Научная статья на тему 'Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории'

Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4383
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстокорова О. В.

Рассматриваются особенности познавательной деятельности учащихся пятых и девятых классов на уроках истории. Основное внимание уделяется анализу различных методов развития у них интереса к истории, использованию активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS AT THE LESSONS OF HISTORY

The features of cognitive activity of the fifth and ninth grade students at the lessons of history are considered. Special attention is paid to the analysis of different methods for developing student interest in history and usage of active teaching methods.

Текст научной работы на тему «Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории»

работы, знать свой организм и уметь поддерживать его в надлежащем состоянии. Кроме того, важно уметь учитывать особенности восприятия и мышления учащихся, быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях, быть хорошим организатором, характеризоваться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью, проявлять внимательность, отзывчивость, справедливость, увлеченность делом, оптимизм, юмор.

Психофизическая тренировка эмоциональной сферы, самовоспитание чувств, регуляция состояний должны быть естественной неотъемлемой частью лаборатории учителя. Психологическая работа над собой сделает эмоции педагога готовыми к действию, облегчит процесс создания в себе той внутренней энергии, психического настроения, которые способствуют творческому характеру педагогической деятельности. Правильное самочувствие учителя напрямую связано с результатами профессионального роста, поскольку обеспечивает осуществление сознательного принципиального самоанализа своей деятельности, поведения на уроке, и в первую очередь это касается молодого специалиста. Овладев искусством саморегуляции, самоанализа, учитель получит мощное оружие самоуправления и самосовершенствования, получит способы накопления своих творческих ресурсов, умение эффективно их использовать на уроке и вне его, что, в свою очередь, вызовет удовольствие от работы, пробудит творческий энтузиазм.

Делая вывод, можно отметить, что мастерское владение педагогом вышеупомянутыми умениями является основой успешной реализации педагогической деятельности.

1. Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Когда учитель -властитель дум : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -174 с.

2. Ваганова Ж. В. Эффект личного обаяния, или Слагаемые педагогического артистизма // Директор школы. 1998. № 5. С. 59-65.

3. Булатова О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.

4. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 204 с.

5. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера : хрестоматия [для высш. и сред. театр. учеб. заведений / сост., ред. В. Я. Виленкин]. 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1984. 623 с.

6. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: [б. и.], 1985. Т. 3. 625 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 653 с.; Т. 2. 334 с.

8. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

9. Булатова О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.

10. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

© Ткачева Е. А., 2016

УДК 373.1.02:372.8

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Рассматриваются особенности познавательной деятельности учащихся пятых и девятых классов на уроках истории. Основное внимание уделяется анализу различных методов развития у них интереса к истории, использованию активных методов обучения.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, психовозрастные особенности, учебная деятельность, методы обучения.

O. B. ToncmoKopoea O. V. Tolstokorova

METHODS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS AT THE LESSONS OF HISTORY

The features of cognitive activity of the fifth and ninth grade students at the lessons of history are considered. Special attention is paid to the analysis of different methods for developing student interest in history and usage of active teaching methods.

Keywords: cognitive activity, cognitive work, age-related psychological features, learning activities, teaching methods.

Преподавание истории в пятых и девятых классах содержит существенные различия в познавательной деятельности обучающихся.

В пятых классах наблюдается достаточно высокий уровень познавательной активности у учащихся в силу психовозрастных особенностей: одна из мотивирующих потребностей этого возраста - познавательная деятельность, при удовлетворении которой у обучающихся формируются

познавательные интересы. Высокая познавательная активность в данном случае объясняется также новизной предмета и интересным для данного возраста учебным материалом - историей древнего мира.

У учащихся данной возрастной группы, наряду с заинтересованностью хорошими отметками по предмету, наблюдается достаточно высокий исполнительно-активный уровень: стабильность и постоянство знаний, высокий уровень

мотивации, готовность к решению проблемных задач. Систематически выполняются домашние задания, учащиеся с удовольствием делают презентации (часто по личной инициативе), готовят доклады, с готовностью включаются в работу, участвуют во внеклассных мероприятиях и конкурсах по истории.

