УДК 681.3:378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
©2016
Гасымова Афаг Гасым кызы, доцент, директор Казахского филиала Азербайджанский государственный педагогический университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В статье описывается воспитательно - обучающее значение использования компьютерных технологий в ВУЗ-ах в обучении истории Азербайджана. Выражается мнение о степени изученности проблемы. Как пример, показан семинар, посвященный эффективности использования компьютерных технологий. Компьютеры и Интернет являются большими вспомогательными ресурсами для учителей. Учителя через Интернет могут найти методики, планы уроков, практическую поддержку, информацию и материалы. С помощью компьютера можно сделать жизнь учителя проще и эффективнее. В настоящее время для учителей в Интернете одной из наиболее важных особенностей многих новых сайтов является предоставление готовых планов уроков и предлагаемые мероприятия по широкому кругу вопросов. Программы и доски объявлений также позволяют учителям сотрудничать с другими регионами мира, чтобы поделиться своими лучшими планами уроков и предложениями друг с другом. Разумеется, когда вы планируете использовать план урока другого преподавателя, или его методику, важно думать о том, будет ли это работать для ваших студентов. Книги и материалы для преподавателей и студентов также могут быть размещены и приобретены через Интернет, экономя учителям время.
Ключевые слова: компьютерные технологии в ВУЗ-ах, образование, педагогические технологии, качество обучения.
THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION WHILE TEACHING THE HISTORY OF AZERBAIJAN
©2016
Gasimova Afaq Gasim gizi, Associate Professor, Director of Kazakh branch Azerbaijan State Pedagogical University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. The educational training importance of the use of computer technologies while teaching the history of Azerbaijan in institutions of higher education is described in the article. Certain attitude is being shown to the level of the scrutiny of the problem. A seminar on the effective use of computer technologies stands as an example related to this issue. Computers and the Internet are a great resource for classroom teachers. Teachers can find suggestions, lesson plans, practical support, information, and materials through the Internet. In fact, using a computer can make a teacher's life easier and more efficient. One particularly practical feature of many of the new teacher websites currently available on the Internet is the provision of ready-made lesson plans and suggested activities on a broad array of topics. Listservs and bulletin boards also allow teachers from all over the world to share their best lesson plans and suggestions with each other. Of course, when you are considering using someone else's lesson plan or suggestion, it is important to read through it and think about whether it will work for your students. Books and materials for teachers and students can also be located and purchased online, saving teachers the time.
Keywords: The computer technologies in institutions of higher education, educational technology, the quality of education, education.
Актуальность проблемы можно обосновать в нескольких направлениях. Известно, что в XXI веке жизнь без компьютера невозможно представить. Мы живем в стремительно меняющемся мире. Становимся свидетелями скачкообразного развития науки, техники, технологии, в частности компьютерной технологии. Для того, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся жизненным обстоятельствам, следует быть гибким, соответствовать новым требованиям, уметь реализовать свои способности, а одним из важных условий для того, чтобы быть готовым к саморазвитию и самосовершенствованию, является освоение специалистами с высшим образованием компьютерной технологии.
Компьютерная технология является количественным и качественным показателем современного образования. Мы в классификации новых технологий обучения выделили активные / интерактивные методы обучения, формы и методики работы, использование мультимедийных технологий в процессе обучения истории, технологию модульного обучения, технологию проблемного обучения, использование игровой технологии в процессе обучения истории, а также дистанционное обучение истории и т.д.
В Азербайджане были проведены исследования относительно данной проблемы. Среди них исследование З.Вейсовой имеет особо важное значение. З.Вейсова отмечает: «Адаптация к происходящим в жизни изменениям и эффективное осуществление деятельности становится возможным лишь тогда, когда человек стремится и умеет самостоятельно овладеть знаниями на протяжении всей своей жизни. При этом в качестве основного помощника огромную роль играет освоение компьютерной технологии, в том числе познавательная активность
и любознательность, а также трудолюбие личности. Человек должен уметь добывать необходимую ему информацию, обрабатывать и правильно использовать ее» [1, с.6].
Это означает, что компьютеры используются не только в высших учебных заведениях, они уже проникли во все сферы общества.
Профессор М.М.Амиров относительно проблемы пишет: «Компактные диски по истории Азербайджана занимают достойное место среди средств, которыми могут пользоваться преподаватели. Однако и у них есть свои специфические проблемы. Большинство дисков посвящено преподаванию отдельных тем. Но, несмотря на все это, они имеют исключительное значение как средство наглядности в преподавании истории Азербайджана» [2, с.490].
Проводимые исследования показывают, что использование видеоматериалов (материалы были получены из архива А2.ТУ) в преподавании истории Азербайджана на ступени бакалавра высшего образования заметно повышает качество обучения.
