педагогические Гасымова Афаг Гасым кызы
науки ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВЫСШИХ ...
УДК 681.3:378
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА
© 2016
Гасымова Афаг Гасым кызы, доцент, директор Казахского филиала Азербайджанский государственный педагогический университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В статье рассмотрены цели и задачи использования ИКТ, проблемы, связанные с дидактическими возможностями и организационно - педагогические аспекты предмета в обучении истории Азербайджана. Раскрываются вопросы, связанные с использованием ИКТ в радио, телевидении, газетах, журналах, Интернете, электронной библиотеке, дистанционном обучении. Государство несет ответственность не только за обеспечение компьютеров для школ, но и за воспитание привычки использовать различные способы, с помощью которых компьютеры могут быть интегрированы в учебно-методический процесс. До сих пор нет систематического изучения того, каким образом и до какой степени учителями используется компьютер. Учителя часто используют компьютеры для обновления предметных знаний и навыков преподавания, разработки планов уроков, подготовки дополнительного учебного материала, доведения до сведения соответствующей информации через Интернет, подготовки банка вопросов и тестов. Иногда они использовали компьютеры для демонстрации чего-то в классе, подключения учащихся к работе школьного сайта, подготовки тестовых документов, моделирования, игр, студенческих заданий. Определение комплексных способов использования компьютера дает возможность заинтересованным сторонам вовремя ознакамливаться с жизненно важной информацией и может содействовать осуществлению соответствующих мер, чтобы в полной мере использовать компьютеры в процессе обучения.
Ключевые слова: ВУЗ, ИКТ, пути использования ИКТ, формы методы, качество урока, навыки обучения
THE EFFECTIVE USE OF ICT WHILE TEACHING THE HISTORY OF AZERBAIJAN IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
© 2016
Gasimova Afaq Gasim gizi, Associate Professor, Director of Kazakh branch Azerbaijan State Pedagogical University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. The aims and objectives of ICT using, the problems related to didactic capabilities and organizational -pedagogical aspects of the subject while teaching the history of Azerbaijan in institutions of higher education were researched in the article. The issues which are relevant to the use of ICT in the radio, television, newspapers, journals, internet, e-library and distance education were elucidated. Countries have a responsibility not merely to provide computers for schools, but also to foster a habit of infusing a variety of ways in which computers can be integrated in teaching-learning amongst the end users of these tools. Earlier researches lacked a systematic study of the manner and the extent of computer-use by teachers. The findings revealed that teachers often used computers to update subject knowledge and teaching skills, develop lesson plans, prepare additional instructional material, notify relevant information via internet, prepare question banks. They sometimes used computers for showing something in the class, showcasing students' work on school-website, preparing test papers, simulations, games, students' assignments. The identification of comprehensive ways of computer use empowers stakeholders with vital information and may assist implementation of appropriate measures to fully infuse computers in teaching-learning process.
Keywords: The institutions of higher education, ICT, the forms of lesson, the methods of lesson, the quality of lesson, study skills.
Актуальность проблемы заключается в том, что се- учебными заведениями. Деятельность информационно-годня поток информации лавиной обрушивается на со- го центра по высшим учебным заведениям кратко изло-временного человека. Знания устаревают, не успев по- жили на рисунке 1 следующим образом: явиться, и это не позволяет человеку довольствоваться полученными знаниями для решения насущных проблем. Использование ИКТ в образовании имеет особое значение для устранения этого пробела. Известно, что информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой составной частью человеческой деятельности и социально-экономических отношений во всех областях и в повседневной жизни. Достижения ИКТ, применяясь в таких сферах, как здравоохранение, бизнес, туризм, образование и банковские услуги, позволяют каждому члену общества воспользоваться имеющимися возможностями.
