Научная статья на тему 'Использование кинофильмов на уроках истории разных форм'

Использование кинофильмов на уроках истории разных форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8031
1614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / ИКТ / ICT / ФОРМА УРОКА / FORM TUTORIAL / КИНЕМАТОГРАФ / CINEMA / LANGUAGE EDUCATION / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING / TEACHING TO READ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молотов К. С.

Развитие ИКТ и мультимедиатехнологий открывает широкие возможности для образовательной деятельности учителя и ученика. Однако неразработанность проблемы использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках истории на современном этапе создает настойчивую необходимость их скорейшего изучения. Рассматриваемые традиционные (практическое занятие, урок-семинар, уроклекция) и нетрадиционные (урок-игра, урок-диспут и др.) формы урока в контексте применения кинофильмов представляются частью целенаправленного учебного процесса современного урока истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING FILMS ON HISTORY LESSONS OF VARIOUS TUTORIAL

The development of ICT and multimedia technologies offer opportunities for education of the teacher and student. However, the lack of studies in the sphere of film usage at history classes creates a strong need for description of this problem. Traditional (practical lesson, a lesson, a seminar-lecture lesson) and nontraditional (lesson-game tutorial, debate, etc.) forms of the lesson in the context of film represents a part of intentional learning of modern history lesson.

Текст научной работы на тему «Использование кинофильмов на уроках истории разных форм»

онализации и интенсификации процесса принятия и обработки информации возлагается на современного преподавателя. Анализ основных характеристик чтения позволяет увидеть, что чтение можно рассматривать как специфический вид речевой деятельности, как целостный процесс коммуникативной деятельности, и, следовательно, этот процесс необходимо включить в коммуникативно-общественную и учебно-познавательную деятельность студента.

В заключение необходимо отметить, что чтение - это сложная коммуникативная деятельность, позволяющая преодолевать пространственные и временные барьеры в деятельности студента. Через общение, осуществляемое путем чтения, студент включает творческий способ мышления, анализирует, критически перерабатывая информацию, и преобразует ее, порождая новые идеи. Только регулярное чтение как вид коммуникативной деятельности формирует определенный тип личности, соответствующий современным требованиям: обогащает знаниями и опытом, пробуждает творческое отношение к своей работе и тренирует методическое мышление, и в связи с этим к преподавателю предъявляются все более высокие требования. Эффект чтения как коммуникативной деятельности требует не просто быстрой ориентации в теме текста и поиска необходимой информации, но и оценки полноты и новизны, значимости и актуальности информации на основе сравнения с собственным опытом.

Следует отметить и еще одну особенность чтения как коммуникативного процесса: ведь деятельность студента с окончанием процесса работы над текстом не заканчивается, так как это процесс открытый и неисчерпаемый, и роль современного преподавателя - побудить студентов

к тому, чтобы они обменивались мыслями друг с другом. И, следовательно, чтение становится центром коммуникативного акта и понимается как сложная речевая деятельность. Чтобы сформировать навыки и умения чтения как коммуникативной деятельности, необходимо отметить важную роль преподавателя, способного адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, умеющего научить самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике, научить самостоятельно критически мыслить учащихся, творчески анализировать и выдвигать собственные идеи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Славгородская Л. В. Научный диалог. Л.: Наука, 1996.

2. Арнольд И. П. Значение «сильной позиции» для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1979. № 4.

3. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

5. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М.:

1980.

6. Глазман М. С. Научное творчество как диалог//

Научное творчество. М., 1969.

7. Тарасов Е. Ф. Место речевого общения в коммуни-

кативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1997.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РАЗНЫХ ФОРМ

USING FILMS ON HISTORY LESSONS OF VARIOUS TUTORIAL

К. С. Молотов

Развитие ИКТ и мультимедиатехнологий открывает широкие возможности для образовательной деятельности учителя и ученика. Однако неразработанность проблемы использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках истории на современном этапе создает настойчивую необходимость их скорейшего изучения. Рассматриваемые традиционные (практическое занятие, урок-семинар, урок-лекция) и нетрадиционные (урок-игра, урок-диспут и др.) формы урока в контексте применения кинофильмов представляются частью целенаправленного учебного процесса современного урока истории.