Относительно использования видеоматериалов в обучении истории Г.А.Шубиневич пишет: «использование видеоматериалов в обучении истории повышает сознательное усвоение, создает мотивацию для самостоятельного приобретения знаний и навыков» [3]. Однако проблема использования компьютеров на ступени бакалавра высшего образования до настоящего времени в Азербайджане не была исследована в достаточной степени.
Вместе с тем, разработка и применение ИТ является одним из важных путей повышения личностной ориентированности и результативности в современном
образовании [4-12]. Стратегическая роль технических средств, обеспечивающих ИТ, на данный момент обще-признана и не вызывает никаких сомнений.
С этой точки зрения исследование вопроса применения ИТ в процессе обучения является достаточно актуальным, что и стало предметом исследования в данной статье.
Основное содержание. Еще раз отметим, что в Азербайджане основательные реформы были проведены вначале в общеобразовательных школах. Реформы пока что не коснулись высших школ. Однако, несмотря на все это, многочисленные преподаватели - новаторы высших школ внедряют самые последние технологии обучения в высших учебных заведениях.
Время от времени отслеживая педагогическую периодическую печать, они применяют полученные нововведения в учебно-воспитательный процесс.
Рассмотрим примеры применения компьютеров в процессе обучения. Они, прежде всего, используются для:
- организации учебного процесса,
- подготовки учебных пособий,
- изучения нового материала (можно выделить два направления - самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ).
- компьютерного контроля знаний учащихся,
- получения из сети Интернет информации и работы с нею,
- создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.
Например, при изучении нового материала работу можно проводить в двух направлениях - самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ.
Самое поверхностное использование компьютера -иллюстративный материал. Компьютер помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.
Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы. Однако строить подачу нового материала только на просмотре программы (даже, если компьютерный урок хорошо разработан), как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Естественно, можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать.
Применение готовых компьютерных программ требует от учителя большого количества времени на разработку уроков. Оценка проделанной учащимся работы делается учителем, либо при помощи автоматической проверки результатов, либо на основе собственных представлений учителя о полноте, точности и грамотности ответов.
Таким образом, компьютер в образовании применяют через применение созданных или заимствованных учителем программ.
Автор, пользуясь архивом Азербайджанского Государственного телевидения, подготовил видеодиски по нижеперечисленным темам по истории Азербайджана:
1. Азербайджан в древнем каменном веке;
2. Первые человеческие поселения на территории Азербайджана;
3. Ранние государства на территории Азербайджана: государственные образования Аратта, Луллибей, Кути;
4. Албанское феодальное государство;
5. Выступления против Халифата,
6. движение Хуррамитов;
7. Государство Ширваншахов;
8. Азербайджанское государство Атабеков;_
9. Азербайджанская культура эпохи Возрождения -литература, архитектура, искусство;
10. Азербайджанские ханства;
11. Азербайджан в годы Второй Мировой войны (1941-1945);
12. Азербайджан в послевоенные годы (1945-1991);
13. Восстановление независимости Азербайджана;
14. «Экономические реформы», переходный период: общественно-политическое, «культурно-духовное самосознание»;
15. В направлении национальных и общечеловеческих духовных ценностей и т.д.
Профессор Сумгаитского Государственного Университета, доктор исторических наук Адиль Бахшалиев при преподавании темы «О национальных и общечеловеческих духовных ценностях» вставляет диск с этой темой в компьютер и передает изображение на экран посредством проектора. При организации семинара он пользуется учебниками и учебными пособиями по истории Азербайджана, специальными картами, схемами, диаграммами. Студенты просматривают видеодиск и делают заметки.
Студенты в первые 45 минут семинарного занятия просматривают видеоматериал, а во вторые 45 минут семинарного занятия отвечают на нижеприведенные вопросы учителя:
1. Прокомментируйте суть понятия «национальные ценности»;
2. Прокомментируйте суть понятия «общечеловеческие ценности»;
3. Перечислите меры, предпринятые независимым азербайджанским государством, руководствуясь национальными и общечеловеческими ценностями;
4. Объясните суть понятия «национальная идеология»;
5. Прокомментируйте меры, предпринятые государством для формирования национальной идеологии;
6. На основании фактов прокомментируйте отношение азербайджанского государства к религии.
При обобщении заданных вопросов студенты кратко изложили свои ответы следующим образом:
В направлении национальных и общечеловеческих духовных ценностей. За период 1996-2000 гг. были торжественно отмечены юбилеи деятелей науки и культуры нашего народа. В 1998-м году на высоком уровне было отмечено 80-летие Азербайджанской Демократической Республики, а в 1999-м году - 75-летие Нахичеванской АО.
