Ризаева Гюнель Алимамед кызы ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ...
УДК 378: 93/94:004
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
© 2016
Ризаева Гюнель Алимамед кызы, докторант
Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы, внесена ясность в суть новых стратегий обучения и традиционных методов обучения. Изучено влияние комбинированного применения новых стратегий обучения и традиционных методов обучения. Приведен пример урока для доказательства верности предположений, выдвинутых автором в статье. Обоснована актуальность проблемы использования новых технологий в преподавании истории, в том числе истории Азербайджана, в общеобразовательной школе. Выражено отношение к уровню разработки проблемы новых технологий обучения. Прокомментирована суть понятия комбинированной технологии обучения. Приведены примеры организации лекций и семинаров в общеобразовательных школах на новой основе. Раскрывается роль современных технологий обучения в повышении эффективности обучения истории. По наблюдениям, проводимым нами в общеобразовательных школах в связи с проблемой, стало ясно, что использование технологий обучения в общеобразовательных школах встречается лишь на практике передовых учителей пилотных школ. Эти учителя обогащают свои знания, пользуясь Интернетом и журналами, которые освещают передовой педагогический опыт зарубежных стран. В результате такого обучения, наряду с овладением достаточными учебными навыками, у учеников формируются знания, умения и навыки о том, как правильно рассуждать, сделать сложный выбор и принимать по нему решение, внести ясность в различные точки зрения, решать проблемы, правильно ответить на вопросы.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, новые стратегии обучения, традиционные методы обучения, история Азербайджана, коррелятивное использование, усвоение знаний.
CORELATIVE TEACHING OF NEW TRAINING STRATEGIES AND TRADITIONAL TRAINING METHODS IN TEACHING OF HISTORY OF AZERBAIJAN AT GENERAL
EDUCATION SCHOOLS
© 2016
Rizaeva Gunel Alimammad kyzy, Doctoral student
Azerbaijan State Pedagogical University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. Urgency of the issues was substantiated and essence of new training strategies and traditional teaching methods was clarified in the article. The impact of correlative use of new training strategies and traditional training methods on the quality of training was investigated. The author also gave an example of lesson in order to improve the accuracy of provisions put forward in the article. The attitude was given towards the development level of modern training technology. The essence of notion of modern training technology was commented. Modulated examples of lecture and seminars were given. The role of modern training technology in increase of efficiency of history trainings is disclosed. According to the observations, we conducted in secondary schools in connection with the issue; it became clear that the use of learning technologies only advanced teachers of pilot schools practice found in schools. These teachers enrich their knowledge using the Internet and magazines that cover the advanced pedagogical experience of foreign countries. As a result of this training, along with the mastery of sufficient educational skills, the students formed the knowledge and skills about how to talk, to make difficult choices and take action on it, to clarify the various points of view, to solve problems, correctly answer questions.
Keywords: general education school, new training strategies, traditional training methods, history of Azerbaijan, correlative use, assimilation of knowledge.
Актуальность проблемы. В процессе изучения научно-методической литературы в связи с исследуемой проблемой стало ясно, что в общеобразовательных школах при преподавании истории Азербайджана учителя пилотных школ пользуются новыми стратегиями обучения, а учителя других школ - традиционными методами обучения. По наблюдениям, проведенным нами в школах, стало ясно, что лишь небольшая часть учителей средних школ в процессе обучения могут сочетать новые инновационные методы обучения с традиционными методами обучения. Несомненно, при этом следует учитывать как содержание, так и логическую структуру темы, которая будет преподаваться. Также должна создаваться образовательная среда.
В связи с применением новых стратегий обучения в образовательной системе республики, были проведены коренные реформы.
Исследования показывают, что говоря о новых стратегиях обучения, подразумеваются новые методы обучения. Сюда входят методы, способы и средства, предусматривающие применение активных/интерактивных технологий обучения и новых технологий обучения.
В Государственной Стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике выдвигается на первый план «формирование высокоавторитетного лица, дающего образование, обеспечивающего эффективное усвоение содержания образования посредством иннова-
ционных методов обучения и технологий, учитывающих индивидуальные особенности лиц, получающих образование» [1].
Степень исследованности проблемы. Вопросы преподавания различных учебных дисциплин всегда являются актуальными с точки зрения совершенствования учебного процесса, достижения поставленных здесь целей. В странах СНГ, в частности в России вопросы преподавания гуманитарных и естественных дисциплин привлекали внимание исследователей как с точки зрения совершенствования методики, так и исследования педагогико-психологических особенностей личностного формирования школьников [4; 5; 7].
