УДК 378/372.811.161.1
Н. С. Молчанова
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОССИЙСКИХ КИНОФИЛЬМОВ
Рассматриваются приемы работы, способствующие формированию навыков аудирования при изучении русского языка как иностранного. Предложена методическая разработка, представляющая собой систему заданий с использованием фрагментов одного из современных российских кинофильмов. Разработанная система заданий способствует развитию умения у иностранных учащихся соединить прослушивание и понимание с умением воспроизвести на русском языке то, что прослушано или увидено. Работа на уроке с кинофильмом или его отдельными фрагментами вызывает повышенный интерес учащихся, а значит, способствует формированию устойчивой мотивации, увеличивает эффективность обучения. Еще одним плюсом работы с современными фильмами является то, что они знакомят учащихся с реалиями современной России, с современным разговорным языком.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, аудирование, кинофильм, видеотекст.
Введение
Развитие аудитивных навыков на всех этапах обучения - обязательное условие формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Следует отметить, что это наиболее трудный для освоения вид речевой деятельности. Он вызывает сложности даже у учащихся с более высоким уровнем владения русским языком как иностранным. Несмотря на достаточный объем лексических единиц, ориентацию в грамматике языка, хорошее чтение, живая разговорная речь часто воспринимается учащимися как неразличимый поток звуков, среди которых они слышат отдельные знакомые слова и конструкции [1].
Система развития аудитивных навыков на уроке русского языка как иностранного опирается в основном на работу с аудитекстами, выполнение различных заданий к ним. Большую роль в формировании умения слушать и понимать играют также аутентичные видеоматериалы. В качестве таких материалов могут быть использованы современные российские кинофильмы. Они позволяют продемонстрировать реалии современной России, услышать современный разговорный язык, ввести информацию социокультурного характера. Кроме того, такой материал всегда вызывает повышенный интерес на уроке, а значит, способствует формированию устойчивой мотивации, увеличивает эффективность обучения. В связи с этим целью исследования являлась разработка системы заданий для обучения аудированию на материале современного российского кинофильма.
Система работы с кинофильмом
Рассмотрим методические приемы работы с кинофильмом на уроке с иностранными учащимися. Предполагаемый уровень владения русским языком - В1. В соответствии с требованиями к первому сертификационному уровню владения русским языком иностранец должен понимать диалоги в письменной и устной речи, уметь извлекать фактическую информацию (тема, время, характеристика объектов, цели, причины). На втором сертификационном уровне он уже готов воспринимать диалоги из художественных фильмов, телевизионных передач.
В качестве материала были использованы фрагменты фильма «Мамы» (2012 г.). Выбор фильма обусловлен целым рядом факторов:
- фильм удобен для работы на занятии, т. к. состоит из нескольких сюжетных фрагментов, небольших по объему, поэтому нет необходимости обязательно смотреть фильм целиком;
- фильм отражает реалии современной России, современный язык ее жителей;
- фильм интересен, выбранный фрагмент содержит интригу, что способствует активизации внимания учащихся;
- реплики героев фильма позволяют организовать интересную работу по развитию навыков аудирования. Так, в диалогах представлены разные виды интонационных конструкций, речь героев эмоциональна и экспрессивна.
Работа с кинофильмом как особой разновидностью видеотекста включает в себя три этапа: предтекстовая, притекстовая и послетекстовая работа.
Основной целью предтекстовой работы является стимулирование интереса к просмотру кинофильма. В естественной ситуации просмотру также предшествует некий момент, когда будущий зритель узнает что-то интересное о фильме, и у него возникает естественное желание удовлетворить свое любопытство. Поэтому прежде чем посмотреть фрагмент фильма, преподаватель знакомит учащихся с его названием, информирует о дате выхода картины и предлагает высказать предположение, чему она будет посвящена. Обычно учащиеся с удовольствием откликаются на такую работу, и после высказанных прогнозов у них формируется устойчивый интерес к кинокартине.
