Научная статья на тему 'Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО'

Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20936
2847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / ФОРМЫ УРОКОВ / ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ / LESSON / FORMS OF LESSONS / TYPES OF NONCONVENTIONAL LESSONS / TECHNIQUE OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT NONCONVENTIONAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбокова Татьяна Сергеевна

Автор рассматривает понятие «урок», типы и виды уроков, особенно заостряет внимание читателя на методике организации и проведения нетрадиционных уроков, способствующих не только усвоению знаний и умений, но и развитию творческих способностей обучающихся, повышению заинтересованности в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the concept «lesson», types and types of lessons, especially focuses attention of the reader on a technique of the organization and carrying out the nonconventional lessons promoting not only assimilation of knowledge and abilities, but also to development of creative abilities being trained, to increase of interest in training.

Текст научной работы на тему «Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

ШИРОБОКОВА Т.С.

Автор рассматривает понятие «урок», типы и виды уроков, особенно заостряет внимание читателя на методике организации и проведения нетрадиционных уроков, способствующих не только усвоению знаний и умений, но и развитию творческих способностей обучающихся, повышению заинтересованности в обучении.

В современном образовательном процессе знаний, умений, навыков является урок.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для овладевания всеми учащимися основ изучаемого предмета. Классно-урочная система обучения обеспечивает массовый охват учащихся, четкость, непрерывность учебной работы. Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

Положительные стороны Отрицательные стороны

Систематичность обучения Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашнее задание

Организационная четкость Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

Однако, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и, вместе с тем, обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, авторские - нетрадиционные уроки (нестандартные, оригинальные) занятия.

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Признаки нетрадиционного занятия:

- несет элементы нового, изменяются внешние рамки,

The author considers the concept «lesson», types and types of lessons, especially focuses attention of the reader on a technique of the organization and carrying out the non-conventional lessons promoting not only assimilation of knowledge and abilities, but also to development of creative abilities being trained, to increase of interest in training.

основной организационной формой передачи

- кроме программного используется и внепрограммный материал,

- организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной,

- проводится в нетрадиционном месте или привычный учебный кабинет оригинально оформляется,

- в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование,

- дает возможность обучающимся раскрыться по-новому, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска,

- требует серьезной предварительной подготовки.

Взгляды преподавателей на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие считают их вынужденным отступлением под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Для примирения двух спорящих сторон хочется сказать, что, конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные встречи педагогов и учащихся не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т.к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т.к. в ней возможно представить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и занятость учащихся при различных видах коллективной и групповой работы, и их активность.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

- в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма,

- необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке,

- основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность,

- важно поддерживать множественность мнений, альтернативность,

- нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками,

- педагог должен уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию,

- использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы зададут общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна, неполна и будет пополняться в будущем за счет разработок новых типов занятий. Однако, условно можно представить следующие виды нетрадиционных уроков:

1) уроки - экскурсии;

2) уроки - игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки - суды);

3) уроки - дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

4) бинарные уроки;

5) уроки - исследования;

6) уроки взаимообучения учащихся;

7) уроки - соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);

8) уроки - семинары.

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме:

- ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО);

- не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармонич-

ным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении;

- поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок;

- постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение;

- залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения;

- оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении педагога и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

А теперь подробнее поговорим о некоторых видах нетрадиционных занятий.

УРОКИ - ЭКСКУРСИИ

Экскурсия - древняя форма учебной работы, особенностью которой является то, что процесс обучения реализуется не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, парках, на производствах и т.д., во время непосредственного восприятия обучающимися окружающего мира.

Успех любой экскурсии будет заключаться в тщательности ее подготовки педагогом. Он должен:

- определить её содержание, цель, задачи, довести их до учащихся;

- грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;

- продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.

При подборе объекта (ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим показателям (критериям):

1) познавательная ценность для обучающихся,

2) выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой),

3) сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу),

4) месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство подъезда к нему).

Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но независимо от того кто будет вести экскурсию, именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.

