УДК 37
ВИТАГЕННО-ГОЛОГРАФИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
© 2013 С.Г.Гулиева
Институт проблем образования Азербайджанской републики. Баку
Статья поступила в редакцию 19.11.2012
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением новых педагогических технологий в общеобразовательную систему школ Азербайджана, раскрываются особенности витагенно-голографического обучения, деятельность учителя и учащихся в свете витагенно-голографического воздействия на личность, роли вита-генного обучения в приобретении учащимися жизненного опыта.
Ключевые слова: Модернизация общеобразовательной средней школы, витагенно-голографическая технология, проектная технология в системе витагенного обучения.
В динамике мирового процесса образование всегда было и остается главной движущей силой развития человечества и общества в целом. В этом процессе школа занимает особое место. Она все больше вплетается в ткань глобальных процессов, став эпицентром в интеграционных процессах образовательных систем мира. Вместе с тем, современная общеобразовательная школа призвана стать базовым элементом и в нарастающей системе непрерывного образовательного процесса, обеспечивающего полноценную подготовку подрастающей молодежи.
Вопрос взаимодействия обучения и воспитания всегда был одним из ведущих направлений в деятельности школы.
Педагогическая мысль и школьная практика, получившие в начале 90-х годов нашего столетия импульс в развитии, мобилизовали поиски передовых педагогов-практиков, направив их усилия в русло поиска новых технологий, новых форм и методов обучения и воспитания.
Понимание общего среднего образования как базового компонента основывается на идее гарантированного достижения всеми выпускниками школы определенного уровня знаний, обязательной общеобразовательной подготовки и выполнении требований программного материала школьниками. Аттестат зрелости, юридически признанный документ, который получают учащиеся, свидетельствует об их готовности к вступлению во взрослую жизнь. Уровень же обязательных государственных требований призван определить оптимальную границу образовательных знаний школьника.
Идея государственного уровня обязательной общеобразовательной подготовки диалектически соотносится со стремлением к максимально
полной передаче необходимой суммы знаний учащимся, полному раскрытию их задатков и способностей.
В то же время, особенно в последние десятилетия, необходимость в резком повышении уровня знаний учащихся, особенно в области информационно-коммуникативных технологий резко возросла. При таком положении представляется разумным увязать обязательный государственный уровень требований с требованиями современных образовательных технологий. При таком раскладе значительно повысится интерес учащихся к знаниям, их качественный уровень, объем знаний и научно-информативный уровень школьников. В этом случае, уровень обязательной общеобразовательной подготовки становится действенным инструментом вовлечения учащихся в учебный процесс.
В концепции реформы образовательной системы Азербайджана1 оговаривается необходимость формирования у школьников целостной системы универсальных знаний, умений и навыков с привлечением новых педагогических технологий.
В рамках мер по внедрению новых технологий осуществляются пилотные проекты, создаются реальные возможности для применения информационно-коммуникативных технологий. Предусмотрено расширение применения технологий электронного обучения и развития образовательной инфраструктуры. Будут продолжены работы по осуществлению проекта «Электронная школа», который создаст реальные возможности для применения информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических инновационных технологий в образовательной сфере.
Гулиева Севда Газанфар кызы, соискатель отдела
концептуальных проблем образования. 1 Закон об образовании Азербайджанской Республики.
E-mail: [email protected] - Баку: 2009.
Принятые в процессе реформирования системы образования новые государственные стандарты нацелены на формирование у учащихся базовой компетентности современного человека, куда входят и такие факторы, как информационно-коммуникативный уровень школьника.
Информационно-коммуникативные технологии - это широкий спектр технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерных, сотовой связи, электронной почты, спутниковых образовательных систем обучения и связи, мультимедийных средств обучения, Интернет и т.д.).
Продолжая стратегию кардинального модифицирования общеобразовательной средней школы, в стратегию кардинальной реконструкции школы как важнейшей составной части государственной образовательной программы включена программа внедрения коммуникативных технологий и инновационных подходов. В решение учебно-воспитательных задач, благодаря привлечению мультимедийных средств информации и системы Интернет, стало возможным вовлечение школы в широкомасштабные интеграционные процессы.
