Научная статья на тему 'НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЁМ УЧИТЕЛЕ, НАСТАВНИКЕ, ЗВУКОРЕЖИССЁРЕ – ПРАКТИКЕ И ПЕДАГОГЕ А.А. МИРЗАЕВЕ'

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЁМ УЧИТЕЛЕ, НАСТАВНИКЕ, ЗВУКОРЕЖИССЁРЕ – ПРАКТИКЕ И ПЕДАГОГЕ А.А. МИРЗАЕВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная звукорежиссура / радиоэфир и телепередачи / процесс воспитания творческих кадров / специальных навыков. / musical sound engineering / radio and television broadcasts / the process of training creative personnel / special skills.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хмыров Алексей Владимирович

в статье речь идет о педагогической и практической деятельности известного звукорежиссера, профессора ИНЭИ им. Б. Закирова при ГКУз. А.А. Мирзаева, сыгравшего важную роль в развитии в Узбекистане музыкальной звукорежиссуры, в продвижении и профессиональном росте национальных звукорежиссерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FEW WORDS ABOUT MY TEACHER, MENTOR, SOUND ENGINEER – PRACTITIONER AND TEACHER A.A. MIRZAEV

the article deals with the pedagogical and practical activities of the famous sound engineer, professor at the Institute of Economics and Research named after. B. Zakirov at the State Kuznetsov State University. A.A. Mirzaev, who played an important role in the development of musical sound engineering in Uzbekistan, in the promotion and professional growth of national sound engineering personnel.

Текст научной работы на тему «НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЁМ УЧИТЕЛЕ, НАСТАВНИКЕ, ЗВУКОРЕЖИССЁРЕ – ПРАКТИКЕ И ПЕДАГОГЕ А.А. МИРЗАЕВЕ»

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЁМ УЧИТЕЛЕ, НАСТАВНИКЕ, ЗВУКОРЕЖИССЁРЕ -ПРАКТИКЕ И ПЕДАГОГЕ - А.А. МИРЗАЕВЕ Хмыров А.В.

Хмыров Алексей Владимирович-докторант, Государственная консерватория Узбекистана, старший преподаватель, кафедры «Музыкальной звукорежиссуры», ИНЭИ им. Б.Закирова при ГКУз, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, филиал ВГИК им. С.А. Герасимова г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идет о педагогической и практической деятельности известного звукорежиссера, профессора ИНЭИ им. Б. Закирова при ГКУз. А.А. Мирзаева, сыгравшего важную роль в развитии в Узбекистане музыкальной звукорежиссуры, в продвижении и профессиональном росте национальных звукорежиссерских кадров.

Ключевые слова: музыкальная звукорежиссура, радиоэфир и телепередачи, процесс воспитания творческих кадров, специальных навыков.

A FEW WORDS ABOUT MY TEACHER, MENTOR, SOUND ENGINEER -PRACTITIONER AND TEACHER - A.A. MIRZAEV Khmyrov A.V.

Khmyrov Alexey Vladimirovich - doctoral student, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, senior lecturer,

DEPARTMENT OF MUSICAL SOUND ENGINEERING, INEI NAMED AFTER. B. ZAKIROVA AT THE STATE UNIVERSITY

OF UZBEKISTAN, Deputy Director for educational work, BRANCH OF RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF CINEMATOGRAPHY N.A. S. GERASIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the pedagogical and practical activities of the famous sound engineer, professor at the Institute of Economics and Research named after. B. Zakirov at the State Kuznetsov State University. A.A. Mirzaev, who played an important role in the development of musical sound engineering in Uzbekistan, in the promotion and professional growth of national sound engineering personnel.

Keywords: musical sound engineering, radio and television broadcasts, the process of training creative personnel, special skills.

Акбар Мирзаев с самого детства проявляет большой интерес к искусству, в частности, к музыке, что стало для него смыслом его жизни. Подогревала его мечты и желания сама атмосфера родной для него Ферганской долины, которая славилась своими музыкально-исполнительскими традициями и школами, известными и в республике, и за её пределами.

Мечта молодого человека заняться музыкой стала навязчивой, и он упорно и настойчиво стремится к ней, овладев игрой на гиджаке, что и помогло ему в 1987 году поступить в Ташкентскую государственную консерваторию в класс гиджака. Здесь он знакомится с профессиональными музыкантами, а также с будущими звукорежиссерами в лице Аброра Гафурбеков, который обучался этой профессии при кафедре «Композиции». Постоянный обмен информацией между студентами в постижении такого рода «ремесла» ещё больше подогревал интерес молодого человека к овладению техникой звукорежиссуры [1].

Привлекали его как технический, так и художественный аспекты, когда с помощью звукового оборудования можно записать, обработать, смонтировать сигнал, придавая ему художественное наполнение. С целью глубокого погружения в данную область творчества он начинает практиковаться в студиях звукозаписи, достигая первых результатов и описывая свои познания в научных статьях.

На выпускном курсе консерватории Акбар готовится к поступлению уже в отделение звукорежиссуры. Своими планами он делится с профессором, доктором искусствоведения Т.Б. Гафурбековым, и тот его поддерживает, посоветовав обратиться к заведующему отделением Р. Умарходжаеву, который в свою очередь предложил молодому человеку обязательно посещать звукозаписывающие студии радио и телевидения. Так Акбар Мирзаев зачисляется сразу на 2 курс отделения «Звукорежиссуры», проявив особый интерес к занятиям Р.Умарходжаева, А. Таджиева, В.Гущина, погружаясь в мир звуков [1].