Если экскурсию будет вести сам педагог, то для подготовки ему нужно:

1) интересно сформулировать тему урока-экскурсии;

2) подобрать литературу и Интернет-ресурсы для подготовки материала;

3) самостоятельно ознакомиться с объектом показа (научиться легко ориентироваться в местности, хорошо узнать расположение залов, если экскурсия будет в музее);

4) составить маршрут экскурсии;

5) подготовить текст экскурсии;

6) сделать комплект «шпаргалок» (портфель экскурсовода). В «шпаргалки» можно внести следующую информацию:

- наименование объекта,

- историческое событие, с которым связан объект, дата события,

- краткое описание объекта (автор, дата сооружения, создания, дата реставрации),

- охрана памятника (на кого возложена),

- интересные факты связанные с объектом, придания.

7) составить методическую разработку;

8) провести без группы пробную экскурсию.

В ходе подготовки проведения экскурсии можно выделить четыре блока:

1) в календарно-тематическом планировании педагог должен учесть в какое время, на какой объект, с какими учебными и воспитательными целями следует организовать экскурсию.

2) непосредственная организация экскурсии. На этом этапе педагог согласует с предприятиями точный день и час проведения экскурсии, изыскивает средства на необходимые расходы, решает вопрос о том, кто будет вести экскурсию: он или экскурсовод. Большое значение при подготовке проведения экскурсии имеет готовность учащихся. Она заключается в четкой постановке перед ними целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала; формулировании общих и индивидуальных заданий; информирование о способах сбора информации во время экскурсии, об использовании знаний о характеристиках объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки, время проведения экскурсии. Педагог договаривается с учащимися о материалах, документах, фотографиях, которые им необходимо собрать для отчетности. Особое внимание в ходе этой беседы нужно уделить правилам поведения и технике безопасности.

3) проведение самой экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану - наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т.д.

В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место (иначе можно было не покидать учебной аудитории). Показ в экскурсии - это целенаправленный, последовательный процесс представления педагогом (экскурсоводом) тех объектов, на которых раскрывается содержание темы урока-экскурсии. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе урок может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должен отвечать требованиям последовательности и логичности. При осмотре нескольких объектов следует выделить главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой теме.

Неотъемлемая часть урока-экскурсии - рассказ. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинен показу. Таким образом, рассказ педагога может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.

В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание материала темы:

- встречи учащихся с участниками событий;

- прослушивание звукозаписей;

- участие обучающихся в элементах ритуала.

4) подведение итогов. Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и оценки учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания для них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, стенд, электронную пре-

зентацию, составить коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, выставок, музеев учебных заведений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние: развивают эстетические чувства учащихся, позитивные эмоции, доброту, отзывчивое отношение ко всему живому, к разным народам, историческому, культурному наследию, предыдущим поколениям.

УРОКИ - ИГРЫ

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, -проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Поэтому, можно сказать, что учебные игры обладают большой эффективностью, дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т.д.

Игра - это своего рода репетиция производственной или общественной жизни молодого человека, примерка социальных ролей на себя. На ней можно проиграть в лицах практически любую жизненную или производственную ситуацию, а это позволит понять психологию людей, что они могут чувствовать и что ими движет в тот или иной момент реального события. Несомненно, если аналогичная ситуация встретиться в жизни, человек, принимавший участие в учебной игре, будет знать, как поступать, и ему будет гораздо легче справиться с возникшими трудностями.

Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

- развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес),

- коммуникативная, освоение диалектики общения,

- самореализация в игре как полигоне человеческой практики,

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры,

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей,

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей,

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В современном процессе обучения, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Игра в учебном процессе должна иметь цель обучения, учебно-познавательную направленность и педагогический результат, а игровые приемы и предлагаемые ситуации стимули-

ровать обучающихся к учебной деятельности.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки Разработка игры Разработка сценария: - план деловой игры, - общее описание игры, - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру - постановка проблемы, целей; - условия, инструктаж; - регламент, правила; - распределение ролей; - формирование групп; - консультации.

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками; - тренинг; - мозговой штурм; - работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия - выступления групп; - защита результатов; - правила дискуссии; - работа экспертов.