Анализ деятельности ряда школ республики показал, что обучение, максимально стимулирующее возможности учащихся, с использованием информационно-коммуникативных технологий оказывает положительное воздействие на формирование познавательной активности учащихся школ, способствует повышению у них интереса к поиску необходимой информации, к творчеству2. Вместе с тем, информационные технологии в школе представляют широкое поле для творческой деятельности учащихся, способствуют совершенствованию управленческой системы школы, эффективному взаимодействию всех звеньев учебно-воспитательной деятельности школы. Исходя из аксиомы, что современная школа - это сложная структура, в которой переплетены и синхронно взаимодействуют отдельные ее подсистемы, управление которыми осуществляется в управленческой цепочке -педагогический Совет школы, коллектив учителей и учащихся нетрудно понять, что данный механизм в целом хотя и справляется с возложенными на них функциями, тем не менее, не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Возложенные на учебные заведения задачи по выполнению учебно-воспитательного, научно-методического и управленческого плана не всегда находят полного решения. Здесь на помощь могут придти информационно-коммуникативные технологии, которые могут оказать
2 Мехрабов А. Концептуальные проблемы современного образования. - Баку: 2010.
действенную помощь педагогическому составу и администрации школы.
Среди множества направлений информационно-коммуникативных технологий, внедряемых в систему образования Азербайджана, успешно «пробивает» себе дорогу в жизнь такая технология, как витагенная технология, с голо-графическим подходом. Под понятием «вита-генная технология»3 подразумеваются методы в педагогике, базирующиеся на использовании учащимися своего жизненного опыта. Следует отметить, что в образовательной сфере Азербайджана, «витагенно-коммуникативная технология" стала складываться лишь в последние годы, по этой причине ряд учителей да и руководство школ несколько настороженно относятся к данной технологии. Известно, что все новое почти всегда с трудом прокладывает себе дорогу, и витагенно-коммуникативная технология не является исключением. Было бы удивительным, если бы эта технология была принята всеми образовательными учреждениями республики единогласно и в одночасье.
Если исходить из того, что витагенное обучение - это реальный путь к полному сотрудничеству учителей и учащихся, то голографиче-ский подход - это объемное овладение знаниями, обеспечивающее прикладной характер вита-генного образования в процессе этого сотрудничества.
Информатизация витагенной направленности образовательного процесса осуществляется в нескольких направлениях: 1) обеспечение вита-генной информацией, включающей в себя осведомленность о тех или иных сторонах жизни, деятельности общества и отдельных личностей; 2) витагенная информация о жизненном опыте выдающейся личности, ставшей достоянием народа; 3) использование активных методов вита-генной подготовки учащихся, как возможность повышения творческой и интеллектуальной составляющей учащихся; 4) интеграция элементов витагенного характера в различные виды образовательной деятельности школы; 5) адаптация элементов витагенной технологии обучения к индивидуальным особенностям обучаемого.
В организации процесса обучения и воспитания, на базе новой технологии сотрудничества следует учесть ряд специфических особенностей: во-первых, подобное сотрудничество рождается не сразу и далеко не на всех стадиях возрастного развития учащихся; во-вторых, уровни и степени сотрудничества на каждой стадии определяются соотношением роли взрослых и самостоятельностью учащихся; в-третьих, недостаточное равенство в осознании
3 Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). - М.: 1989.
целей сотрудничества у учащихся различных классов.
Таким образом, учет в витагенно-комму-никативном образовании учащихся специфических особенностей является существенным фактором в образовании их витагенно-комму-никативной информативности. Учителю в качестве источника витагенной информации могут служить: средства массовой информации (СМИ); научная, техническая и художественная литература, произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс и т.д. Анализ содержания образования в контексте коммуникативного обсуждения показывает, что достижения образовательных целей происходит за счет оптимизации деятельности учителя. В этом случае основными структурными элементами витагенно-коммуникативной информативности в обучении учащихся выступают: 1) образовательная сфера школы; 2) технология управления учебной деятельностью ученика; 3) выточенный компонент личности -профессионального становления самого учителя; 4) совершенствование витагенной технологии и ее программно-методического обеспечения в учебном процессе школы.