Переходя к следующему этапу, притекстовой работе, преподаватель предупреждает, что на занятии учащиеся посмотрят только три фрагмента, связанные друг с другом одной темой.
Просмотр первого эпизода фильма «Мамы».
На кухне сын, дочь и отец. Отец готовит завтрак. Входит мама.
Мама: Маша!
Маша: С Восьмым марта, мамочка!
Мама: Ой, мой родной! Боже мой! Боже мой! Коля, Коля, давай, давай я тебе помогу!
Папа: Не-не-не. И речи быть не может. Садись, садись. Сегодня ты лицом к детям, а спиной к печке. Сынок, стаканы.
Мама: Ну, вообще.
Папа: Это у нас сахар?
Мама: Соль.
Папа: Понятно. Немножко пригорела, но зато, знаешь. Сына, вилки!
Мама: Да это сковородка такая, на ней все пригорает. Ее давно выбросить надо.
Папа: Да? А я думаю, чего это? Вроде, все по рецепту. Так, внимание! Сынок, налей отцу! Маме, сначала маме.
Мама: Ой-ой-ой!
Папа: Родная моя... наша... Наташа... Мы всей семьей хотим сделать тебе сюрприз. В честь праздника, в честь того, что ты замечательная жена и мама. И потому что мы очень любим тебя.
Вручают букет
Мама: О! Какой красивый цвет!
Папа: Но и это еще не все. Закрывай глаза.
Мама: А что там?
Папа: Закрывай, закрывай. Закрыла?
Мама: Закрыла.
Папа: Раз... два ..три!
Кладут конверт.
Папа: Вот.
Мама: Это? Ой, конспираторы. Так (читает): подарочный сертификат на прыжок с парашютом (теряет сознание).
В качестве послетекстового преподаватель предлагает учащимся выполнить задание, которое позволит установить, насколько понятным для них оказался диалог героев.
Задание 1. Прочитайте высказывание и подтвердите или опровергните его. Исправьте неверные утверждения:
A) Маша поздравила маму с Днем рождения.
Б) Папа готовит праздничный завтрак.
B) Всем понравился праздничный завтрак.
Г) Родные подарили маме букет роз.
Д) Маме понравится цвет роз.
Е) Родные подарили подарочный сертификат в магазин бытовой техники.
Ж) Маме очень понравился неожиданный сюрприз.
Исправление неверных утверждений будет стимулировать к формированию собственных высказываний. Параллельно выявляется состав незнакомых лексических единиц и происходит их семантизация. Чаще всего видеотекст позволяет семантизировать учащимся незнакомую лексику самостоятельно, методом языковой догадки. По мнению Н. В. Кулибиной, это самый надежный способ введения и закрепления лексических единиц [2].
Следующее задание нацелено на восприятие интонационных конструкций, в которых глаголы закрыть и закрывать произносятся героями фильма с разными интонациями.
Задание 2. Повторите следующий фрагмент, следя за интонацией:
Папа: Но и это еще не все. Закрывай глаза.
Мама: А что там?
Папа: Закрывай, закрывай. Закрыла?
Мама: Закрыла.
С целью активизации внимания учащихся при дальнейшем просмотре фрагментов фильма, учитель может предложить подумать о том, как будут развиваться события: согласится ли мама принять такой подарок от родных.
Просмотр второго эпизода фильма «Мамы».
Мама открывает глаза.
Папа: Ну, слава Богу! Перепугала нас всех.
Мама: Коля, ну я пароварку хочу.
Папа: Наташа, пароварку мы тебе и так подарим. Праздничный прыжок с парашютом - это запомнится на всю жизнь.
Мама: Коля, это мой праздник! Ты понимаешь? Значит, и подарок должен мне нравиться! Понимаешь? Мне, а не вам! И потом ты знаешь, что я на табурете сидеть боюсь. Я высоты боюсь! Ты понимаешь?! А вы...
