Абдуллаева Саида Аташ кызы ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ...
УДК 378.147:802/809:004
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
© 2016
Абдуллаева Саида Аташ кызы, доктор философии по педагогике, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. Сегодня одним из ведущих направлений в области образования является использование инноваций, новых технологий и ИКТ в обучении. В статье раскрывается сущность инноваций, значение их применения в области образования, дается классификация инноваций. Автор подчеркивает, что под инновацией подразумевается применение различных технологических и методических новшеств в методах и формах учебно-воспитательного процесса. Определяются основные направления деятельности школьных коллективов на основе новых знаний в управлении образованием. Система образования развитых стран функционирует в соответствии с уровнем глобальных технологий. А глобальные технологии определяются новым уровнем развития мира. Сейчас стратегический подход к образованию очень важен. Эти стратегии и основывающиеся на них реформы образования должны отвечать на инновационные призывы быстро меняющегося мира. Государственная стратегия по развитию образования зародилась из этой необходимости. Одной из этих характерных особенностей современного периода является информатизация всех областей жизни, проникновение ИКТ во все области жизни, в том числе в систему образования. Рассмотрены особенности применения проекта «Электронная школа» в стране и его возможности на основе изучения школьного опыта.
Ключевые слова: инновации, интерактивное обучение, ИКТ, стратегия, концепция электронной школы Азербайджана, школьные электронные библиотеки.
APPLICATION OF INNOVATION IN EDUCATION AS A REQUIREMENT OF TIME
© 2016
Abdullayeva Saida Atash kyzy, PhD on pedagogy, associate professor of pedagogy and methodology of preschool education Azerbaijan State Pedagogical University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. The article was devoted to the application of innovations in the educational system. Nowadays one of the main directions of the educational system is the usage of innovations, modern training technologies and IT in teaching. In this article it's given the information about the essence, application, the significance and the classification of the innovations in the educational system. The author emphasizes that innovation is the application of different novelties on the aims, methods, form and contents of the teaching; it means the co-operation of teachers and students in the economic formation and management of education on the basis of new knowledge. The educational system of developed countries grows according to the global technologies. Global technologies are estimated by the new development standards of the world. At present strategic approach to the education is very necessary. These strategies and the education according to them respond to the rapidly changing innovative summons of the reforms. The confirmation of the "State Strategy under the Development of Education" by the President is the result of this necessity. One of the characteristic features of the modern age is the informationalization of all spheres of life and penetration of IT to all areas, including the education. The author captured mainly the application issue of the "Electron School" project in the country, expressed an opinion on the opportunities of the project, refered to the schooling experience,gave an example upon the concrete school.
Keywords: innovation, interactive learning, ICT, strategy, concept of Azerbaijani schools, school electronic library.
Актуальность проблемы. Инновация (латинское слово «шшуайо») означает «ведущее к новшеству, изменение, новшество». Инновация, прежде всего, означает создание, изучение деятельности, применение и распространение новшества, целесообразное изменение, переход системы из одного положения в другое. Применение инновации рассматривается как процесс развития. Развитие образования также претворяется в жизнь посредством инновации, а процесс инновации является объектом управления образования.
Закон об образовании Азербайджанской Республики и Программа реформ в области образования также требует применения новых технологий и инноваций в области образования. Традиционное образование, которое основано на передаче знаний от учителя к ученикам, не только не выполняет свою основную функцию, но и приводит учеников к пассивному овладению знаниями [6]. Всем известно, что в учебных заведениях ученики нагружаются лишней информацией. Поэтому возникает такая мысль: не надо давать больше информации, все равно полностью ее дать невозможно. А что делать? В первую очередь, искать, выбрать, анализировать или просто формировать в сознании ученика, что он всю жизнь должен непрерывно учиться [7]. Несомненно, что основной задачей системы образования является обучение путям изучения информации. Здесь основная цель такова: ученик должен знать, уметь, понимать и применять. А чему хотим обучать? Отсюда вытекает закономерность инновации.