Чтобы не потерять интерес к обучению на уроках истории и способствовать дальнейшему развитию познавательной деятельности необходимо постоянно искать новые формы обучения и активно внедрять их в свою деятельность. Процесс изучения истории должен быть доступным и интересным; это предполагает использование разнообразных методических приемов, в особенности творческого и игрового характера. Формирование мотивов обучения с точки зрения психологии связано с удовлетворением преобладающих потребностей конкретного возраста. Одной из таких потребностей у учащихся пятого класса в силу возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

1) обучающую и воспитательную (оказывает воздействие на личность учащегося, развивает его мышление);

2) ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения учебной задачи);

3) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса) [1, с. 198].

На уроках нами применялись следующие дидактические игры:

- игры-соревнования: викторины, конкурсы, имитации телевизионных конкурсов (например «Умники и умницы»);

- познавательные игры-путешествия. В предлагаемых играх учащиеся могли совершить «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, во все страны. Игра путешествие проводилась после изучения новой темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.

Новый материал на наших уроках нередко преподносился в нетрадиционных формах урока-путешествия и урока-экскурсии. Подготовка таких уроков потребовала много времени и усилий, но принесла достаточно хорошие результаты.

В связи с высоким развитием информационных технологий работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес, а также повышает мотивацию обучения. Наиболее интересной и приемлемой для детей данного возраста является программа Power Point. Данная программа позволяет предоставить информацию в любом виде: текст, видео, анимация и т. д. Это вызывает достаточно высокий интерес учеников при изучении нового материала и подготовке домашнего задания. В данном случае познавательный интерес носит поисковый характер. Поисковая деятельность школьников данного возраста совершается с увлечением.

Достаточно активно при изучении нового материала использовался наглядный (иллюстративный) метод обучения. В ходе сюжетного и образного повествования при изучении нового материала демонстрировались событийные картины и портреты. Событийные картины дают представления о конкретных единичных события, а картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личнос-

тей. Например, при изучении темы «Восстание Спартака» учащимся была продемонстрирована событийная картина Т. И. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом».

Задавая домашнее задание, мы иногда допускали отступления от традиционного пересказа, ответов на вопросы учебника, заучивания дат и понятий. Вместо этого детям давали творческие задания: составление кроссворда, исторического рассказа, написание сочинения от имени какого-либо исторического лица или участника того или иного исторического события, зарисовка изучаемых событий, изготовление макетов либо лепка орудий труда. Всё это в целом позитивно сказалось на поддержании интереса к изучаемому предмету и дальнейшем развитии познавательной деятельности учащихся пятых классов на уроках истории.

Гораздо сложнее дело обстоит с учащимися девятых классов. Куда-то исчезает инициатива, рвение к работе, пропадает интерес; появляется чувство усталости, трудности в обучении, нехватка свободного времени из-за большого объем домашних заданий [2, с. 94]. Зачастую у подростков снижается общий интерес к обучению, к школе, происходит так называемый «внутренний отход от школы» [3, с. 32]. Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план. Сказываются возрастные особенности - ведущей деятельностью данного возраста является общение со сверстниками (охота погулять, пообщаться с друзьями «Вконтакте» и т. д.). Теряется мотивация к учёбе в принципе, одолевает лень, слова родителей и учителей воспринимаются как нудные поучения.

Активность познавательной деятельности снижается в связи с преобладанием теоретического материала, сложностью изучаемого материала (история XX века трудна для восприятия данной возрастной группой), появлением другой структуры урока. Проблема заключается также и в том, что основная часть учащихся бездумно заучивает материал учебника «слово в слово» и на уроке воспроизводят заученный текст, не пытаясь как-то осмыслить и проанализировать прочитанное, не пытается сделать какие-либо выводы.