Ключевые слова: история, ИКТ, форма урока, кинематограф.

K. S. Molotov

The development of ICT and multimedia technologies offer opportunities for education of the teacher and student. However, the lack of studies in the sphere of film usage at history classes creates a strong need for description of this problem. Traditional (practical lesson, a lesson, a seminar-lecture lesson) and nontraditional (lesson-game tutorial, debate, etc.) forms of the lesson in the context of film represents a part of intentional learning of modern history lesson.

Keywords: History, ICT, form tutorial, cinema.

Учитель истории рано или поздно столкнется с тем, что происходящее в российской системе образования развитие ИКТ и мультимедиатехнологий, с одной стороны, откроет новые, широкие возможности для творческой деятельности учителя и ученика, позволит повысить интерес учащихся к предмету, раскроет перспективы для инновационных открытий в методике преподавания истории. С другой стороны, отсутствие методического сопровождения для эффективного применения современных технических средств обучения, неразработанность научно доказанной и обоснованной в теории и практике преподавания подробной регламентации использования киновидеоматериалов и иных средств экранной наглядности создают настойчивую необходимость скорейшего решения этой проблемы. Достоинство использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках истории прежде всего заключается в оперативности и маневренности, возможности повторного применения; использование стоп-кадра создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения. Как правило, учитель самостоятельно выбирает необходимые киноленты, ориентируясь на свой высокий эстетический уровень, а также на познавательную значимость и фактологическую достоверность фильмов, но в методическом плане он часто сталкивается с трудностями по правильному использованию этих материалов на уроке, что неизменно ведет за собой ошибки, противоречия и снижение образовательного потенциала.

Исследования по данной проблематике носят во многом поверхностный характер. В одних работах подчеркивается важность формирования учебно-исследовательской деятельности учеников на примере использования видеоматериалов как самостоятельного исторического источника, в других - исследуются проблемы исторической достоверности используемых кинокартин и их соотнесения с временными рамками урока [см.: 1-2]. Опыт же конкретного использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках разных форм практически почти не изучен в научно-педагогических работах по методике преподавания истории, в то время как внимание педагогов к подобной деятельности усиливается с каждым годом.

Для начала необходимо методически грамотно дать определение понятию «форма урока». Под формой урока в методике понимают основной способ подачи материала на уроке, метод его проведения. Все формы урока делятся на две группы - традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам учебных занятий относят лабораторные работы, практикумы, лекции, семинары, экскурсии, конференции. К нетрадиционным формам урока относятся игровые (киноконференция и кинофестиваль), дискуссионные (киновидеоуроки), оценочные уроки (урок-суд). Во всех этих уроках используются нетрадиционные приемы и не соблюдается традиционная структура комбинированного урока [подробнее см.: 3].

Рассмотрим традиционные формы урока с применением кинофильмов.

Практическое занятие (практикум) основано на практической работе с различными видами источников -учебником, видеорядом, иллюстративным материалом, когда учащиеся самостоятельно упражняются в применении усвоенных ими теоретических знаний и умений.