В Азербайджане также было проведено достаточное количество исследований в направлении совершенствования, оптимизации, гуманитаризации обучения и воспитания, были изданы и доведены до педагогической общественности книги, учебники и методические пособия. В этом отношении З.Вейсова пишет: «... для активизации учащегося, в первую очередь, необходимо, чтобы он выступил в качестве центрального объекта учебного процесса как личность. Обучение должно быть направлено на интересы и потребности, возможности и способности учащегося, уровень его знаний. Учитель должен подойти к учащемуся, как к личности, учитывать его индивидуальные особенности и относиться к нему уважительно» [2, с. 9].
Ризаева Гюнель Алимамед кызы педагогические
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ... науки
Профессор М.М.Амиров так комментирует модель обучения истории в общеобразовательных школах: «в основные компоненты обучения истории входят содержание, методы, обучающая среда и оценка» [3, 456]. В основном все исследователи согласны с тем, что необходимо всегда сочетать самые удачные методы предыдущих лет и новые, основанные на новейших технологиях.
Отсюда цель данной работы - раскрыть новые возможности использования содержания материалов по истории Азербайджана в сочетании традиционных и новых методов преподавания. Будет анализирован конкретный опыт работы школьного преподавателя истории.
Основное содержание. Рассмотрим некоторые примеры из практики преподавателя истории средней школы № 158 города Баку Эльмиры Ибрагимовой, где мы провели эксперимент в связи с нашим исследованием.
На уроках по истории Азербайджана Эльмира Ибрагимова, применяя свое педагогическое мастерство, использует взаимную связь новых стратегий обучения и традиционных методов обучения. Вначале она стремится сформировать мотивацию школьных семинаров.
Iэтап: Постановка мотивации-проблемы. Проблема, выдвинутая в качестве мотивации и потребность в ее решении, выступают как фактор, стимулирующий работу процесса мышления и активизирующий познавательную деятельность учащихся во время активных семинарских занятий. Одним из самых важных достижений данного процесса является свобода и самостоятельность мышления: учащийся выражает свои мысли, употребляя такие фразы, как «По-моему ...» «Мне так кажется, что ...» «Я так считаю, что ...».
II этап: Проведение исследования. Возникает необходимость нахождения фактов, которые могут подтвердить или опровергнуть предположения, выдвинутые по решению проблемы, а также помогут ответить на поставленный исследованием вопрос. Этому должны содействовать разные разработки, целенаправленно ведущие к решению выдвинутой проблемы, несущие в себе новую информацию и новые вопросы. Создаются благоприятные условия для размышления и открытия новых знаний именно в ходе изучения новых фактов и нахождения ответов на данные вопросы.
III этап: Обмен информацией. На этом этапе участники ведут обмен новой информацией, находками, полученными ими в ходе исследования. Необходимость нахождения ответа на поставленный вопрос стимулирует всех участников исследования активно слушать презентации каждого.
IV этап: Обсуждение и организация информации. Это самый сложный этап и требует мобилизации различных видов всех знаний, умений, навыков, мышления (логического, критического, творческого). Учитель помогает целенаправленному обсуждению фактов, приобретенных на основании навыков фасилитации (с использованием направляющих, вспомогательных вопросов), и их организации.
V этап: Выводы, обобщение. Таким образом, учащимся остается сделать последний шаг к открытию новых знаний: прийти к конкретным выводам и делать обобщения. Для этого учащийся должен обобщить не только приобретенные знания, но и самостоятельно сопоставлять полученные выводы с поставленным в исследовании вопросом (отвечают ли это выводы данному вопросу?) и выдвинутыми доводами (есть ли среди них верные?). Это немаловажный момент. А кульминацию семинара составляет неописуемое чувство радости и удовлетворения, ощущаемое учащимися из-за обнаружения именно ими новых знаний.
VI этап: он называется творческое применение. Здесь основным критерием усвоения знаний является его творческое применение. Творческое применение укрепляет знания, раскрывает и демонстрирует учащимся его практическое значение.
Учитель широко применяет собеседование, используемое в традиционном обучении с целью дальнейшего укрепления творческого применения. Проводимый среди учащихся опрос расширяет усвоенные знания, также помогает им раскрыть их суть, в том числе закрепляет их.
Данный этап семинара преследует цель закрепить знания, умения и навыки, приобретенные на уроке. Как правило, навыки самообразования возникают самопроизвольно, и в большинстве случаев несут фрагментарный характер и в образовательном процессе их доля небольшая.
Вместе с тем, если целью является воспитание творческой, развивающейся личности, значимость самостоятельной, индивидуальной формы обучения бесспорна. Поэтому отношение к данной форме обучения должно быть изменено в нижеследующем порядке:
- характер домашних заданий должен быть обогащен исследованиями и творческими элементами (различными творческими работами, рефератами, проектами, исследованиями, моделированием и т.д.);
- для самостоятельного усвоения учащимися знаний, умений и навыков в необходимых случаях следует еще более широко использовать применение индивидуальных программ, которые учитывают интересы и требования индивида.