В настоящее время в Азербайджанской Республике темпы роста сектора ИКТ опережают мировые показатели в этой сфере примерно в три раза. В то время как во многих странах мира применяются коммуникационные технологии второго поколения, в нашей стране полностью применяются коммуникационные технологии третьего поколения, а в Баку и на Абшероне приступили к применению коммуникационных технологий четвертого поколения. Наблюдается существенное расширение
электронного образования и медицинского обслужива- ются, как традиционные, так и электронные книги. ния. Электронные версии новоизданных книг передаются би-
Работа по модернизации научных библиотек полу- блиотекам и включаются в библиотечный фонд. Данные чила в стране широкий размах. В республике создает- книги вносятся в электронный каталог. Этим укрепляется централизованный информационный центр. Данные ся материально-техническая база библиотек. информационные центры работают в координации с Деятельность электронной библиотеки по ИКТ научно-исследовательскими институтами и высшими при Министерстве связи и высоких технологий Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14) 59
Рисунок 1
Как известно, в библиотеках высших школ име-
Гасымова Афаг Гасым кызы
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВЫСШИХ .
педагогические науки
Азербайджанской Республики кратко изложена нами на рисунке 2:
Рисунок 2
Степень исследованности проблемы. В Азербайджане было проведено достаточное количество исследований в области методики преподавания отдельных предметов. Был достигнут определенный успех в этой области.
И.Н.Исмаилов пишет: «...новые технологии обучения, в том числе ИКТ создают мотив для систематического и сознательного усвоения знаний и навыков» [1, с.26].
Другой автор связывает основную функцию ИКТ с дистанционным обучением. В связи с этим вопросом Ф.Дж.Джолмалы оглы пишет: «Дистанционное обучение в системе высшего образования интенсифицирует обучение, исключает трату дополнительного времени, создает условия для приобретения знаний самими студентами» [2, с.13].
Как следует из исследований, ИКТ не только положительно влияет на качество обучения, но и содействуют созданию новой образовательной инфраструктуры. Исследователь Н.А.Абышев пишет: «ИКТ играют исключительную роль в организации, создании, соверше-ствовании новой образовательной инфраструктуры» [3, с.27].
Появились новые понятия, такие, как информационная культура, компьютерная грамотность, которые предполагают, что компьютер, как аппаратно-техническое средство, используется ежедневно в процессе обучения и воспитания, дома и на работе.
Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера
Компьютеризация преподавания истории позволяет уменьшить разрыв между тем, что дает выпускникам высшая школа, и требованиями, которые к ним предъявляются развивающимся информационным обществом.
Аналитический анализ методической литературы показывает, что в сфере образования ИКТ выступают в разных функциях:
- как предмет изучения;
- как средство в учебно-воспитательном процессе;
- как компонент системы педагогического управления;
- как компонент управления образовательными учреждениями;
- как средство научно-педагогической деятельности.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, то есть передача образовательной информации, являясь объектом технологической разработки, передается через средства коммуникации [4-10]. Внедрение информационных технологий в образовательных учреждениях предполагает наличие нижепере-
численных:
- современных компьютеров и средств коммуникации;
- системного и прикладного программного обеспечения;
- методических разработок по применению новых информационных технологий в процессе обучения;
По методической литературе становится ясно, что в процессе обучения информационные технологии позволяют:
а) сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств;
б) обучать всех равноценно, независимо от места проживания
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды [11-18]. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.
Большими возможностями обладают программы, которые реализуют принципы проблемного обучения. Игровые программы, наряду с тем, что содействуют формированию мотивов изучения, также повышают инициативность для стимулирования творческого мышления, развивают способность работать совместно, формируют качество подчинения своих интересов общей цели.
Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучение, тренировка, контроль).
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Исходя из этого, в данной статье нами поставлена задача анализировать возможности применения ИКТ в современном процессе обучения гуманитарных дисциплин, в том числе истории.
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Обучающиеся теряют интерес к работе, если в конце урока их труда не оценивается.
В мировой литературе в качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» пользовались такими словосочетаниями, как «цифровая библиотека» и «виртуальная библиотека».