Работать таким образом учитель может в хорошо подготовленном классе, где уже неоднократно использовались кино- и видеоматериалы (начинать эту работу желательно с 5-го класса). Изучая историю Древнего мира, учащиеся просматривают мультипликационные фильмы из серии «Всемирная история. Древний Египет», «Всемирная история. Древняя Греция», «Мифы Древней Греции: Прометей, Персей, Аргонавты, Геракл». Перед просмотром учитель ставит следующие вопросы: Что нового я узнал из мультфильма о жизни и занятиях древних греков? Что мне нравится в герое мультфильма? Вот некоторые ответы пятиклассников: «...греки занимались скотоводством, мореплаванием, открывали новые земли»; «Они воевали, обрабатывали камень и железо, мечтали летать»; «Жители Древней Греции охотились на быков, ловили рыбу, торговали»; «Древние греки играли на инструментах»; «Они поклонялись богам». В героях мультипликационных фильмов учащиеся выделяют следующие понравившиеся им черты: в Прометее - дерзость, сердечность, милосердие, желание помочь людям, храбрость, жизнерадостность, настойчивость, благородство; в Персее - душевность, отвагу, бесстрашие, отзывчивость; в Геракле - смелость, мужество, оптимизм.

Личный опыт преподавания показал, что все ученики в классе с огромным любопытством и интересом смотрят подобного рода обучающие передачи. Для большей продуктивности практикума и усвоения знаний учитель может предложить в течение всего урока оформить выводы от увиденного в свою тетрадь. Ученикам дается задание нарисовать таблицу из двух колонок - в первую («Я увидел(а)») ученики заносят новую информацию, полученную ими в ходе просмотра; во вторую («Я узнал(а)») после окончания просмотра записывают полезную информацию, которую они для себя выяснили.

Урок-лекция в зависимости от дидактических задач и логики учебного материала знакомит учеников со значительной частью теоретического и фактического материала изучаемой темы.

Несмотря на то, что на данном уроке методически ошибочно показывать ученикам фрагменты и отдельные эпизоды из кинокартин, учитель может использовать экранные возможности презентации материала для подкрепления своей речи. Так, проводя обзорную лекцию в 11-м классе по теме «Итоги и значение Второй мировой войны» на экран в это время можно транслировать кадры из советского документального фильма «Берлин» (1945, реж. Юлий Райзман) или кинохронику Парада Победы в 1945 г. в Москве (1945, реж. Н. Соловьев). Здесь при обобщении учениками знаний и фактологии событий отечественной и зарубежной истории заранее подготовленные и обработанные учителем киноматериалы выступают как связующая нить между образом-словом и образом-знаком, что дает учителю право расширить возможности обычной лекции, демонстрировать

учащимся видео «в реальном времени», тем самым повысить уровень наглядности в ходе обучения, оживить учебный процесс и достичь эффекта быстрой обратной связи. По ходу лекции учитель предлагает активизирующие задания: «В ходе урока вам [ученикам] будет предложено несколько кинофрагментов из той или иной кинокартины; ваша задача - при просмотре обратить внимание на детали, характеризующие интересующее нас событие». Активизирующие задания позволяют оптимизировать процесс освоения знаний учениками, поскольку они воспринимают не только наглядную, но и информативную составляющую киноматериала, анализируя увиденное для ответа на поставленный учителем вопрос.

Уроки-семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На семинарах школьники учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Так, семинар по проблеме «Борьба Руси с западными завоевателями (VI класс)» может быть организован в следующей последовательности.

Перед началом просмотра заранее приготовленных учителем отрывков из фильма «Александр Невский» (1938, реж. Сергей Эйзенштейн) учащиеся получают следующие вопросы и задания: Какие личные качества Александра Невского позволили ему стать великим полководцем? Какие эпизоды фильма позволяют лучше всего представить картину боя на Чудском озере в 1242 г.? Назовите их, дайте описание. Опишите словами воинов борющихся сторон, их вооружение, которое было характерно для этого периода.

После просмотра учитель предлагает провести дискуссию и характеризовать личные качества и оценить поступки Александра Невского. Обычно школьники отвечают: «Он мудро выбрал место битвы», «Александр привык воевать в открытую», «Он держал свое слово» и др. В качестве причин, которые привели к победе новгородцев на Чудском озере, учащиеся выделяют следующее: личные качества Александра Невского-полководца, призыв в войско всех новгородцев, правильно выбранное место боя, а также тот факт, что наши предки бились за свою землю.

