Научная статья на тему 'НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ'

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК-ДИСПУТ / УРОК-АУКЦИОН / УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ / УРОК-ИССЛЕДОВАНИЯ / УРОК-ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова О. В.

В настоящее время актуальной стала проблема развития в учениках познавательных интересов, воспитание потребности в самостоятельном поиске знаний и самообразования, формирование в умении работать с источниками научной информации, отбирать, обрабатывать и делать соответствующие выводы. Ещё одной значительной стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ»

М.С. Гусельцева. - М.: Смысл, 2019. - 320 с.

3. Лукашин, Ю.В. Риски социализации детей и подростков в условиях вынужденной самоизоляции (в период пандемии коронавируса) / Ю.В. Лукашин, Т.Н. Черняева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 9 (89). - С. 111-118.

4. Прохорова, Л.Н. Позитивная социализация: управленческий и методический аспекты / Л.Н. Прохорова, О.Е. Девятова. - М.: Сфера, 2020. - 112 с.

© Ильинская И.С., 2022

УДК 37

Колесникова О.В.,

учитель математики МОУ "Солотянская ООШ" Валуйского района Белгородской области

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ Аннотация

В настоящее время актуальной стала проблема развития в учениках познавательных интересов, воспитание потребности в самостоятельном поиске знаний и самообразования, формирование в умении работать с источниками научной информации, отбирать, обрабатывать и делать соответствующие выводы. Ещё одной значительной стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Ключевые слова

Урок-диспут, урок-аукцион, урок - конференция, урок-исследования, урок-взаимообучения

Школьные уроки математики - это, прежде всего, теоремы, формулы, задачи, развитие логического мышления, а нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной, увлекательной, привлечь всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Рассмотрим некоторые нестандартные формы уроков математики:

Урок-аукцион

«Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом является гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар и его порядковый номер.

Цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Урок-диспут

Диспут - это публичный спор на общественно важную тему. Его основой являются не доклады, а

выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность учащихся для научного спора недостаточна, диспут проводится, как правило, по проблемам, в которых большое значение имеет личное мнение. Такие проблемы учитель находит чаще всего при изучении межличностных отношений, нравственности, культуры. Урок-диспут - средство превращения знаний в убеждения.

Организовать игру можно по следующим правилам:

> делят класс на команды: один ряд - одна команда;

каждая выбирает себе подзащитного;

> команда должна найти все "достоинства" своего и все "недостатки" чужого (команды соперницы) подзащитного.

Члены каждой команды вначале говорят о "плюсах" своего подзащитного, потом выслушивают "соперников" о его "минусах".

Подготовка диспута нередко осуществляется группой учащихся, которые проводят анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута. Перед занятием учащимся даются вопросы, по которым противостоят различные мнения, указывается литература, позволяющая обдумать различные подходы к обсуждаемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представители различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов.

От учителя во многом зависит успех диспута. Его задача - подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих. Это позволяет ему привлекать внимание к наиболее сложным и спорным вопросам, побуждать участников диспута к поиску убедительных аргументов. Не исключено и изложение учителем собственной точки зрения соответствующим обоснованием.

Но итог диспута - не определение того, кто прав, и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат - выработка собственных взглядов по обсуждаемым вопросам, умения их отстаивать и одновременно умения прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения. Диспут возможен главным образом в старших классах.

Урок - общественный смотр знаний

Цель - выявить качество и прочность знаний по основным разделам изученного материала и умение использования их на практике.

Урок взаимообучения

Цель: Групповая работа над материалом, усвоение его на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность учащихся, совершенствование способов учебной работы.

Характерные особенности урока: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.

Урок-конференция

Цель: Активизация познавательной активности учащихся; формирование у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой.

Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах.

Подготовительный этап:

^ сообщается тема конференции и вопросы для подготовки сообщений;

^ учащимся предлагается план проведения конференции, оформляется стенд со списком литературы;

^ класс делится на группы;

> работа по подготовке конференции;

> оформление собранных материалов.

Урок-исследование

Цель: Расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение.

Подготовительный этап.

Учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения. (Вопросы и задания разного уровня сложности). Определяются возможные формы работы на уроке (общая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной работы (план, конспекты, рефераты).

Ход урока:

Определение целей урока.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)

Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

Вопросы к выступающему. Ответы на них.

Выступление оппонентов.

Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Подведение итогов.

Урок с игровой основой

Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Для игровых форм урока характерно:

^ моделирование определенных видов практической деятельности;

^ моделирование условий, в которых протекает деятельность;

^ наличие ролей, их распределение между участниками игры;

^ различие ролевых целей участников игры;

> взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

^ наличие общей цели у всего игрового коллектива;

^ групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний. К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический. В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества

ребенка. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения.

Формула эффективности урока составляет две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по проведению нестандартных уроков, вот некоторые из них:

> Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

> Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

^ Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

> При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

> Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

> При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Планируя нетрадиционный урок, надо учитывать специфику класса, характер учебного материала. Список использованной литературы:

1. Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики/ Г. И. Григорьева- Волгоград: Корифей, 2019.

2. Дроботенко, Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами». / Н. М. Дроботенко // Начальная школа.- 2019.

3. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки: Современный урок: часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д: Учитель, 20015.

© Колесникова О.В., 2022

УДК: 378+37.035.6

Лебедев Р.А.

магистрант ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина».

Новиков С.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина».

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ЛОКДАУНА СОУТО-19 НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-СПОРТИВНОГО ЦЕНТРА «ВОЛК»

Аннотация

Распространение СОУГО-19, введение локдауна в стране, существенно усложнили реализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.