VII этап семинара этап - оценивание или рефлексия. Оценивание - механизм, обеспечивающий совершенствование любого процесса. Своевременное выявление своих достижений, установление того, что помогает, а что мешает достижению успеха, имеет огромное значение для совершенствования.
Рефлексия - это отражение в сознании уже завершенного процесса. Рефлексия учебного процесса является одним из основных механизмов, который позволяет анализировать и глубоко понять все этапы усвоения знаний. Для осуществления рефлексии достаточно задать учащимся несколько вопросов, которые помогут проследить за алгоритмом учебных действий, приведших их к открытию новых знаний.
Структура традиционного обучения
- проверка домашнего задания;
- опрос учащихся по изученному материалу;
- обзор новой темы;
- уточнение неясных вопросов;
- закрепление нового материала;
- репродуктивное (повторительное) применение;
- оценивание.
Учитель экспериментального класса Эльмира Ибрагимова излагает в 7-ом классе тему «Создание государства Гарагоюнлу в Азербайджане» в нижеследующем порядке:
Тема: «Создание государства Гарагоюнлу в Азербайджане».
Цель: Ориентировать учащихся к выработке идеи относительно роли основателя государства Гарагоюнлу Гара Юсифа в истории Азербайджана, а также необходимых исторических условий создания сильного феодального государства в ту эпоху и исторического значения создания того государства;
Применяемые методы и приемы: мозговая атака, выработка понятий.
Используемые средства обучения: компьютер, проектор, видеодиски, учебники и учебные пособия по теме.
Применяемые формы работы: групповая работа
Мотивация: посредством проектора на доску передаются черты характера, относящиеся Гара Мухаммеду:
1. Был основателем династии Гарагоюнлу;
2. Создал государство Гарагоюнлу;
3. Заложил основу племенного союза Гарагоюнлу;
4. Нанес поражение Тимуридам на битве Чапагджур;
5. Несмотря на частые походы на Тебриз, не смог там укрепиться;
Ризаева Гюнель Алимамед кызы ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ...
6. Положил конец господству иноземцев;
7. Объявил Тебриз столицей государства;
8. Создал сильную конную армию;
9. Ослабляя феодальные междоусобные войны, заставил знать считаться с правительством;
10. Нанес поражение аггоюнлинцам, вступая в союз с правителем Арзинджана;
Учащиеся имели предположения следующего содержания:
1. Заложил основу племенного союза Гарагоюнлу;
2. Нанес поражение Тимуридам на битве Чапагджур (Бингель);
3. Несмотря на частые походы на Тебриз, не смог там укрепиться;
4. Наносил поражение Аггоюнлинцам, вступая в союз с правителем Арзинджана;
После этого на доску передается вопрос исследования.
Вопрос исследования:
Что сделал, в отличие от своего отца, наследник Гара Мухаммеда Гара Юсиф? Проанализировав его деятельность, определите его роль в истории Азербайджана.
После этого учитель вкратце говорит о роли Гара Юсифа в создании государства Гарагоюнлу. На следующем этапе, пользуясь аудиовизуальным учебным средством, посредством компьютера учащимся предоставляется информация о новой теме. Далее учительница пользуется соревновательными играми, направленными на развитие у учащихся процесса логического мышления. Делит учащихся на группы и приглашает их на игру, названную «Кто больше».
На доске записывается задание: Перечислите особенности, которые больше всего характеризуют политическую деятельность Гара Юсифа.
Проведение исследования:
Каждой группе выдаются рабочие листы из бумаги ватман. Группы учащихся, пользуясь текстом, в течение предоставленного им времени (в течение 10 минут), основываясь на фактах, связанные с деятельностью Гара Юсифа, стараются записывать больше характерных особенностей.
Презентация:
После выполнения задания каждая группа представляет свою работу, вывешивая ее на доску. Затем начинаются обсуждения.
Обсуждение и организация информации:
В ходе обсуждений определяется, какая группа записала больше, а также выделила больше важных характерных особенностей. Учащиеся в общих чертах определили нижеследующие особенности:
Особенности, характеризующие деятельность Гара Юсифа:
1. Поставил перед собой цель овладеть Тебризом, который считался центром Азербайджана.
2. Объединил вокруг себя полукочевых курдских эмиров, которые обосновались в Восточной Анатолии и на юге Азербайджана.
3. В 1406-м году нанес поражение Тимуридам в Шанби-Газане.