Немаловажным фактом на данном этапе является завершение основного общего образования и сдача государственной итоговой аттестации. В целом наблюдается устойчивый интерес школьников к учебным дисциплинам, которые станут предметом контроля (русский язык и математика). Большинство учащихся «работают на аттестат», т. е. получение хорошей оценки является для них более важным, чем получение полноценных знаний и умений. Следует также отметить, что для большинства учащихся учебная деятельность на данном этапе приобретает новую направленность - ориентированность на будущее. Это проявляется в избирательном отношении к некоторым учебным предметам, которые непосредственно связаны с планируемой профессиональной деятельностью, в особенности если учащийся планирует поступать куда-либо после окончания девятого класса. В целом наибольший интерес на данном этапе обучения проявляется к предметам естественно-научного цикла в связи с пониманием их роли и значения. По этой причине отдельные ученики меньше внимания уделя-

106

Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)

ют изучению гуманитарных предметов. Все это заставляет задуматься над непростым вопросом: как возбудить и поддержать интерес к изучению истории?

В связи с тем что такие технические средства, как компьютер, проектор, электронная доска прочно утвердились в практике современной школы и широко используются во многих учебных заведениях, в качестве одного из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках может быть демонстрация видеоматериала. На уроках были продемонстрированы документальные фильмы «Первая мировая война», «Обыкновенный фашизм» и другие, построенные на архивных киноматериалах.

На некоторых уроках был использован «биографический» метод, который предполагает «описание» выдающихся личностей и посредством этого изучение определённых фактов и событий. Данный метод использовался как при изучении нового материала на уроке, так и при самостоятельной подготовке учащихся к урокам. Достаточно часто использовался реальный (или хрестоматический) метод, суть которого заключается в чтении и обсуждении первоисточников по хрестоматии [4, с. 86]. Целью данного метода является знакомство учеников с «духом» изучаемой эпохи, жизнью народа, обучение работе с документами. При изучении нового материала периодически организовывалась работа с учебником, в ходе которой учащимся давались следующие задания: составление планов, разработка конспектов, объяснительное чтение, выделение существенного в тексте, анализ и обобщение прочитанного.

Достаточно активно применялся наглядный (иллюстративный) метод обучения. В ходе сюжетного и образного повествования при изучении нового материала демонстрировались событийные и культурно-исторические картины, портреты. Учащимся предлагалось проанализировать картины, выполнить рисунки по изучаемой теме, была организована работа учащихся с историческими и контурными картами (вычерчивание объектов, составление легенд). В рамках наглядного метода при изучении культуры и искусства России в XX веке был организован урок-экскурсия, на котором учащимся был продемонстрирован виртуальный тур по Третьяковской галерее. По результатам данного урока учащимся в качестве домашнего задания было предложено составить проект экскурсии или экскурсионную справку (учащиеся готовили доклад о том, как бы они провели подобную экскурсию, составляли текст экскурсовода). Была организована подготовка докладов, сообщений и рефератов по заранее выданным темам, с последующей презентацией их при изучении данных тем на уроках.

Следует отметить, что независимо от возраста обучающихся для мотивации к обучению большое значение имеют доброжелательные отношения между учителем и учеником,

эмоциональность речи учителя, улыбка, шутка и даже лирические отступления.

Подводя итоги, перечислю основные моменты, которые необходимы для повышения мотивации к обучению:

- для успешного преподавания истории в пятых и девятых классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;

- в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников и, с целью развития познавательного интереса, использовать в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;

- важная задача учителя - обучить учащихся способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;

- на уроках необходимо создать ситуацию новизны, используя прием удивления;

- использовать дополнительный материал: схемы, таблицы, иллюстрации, наглядные пособия, видеофильмы;

- развивать творческие способности, используя метод проектов, написание эссе и сочинений; составление кроссвордов;

- любая деятельность нуждается в оценке, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабым ученикам;

- на уроках необходимо создать определённый психологический климат, чтобы учащимся хотелось идти на урок. Необходимо создать комфорт, взаимопонимание, учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей.

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 237 с.

2. Игнатович Е. В. Предпосылки готовности к продолжению обучения: результаты диагностики учащихся 5-х и 9-х классов // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2 (6). С. 92-98.

3. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 64 с.

4. Короткеева М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах и таблицах. М.: Просвещение, 1997. 187 с.

5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1984. 196 с.

© Толстокорова О. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.