После завершения дискуссии об увиденном учитель дополняет сообщения учеников (так, можно подчеркнуть героизм не только Невского, но и народных героев - Василия Буслаева, Гаврилы Алексича, Игната, кольчужных дел мастера, -за их смелость, отвагу, бесстрашие, мужество, умение прийти на помощь в трудные минуты, не щадя собственной жизни), отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям.

Подобная работа может быть проведена и с другими художественными лентами: «Кутузов», «Нахимов», «Суворов», «Чапаев» и др. [4].

Урок-экскурсия переносит основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Формы проведения уроков-экскурсий весьма многообразны, мы остановимся на кино- или телеэкскурсии. Данный вид урока позволяет учащимся знакомиться с культурным наследием отечественной и зарубежной истории, не выходя из школьного кабинета. Большую помощь здесь оказывают видеоматериалы, представленные в телевизионных циклах «История одного шедевра. Третьяковская галерея»; «История одного шедевра. Русский музей»; «Беседы о русской культуре» (конец XVIII - начало XIX в., автор М. Ю. Лотман); «Зарубежное искусство в ГМИИ им. А. С. Пушкина» и др. Заслуживают особого внимания документальные фильмы и телепередачи, посвященные проблемам отечественной и зарубежной культуры, которые демонстрируются на телеканалах (прежде всего на канале «Культура») - «Дашкова», «Рахманинов», «Рубенс», «Рембрандт», «Пикассо», «Гоген», «Античность в архитектуре Петербурга», «Московский Кремль», «Культура сталинской эпохи», «Античные мифы в живописи XVI-XVII в.» (Дрезденская галерея), «Готика», «Позднее Возрождение» (Эрмитаж) и др.

Структурные элементы уроков-киноэкскурсий могут иметь следующий вид: актуализация опорных знаний учащихся; просмотр клипа или отрывка фильма об объекте изучения (например, создание «Третьяковки»); объявление темы и объяснение цели урока; краткая характеристика (например, история создания Третьяковской галереи, знакомство с ее создателями - братьями С. и П. Третьяковыми).

Восприятие особенностей экскурсионных объектов (план разбора на примере урока-киноэкускурсии «Третьяковская галерея» - «История не одного шедевра»): обзор картин (что их отличает?); сюжет - стиль; иконопись: А. Рублев; пейзажисты: Н. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов; портретисты: О. А. Кипренский, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов; сказочно-исторический сюжет: В. Васнецов [5].

Обобщение и систематизацию знаний можно провести после просмотра с учениками в виде дискуссии о том, какие сюжеты живописи им интересны и понятны. Разумеется, подобная форма урока не должна подменять собой выезд учителя с классом на экскурсию в настоящий музей или галерею.

Нетрадиционные формы уроков с применением кинофильмов составляют: урок-игра, дискуссия и телеконференция.

Урок-игра - это универсальная творческая форма взаимодействия всех участников учебного процесса, в ходе которой воссоздаются или моделируются определенные обстоятельства прошлого, настоящего или воображаемого будущего. В процессе создания игровой ситуации учитель как руководитель, организатор и координатор деятельности учащихся стимулирует учащихся к получению знаний по изучаемому предмету и смежным дисциплинам, формированию выводов, обобщений и оценочных суждений. Польза и эффективность игр в учебном процессе безусловна и хорошо освещена в методической и педагогической литературе, поэтому хотелось бы заострить внимание на использовании кино в игре. Применение киноматериалов в игровой учебной деятельности на уроках истории имеет многоаспектный харак-

тер. С одной стороны, известные положительные стороны использования видеоматериалов в игре сделают ее интереснее, нагляднее и увлекательнее. С другой стороны, ставя перед собой подобную задачу, учитель обрекает себя на долгую и кропотливую работу по подготовке подобного учебного занятия. Тем не менее использование кинофильмов в игровой деятельности интересно и учителю, и учащимся, главное здесь - правильно выбрать форму проведения игры. Наиболее эффективными в данном случае являются уроки-игры «Зрительская конференция» (по просмотру одного фильма) и «Исторический кинофестиваль» (по нескольким фильмам).