В современный период развития науки и техники инновация широко используется во всех сферах человеческой деятельности. В истории человечества всегда были
инновации, развитие человечества стало возможным именно за счет инноваций [1]. В последние 20 лет много говорится об инновациях. Это связано с быстрым развитием ИКТ и созданием многочисленных инноваций за счет его применения в различных областях, увеличением экономической пользы. «Инновация» и «новшество» синонимы, часто употребляются в одном и том же значении [8, с.56].
Инновация является процессом создания и применения новшеств, то есть является сложным интеллектуальным процессом, который соединяет науку, технику, экономику и управленчество. Она управляет комплексом производственных и потребительских отношений. В широком смысле под инновацией понимается выгодное использования новшеств (новая технология, продукт, услуга, производство, финансы, коммерция) в форме административных, организационно-технических и социально-экономических решений. Люди, которые создают и применяют инновацию, называются иннова-торами [10, с.167].
Степень исследованности проблемы. Вопросы применения новшеств в системе образования всегда интересовали как теоретиков, так и практиков обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако лишь на протяжении последних двух-трех столетий в педагогике вопросы применения технологических и информативных новшеств стали привлекать интересы исследователей. Все это происходило также на фоне углубления интереса к человеческой личности, ее когнитивным и социально-психологическим особенностям развития. В российской науке вопросы инноваций как социального явления, исследовали многие ученые, это Г.Г.,
Абдуллаева Саида Аташ кызы педагогические
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ... науки
Азгальдов, А.В.Костин [11], А.Л. Ломакин, В.Г. Нейман [12], и др. это с точки зрения педагогического процесса. Однако известно, что инновации являются стержнем управления во всех сферах общественной жизни. В этом отношении вопросы инноватики являются объектом пристального внимания исследователей многих стран мира, в особенности, развитых.
Цель и методы исследования. Целью данной статьи является анализ возможностей инновационного подхода в совершенствовании учебного процесса в школах Азербайджана. В этом плане, помимо анализа общих вопросов по инноватике, как направлении общественного развития, нами рассмотрены возможности применения возможностей инноваций в различных проектах в рамках общих реформ образовательной системы страны. В качестве методов применены изучение научной литературы по указанному вопросу, а также нормативных документов, связанных с реформированием образования страны.
Основное содержание. Характерной особенностью глобальных процессов, идущих в современный период, является их непрерывная модернизация. Системы образования развитых стран развиваются в соответствии глобальным тенденциям. А глобальные тенденции определяются новым уровнем развития мира. Сейчас стратегический подход к образованию очень важен. Эти стратегии и основывающиеся на них реформы образования должны отвечать на инновационные призывы быстро меняющегося мира. Концепции «Азербайджан - 2020», «Концепция развития. Взгляд в будущее» [4] и «Государственная стратегия по развитию образования» [5], подписанные Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, вытекали именно из этой необходимости. Считается, что выполнение этих документов даст мощный толчок развитию национального образования на основе инновативных идей.
Как отмечается в «Концепции развития», расширится применение технологий в электронном образовании, будет организована виртуальная среда обучения для учителей и учеников. С этой целью будет продолжено создание ресурсов для электронного обучения и методологических ресурсов, а для обеспечения быстрого выхода к электронным ресурсам будет применяться технология «Ьи1^». Расширится сеть «электронная школа», расширится возможность использования цифровых ресурсов образования. Для удовлетворения увеличивающихся нужд в самообразовании и непрерывном образовании библиотеки будут модернизоваться, увеличится число электронных библиотек, будет поддерживаться развитие дистанционного образования, которое будет широко применяться в высших учебных заведениях [6].
Будет продолжаться интеграция ИКТ в управление образованием. Путем создания единой информационной системы образования будет возможно применение информационных механизмов управления [13-20]. Реализуется подключения единой сети всех учреждений образования. В общеобразовательных школах каждая классная комната будет обеспечена планшетом, проекторам и электронной доской, и в рамках проекта «один ученик - один компьютер» каждый ученик будет обеспечен ноутбуком или планшетом.
