Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах'

Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3930
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЙ / НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК / ТВОРЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ СТРУКТУРЫ / ПРИЗНАКИ / ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Наталья Ивановна

В статье говорится о нетрадиционных уроках как особой форме обучения, рассматриваются их виды, применяемые в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах»

зволяет нам определить уровень развития всех компонентов рефлексивной компетентности, что делает её более универсальной для исследователей [4, 55].

Как мы знаем, рефлексия осуществляется только через аналитическую деятельность, т.е. имеющийся опыт превращает в присвоенное знание. Посредством рефлексии знание структурируется и обобщается, становясь способом деятельности. Вследствие этого, интересным представляется алгоритм входа в рефлексивную позицию Б. М. Островского, состоящий из 4-х рефлексивных слоев. 1-й слой делится на исследовательскую, критическую и нормативную части. Испытуемый ведет анализ своей деятельности, начиная с поверхностного понимания, с каждым слоем постепенно углубляясь: ищет причинно-следственные связи, проводит оценку результатов своей деятельности [3, 307].

Анализ современной образовательной ситуации показывает, что одной из проблем диагностики рефлексивной компетентности является недостаток диагностического инструментария (системы диагностических методик), который бы позволял проследить динамику изменений в процессе становления будущего учителя. Важным этапом в решении данной проблемы может стать создание комплекса адаптированных методов, применяющихся как для развития, так и для диагностики рефлексивной компетентности, а также системы тестовых методик, модифицированных для определения каждого компонента исследуемой компетентности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анисимов, О. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / О. С. Анисимов. - М., 1994. - 86 с.

2. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков: Изд-во ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.

3. Даутова, О. Б. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования / О. Б. Даутова, С. В. Христофороф // Инновации и образование: сб. мат-лов конф. - СПб., 2003. - С. 304-309. -(Simposium. Вып. 29).

4. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. - 2003 - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов управления / А. В. Карпов, В. В. Пономарева. - М.: ИП РАН, 2000. - 283 с.

6. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев, 2002. - С. 51.

7. Технологии гуманитарной экспертизы и социального аудита: учебно-метод. комплекс / под ред. В. В. Тимченко. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 21.

8. Стеценко, И. А. Формирование рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов: технологический подход / И. А. Стеценко, Г. А. Полякова // Сибирский журнал. - 2011. - № 10. - С. 256-260.

9. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. -М.: Наука, 2000.

УДК 373.1 ББК 74.261.7

Н. И. Мирошниченко

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье говорится о нетрадиционных уроках как особой форме обучения, рассматриваются их виды, применяемые в начальных классах.

Ключевые слова: нетрадиционный, нестандартный урок, творческая импровизация, вариативность структуры, признаки, возможности применения.

N. I. Miroshnichenko

NONTRADITIONAL FORMS OF LESSONS, POSSIBILITY OF THEIR USE IN EDUCATIONAL PROCESS OF A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY CLASSES

Abstract. The article focuses on nonconventional lessons as to special form of education and teaching and their types applied in primary classes.

Keywords: nonconventional, non-standard lessons, creative improvisation, variability of structure, signs, features and application possibilities.

Современный уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель обу-

чения состоит уже не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, но и в подготовке школьников как субъекта своей образовательной деятельности. Все это требует пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения, а именно, нетрадиционных уроков.

В нашем исследовании мы придаем большое значение начальной ступени обучения иностранному языку (немецкому), так как именно на данной ступени осуществляется «вовлечение» ребенка в «чужой язык», процесс формирования познавательного интереса к предмету. От качества обучения в начальных классах зависит успешность овладения школьниками иностранным языком в дальнейшем.

Поэтому целью настоящего исследования является выявление сущности понятия «нетрадиционный урок», рассмотрение типологии нетрадиционных уроков, определение возможностей, которые он открывает учащимся и учителю на младшей ступени обучения.

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового обучения, был К. Роджерс [9]. Он выделил два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому разделению в гуманистической педагогике появилось образное понятие - «деятельность ученика», т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними.

Развитие формы урока вызвано также стремлением противостоять опасной тенденции снижения интереса школьников к занятиям, которая обнаружилась в Отечественной школе еще с середины 70-х гг. и, к сожаленью, в настоящее время продолжает усиливаться.