В процессе изучения зарубежной и отечественной Новейшей истории в 9-м и 11-м классах целесообразно провести урок-кинофестиваль по просмотру картины Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», вышедшей в 1965 г. Данный фильм, богатый архивными, в том числе и так называемыми «трофейными» видеоматериалами, эффективен для закрепления тем «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Визуальное содержание киноленты подкреплено комментариями режиссера, позволяющими учащимся полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого. Форма конференции предполагает некоторую аналитическую составляющую просмотра, которая заключается в разборе увиденного. После просмотра картины можно перейти к непосредственному анализу содержания фильма с помощью репродуктивной и эвристической беседы по вопросам: Как автор характеризует такое явление как национал-социализм? Какими художественными приемами и способами он этого достигает? Какие эмоции вы испытали после просмотра картины? Что вам было непонятно? Как режиссер объясняет возникновение национал-социализма? Какова роль Гитлера в возникновении национал-социализма? Как к нему относится режиссер фильма? В чем проявляется его отношение? На материале фильма и уже имеющихся у вас знаний о германском национал-социализме составьте его подробную характеристику.

В ходе обсуждения просмотренного учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи и программные установки национал-социалистической партии Германии, на основе выступлений их лидеров отличают процессы в социально-экономической сфере, изменение жизненного уровня населения, идеологические и морально-нравственные преобразования в культурной сфере второй половины 1930-х - начала 1940-х гг. Опора на знания истории Германии в период нацизма позволяет школьникам объяснить появление самого феномена фашизма, а также закономерность его разгрома.

Исторический кинофестиваль с просмотром нескольких фильмов целесообразно использовать во внеурочной деятельности или же при условии, что учащиеся посмотрели предложенные фильмы заранее и на учебном занятии готовы представить анализ результатов увиденного. Данная форма занятия предполагает длительную подготовку к уроку как учителя, так и учеников, поэтому достижение высокого результата возможно при работе с сильным классом. При выборе темы кинофестиваля необходимо учитывать ее зна-

чимость как в историческом процессе, так и в учебном плане, поскольку на нее необходимо будет выделить несколько учебных часов. Еще один немаловажный аспект заключается в том, что по данной проблеме должны быть сняты качественные художественные и/или документальные фильмы. Например, такой темой может стать «Отечественная война 1812 года». Эта тема является ключевой в курсе Новой отечественной и зарубежной истории в 8-м и 10-м классе. Ниже перечислены фильмы, посвященные этому историческому событию. В процессе подготовки участников к игровому кинофестивалю необходимо четко обозначить рамки исследуемой проблемы и соответствующего видеоматериала: привлекать ли для анализа только отечественные или только зарубежные картины решает сам учитель: «1812 год» (1912, реж. Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай, фильм снят А. А. Ханжонковым); «Война и мир» (1915, реж. Яков Протазанов, Владимир Гардин); «Кутузов» (1944, реж. Владимир Петров); «Война и мир» (1956, реж. Кинг Видор); «Гусарская баллада» (1962, реж. Эльдар Рязанов); «Война и мир» (1968, реж. Сергей Бондарчук); «Эскадрон гусар летучих» (1980, реж. Станислав Ростоцкий); «Война и мир» (2007, реж. Роберт Дорнхельм).

При проведении таких уроков возможно разделение класса на следующие группы: «создатели» фильма, жюри историков, творческое жюри. «Создатели» представляют фильм, демонстрируют самый яркий эпизод, обосновывают свою позицию и объясняют цели, стоявшие перед авторами картины во время съемок. Жюри выступает с критикой фильмов. «Победители» фестиваля получают символические призы жюри в разных номинациях [подробнее см.: 6].