«Электронная школа» - это образовательная инфраструктура современного типа, которая обеспечена внутренней сетью интернета, электронными учебниками, имеет единый информационный банк об учениках, учителях, уроках, оценках, достижениях и дает возможность держать связь между собой в онлайн-режиме всем пользователям, которые имеют сайт (ученики, учителя, родители). Формирование инфраструктуры «электронная школа» дает возможность укреплению связи родитель - школа - ученик, оптимальному управлению в школе, улучшению контроля над посещением уроков учениками, расширению электронной связи между школами, созданию научных коммуникаций._
В рамке «Государственной Программы по информатизации системы образования в Азербайджанской Республике в 2008-2012 годах», утвержденной указом Президента Азербайджанской Республики от 10 июня 2008 года, для реализации проекта «Электронная школа» было определено 20 пилотных школ. В «Государственной Стратегии в области образования» было предусмотрено увеличение школ такого типа до 1000 [3].
Сегодня существует ряд причин, которые усилили роль инноваций в сфере образования. Среди них следует назвать гуманизацию учебного процесса, высокий уровень требований к развитию и образованию молодого поколения, ориентацию на культурно-нравственные ценности, конкуренцию между учреждениями [2].
Инновационный потенциал учреждений образования - это совокупность различных возможностей для претворения в жизнь инноваций; сюда также относится современная материально - техническая база, профессиональные кадры (инновационно мыслящая креативная команда), инновационные ресурсы. Среди них самое важное - это коллектив. Существует два условия для развития инновационного потенциала педагогического коллектива: 1. психолого-педагогические условия. 2. Организационно-педагогические условия.
Основным субъектом инновационной деятельности в учреждениях образования является учитель, а объектом управления является учебно-воспитательный процесс [21-26]. Предметом управления являются цели, содержание, методы и формы образования. Объектом каждого инновационного образовательного процесса являются ученики. Основной задачей руководителей учреждений образования является максимальное приближение к прогнозируемым результатам образования. Каждый инновационный процесс - управляемый. Применение каждой инновации проходит определенный этап: зарождение идеи, формирование цели, реализация новой идеи, конкретизация новых идей, реализация новшества, распространение, «обыкновенность», «устарелость» новшества. Основными путями появления инноваций в учреждениях образования являются нижеследующие:
- зарождение нового опыта у учреждения;
- использование постороннего опыта;
- результаты научных исследований;
- эксперимент;
- путь «проб» и «ошибок».
Одно из ведущих мест среди основных инноваций образования занимает применение инновационных и коммуникационных технологий. Сейчас во всем мире получило большой размах применение ИКТ в образовании. Использование ИКТ в среде образования увеличивает потенциал новых технологий в педагогическом процессе. В современной системе образования для передачи знаний более эффективным путем широко используются информационные технологии. Такие стратегические документы, как «Государственная Программа по информатизации системы образования в Азербайджанской Республике в 2008-2012 годах» и «Программа компьютеризации и информатизации в 2005-2007 годах», создали возможность использования информационных технологий, как одно из важных средств в системе образования Азербайджана. Использование ИКТ в среде образования увеличивает потенциал новых технологий в педагогическом процессе. Если испокон веков учебники помогали ученикам в усвоении новых знаний методом чтения и восприятия учебных материалов, то сейчас широкое применение ИКТ внесли в эту традиционную педагогику основательные изменения. В условиях информатизации образования учебные электронные ресурсы можно считать более эффективным средством и для учителей, и для учеников [9, с.47].
Надо отмечать, что в системе образования Азербайджана сейчас широко используются более 30 электронных средств. Отмеченные ресурсы размещены АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
Абдуллаева Саида Аташ кызы ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ...
в Портале Национального Образования (www.edu.az). Эти ресурсы переданы в пользование всех в режиме online.