Пропаганда успехов, достигнутых во всех сферах государственности, вызвала у народа чувство самоуверенности, оптимизма, гордости. 28 Мая -День Республики (с 1992-го года), 15 июня - День Национального Спасения (с 1997-го года), 26 июня
- День Вооруженных Сил (с 1997-го года), 18 октября - День Государственной Независимости (с 1992-го года), 12 ноября - День Конституции (с 1996-го года), 17 ноября - День Национального Возрождения, 31 декабря - Международный День солидарности азербайджанцев всего мира отмечается как праздник, а 20 января
- Общенародный день скорби (с 1990-го года), 26 февраля - День Ходжалинского геноцида и национального траура отмечается, как Общенародный день скорби.
Народу объясняется, что он является духовным преемником великой тюркской культуры: Низами, Хагани, Ибн Сины, Гурбани, Хатаи, Юнус Имре, Насими, Физули, Навои, Туси, Бахманяра и др.
Формирование национальной идеологии. Восстановление государственной независимости, политическая и экономическая стабильность в стране, расширение международных отношений, последовательные практические меры, осуществляемые правящей властью в этом направлении, открыли широкие возможности для полного формирования и развития идеологии независимой, светской государственности.
Развитие таких самых характерных национальных духовных ценностей азербайджанского народа, как патриотизм, гуманизм, чувство национальной гордости за свой народ, язык, религию, богатую культуру, за пройденный исторический путь, воспитание молодого поколения в духе этих ценностей стояло в центре идеологической работы. Чувство национального патриотизма, национальной гордости является одним из самых больших факторов для выживания нашей государственности.
Развитие азербайджанского языка, наиболее важного проявления национальной идентичности, сохранение его чистоты было важным шагом для реализации статуса государственного языка. 18 июня 2001-го года Президент Г.Алиев издал указ «О совершенствовании применения государственного языка». При главе государства была создана «Государственная комиссия Азербайджанской Республики по языку»
Принимая во внимание огромное значение в приобщении народа к общетюркской культуре, еще 24 декабря 1991-го года был издан указ о «Восстановлении азербайджанского алфавита на основе латинской графики». А с сентября 1992-го года в первых классах общеобразовательных школ ввели эту графику. Тем не менее, переход к новой графике шел гораздо медленнее. Газеты и журналы издавались на основе кириллицы, делопроизводство велось, в основном, по этой графике. По указу Президента Г.Алиева «О совершенствовании применения государственного языка» от 18 июня 2001-го года с 1 августа того же года повсеместно осуществлялся переход к азербайджанскому алфавиту на латинскую графику. Согласно этому Указу ежегодно 1 августа отмечается в Азербайджане как «День азербайджанского алфавита и азербайджанского языка».
Азербайджан был открытым, светским обществом. Помимо высоких общечеловеческих ценностей, на образ жизни населения воздействовали также взгляды, чуждые нравственности, национальной психологии, религии народа. Появились многочисленные казино, ночные бары, игровые тотализаторы. В некоторых ночных клубах организовались различные игры, развлечения которые продолжались до утра, часто такие развлечения принимали нежелательный характер. Это принимало форму, идущую вразрез с нравственностью народа, подрывало моральные устои части молодежи.
«Желтая пресса», «бульварная литература» среди населения вели работу, противоречащую моральным устоям общества. В январе 1998-го года Президент Г.Алиев издал указ о закрытии таких заведений, являющихся очагами безнравственности. В этой области была проделана определенная работа. Президент Г.Алиев в своем заявлении от 13 августа 2001-го года призывает азербайджанский народ быть более сильно привязанными к своим корням и национальным ценностям для усиления в рамках закона борьбы против «аморального бизнеса» и действий «разжиревших богачей».
В целом, помимо науки, философии, были созданы благоприятные условия для распространения иных форм массового сознания, религиозной, а также гуманистической идеологии.
Научные выводы: Эффективное использование компьютеров в преподавании истории Азербайджана на ступени бакалавра высшего образования на современном этапе развития нашей жизни создает мотив для решения проблемы государственного значения. Разработка форм, методов, способов и средств эффективного использования компьютеров в преподавании истории Азербайджана и комментирование направлений ее реализации является эффективным средством для развития когнитивных способностей студентов вузов и реализации их на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вейсова З. Активное/интерактивное обучение: пособие для преподавателей. Баку: 2007. - 150 с.
2. Амиров М.М. Методика активного/интерактивного обучения истории в общеобразовательных школах. Баку: 2014. - 700 с.
3. Шубиневич Г.А. Использование видеоматериалов при изучении истории. М.: 2011
4. Использование информационных технологий на уроках истории // http://pedsovet.pro/
5. Жиленене С.В. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания // http://multiurok.rU/
6. Репинецкая Ю.С. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 103-106.
7. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.
8. Использование информационных технологий в обучении истории // http://vio.uchim.info/
9. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
10. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
11. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.
12. Рустамова Г. Использование на уроках азербайджанского языка и всеобщей истории ИКТ и дополнительных материалов // http://yeni-fikir.blogspot.com