В настоящее время широко распространены наиболее часто используемые три формы электронной библиотеки. Это:
- автоматизация традиционных библиотек;
- использование базы данных Интернета;
-использование информационной коллекции сети,
представленной в электронной форме.
Вопросы, поставленные перед службой публичных библиотек, могут быть решены путем создания электронных библиотек (ЭБ). Электронные издания обеспечивают сохранение памяти архивов мировой науки, культуры и искусства, а также распространение их цифровых копий.
Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). Основной функцией электронной библиотеки является обеспечение интеграции информационных ресур-
педагогические науки
Гасымова Афаг Гасым кызы ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВЫСШИХ ...
сов и эффективной навигации в них.
Подобное многообразие говорит о неоднозначности мнений авторов в видении ИТ в образовательном процессе.
Рассмотрим примеры применения ИТ в процессе обучения. Например, при изучении нового материала можно выделить два направления - самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ.
Компьютер помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению. В целом, ИТ в образовании применяют через применение созданных или заимствованных учителем программ.
Информатизация образования понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация современного образования тесно связана с применением на уроках истории информационных технологий, составной частью которых являются мультимедиа технологии.
Профессор Бакинского Государственного Университета, доктор исторических наук А.Искендеров разработал программу лекций и семинаров по истории Азербайджана для студентов третьего курса заочного отделения.
Программа реализуется путем дистанционного обучения. Предоставляются темы, планы тем и литература по теме. Студентам рекомендуется для этой цели пользоваться электронными библиотеками.
Обратим внимание не приведенный пример дистантного семинарского занятия, проводимого по теме: «Создание Азербайджанской Демократической Республики и его первые шаги».
План семинара:
1. История государственности Азербайджана;
2. Распад царской России, создание на кавказе независимых государств;
3. Возникновение различных политических партий;
4. Создание АДР;
5. Мартовская резня в Баку в 1918 году;
6. 23-месячная деятельность АДР;
7. Распад АДР, и т.д.
Как содержание, так и форма семинарского занятия, подготовленного студентами посредством электронной библиотеки, намного превосходит по уровню и качеству традиционное обучение. Студенты проявляют интеллектуальную активность, с высоким энтузиазмом демонстрируют полученные глубокие знания и навыки обучения,
Выводы: путем решения вопроса по использованию ИКТ в преподавании истории Азербайджана в высшей школе создается мотив для получения успешных результатов. Можно таким путем определить направления реализации использования форм, методов, способов и средств применения ИКТ в преподавании истории Азербайджана в высшей школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исмаилов И.Н. Теоретические и практические проблемы применения новых информационных технологий в преподавании физика в общеобразовательных школах. Доктор наук по педагогике. Автореферат диссертации. Баку, 2011, 49 с.
2. Джабраилов К.Г. Система и возможности дистанционного обучения в направлении совершенствования процесса обучения в высшей школе. Доктор наук по педагогике. Автореферат диссертации. Баку, 2011, 24 с.
3. Абышев Н.А. Создание и внедрение новых обра-
зовательных инфраструктур с применением информационно-коммуникационных технологий. Доктор наук по педагогике. Автореферат диссертации. Баку, 2013, 44 с.
4. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
5. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
6. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
7. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «Компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.
8. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.
9. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.
10. Лоскутникова А.В. Информационные технологии в обучении истории в школе. Методические рекомендации // http://www.xn--80
11. Земсков А.С., Иванчин А.И. Разработка и внедрение компьютерных программ в деятельность учителя физической культуры - проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 13-18.
12. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.
13. Щегленко М.В. Использование информационных технологий на уроках истории // http://scheglenko. school04.smoladmin.ru/
14. Чесноков А.Н., Якупова М.М., Епифанов С.В. Компьютерное моделирование и интернет-технологии в общеобразовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 133137.
15. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.
16. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 22-24.
17. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
18. Рахметова А.Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 107-110.