Этап анализа и обобщения - вывод из игры; - анализ и рефлексия; - оценка и самооценка работы; - выводы и обобщения; - рекомендации.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификации игр.

Так можно выделить:

По области деятельности

физические интеллектуальные трудовые социальные психологические

По характеру педагогического процесса

обучающие тренинговые контролирующие обобщающие познавательные воспитательные развивающие репродуктивные продуктивные творческие коммуникативные диагностические профориентационные психотехнические

По игровой методике

предметные сюжетные ролевые деловые имитационные

Также можно выделить спектр целевых ориентаций игр:

1) дидактические - направлены на расширение кругозора, познавательную деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений, и навыков; развитие трудовых навыков.

2) воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, толерантности; формирование определенных подходов, позиций, нравственных эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3) развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантации, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4) социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Деловая игра

Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить её окончание. Для деловой игры обязательно её завершение, связанное с принятием необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса принятия решений.

Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, давать учащимся возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые.

1. Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т.д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).

Сценарий имитационной игры кроме сюжета событий, должен содержать описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

2. Ролевая игра

Применение ролевых игр осуществляется по двум направлениям:

1) в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодрамму, геш-тальттерапию, группы встреч;

2) в тренинговых группах, задачи появления которых - саморазвитие и самосовершенствование. Это направление помогает людям развить навыки руководителей, адекватно вести себя в больших и малых группах, конструктивно взаимодействовать с людьми, разрешать конфликты в группах, формировать адекватное самовосприятие других.

Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя

роли взрослых или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры. Существует три типа ролевых игр:

- прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;

- стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях «Экологическая катастрофа», «Начальник - подчиненный» и т.д.

- собственно ролевые игры: участники игры раздельно получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

При использовании такой технологии занятия проводятся в форме суда, либо в форме собеседования. Например, «герой» начальника отдела кадров принимает на работу «героя» сотрудника, либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать интерес. В ходе ролевой игры обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны.

Ролевая игра, требует от преподавателя самой тщательной подготовки к занятию. И не стоит забывать, что ролевая игра, как и любая активная технология, имеет свои как положительные черты, так и недостатки.

В заключение урока - ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в данной ситуации, его продуктивность. При этом хорошо, если начнут дискуссию «зрители», а закончит педагог, сделав критический разбор итогов ролевого общения, отметив достижения и неудачи.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет осуществлена видеозапись ролевой игры, а в случае необходимости использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.

Метод ролевых игр позволяет ученику оказаться на месте другого человека, посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет. Это имеет большое значение для выбора эффективного сценария поведения в будущем.

Преимущества ролевых игр Неудобства ролевых игр

«Обучение через действие» - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Суть успешной игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты.

В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков Если цели ролевого упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), то существует опасность, что игра будет восприниматься как нечто забавное и её обучающее воздействие будет слабым.

Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достичь каким-либо иным образом Ролевая игра содержит долю риска: она приносит результат только тогда, когда группа готова в неё включиться. Если члены группы будут стесняться процесса ролевого общения, то игра может оказаться не эффективной.

Ролевая игра предоставляет участникам шанс или закрепить разнообразные модели поведения. Если преподаватель имеет слабую психологическую и коммуникативную компетентность, он не сможет грамотно вести ход игры.

Таким образом, смысл педагогических технологий заключается в предварительном проектировании процесса обучения, нацеленного на обеспечение успеха усвоения за счет разви-

тия личности и собственной деятельности обучаемых и предусматривающего управление обучением.

УРОКИ - ДИСКУССИИ

Дискуссия - это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определенными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных её участников. Её существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Дискуссии бывают групповыми и межгрупповыми.

При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять напряженностью и обучать сотрудничеству.

Метод групповой дискуссии используется как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и в специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач. Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах обучения, в том числе, в лекциях. Лекции - дискуссии проводятся разными способами:

- выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему,

- выступает один преподаватель, но обладающий даром перевоплощения,

- выступает один преподаватель и учащиеся,

- учащиеся дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если участники дискуссии представляют определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентированного единства, коллективистской идентификации, которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности. Например, дискутируют между собой представители неформальной молодежной субкультуры и учащиеся, не представляющие таковой.