4. В 1408-м году на местности, названной Сардруд, одержав победу над войсками Тимуридов, изгнал их из Азербайджана.
5. В 1410-м году на местности, названной Шанби-Газан, одержав победу над войсками Джалаиридов, положил конец господству Джалаиридов в Азербайджане.
6. В 1410-м году создал государство Гарагоюнлу.
7. За исключением государства Ширваншахов, включил в состав государства Гарагоюнлу все земли Азербайджана, Восточную Анатолию, часть Грузии, Западную Персию и Ирак.
8. Создал сильную конную армию.
9. Немного ослабил феодальные междоусобные войны.
10. Заставил знать считаться с правительством.
Подведение итогов:
Для получения результатов к аудитории обращаются со следующими вопросами:
Таким образом, в чем состоит основная роль Гара Юсифа в истории Азербайджана?
1. Положил конец господству Джалаиридов в Азербайджане.
2. Изгнал Тимуридов из Азербайджана.
3. Заложил основу государства Гарагоюнлу.
4. Создал сильную конную армию.
Творческое применение:
Применяются нижеследующие опросы и тесты, используемые в традиционном обучении в целях закрепления знаний, обнаруженных учащимися:
Тест
1.Определите правителя, являющегося основоположником управляемого им государства:
1. Гара Мухаммед
2. Гызыл Арслан
3. Гара Юсиф
4. Шамседдин Эльдениз
А) 1,2; В) 2,4; С) 1,4; D)3,4; Е)2,3
2.В 1408-м году при Сардруде произошло сражение:
A) Между Гарагоюнлу и Джалаиридами;
B) Между Гарагоюнлу и Тимуридами;
C) Между Джалаиридами и Тимуридами;
D) Между Джалаиридами и Ширваншахами.
3. Очень важное событие, произошедшее в 1410-м году в политической жизни Азербайджана:
A) изгнание Тимуридов из Азербайджана;
B) захват города Тебриз Султаном Ахмедом Джалаири;
C) разгром Тимуридов при Шанби-Газан;
D) захват Тебриза Ибрагимом I.
E) создание государства Гарагоюнлу.
4.Укажите хронологическую последовательность:
1. создание государства Гарагоюнлу;
2. изгнание Тимуридов из Азербайджана;
3. нанесение Гара Юсифом поражения войску Тимуридов в битве Шанби-Газан.
А) 1,2,3; В) 2,3,1; С) 3,2,1; D)2,1,3; Е)1,3,2
5.Общая черта в деятельности Гара Юсифа и Гара Мухаммеда:
A) нанесение поражения Тимуридам;
B) изгнание Тимуридов из Азербайджана;
C) проведение налоговой реформы;
D) положение конец господству Джалаиридов в Азербайджане.
E) объединение Азербайджана в едином государстве
В конце урока знания учащихся оцениваются на основе следующих критериев:
Оценка по критериям:
- Научный характер знания
- Уровень активности на уроке
- Самостоятельная работа
Более конкретное изложение мысли
Как видно, организация семинарных занятий в форме, отличной от традиционной, создает у учащихся мотив для самостоятельного усвоения знаний, повышает сознательное усвоение в обучении.
Научные результаты:
Применение сочетания традиционных методов обучения с новыми стратегиями обучения в организации семинарных занятий в общеобразовательных школах повышает уровень усвоения нового материала на уроках, создает условия для получения положительных результатов в деле подготовки квалифицированных кадров. Описание направления реализации разработки форм и методов решения проблемы эффективного усвоения учащимися истории Азербайджана. Выдвинутые в статье положения, разработанные технологии окажут практическую помощь в деле формирования теоретических знаний у преподавателей высших школ в этой области и совершенствования методики преподавания
Ризаева Гюнель Алимамед кызы
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ .
истории отечества в общеобразовательных школах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Газета «Азербайджан муаллими», 24 октября 2013 года.
2. Вейсова З. Активное/интерактивное обучение: пособие для учителей. Баку: 2007. - 150 с.
3. Амиров М.М. Активная/интерактивная методика обучения истории в общеобразовательных школах. Учебное пособие для студентов исторического факультета. Баку: 2014. - 668 с.
4. Нуриахметова Ф.М., Холоднов В.Г. Новые методы преподавания истории в техническом вузе // cyberleninka.ru/article
5. Баландина Е.А. Универсальность модульного обучения как средства организации индивидуально-личностного обучения в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013, № 1 (12), с.37-39
6. А.Г. Гасымова. Использование компьютерных технологий в преподавании истории
7. Азербайджана в высших учебных заведениях // Азимут научных открытий: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14), с. 38-40
8. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных открытий: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14), с.75-78