Созданные электронные учебные ресурсы претворяются в жизнь в соответствии с основными положениями и требованиями «Закона об образовании Азербайджанской Республики», «Концепции общего образования в Азербайджанской Республике (Национальный Куррикулум)» и другим документам.
Интенсивное развитие информационных технологий, а также широкое их использование в социально-экономических областях и государственном управлении превратились в глобальную тенденцию в мире.
В данный момент в мире во всех областях жизни идет последовательный процесс информатизации. Образование является одним из этих областей. С финансовой поддержкой Евросоюза была разработана программа «Непрерывного образования». Эта программа объединяет в себе философию присоединения к единой Европейской семье, объединения требований Европейского пространства, устранения культурных, экономических факторов, мешающих их объединению. Большинство школьников Европы обеспечено информационно-коммуникационными технологиями и Интернет-сетью. Эта связь помогает сэкономить выделенные на образование время и финансы.
Был создан портал www.entwining.net. Именно с помощью этого портала в 2005 году Германская Республика впервые присоединилась к этой программе. В 2011 году к этой программе присоединилась Швеция. Сегодня программа используется в 32 странах Европы.
Обеспечение школ ИКТ имеет большое значение и в Азербайджане. ИКТ широко проникает в жизнь и деятельность людей. Утвержденная указом президента страны (№ 355 от 21 августа 2004 года) «Программа по обеспечению ИКТ общеобразовательных школ в 2005/2007 годах» стала важным шагом, сделанным в этом направлении. В результате претворения в жизнь программы была достигнута положительная динамика в обеспечении общеобразовательных школ ИКТ, повысилось внимание к организации управления системы образования на основе ИКТ. Сейчас 82% из 4562 общеобразовательных школ обеспечены компьютерным оборудованием. По последним сведениям, в общеобразовательных школах в V-XI классах примерно на 29 учеников попадает 1 компьютер.
Одним из вопросов, стоящих в центре внимания управления, была организация подготовительных курсов по ИКТ для педагогических кадров. Этот процесс претворяется в жизнь поэтапно. За краткое время большая часть педагогических коллективов общеобразовательных школ прошли курсы по ИКТ «Мадат». За прошедшее время в стране был выполнен ряд работ в области модернизации содержания процесса образования и интеграции ИКТ в систему образования. Были разработаны и утверждены программы ИКТ по всем уровням образования. Сформированы информационные ресурсы портала дистанционного образования. Многие учреждения образования уже создали свои сайты. Один из самых актуальных вопросов, это - совершенствование управления образования с применением ИКТ. Здесь особое внимание требует усовершенствование нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в области применения ИКТ в управлении образованием, разработка необходимой для эффективного управления в области образования электронной системы информационной базы, которая характеризует работу этой сферы.
С целью претворения в жизнь мероприятий, предусмотренных в «Государственной Программе по информатизации системы образования в Азербайджанской Республике в 2008/2012 годах», утвержденной указом Президента Республики 10 июня 2008 года, по прика-
зу Министра Образования от 19 августа 2008 года был разработан «План деятельности» и с целью претворения в жизнь этого Плана была утверждена «Образцовая модель электронной школы». Перед соответствующими структурами была поставлена задача определения структуры модели «Электронной школы», предусматривающей создание единой информационной среды образовательного учреждения, участников, обеспечения технической программы и механизма взаимного обеспечения и применения проекта «Электронной школы» в пилотных образовательных учреждениях. Для создания единой информационной среды пилотных учреждений образования, подключенных к системе «Электронная школа», в рамке этого проекта и для продолжительной деятельности проекта необходимо обеспечение оборудованием (ноутбук, проективные доски, и т.д.) и самое главное, программным обеспечением. Наряду с этим, для повышения знаний и умений в области ИКТ кадров этих школ (педагогические, административные, технические и др.) были приняты меры, т.е. организованы дополнительные курсы, школы обеспечены высокоскоростным фибер-Интернетом и Интранетом. Все эти работы выполняются постоянно и последовательно.