Уроки-диспуты заключаются в рассмотрении и исследовании спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т. д. Такие уроки можно провести на темы: «История глазами кинематографистов», «Прошлое России и позиции сегодняшнего дня» (например, сравнение советских и современных фильмов, посвященных одним и тем же темам).

Кино-, видео-, телеуроки - также относятся к нестандартным формам урока, активизирующим внимание и интерес школьников к истории.

Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить эпизоды, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся.

После подготовительной работы учителю необходимо позаботиться о четкой организации киноурока: учитель должен кратко остановиться на названии кинофильма; в некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.

Перед учащимися можно заранее поставить определенную задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать свое мнение к действующим лицам и т. д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырех этапов: работа с незнакомыми словами; вступительная беседа; просмотр кинофрагмента; проверка понимания кинофрагмента.

Учителю важно помнить, что демонстрация фильма является не развлечением, а частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания. Работа с киноматериалом сопряжена с определенными трудностями, которые вполне преодолимы. Задействовав кинематограф на уроках различных форм, учитель тем самым способствует развитию познавательного интереса школьников, позволяет успешно решать основные задачи урока, эффективно влияет на усвоение формулировок, правил, законов. Таким образом, правильное использование кинофильмов на современном уроке истории должно стать профессиональной компетенцией любого учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гудков А. Н, Гудкова О. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2002. № 8. С. 51-55.

2. Лосев С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. 2008. № 6. С. 64-68.

3. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей. М.: Владос, 1999.С.128-130.

4. Шабуневич Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5. С. 21.

5. Таскаева Е. В. План-конспект открытого урока-экскурсии по курсу «История России» [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-208005.html (дата обращения 29.10.2012).

6. Закиров О. А. Использование сталинских исторических картин на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С. 52-55.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИСТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

THE NATURAL SCIENCES-ORIENTED VIEWS OF THE MEDIEVAL PERSIAN-TADZHIK ENCYCLOPEDISTS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHS

М. С. Шодиев

В обучении математике немаловажную роль играет история ее преподавания. Историко-мате ма ти че-ский материал в преподавании математики обогащает знания учащихся и дает более широкое представление о той или иной теме. В данной статье рассматриваются исторические и методические аспекты изучения математики на основе средневековых материалов.

Ключевые слова: математика, методика, истори-ко-математическое исследование, Средневековье, персидско-таджикские ученые, Омар Хайям, Ибн Сина, педагогика, обучение математике.

M. S. Shodiev

For the process of maths teaching it is vitally important to know its history. The historico-mathematical material in maths teaching enriches students' knowledge and gives an idea about different topics. This article views the historico-mathematical aspects of maths studying on the ground of the medieval materials.

Keywords: maths, methods, historico-mathematical research, the Middle Ages, the Persian-Tadzhik scientists, Omar Hayam, Ibn Sina, pedagogy, maths teaching.

Средневековые персидско-таджикские ученые-энциклопедисты своими научными достижениями не только внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, но и высказывали очень ценные мысли по поводу обучения и воспитания молодого поколения. Об актуальности изучения исторических материалов и использования их в процессе образования и воспитания высказывался Президент Республики Таджикистан. Примером того являются его слова на ежегодной встрече с представителями интеллигенции накануне Навруза - национального новогоднего праздника: «Государство, которое мы строим,

конечно, должно учитывать опыт создания государственности мировых цивилизованных стран и общепринятые демократические нормы, опираясь при этом на исторические, культурные, психологические традиции, духовные и нравственные ценности нашего народа» [1, с. 62].

Следовательно, на основе современных требований будет очень полезным изучать, анализировать и объективно оценивать научные, педагогические и методические взгляды ученых и мыслителей прошлого, чтобы также успешно использовать их в учебном и воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.