Сын: А ты должна понимать, что у тебя сын - инструктор по прыжкам с парашютом. Понимаешь? Прыгать будем вместе, в тандеме! Ну, это не страшно вообще! Круто будет! Я обещаю.
Папа: Да мы вместе поедем на поле, будем твоей фан-группой. Возьмем и на камеру все снимем, а лет через десять внуки твой посмотрят и скажут: О-о-о! Вот это бабушка! Вот это зажигает! Ну?
Мама: Ну хорошо... Я подумаю! Может быть, летом. Да? А что! Я похудею. В спортзал схожу. А потом я женщина, а женщина не должна соглашаться сразу.
Сын: Мам, это понятно, только прыжок сегодня в 12.
Папа: Или сегодня, или никогда.
Мама: Тогда - никогда!
Задание 3. После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопросы:
A) Какой подарок хотела мама на 8 Марта?
Б) Почему ей не понравился подарок, который сделали ее родные?
B) Как вы думаете, кто в этой ситуации прав: мама, которая считает, что подарок должен нравиться ей, или родные? Почему вы так считаете?
Г) Мама согласилась на прыжок с парашютом или нет? Что она сказала?
Данный фрагмент интересен тем, что содержит проблемную ситуацию и позволяет организовать в группе дискуссию по поводу уместности необычных подарков. Часто учащиеся делятся собственным опытом, с удовольствием рассуждают на тему о том, хотели бы они получить такой подарок или нет. После этого можно приступить к просмотру последнего эпизода.
Просмотр третьего эпизода фильма «Мамы».
Мама летит с парашютом.
Сын: Мам, мы летим!
Мама: Да, сынок!
Сын: Мам, мам, посмотри вниз! Вниз посмотри! Ничего не видишь?
Мама: Ничего не вижу.
Сын: Вниз посмотри!
Внизу на земле снегом написано «Мама, с 8 Марта!»
Мама: Это что, мне?
Сын: Мам, да!
Приземляются.
Сын: Мам, держись! Садимся!
Папа: Смотри, Мань! Кажется, наши приземлились. Давай беги, я догоню!
Папа и дочь бегут к маме и сыну.
Мама (сыну): Ты видел? Я у-у-у! Эй, я приземлилась! Ты видел?
Папа: Поднимайся, Вини-Пух! Ты как? Жива?
Мама: Ноги не держат немного. Круто!
Папа: Подождите, это же еще не все! Закрывай глаза!
Мама: Опять? Ну, после этого мне никакие сюрпризы не страшны.
Папа: Давай, закрывай глаза! Раз... два... три!
Преподносят подарочную коробку.
Мама: Что это?
Папа: Как что? Пароварка, как договаривались. Всё, я сегодня готовлю праздничный ужин. Сын: Не-не-не... видели! Давай лучше мама.
Мама: А он с такой пароваркой ничего не сожжёт. Слушайте, мне вот только жалко, что мы фильм для внуков не сняли. Папа: Ну ладно.
Мама: Может, мне ещё один раз прыгнуть? Ну чего вы смеетесь? Может быть, это самый лучший подарок в моей жизни.
Обычно просмотр данного эпизода вызывает оживленную реакцию аудитории. Учащиеся с удовольствием делятся своими впечатлениями, поэтому преподаватель может предложить в тестовой форме проверить, насколько внимательно они смотрели данный фрагмент. Задание 4. Ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант: Внизу, на земле было написано:
A) Мама, с 8 Марта!
Б) Поздравляем с 8 Марта!
B) С 8 Марта!
Внизу родные подарили маме:
A) еще один прыжок с парашютом; Б) микроволновую печь;
B) пароварку.
О чем думает мама после прыжка:
A) о том, что он был слишком быстрый;
Б) о том, что с ней вместе не прыгнул папа;
B) о том, что не сняли фильм для внуков. Мама считает этот подарок:
A) самым лучшим в своей жизни; Б) худшим в своей жизни;
B) обыкновенным, привычным.
