Научная статья на тему 'Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся'

Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧЕНИК / STUDENT / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGIES / УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / EDUCATIONAL EQUIPMENT / УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / FINANCING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Нармина Исрафиль Кызы

В статье рассмотрен ряд мероприятий, проводимых в Азербайджане в связи с проектом "Электронная школа". В частности, уделено внимание характеру использования современного оборудования и ресурсов в школах, а также государственной политике в сфере образования. В различных регионах республики было проведено исследование о характере и методах использования преподавателями в учебном процессе современного оборудования и ресурсов. Для проведения исследования по пилотному проекту "Электронная школа" в эксперимент были вовлечены 120 преподавателей по гуманитарным и техническим предметам из средних школ страны. Данные, полученные об эффективности применения современного оборудования и ИКТ в пилотных школах «Электронная школа», говорят об их пригодности для применения во всех школах страны. Создается возможность для получения информации любой сложности, ее сравнения и сопоставления с другой информацией. Методические и дидактические приемы становятся более точными и убедительными. Полученные знания превращаются в необходимые навыки и умения. Практически все население может получить при этом качественное образование. Тем самым обеспечивается равенство шансов при получении образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MODERN EDUCATIONAL EQUIPMENT AND ELECTRONIC RESOURCES IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article reviews a series of events held in Azerbaijan in connection with the "Electronic school" project. In particular, it pays close attention to the nature of the use of modern equipment and resources in schools, as well as state policy in the sphere of education. The study regarding the nature and methods are using of modern equipment and resources in the educational process by teachers was conducted in various regions of the country. 120 teachers in the humanities and technical subjects in secondary schools were involved in the experiment to conduct the study on the "Electronic school" pilot project. Data obtained on the effectiveness of use of modern equipment and ICT in "Electronic school" pilot schools confirm their suitability for use in all schools in the country. It creates an opportunity to obtain information of any complexity, comparing and benchmarking it with other information. Methodical and didactic techniques become more precise and convincing. The knowledge transforms into the required skills and abilities. Almost all population can afford the high-quality education, thus ensuring equal opportunities.

Текст научной работы на тему «Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся»

педагогические науки

Мамедова Нармина Исрафиль кызы РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ...

УДК 377.5

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ

© 2016

Мамедова Нармина Исрафиль кызы, кандидат педагогических наук, доцент, главный научный консультант Институт проблем образования Азербайджанской Республики (1000, Азербайджан Баку, ул. З.Алиевой, 96, e-mail: nermine_m@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрен ряд мероприятий, проводимых в Азербайджане в связи с проектом «Электронная школа». В частности, уделено внимание характеру использования современного оборудования и ресурсов в школах, а также государственной политике в сфере образования. В различных регионах республики было проведено исследование о характере и методах использования преподавателями в учебном процессе современного оборудования и ресурсов. Для проведения исследования по пилотному проекту «Электронная школа» в эксперимент были вовлечены 120 преподавателей по гуманитарным и техническим предметам из средних школ страны. Данные, полученные об эффективности применения современного оборудования и ИКТ в пилотных школах «Электронная школа», говорят об их пригодности для применения во всех школах страны. Создается возможность для получения информации любой сложности, ее сравнения и сопоставления с другой информацией. Методические и дидактические приемы становятся более точными и убедительными. Полученные знания превращаются в необходимые навыки и умения. Практически все население может получить при этом качественное образование. Тем самым обеспечивается равенство шансов при получении образования.

Ключевые слова: школа, учитель, ученик, современное образование, содержание образования, современные технологии, учебное оборудование, учебные ресурсы.

THE ROLE OF THE MODERN EDUCATIONAL EQUIPMENT AND ELECTRONIC RESOURCES IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS

© 2016

Mamedova Narmina israfil, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief Research Consultant of the Institute of Educational Issues of the Republic of Azerbaijan (1000, Azerbaijan, Baku, st. Z. Aliyeva, 96, E-mail: nermine_m@mail.ru)

Abstract. The article reviews a series of events held in Azerbaijan in connection with the "Electronic school" project. In particular, it pays close attention to the nature of the use of modern equipment and resources in schools, as well as state policy in the sphere of education. The study regarding the nature and methods are using of modern equipment and resources in the educational process by teachers was conducted in various regions of the country. 120 teachers in the humanities and technical subjects in secondary schools were involved in the experiment to conduct the study on the "Electronic school" pilot project. Data obtained on the effectiveness of use of modern equipment and ICT in "Electronic school" pilot schools confirm their suitability for use in all schools in the country. It creates an opportunity to obtain information of any complexity, comparing and benchmarking it with other information. Methodical and didactic techniques become more precise and convincing. The knowledge transforms into the required skills and abilities. Almost all population can afford the high-quality education, thus ensuring equal opportunities.

Keywords: school, teacher, student, modern education, financing of education, modern technologies, educational equipment, educational resources.

Актуальность проблемы. Одной из главных задач обучения в средних учебных заведениях XXI века является воспитание индивидов, всесторонне подготовленных к взрослой жизни. В этом направлении следует особо выделить роль современных учебных оборудований и ресурсов. В дальнейшем совершенствовании работы в сфере образования роль информационно-коммуникационных технологий будет возрастать с каждым днем.