Еще в 80-е годы М. И. Махмутов [6] указывал на значимость и важность новых подходов в разработке урока. В. Оконь во "Введении в общую дидактику" (90-е гг.) рассматривает четыре пути развития образования. За основу первого пути принимается усвоение знаний учащимися в готовом виде. Второй путь способствует развитию мышления учащихся в ходе решения проблем. Третий путь развивает оперативную деятельность учащихся, вырабатывает умение действовать. Далее «речь идет о новом (четвертом) пути учебы, который формирует чувство и поведение молодежи. Этот путь связан с эмоциональными процессами в ходе учебы, когда выделяются какие-то морально-этические, общественные ценности для того, чтобы учащиеся вырабатывали к ним собственное отношение и вместе с тем упорно создавали свою систему ценностей и вырабатывали направление собственного поведения» [7, 47]. Этот подход затрагивает, прежде всего, методы обучения, а также в значительной мере заложен в нетрадиционном подходе к конструированию уроков.

М. И. Махмутов дал теоретическое обоснование построения нетрадиционных уроков, исходя из дидактической структуры урока. Автор отмечает, что «если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры - величина переменная. Это обусловливает и большую вариативность методической подструктуры урока. Методическая подструктура, число элементов в ней, их номенклатура и последовательность определяются учителем исходя из общей дидактической структуры урока и дидактических целей образования, развития и воспитания. Именно здесь проявляется творчество учителя, его эрудиция и методическое мастерство. Однако характер методической подструктуры урока зависит не только от содержания его общей дидактической структуры. Последняя отражает основные этапы обучения и организации современного урока. Связующим звеном между этими двумя структурами служит внутренняя логико-психологическая подструктура урока» [6, 91]. Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Далее, исходя из актуальности проблемы развития форм обучения, хотелось бы перейти к осмыслению и пониманию нетрадиционных активных форм проведения учебной работы.

Как показывает анализ практики, большинство учителей и сегодня продолжают придерживаться структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется не только теоретической неразработанностью структуры современного урока. Умственный навык построения традиционного урока, выработавшийся у учителей в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме. К тому же, взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов,

вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться [2].

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? В современной методической литературе мы находим множество определений, раскрывающих это понятие с разных сторон.

«Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, нетрадиционной (не установленной) структуры» [4].

«Нестандартные формы урока - это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием переноса других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими предметами школьной программы» [1, 29].

Исходя из вышеизложенного, мы можем дать следующее определение нетрадиционного урока: это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.

Анализ педагогической литературы позволил нам выделить несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, творческие отчеты, конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, фантазии, игры, «суды», уроки поиска истины, лекции, семинары, концерты, диалоги, «Следствие ведут знатоки», «Поле чудес», уроки-ролевые игры, конференции, интегрированные уроки, экскурсии, путешествия и т.д.

Существует множество типологий нестандартных уроков, мы приведем две наиболее распространенные из них: по методическим функциям [3] и по форме проведения [1].

Таблица 1

Типология уроков по методическим функциям

Типы уроков

Формы Уроки формиро- Уроки обу- Уроки повторения и Уроки проверки и уче-

уроков вания новых зна- чения уме- обобщения знаний, закре- та знаний и умений

ний ниям и на- пления умений

выкам

Уроки- Практикумы, Семинары, Зачетные викторины,

экспедиции творческие повторительно- конкурсы,

(путешествия), практические обобщающие диспуты, смотр знаний,

уроки-иссле- работы, игровые: КВН, "Что? Где? защита творческих ра-

дования, уроки-диало- Когда?", "Поле чудес", бот, проектов,

уроки-инсце- ги и семина- "Счастливый случай", ин- творческие отчёты

нировки, ры, уроки тегрированные, театрали-

учебные конфе- с ролевой, зованные уроки, уроки-

ренции ("пресс- деловой консультации,

конференции"), игрой уроки-конкурсы, уроки-

интегрированные соревнования

уроки

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Творческие уроки: урок-фантазия, урок-сказка.

2. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения.

3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал.

5. Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернет-проект, веб-квест.

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

7. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

8. Интегрированные уроки.

Вышеперечисленные формы уроков широко используются в обучении иностранным языкам.