Дискуссии могут проводиться по материалам лекций, общественным явлениям, публикациям в печати, по интересующим проблемам, предложенным участниками. Предметом дискуссии могут быть как содержательные проблемы, так и нравственные или межличностные отношения участников группы.

Таблица 2. Задачи преподавателя при ведении дискуссии

Этапы работы Объекты внимания руководителя дискуссии

Проблема Участник Группа

Постановка проблемы 1. Ясно и четко сформулировать проблему 4. Разбить проблему на задачи 2. Проверить, насколько точно понимает каждый участник суть проблемы 5. распределить функции и роли между участниками 3. Поставить перед группой цель б.Установить регламент

Решение проблемы 7. Поставить конкретную задачу 12. поставить конкретную задачу. 8. Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи 9. Не допускать отклонений от поставленной задачи 10. После каждого высказывания кратко вслух выделять основные мысли участника 11. Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения и решения задачи. 13. Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры, в которых участники задевают личность друг друга.

Подведение итогов 14. Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью 15. Подчеркнуть вклад каждого участника в решении проблемы 16. Поблагодарить участников дискуссии

Как мы видим, применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе

высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим среди учащихся средней школы и в коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль, скорее он эффективен для применения в старших классах.

Этот метод позволяет не только закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность. Таким образом, дискуссионные методы выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания.

БИНАРНЫЕ УРОКИ

Бинарный урок основывается на межпредметную связь, интеграцию предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развития их мышления. Ведут его два или несколько специалистов предметников.

Прогрессивный педагог Я.А. Каменский сформулировал так называемое «золотое правило» успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого «золотого правила». Так же в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условнокоммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Именно на бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1 этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока. Так, например, в практике общеобразовательной школы для бинарных уроков были соединены следующие предметы и подобраны следующие темы из них: мировая художественная культура и география - тема урока «География народных промыслов»; география и экология - тема урока «Климатические пояса Евразии и адаптации организмов»; физика, экология - тема урока «Влияние температуры и ветра на состояние окружающей среды»; математика и информатика «Вычисление площади поверхности и объёма цилиндра»; русский язык и история «Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» и т.д.

2 этап. Совместное, тщательное планирование хода урока педагогами, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3 этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Как один из видов нетрадиционного занятия бинарный урок помогает в решении следующих задач:

- развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива,

- расширяется кругозор у учащихся и педагогов,

- интегрирует знания из разных областей,

- способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира,

- служит средством повышения мотивации изучения предметов, так как создаёт условия для практического применения знаний;

- развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что часть подготовки к уроку учащиеся могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

- развивает аналитические способности и изобретательность;

- обладает огромным воспитательным потенциалом;

- позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

Трудности при планировании бинарного урока:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) теоретически не достаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на своих собственных ошибках.

2) требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов между собой. Следовательно, противопоказанием в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов друг с другом.

3) сложно привести в соответствие организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения. Решить вопрос об оплате труда педагогов.

4) нет четкости в вопросе, в какой предмет ставить оценку, полученную учащимся на этом занятии.

Особенно целесообразны бинарные уроки в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т.к.:

1) профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

2) форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения.

3) повышают потенциал учащихся, ведут к осмыслению и нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

4) дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов. При конструировании современного урока нами используются различные формы и методы организации обучения. Потому урок, рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и студента.

Компьютерные технологии в системе бинарных уроков повышают эффективность занятий и уровень компьютерной грамотности учащихся.

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ В последние годы быстро увеличивается общий объем научных познаний. Это приводит к тому, что усиливается разрыв между количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе, колледже или вузе. Человек в процессе обучения не в состоянии овладеть всеми теми знаниями, которые ему потребуются для жизни и работы. В связи с чем, возникает необходимость в интенсификации традиционного обучения, поиске резервов умственного развития обучающихся, формировании у них навыков самостоятельной познавательной деятельности. Именно уроки - исследования могут помочь в решении этой задачи.