Известно, что в системе школьного образования придается большое значение вопросу использования и применения преподавателем учебного оборудования и ресурсов. Налаживание взаимоотношений между преподавателями и учениками в процессе использования учебного оборудования и ресурсов, выявление возможностей влияния здесь на эффективность образовательного процесса всегда имело большое значение и актуальность, а также является одной из важнейших задач, стоящих перед школьным образованием.

Степень исследованности проблемы. По мере развития ИКТ и расширения их применения во всех сферах социальной жизни возникает необходимость прогнозирования, регулирования данных социальных процессов. Отсюда и интерес научной общественности, в том числе педагогической, к данной проблеме. Вопрос применения технических средств и ИКТ привлекает исследователей по самым различным направлениям деятельности. Есть большая группа исследователей (из разных стран), занятых непосредственно вопросами влияния на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения ИКТ. Это И.В.Ильин, Я.М.Нейматов из России, К.Дехлер, М.Шинохара, Д.А.Якобсон, П.Эгген, Каучак из Западной Европы и США, М.Т.Ташкая, Т.Бал и др. из

Турции и т.д. [1; 5-14 и т.д.]. Вместе с тем в разных регионах и странах ситуация в данном вопросе складывается по-разному. Характер функционирования системы образования в каждой стране обусловливает необходимость дальнейшей разработки практических и теоретических проблем относительно применения в школьном обучении учебного оборудования, в том числе электронного.

В данной статье целью рассмотрения являются итоги проведенного нами исследования среди учителей средней школы разных специальностей по поводу применения в их школе современного учебного электронного оборудования. В ходе исследования были выдвинуты гипотезы, а затем проверены на практике.

Полученные результаты исследования. Далеко не случайно, что в последние время вопросы повышения качества и эффективности использования школьного оборудования и ресурсов находятся в центре внимания государства: все нормативные акты, касающиеся образования, а также государственная стратегия развития образования в Азербайджанской Республике отражают в себе указанные моменты. В государственной стратегии образования, занимающей важное место в истории образования Азербайджана, говорится: «... на всех ступенях образования должны быть конкретно обеспечены методологии инновативного обучения и обеспечено создание соответствующих ресурсов с учетом индивидуальных особенностей личности, разработаны методические пособия, дидактические материалы и учебные средства в соответствии с новыми курикулумами и ИКТ, разработаны здесь новые стимулирующие механизмы» [3].

Современный процесс обучения стал включать в себя не только фигуру учителя и учащегося, но и технологии

Мамедова Нармина Исрафиль кызы I педагогические

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ... науки

обучения, и ресурсы, и оборудование, используемое в процессе обучения. Учитель теперь - не только переносчик знаний, но и путеводитель в мире электронных ресурсов и технологий. Использование необходимого оборудования и технологий дает возможность лучше воспринимать информацию, сохранять ее, формировать творческий подход к восприятию знаний, лучше использовать время, отведенное на школьные занятия, и пространство самой школьной аудитории. Современное учебное оборудование разное, но есть такое, которое могут применять на всех учебных занятиях, - это компьютер, Интернет, письменная, в том числе «умная» доска, проектор и т.д. Пока еще в процессе разработки находятся многие проблемы использования или применения многих электронных технологий и разработок. К примеру, это методические проблемы проведения уроков, различных тем, составление программ, учебных планов, вопросы управления всеми школьными процессами со стороны руководства, и т.д. На степень и уровень использования в своей работе учителем различного оборудования и технологий влияет его опыт, общая социальная среда в школе, в системе образования, в обществе в целом. Само оборудование стоит денег, оно должно соответствовать потребностям школы, школьным программам и планам. Нами была поставлена задача выявления проблем, возникающих на базе современного учебного оборудования, и ресурсов, на основе мнений преподавателей гуманитарных и технических предметов, для определения характера этих проблем, в данном исследовании были поставлены следующие вопросы: 1. Каков уровень текущего состояния учебного оборудования и ресурсов; 2. Каковы виды учебного оборудования и ресурсов, которые используются в учебных заведениях?; 3. На каком уровне имеются различия в типах школ, в предоставлении оборудования и ресурсов?; 4. Есть ли проблемы в поставке современного учебного оборудования и ресурсов для школьного обучения?

Для получения ответов на поставленные вопросы нами в 2014-2015 годах было проведено конкретное исследование в ряде регионов страны, где были опрошены учителя ряда школ, всего 120 человек. Школы были подобраны разные: государственные, передовые, получившие звание лучших школ, школы-участницы проекта «Электронная школа». Итоги исследования были обобщены при помощи программы SPSS.

Таблица 1 - Распределение участвовавших в опросе преподавателей по полу и дисциплинам, которые они ведут

под всего Азер 6 айджански й язык и литература Общественные дисциплины Математика и технические дисциплины Иностранные языки

мужчины 41 б 17 11 7

женщины 19 24 13 19 23

120 30 30 30 30

Мы стремились выявить наличие или отсутствие в школьных классах или кабинетах какого-либо учебного оборудования и ресурсов. Полученные ответы сгруппированы в нижеследующей таблице 2.

