Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения - важный фактор эффективности'

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения - важный фактор эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3466
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА / НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Дилрабо Ражабовна

В данной статье рассматриваются нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения -важный фактор эффективности. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения - важный фактор эффективности»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ

Хасанова Д.Р.

Хасанова Дилрабо Ражабовна - преподаватель начальных классов, Школа № 1,

Каракульский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения -важный фактор эффективности. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Ключевые слова: нетрадиционные формы урока, начального образования, эффективность, задания.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, иностранный и русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Признаки нетрадиционного урока

• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

• Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

• Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

• Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.

• Выполняются творческие задания.

• Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

• Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

• Планируется урок заранее.

• Определять чётко три дидактические задачи.

Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: "погружения", деловые игры, пресс-конференции, соревнования, типа КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, групповыми формами работы, взаимообучения учащихся, творчества, аукцион, уроки которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-сомнения, уроки - творческие отсчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-"суды", уроки поиска истины, уроки-лекции "Парадоксы", уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки "Следствие ведут знатоки", уроки - ролевые игры, уроки-конференции и.др. [1]

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет

специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Список литературы

1. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация. // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118130.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хасанова Д.Н.

Хасанова Дилафруз Носировна - преподаватель начальных классов, Школа № 30,

Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. Особенность организации эффективной формы приобщения детей начальной школы к культурному наследию и общечеловеческим ценностям -музейного урока. Музейный урок в начальной школе должен быть интересным и необычным. Самая восприимчивая аудитория - дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Ключевые слова: начальная школа, нравственность, духовные ценности, национальная культура, воспитательная работа.

Английский философ Джон Локк еще в XVIII веке выдвинул идею о том, что человек рождается с чистым сознанием, не загруженным никакими врожденными знаниями. Поэтому всё, что человек познает, он познает через опыт. Человек растет, взрослеет, у него складываются собственные понятия, и за то, какими будут эти жизненные, понятия и определения несем ответственность и мы - учителя. [1]

В настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. В образовательной программе каждой школы целый раздел посвящают именно этому направлению. Вопросы нравственности - одна из важнейших проблем нашего общества.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Как научить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.