В процессе исследования нам удалось также выявить основные признаки нетрадиционного урока:

- такой урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения;

- используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной;

- для организации урока могут привлекаться люди разных профессий;

- через оформление кабинета, доски, использование видео, музыки достигается эмоциональный подъем учащихся;

- он включает организацию и выполнение творческих заданий, причем, творчество учащихся должно быть направлено на их развитие,обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;

- часто создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Нетрадиционный урок открывает учащимся и учителю следующие возможности:

- учащиеся могут развить свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, развить самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду;

- нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний;

- сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к окружающему миру;

- в процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль;

- такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету;

- нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

В результате анализа психолого-педагогических и методических исследований, а также в результате обобщения опыта учителей по данному вопросу нам удалось установить, что нетрадиционные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использова-

нием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

- обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся начальных классов из всех вышеперечисленных являются урок-игра, урок-праздник, урок-сказка, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-интервью, проектные и интегрированные уроки.

В рамках нашего исследования мы рассмотрим лишь те из них, которые были отобраны нами как наиболее эффективные в результате анкетирования учителей, преподающих немецкий язык в начальных классах школ города Таганрога.

Цель урока-соревнования - закрепление различных навыков и умений.

Заранее формируются команды и жюри, выбираются капитаны, придумывается название команд. Учитель подбирает задания, готовит оснащение и материал. Проводится разминка, конкурс капитанов, команд. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды-победительницы.

Рассмотрим возможности урока-экскурсии (путешествия). В условиях широкого развития связей между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой и с культурой страны изучаемого языка становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Он должен представить себя в роли представителя другой культуры и провести экскурсию или путешествие по стране, городам, музеям и т.д. изучаемого языка. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока [5].

Надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью (в начальных классах это может быть лишь частью урока). Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Meine Freizeit ", "Mein Tagesablauf' и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Meine Schule" или "Meine Stadt", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Уроки-проекты направлены на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [8].

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах. В начальной школе это обычно альбом, коллаж. Разнообразны и формы презентации проекта. В младших классах это конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Таким образом, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Рассмотрим возможности интегрированного урока. В современных условиях обучения иностранному языку это направление является одним из наиболее перспективных в средней школе, особенно в начальных классах, где основной акцент делается на развитие ребенка.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, при изучении наук гуманитарного цикла легко появляется предмет для разговора, повод для коммуникации.

Основными целями интеграции предмета иностранный язык с другими гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает мировая художественная культура (МХК). Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями различных видов искусства. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Успешно осуществляется интеграция с предметами эстетического цикла, а также с русским языком [10].

Таким образом, использование учителем нетрадиционных уроков обеспечивает новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Целенаправленное использование в обучении иностранному языку младших школьников тщательно отобранных видов нетрадиционных уроков способствует дальнейшему развитию самого ребенка, формированию его коммуникативной компетенции, умению работать с дополнительными источниками, расширению кругозора, стимулирует детей быть деятельными, развивает у них познавательный интерес, творческое воображение, самостоятельность, и, в конечном итоге, способствует достижению главной цели современного школьного обучения - подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

В то же время, учителя предупреждают, что не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень их эффективности снизится.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева, И. А. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам / И. А. Андреева, А. В. Мачульская // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 29-30.

2. Завгородняя, О. Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки / О. Д. Завгородняя. - М., 1987.

3. Карпова, Е. А. Нетрадиционный урок [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://pedagog/home/nov.ru/urok.htm.

4. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. - Ростов н/Д.: ТЦ "Учитель", 2002. - Вып. 1, 2.

5. Кульневич, С. В. Совсем необычный урок: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студ. средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. -Ростов н/Д.: ТЦ "Учитель", 2001.

6. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. - 2-е изд. - М., 1985.

7. Оконь, В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Орина / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.

8. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 1991. - № 2. - С. 3-10.

9. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М.: Смысл, 2002.

10. Суханова, В. И. Интегрированный урок по теме «Leonardo da Vinci» // ИЯШ. - 2004. - № 7. - С. 12-16.

УДК 37 ББК 74

В. И. Новикова

ТВОРЧЕСКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК ВОЗМОЖНОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация. В статье анализируются возможности добротворческого совершенствования младших школьников.

Ключевые слова: доброта как существенное качество личности младшего школьника, добротворчество, гуманистическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.