Внедрение в практику школ республики новой технологической системы - витагенного обучения с голографическим подходом диктует необходимость слияния образования с самообразованием, превращение субъектно-объектных отношений в субъектно-субъективные. Здесь необходимо различать два понятия - опыт жизни и жизненный опыт.
Витагенно-коммуникативная информация об опыте жизни, то есть, информация, не прожитая человеком, связанная его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, не имеет для учащихся достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне зачастую идет процесс обучения в большинстве современных образовательных технологий. Вместе с тем жизненный опыт представляет собой суммарную витагенную информацию, ставшую достоянием личности ученика, отложенную в резервах его долговременной памяти, которая находится в постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях.
В целом же, витагенное обучение основано на актуализации (востребовании) жизненного опыта учащихся, их интеллектуально-психологическом потенциале в образовательной сфере.
Наши наблюдения показали, что в педагогическом взаимодействии витагенного обучения элемент сотрудничества в цепочке связи «учитель-ученик-родители» занимает одно из центральных мест. Чем выше и совершеннее эта
связь, тем успешнее идет целостный педагогический процесс.
Сотрудничество предусматривает три обязательных компонента: 1) единство целей участников процесса; 2) разграничение функций участников процесса; 3) взаимопомощь и взаимное делегирование полномочий участников процесса.
Содержанием подготовки учителя в витаген-но-коммуникативного обучении выступают способы и приемы по совершенствованию технологии урока. С этой целью в рамках урока учителя используют подобранные упражнения. В ходе их апробации учитель отмечает конструктивные изменения учащихся умение отражать, понимать, применять в практике жизни полученную информацию. В процессе занятий учителю следует актуализировать подходы, направленные на развитие и углубление жизненного опыта учащихся, развивать аналитический склад мышления. Ему следует находить оптимальные пути средства целенаправленного изменения педагогического воздействия и достигать планируемых результатов.
При анализе жизненного опыта, знаний ученика, учителям следует обращать внимание на наиболее удачные его проявления, внимательно ознакомиться с трудностями, снижающими эффективность работы, самооценку ученика, навести ученика на мысль возможных вариантов в решении тех или иных жизненных ситуаций, при этом учитывать особенности своего «портрета» в глазах учеников. В этом случае учитель выступает не только как организатор витагенно-коммуникативного обучения, но и его участник. Действия учителя должны быть направлены и на познавательный вектор учащихся, и на организацию коммуникации (дискуссия, диалог) в классе, сотрудничество. В этом плане основным структурным элементом, определяющим содержание подготовки учителя являются: 1) образовательная ситуация; 2) технология управления, учебной деятельностью ученика; 3) коммуникативно-информационный компонент; 4) инициация сотрудничества с учащимися класса.
Следующий аспект этого же направления ви-тагенно-коммуникативного обучения - это организация индивидуально-витагенного обучения. Подготовленный учитель в этом случае может квалифицированно организовать процесс индивидуального обучения, оценить полученный результат; организовать самооценку деятельности на уроке, проверить соответствие целей жизни ученика с его разными достижениями, провести обсуждение целей последующий деятельности ученика.
Основными структурными элементами в этой деятельности учителя являются: 1) образова-
тельная ситуация; 2) технология управления, учебной деятельностью ученика; 3) витагенно-информационный компонент; 4) учебное и творческое саморазвитие ученика.
Следует заметить, что - образовательные ситуации соответствуют охарактеризованным выше направлениям витагенного обучения. Содержание подготовки учителя раскрывается здесь более объемно как в плане предмета, так и в плане витагенного объекта. В результате складывается и развивается совместное вита-генно-коммуникативное пространство, изменяются представления о содержании и значимости образования как для учителя, так и для ученика. В ходе такой подготовки, учителя школы отмечали трансформацию отношения учеников к витагенному обучению.
Освоение данного типа обучения позволяет выработать по отношению к ученику такие качества как «налаживание равнозначной обратной связи в системе «учитель-ученик», вооружать учащихся витагенными методами собственной учебной деятельности. Такое направление подготовки учителя, побуждение его к интерактивным действиям помогает ему перейти от витагенного обучения к управлению деятельности ученика, к взаимодействию с ним. При такой постановке проблемы предметам витаге-ний выступает не только какая-то часть учебного процесса, но и его социокультурный контекст. Он же определяет рамки витагенного позиционирования в образовательном процессе.