Проект «Электронная школа» является одним из основных и необходимых этапов в построении в Азербайджане электронного управления и электронного правительства. Он охватывает одну из больших инфраструктур. Сюда входят разные образовательные и другие учреждения, входящие в Министерство Образования, учреждения и линии связи, подчиняющиеся Министерству Связи и ИКТ, педагогический коллектив, ученики и их родители, присоединенные к этому проекту учебные учреждения, местные и международные организации. Кроме этого, проект означает разработку многочисленных нормативно-правовых документов. В особенности, в рамке проекта, должна вестись точная электронная документация. Электронный проект соединяет в себе ряд подсистем. Они нижеследующие:
1.Система управления школой.
2.Система управления содержания учебы (Ael).
3.Центр информационных ресурсов (MRM) - Data центр.
4.Программа карта школы.
5.Портал образования; ресурсы электронных учебников.
б.Электронная библиотека; программная услуга.
7.Техническая услуга; широкополосные линии связи.
8.Система современного технического оборудования
[6].
В области применения проекта «Электронная школа» в школах №№ 6, 20, 23, 132, 220 уже сложился положительный опыт.
В условиях претворения в жизнь в стране реформ образования, в состав применяемых в области образования инноваций включаются курикулумы, интерактивные учебные методы, инклюзивное образование, веб-технологии, использование ИКТ, гендер, проекты «Шаг за шагом», «Электронная школа», Болонский процесс, кредитная система, централизованные экзамены, инновационные предметы, опорные пункты, интегра-тивное учение, модель нового оценивания, подготовка менеджеров образования, дистанционное образование, электронная библиотека, и т.д.
Выводы и рекомендации. Применение инноваций в области образования открывает реальные возможности повышения качества учебно-воспитательного процесса, воспитание школо-ориентированных и личностно-ори-ентированных граждан.
Можно прийти к выводу о том, что применение педагогических инноваций в соответствии с Программой реформы в области образования является одним из необходимых условий, которое создаст почву для интеграции нашего образования в мировую систему образования, всестороннего и интеллектуального развития моло-
Абдуллаева Саида Аташ кызы
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ..
дого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон об образования Азербайджанской Республики. Баку: Юридическая литература, 2009
2. Программа реформы образования Азербайджанской Республики. (Указ Президента Азербайджанской Республики) Баку: 1999
3. Государственная Программа по информатизации система образования в Азербайджанской Республики 2008-2012-х годах. Указ Президента Азербайджанской Республики от 10 июня 2008 г.
4. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». // Газета «Учитель Азербайджана» от 25 января 2013 года.
5. Государственная стратегия по развитию образования Азербайджанской Республики. 24 октября 2013 года // http://www.president.az/articles/9779
6. Концепции общего образования в Азербайджанской Республике (Национальный Курикулум ) // «Курикулум», 2008, № 1
7. Ахмедов И.Б. Управление инновацией в образовании. // Газета «Учитель Азербайджана» от 3 января 2014 года
8. Мехрабов А.О. Актуальные проблемы образования. Баку: 2007. - 150 с.
9. Вейсова З.Ф. Активное (интерактивное) обучение. Пособие для учителей. Баку: 2007. - 149 с.
10. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 166-168
11. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия. Экономические стратегии, 2008. № 2(60)
12. Ломакин А.Л., Нейман В.Г. Применение инноваций в высшем профессиональном образовании. Научно-методическое пособие. М.: МЭЛИ, 2008
13. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 108-112.
14. Попова А.В. Анализ педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 136-138.
15. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.
16. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.
17. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 98-101.
18. Кан В.В., Свистунов Б.Л. Синтез информационных моделей производственно -экономических систем для использования в образовательных структурах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. № 4. С. 162-164.
19. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.
20. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 2. С. 37-41.
21. Карпычева А.А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 25-27.
22. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности // XXI век: итоги
прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 285-291.
23. Желнина Е.В. Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 53-56.
24. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
25. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
26. Салов А.И. О соотношении мировоззрения и направленности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 70-75.