной деятельности без использования термина «урок» («переходная форма» -М.А. Данов, «другие распространенные формы» - И.Ю. Лернер и «различные формы аудиторной работы» - В.И. Загвязинский) приводят к тому, что теряются границы между урочком и внеурочными формами работы. Термины «несколько необычный» и «совершенно необычный урок» (С.В.Кульневич и Т.П.Лакоченина) также продолжают подвергаться критике, поскольку неясно, какой курс следует считать «обычным» и каковы критерии «необычного».

Нестандартный урок является «магическим кристаллом», поверхности которого отражают все компоненты образовательной системы, в которой он применяется. Такой урок включает в себя структурные элементы учебной программы: значение, цель, задачи, основные учебные объекты и проблемы, виды деятельности учащихся, возможные результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Создание неординарного урока означает «двойное творчество», так как учитель должен разработать систему условий для будущего творчества ученика. Ключевыми вопросами при разработке урока являются: Что именно должны делать ученики в ходе урока? Как обеспечить этот процесс?

При разработке курса необходимо учитывать следующее: учебный план, уровень подготовленности учащегося, наличие методологических инструментов, особенности существующих условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут учащимся получить желаемый результат обучения. На данном этапе разработанные или выбранные задания для учащихся играют ключевую роль.

После разработки курса он реализуется, что также является творческим процессом, поскольку такой урок не просто означает выполнение плана. Уровень творчества детей зависит от работы учителя. Это означает, что во время урока учитель является не только исполнителем плана, но и создателем.

Нестандартные уроки основаны на восприятии уча-

педагогические науки

Исрафилова Гюнель Тебриз кызы О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НЕСТАНДАРТНЫЙ ...

щихся как субъектов образовательного процесса с акцентом на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, а также сферы их мотивации и ценностей. В связи с этим учебный материал подбирается в соответствии с критериями сложности, альтернативности, критичности и возможности интеграции знаний в различные дисциплины.

Использование нетрадиционных форм обучения, особенно игровых и экскурсионных уроков, является мощной и разнообразной мотивацией для обучения. Пробуждение интереса к процессу обучения с помощью этих уроков происходит более активно и быстро, отчасти потому, что люди любят играть на природе, а другая причина заключается в том, что в игре больше мотивации, чем в обычной учебной деятельности.

Участие родителей в учебном процессе также важно при использовании нетрадиционных уроков.

Многие родители понимают важность образования для детей, поэтому для них вполне естественно участвовать в уроках и проблемах ребенка. Участие родителей в решении проблем воспитания детей позволяет взрослым быть единомышленниками с учителями, союзниками с детьми и вырабатывать целостный подход к воспитанию и обучению ребенка.

Обобщая опыт, представленный в научно-педагогической и методической литературе, мы пришли к выводу, что нестандартный урок - это основные черты классического урока, а именно наличие фиксированного класса, сроков изучения дисциплин их последовательность, и т.д. Это формально сохранившийся урок. Но в то же время он имеет ряд отличий от классической дидактической формы в нескольких отношениях.

Нестандартный подход к преподаванию предметов в начальных классах способствует развитию учащихся, обучает их методам умственного осмысления, таким, как анализ и синтез, позволяет им формирвоать у себя более глубокий интерес к предмету и позволяет самостоятельно развивать свои знания. Ученики читают с большим энтузиазмом, не боятся высказывать свое мнение и начинают свой ответ словами «я думаю ...», «я та-юсчи ...», я полагаю ....

В начале каждого урока учитель начальной школы должен сначала уточнить следующие вопросы:

1. Как сделать урок интересным?

2. Как мы можем улучшить учебную активность учащихся?

3. Как вы можете не только дать ученикам знания, но и насладиться «открытием» их способностей и умений?

4. Как вырабатывать навыки и умения по усвоению учащимися глубоких и прочных знаний, и применять эти знания на практике?

Младшие ученики, когда впервые приходят в школу, бывают в восторге от нововведений и знаний, которые они получили, что представляет для них интерес. Но со временем некоторые из них устают от этих знаний. В результате интерес к обучению снижается, и появляется большое количество учащихся, которые слабо учатся. Чтобы этого избежать, необходимо в учебный процесс прибавить развлекательные элементы [18, с.18].