Выполняя следующее задание, учащиеся должны постараться восстановить и воспроизвести живую разговорную речь персонажей, включающую и междометия, и разговорную лексику, и другие единицы, характерные для этого типа речи.
Задание 5. Еще раз посмотрите видеофрагмент и восстановите ответные реплики: Мама (сыну): Ты видел? Я у-у-у! Эй, я приземлилась! Ты видел? Папа: Поднимайся, Вини-Пух! Ты как? Жива?
Мама:_
Папа: Подождите, это же еще не все! Закрывай глаза!
Мама:_
Папа: Давай, закрывай глаза! Раз... два... три!
Преподносят подарочную коробку.
Мама:_
Папа: Как что? Пароварка, как договаривались. Всё, я сегодня готовлю праздничный ужин. Сын: Не-не-не... видели! Давай лучше мама.
Мама:_
Папа: Ну ладно.
Мама:_
Таким образом, в систему работы с современным кинофильмом могут быть включены разнообразные типы заданий: задание на восстановление пропущенных фрагментов диалога, задание вопросно-ответного типа на понимание содержания диалога, обсуждение проблемной ситуации, тестовое задание.
Заключение
Предложенная система работы способствует развитию умения у иностранных учащихся соединить прослушивание и понимание с умением воспроизвести на русском языке то, что прослу-
шано или увидено. Таким образом, использование современных российских кинофильмов позволяет создать естественные условия общения на русском языке, повышает эффективность обучения, служит важным стимулом для роста мотивации к изучению русского языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казакова Ю. В. Приемы работы с видеотекстами на уроках РКИ (на примере киножурнала «Ералаш») // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й науч. конф. Челябинск, 2015. С. 1385-1388.
2. Кулибина Н. В. Текст как ресурс обучения речевому общению на уроках русского языка как иностранного/неродного // Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2012. Вып. 1. С. 206-232.
Статья поступила в редакцию 14.10.2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Молчанова Наталья Сергеевна — Россия, 180000, Псков; Псковский государственный университет; канд. фипол. наук; доцент кафедры русского языка и русского языка как иностранного; [email protected].
N. S. Molchanova
LISTENING SKILL TRAINING AT THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS FOREIGN USING RUSSIAN FILMS
Abstract. The paper considers the techniques for getting listening skills while learning the Russian language as foreign. The methodical recommendations, presenting a system of tasks with the use of the fragments of one of the modern Russian films, is offered. The developed task system facilitates to the foreign students' skill development to combine listening and understanding with the ability to reproduce in Russian, what they have just listened or watched. Watching a film or its separate parts increases the interest of the students and, therefore, promotes to formation of stable motivation and improves learning efficiency. Furthermore, modern films present the realities of contemporary Russia and its colloquial language to students.
Key words: Russian language as foreign, listening, film, videotext.
REFERENCES
1. Kazakova Iu. V. Priemy raboty s videotekstami na urokakh RKI (na primere kinozhurnala «Eralash») [Techniques of working with videotexts at the lessons of RLF (by the example of the journal "Eralash")]. Nauka IuUrGU: materialy 67-i nauchnoi konferentsii. Chelyabinsk, 2015. P. 1385-1388.
2. Kulibina N. V. Tekst kak resurs obucheniia rechevomu obshcheniiu na urokakh russkogo iazyka kak ino-strannogo/nerodnogo [Text as a resource of training speech at the lessons of the Russian language as foreign]. Teksty lektsii i obraztsy urokov (dlia prepodavatelei russkogo iazyka kak inostrannogo). Moscow, Gosu-darstvennyi institut russkogo iazyka imeni A. S. Pushkina, 2012, iss. 1, pp. 206-232.
The article submitted to the editors 14.10.2016
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Molchanova Natalia Sergeevna — Russia, 180000, Pskov; Pskov State University; Candidate of Philology; Assistant Professor of the Department of Russian Language and Russian Language as Foreign; [email protected].