Как правило, в учебном процессе просматривается традиционная схема передачи знаний и логики получаемых знаний. Учитель транслирует знания, а ученик должен доказать, что эти знания им освоены стали его достоянием. Как видно из этого утверждения, в центре внимания - сам процесс передачи знания. Именно процесс передачи и обратной связи является ценностью.
Драматизм ситуации заключается в том, что знание само по себе не является ценностью. Знания традиционной педагогики рассматриваются, главном образом, как средство достижения самих целей, но меньше всего как цель приобретения ценности, т.е. научного знания. Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое.
Таким образом, опора на жизненный опыт личности ученика, главный путь превращения образовательных знаний в ценность, т.е. , первым условием, способствующим превращению витагенной информации в педагогический инструментарий.
Наше рабочее определение витагенная технология с голографическим подходом представ-
ляет нам право на формирование понятия вита-генная технология обучения школьников. Основой конструктивного развития витагенной технологии обучения может быть проектная деятельность. В нашем непосредственном случае ею стала схема проектного действия.
Структурно такая модель состоит из трех блоков, соответствующих схематическим элементам проектного действия создающих учителем педагогических ситуаций в классе в процессе обучения. При этом под образовательной ситуацией нами подразумевается пространство мышления, деятельности и сознания, структурирования в соответствии с личностными представлениями, социокультурным контекстом, учебным предметом с позиции витагенного обучения, актуальной жизненной ситуации учащихся, их отношений друг с другом и т.д.
Вместе с тем, практика использования проектной техзнологии в витагенной образовательной системе показала, что несмотря на ее преимущества, остаются нерешенными вопросы включения ценностных и нравственных основ деятельности учащихся. Их проявление чаще носило спонтанный характер, отсутствовала систематичность в проявлении. Исходя из этого, мы считаем необходимым включение в схему проектной деятельности витагенного обучения некоего переходного звена. Это звено или переходный компонент будет осуществлять роль катализатора, морально нравственного воздействия на сознание учащихся, их поведение в окружающей среде.
Избранная нами модель актуализирует те средства воздействия, которые находятся в арсенале учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ республики. В таком аспекте деятельности учителя создаются благоприятные условия формирования нравственного сознания учащихся, закрепляются нормы и правила их поведения в школе, в обществе4. Вместе с тем, подобный подход может значительно повысить уровень нравственного императива, морально-психологический климат в классе, в школе, а следовательно и рейтинг школы.
Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы учебный процесс преобразовался, было качественное образование, которое должно совершенствоваться, как окружающий нас мир. Помимо того в образовательную систему информативно-коммуни-кативные процессы должны бы были быть внедрены первыми. Но в силу ряда социально-исторических событий этот процесс был надолго остановлен в
4 Лефоров В.А. Нравственное создание. Из книги Алгебра совести // Кентавр: Методологический и игра-технический альманах. - 1996. - № 2.
самом начале своего зарождения. Среди ряда причин объективного и субъективного характера, тормозивших внедрение новых технологий в образовательную школу, было отсутствие суще-
ственной материально-технической базы, страховка руководства школ, косность чиновников министерства образования и.т.д.
THE VITAGENNO-HOLOGRAPHIC EDUCATION IN THE COMPREHENSIVE SCHOOL
SYSTEM IN AZERBAIJAN
© 2013 S.G.Guliyeva
Azerbaijan Republic Institute of Educational Problems. Baku
The questions related to the introduction of new teaching technologies in the educational system of schools in Azerbaijan, the features of vitagenic-holographic learning, the activity of a teacher and students in light of vitagenic-holographic effect on the individual, the role of vitagenic learning in the acquisition by the students' life experience has been disclosed.
Keywords: the modernization of comprehensive school, vitagenic-holographic technology, the design technology in the system of vitagenic training.
Gulieva Sevda Gazanfar kizi, the competitor of a department of conceptual problems of formation. E-mail: [email protected]