Не правильно отождествлять понятия: исследовательская деятельность и урок - исследование. Исследовательская деятельность - понятие широкое, почти не ограниченное времен-

ными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок - исследование

- это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным решением, но незнакомым ученикам), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере постановку проблемы, повторение теории, посвященной данной проблематике, подбор инструментов для исследования и практическое владение ими, обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока - исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.

Не каждый урок можно сделать уроком-исследованием. К такому виду деятельности необходима большая теоретическая подготовка, которую обучающиеся должны получить на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда обучающиеся теоретически будут подготовлены для приобретения новых знаний - вот тогда и следует организовать урок - исследование, где молодому человеку представится возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы.

В общем виде урок-исследование состоит в следующем: перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно должны исследовать пути и способы её решения, т.е. построить гипотезу, наметить и обсудить способы проверки её истинности, аргументировать, провести эксперименты, наблюдения, проанализировать их результаты, порассуждать, доказать. Это, например, могут быть задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем, самостоятельное выведение закона, формулы, открытие способа доказательства.

Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго.

Педагог при такой форме урока станет организатором исследовательского поиска. Поставив проблему, педагог должен раскрыть направления её решения, рассуждать вместе с обучающимися, высказывать предположения, обсуждать их вместе, опровергать возражения, доказывать истинность. Таким образом, он будет демонстрировать подросткам путь научного мышления, заставит их следить за движением мысли к истине, сделает их соучастниками научного поиска.

В структуре урока-исследования можно выделить следующую последовательность действий:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);

9) интерпретация полученных данных;

10) вывод по результатам исследовательской работы;

11) применение новых знаний в учебной деятельности;

12) подведение итогов урока;

13) домашнее задание.

Педагог может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций, пригодных для исследования:

- подвести молодых людей к противоречию и предложить им самим найти способ его решения,

- столкнуть противоречия практической деятельности,

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос,

- предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т.д.)

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,

- поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,

- поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)

Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что учащиеся затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблем-ности.

Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.

УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу, но редко кому это удается. Существующие методы опроса не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов, либо по широкому кругу вопросов, но тогда лишь несколько человек из класса. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило мне разработать методику так называемых уроков общения.

На таком уроке каждый учащийся должен изучить материал вместе с соседом по парте. Ребята будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие, проверяя друг друга. Первых из подготовившихся пар будет опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе остальных.

Методика проведения урока взаимообучения обучающихся:

1) начинается урок взаимообучения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы;

2) затем педагог сообщит, как будет организовано занятие, а также представит (на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые необходимо дать ответ в ходе изучения материала и дополнительные задания;

Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке. Инструкция может выглядеть так:

- прочти заданный пункт учебника,

- подготовь ответы на вопросы, указанные на доске,

- помоги подготовиться своему соседу,

- ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на них, исправляя ошибки,

- сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы,

- говори при этом очень тихо.

3) ученики приступят к работе. В это время педагог должен обходить класс, проверяя, кто, чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь;

4) первые подготовившиеся ребята будут отвечать материал педагогу;

5) он, в свою очередь, молодых людей, хорошо ответивших материал, назначит ассистентами и укажет, кого они будут опрашивать;

6) ученики, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать ассистентами и опрашивать других учащихся по указанию педагога. Ответившие плохо, подготовятся снова и пересдадут материал;

7) обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным заданием (задачей) и выполнить их.

Уроки взаимообучения обучающихся хороши для развития у обучающихся самостоятельности, общительности, ответственности, но редко подойдут для проведения открытого урока.

Библиографический список:

1. Каплан Л.И. Познавательная деятельность студентов // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 24-25.

2. Гавриченков Ю.Д., Калабухова Н.Г. Деловая игра как способ развития информационной компетентности // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 40-42.

3. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118-130.

4. Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 80-86.

Ключевые слова: урок, формы уроков, виды нетрадиционных уроков, методика организации и проведения нетрадиционных уроков.

Keywords: lesson, forms of lessons, types of nonconventional lessons, technique of the organization and carrying out nonconventional lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.