Как видно из таблицы, все школы лучше всего обеспечены картами, письменными заданиями, кабинетами и компьютерами. Вместе с тем школы-участницы проекта «Электронная школа» лучше других оснащены компьютерами, Интернетом, слайдами. Понятно, что все это связано с тем, что эти школы участвуют в пилотном проекте и стоят на особом счету по обеспечению необходимыми ресурсами. Однако школы, носящие звание лучших, обеспечены оборудованием и ресурсами иногда похуже остальных.

Выводы можно сделать следующие: в учебном процессе современного школьного образования есть положительные изменения в сторону активного использования необходимого оборудования и ресурсов. В системе ценностей и приоритетов школьных учителей произо-262

шел сдвиг в пользу активного применения школьного оборудования и ресурсов.

Таблица 2 - Наличие учебного оборудования и ресурсов по типам школ

оборудование и ресурсы Типовые го судар ственные школы (40 участников) Победители конкурса «Лучшая общеобразовател ьная школа» (40 Участницы проекта «Электронная школа» (40 участников) Всего

всего % всего % всего % всего %

1. Наглядные пособия и мо дели 20 50 18 45.0 17 42.5 55 45.S

2. ресурсы (графики, схемы, и тд.) 30 75.0 24 60.0 23 57.5 77 64.2

3. Карты 32 80.0 33 82.5 37 92.5 102 85.0

4. Письменные ресурсы: тестовые задания 36 90.0 37 93.0 40 100.0 ИЗ 94.0

5. CD/ DVD, слайды и фильмы 19 47.5 20 50.0 30 75.0 69 57.50

б Проектор 20 50.0 23 57.50 38 95.0 81 67.5

7. Компьютер 21 53.0 24 60.0 40 100.0 85 71.0

S Подключение к Интернету 18 45.0 23 57.5 40 100.0 81 67.5

9 Интеллектуальная (сыарг) до ска 2 5.0 9 23.0 18 45.0 29 24.0

10 Предметный лаборатория 31 77.5 33 82.5 38 95.0 102 85.0

При правильном подходе, который проявили в школах-участницах проекта «Электронная школа», налицо системный, всесторонний подход в использовании школьного оборудования и электронных ресурсов. Технический и учебный, а также руководящий персонал направляют совместные усилия к единой цели - повышению уровня использования школьного оборудования и ресурсов. Прежде всего, это отражается на формах обучения, применяемых методиках, когда лучше задейству-ются когнитивные способности учащихся, межпредметные связи, опыт и умения учителей. Вместе с тем не следует забывать о психологической и физиологической сторонах обучения детей, возможностях учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин И.В. Направления применения ИКТ при формировании у учащихся физико-технического знания в курсе физики средней школы // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании, 2013, № 9, с.46-52

2. Национальная стратегия развития информационно-коммуникационных технологий (2003-2012) // http:// www.e-qanun.az/

3. Национальная стратегия развития образования в Азербайджанской Республике // http://www.e-qanun.az/

4. Государственная программа по информатизации системы образования (на 2008-2012 годы). // http:// www.e-qanun.az/

5. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритмы, 2002.

6. Daehler K.R., Shinohara M. A. Complete Circuit is a Complete Circle: Exploring the Potential of Case Materials and Methods to Develop Teachers' Content Knowledge and Pedagogical Content Knowledge of Science, Research in Science Education, 2001,v.31(2), ss. 267-288.

7. Ta§kaya M.T., Bal, T. "Sinif Ogretmenlerinin Sosyal Bilgiler Ders Arag Gereglerini Kullanma Durumlari". Akademik Baki§ Dergisi Uluslararasi Hakemli Sosyal Bilimler E-Dergisi: 2010, Sayi 22, ss:1-16.

8. Jacobsen, D. A., Eggen, P., Kauchak, D. "Methods for Teaching". Promoting Student Learning, Sixth Edition, Merrill Prentice Hall, USA:2002.

9. Lloyd, J., Dean, L., Coper, D. Student's technology use and its effects on peer relationships, academic involvement and healthy life styles. NASPA Journal, 44, 3. 2007.

10. Мамедова Н. Современный подход к содержанию учебных ресурсов по гуманитарным предметам // Ученые записки АГПУ, 2016, № 2, с.17-24 (на азерб.язы-ке)

11. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой

педагогические науки

Мамедова Нармина Исрафиль кызы РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ...

иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2.

C. 33-40.

12. Cuban, L. Computers in the classroom. Cambridge, MA: Harward University Press. 2001.

13. Roschelle J.M., Pea R.D., Hoadley C.M., Gordin

D.N., Means B.M. Changing how and what children learn in school with computer-based technology, Children and Computer Technology, 2000, 10 (2), p. 76-101.

14. Ye§ilyurt E. Ogretmenlerin Ogretim Arag ve Gereglerini Kullanma Durumlarini Etkileyen Faktorler. // Elazig: Firat Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu, Yayimlanmami§ Yuksek Lisans Tez. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.