По мере того как нестандартные уроки развивают познавательный интерес и творческую активность учащихся, работа учителя уменьшается. Это не значит, что учитель мало должен работать. Планирование нестандартного урока требует больших усилий от учителя.

Использование нестандартных форм обучения приносит пользу в следующем:

- стимулирует активность детей;

- создает условия для самостоятельного приобретения знаний и их творческого применения;

- открывает широкие возможности для самостоятельного и творческого подхода к решению проблем;

- обеспечивает когнитивную независимость;

- укрепляет у уащихся навыки сотрудничества [1, с.42].

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы о важности нестандартных уроков:

1. Нестандартные занятия повышают познавательную активность у младших школьников.

2. Чрезмерное использование нестандартных уроков может привести к ослаблению познавательной активности учащихся, что является противоположным эффектом.

3. Нестандартные уроки поощряют учителей и учеников к сотрудничеству.

4. Нестандартные занятия развивают разнообразные навыки, умения и творческие способности учащихся.

5. Использование нестандартных уроков может помочь ученикам развить свою индивидуальность.

6. Нестандартные уроки могут привести к получению и изучению дополнительной информации из школьной программы, развитию мыслительных процессов и расширению кругозора учащихся.

Во время подготовки и проведения нестандартного курса учащиеся часто делятся на группы, или получают индивидуальные задания, что приводит к изменениям во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик».

Здесь можно использовать больше ресурсов: знания учителя, учебные пособия, книги, журналы, Интернет и сам ученик. Учащиеся ищут способы и варианты решения проблем. Одной из определяющих особенностей этого курса является развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, а именно: формирование интеллектуальных чувств (любопытство, удивление, сомнение) у учащихся, попытки участвовать в коллективном мозговом «штурме», и так далее.

ВЫВОДЫ. Таким образом, нестандартный урок -это индивидуальная и гибкая структура организации учебного процесса, характеризующаяся отсутствием шаблонов, определенной постановкой речи, постановкой и решением проблемных ситуаций, разнообразием видов деятельности и источников информации, а также целенаправленным воздействием на эмоционально-ценностную сферу учащихся с целью получения наилучших учебных и воспитательных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Учебная программа (курикулум) по азербайджанскому языку для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики (I-Xl классы) Баку: 2013. — 86 с.

2. Ибрагимов Ф., Гусейнзаде Р. Педагогика. В 2-х томах, том I, Баку: Мутарджим, 2012. — 705 с.

3. Рустамова И. Организация нестандартных уроков // Журнал «Курикулум», 2012, № 2, с.82-83

4. Предметные курикулумы для I-IV классов общеобразовательной школы. Баку: 2008. — 389 с.

5. Арцишевский А. А. Нескучные уроки. Алма-Ата: 1980. — 159 с.

6. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах. Ростов на /Д.: Феникс, 2004. — 378 с.

7. Занимательные уроки для учеников I-VIII классов. М.: Всесоюзн. об-во «Книга», 1990. — 40 с.

8. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: 1984. — 280 с.

9. Кульневич СВ. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. ч. 2, Воронеж: «Учитель», 2002. — 175 с.

10. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2001. — 176 с.

11. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2001. — 160 с.

12. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2007. — 240 с.

13. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии, 2000, №1, с. 190-196.

14. Малькова 3. Ролевые игры в классе // Народное образование, 1990, № 9. с. 84-85.

15. Малый академический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/mas/

16. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.

Israfilova Gunel Tabriz

ABOUT THE ESSENCE OF THE CONCEPT .

pedagogical sciences

17. Онищук В.А. Урок в современной школе, М: Просвещение, 1981. —189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок? Книга для учителя. Киев, 1989. — 126 с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.

20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М: «Народное образование», 1998. — 256 с.

21. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2008, №11, с.108-111

22. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.

23. Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. Белгород: Изд-во «Белгород. гос. ун-та», 1997. — 108 с.

24. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: учеб.-методическое пособие. М.: Дрофа, 2006. — 139 с.

25. ЩурковаН.Е. Воспитание на уроке. М.:Центр «Педагогический поиск», 2007. — 160 с.

Статья поступила в редакцию 30.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.