В то время учебный процесс строился на основе программ по музыкальной звукорежиссуре Российской Академии музыки имени Гнесиных. Все занятия проводились на радио и телевидении, в студии грамзаписи «Мелодия» и др. Фундаментальные знания и теоретический материал студенты осваивали уже на живой практике.

Виталий Николаевич Гущин обучает технологии звукозаписи на радио и в студиях звукозаписи Ташкентского Дома Радио. Анвар Таджиев рассказывает конкретно о работе звукорежиссера в студии грамзаписи.

Телевизионную звукорежиссуру преподавал тогда Заслуженный деятель искусств, главный звукорежиссер ТВ Уз. Р.С. Умарходжаев, а основы акустики - Б.Я. Умаров О работе вновь введенных тогда компьютерных технологий рассказывает дирижер, доцент консерватории Алишер Икрамов.

Это была настоящая плеяда мастеров, которые делились своими знаниями и опытом владения новейшими техническими средствами, приёмами, отдавая делу все свои силы, навыки, формируя у студентов современное профессиональное видение процесса звукозаписи.

Особо следует отметить роль педагога Б.Я. Умарова в овладении Акбаром Абдурахимовичем навыками и акустическими основами звукорежиссуры. Именно ему удалось впитать в своего ученика те знания, которыми он был готов делиться со студентами, ставшими на этот сложный путь, требующий всесторонних технических, творческих навыков и интеллектуальных познаний. Не иначе, как он, предоставил своему ученику всю научную литературу по спец. предметам, которые были в то время в дефиците, что послужило «глотком свежего воздуха» для молодого человека, только начинающего свой путь специалиста.

Такого рода занятия привлекали студентов, которые непосредственно принимали участие в производстве фонограмм и телепередач. Интерес Акбара и быстрое освоение им техники звукорежиссеры не остались незамеченными. Р. Умарходжаев предлагает ему работу на ТВ Узбекистана, к которой молодой специалист приступает уже в октябре 1993 года, постепенно набирая опыт работы в телецентре, которая проводилась для звукорежиссеров в одном звуковом цехе, без разделения по каналам и передачам.

Работали все вместе, а руководитель назначал ответственного за определённый проект, работая сам лично на разных каналах и передачах. Однако такого рода практика существовала недолго. Именно с открытием в 1998 году первого частного 30-го телеканала происходит пересмотр процесса работы, когда к каждому каналу и ряду выпускаемых им телепередач прикрепляется определенный звукорежиссер.

Так, главный звукорежиссер Рисхожа Умарходжаев направляет Акбара Мирзаева в первый канал ТВ Узбекистана вести информационную передачу «Ахборот». Где с ним работают с звукорежиссеры Борис Якубов, Баходир Касымов, передачи которых транслируются в прямом эфире в формате моно. На протяжении 30 лет эту программу озвучивает А.Мирзаев. За этот период много проделано и на втором канале, телеканалах «Тошкент» и «Халкаро».

Кроме того, практиковались также поездки, выезды на ПТС, где он записывал спортивные соревнования и другие массовые мероприятия. Но много времени занимали информационные программы. Поскольку телевидение было аналоговым, и все транслировалось преимущественно в прямом эфире, то сложности в подготовке и проведении телепередач заключались в сборе звукового материала на магнитных бабинах и его передаче в онлайн режиме, производя монтаж лент с помощью двух-трех СТМ-магнитофонов. Параллельно звукорежиссер должен был следить за сигналами дикторов и гостей телепередач.

Сложности и разнообразие информационных, музыкальных, документальных, интерактивных телепередач позволили накопить А.А. Мирзаеву большой опыт звукорежиссера, которым в последующем он стал делиться с молодыми специалистами. По рекомендации музыковеда М.З. Насырова его приглашают на кафедру «Музыкальной звукорежиссуры», где он разрабатывает учебные планы, воспитывает новое поколение звукорежиссеров, занимается наукой, поднимая актуальные вопросы звукорежиссуры в Узбекистане [2, с.109].

С 2007 года А.А. Мирзаев заведует кафедрой. Под его руководством начинают разрабатываться учебные и учебно-методические пособия, такие как «Акустические особенности звукорежиссуры», «Оборудование студий и системы звукозаписи» В.Н. Гущина и М.З. Насырова (в двух частях); учебные методические комплексы, публикуются научные статьи, педагоги проходят повышение квалификации в Германии и России.

За это время А.А. Мирзаевым написаны также учебные пособия «Звукоусилительное оборудование и техника безопасности» - 2013 г.; «Оборудование студий звукозаписи и системы звукозаписи» - 2019 г. Особенно хочется отметить его заботу по трудоустройству студентов Государственной консерватории Узбекистана, которые благодаря высокому профессионализму, заинтересованности и увлеченности своей профессией, а также человеческим качествам работают на различных концертных площадках страны, в театрах, государственных и частных телеканалах, стадионах и студиях звукозаписи [3, с. 119].

В 2022 году Акбар Абдурахимович успешно возглавляет учебный процесс в должности проректора по учебной работе в Институте национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана. И сегодня, несмотря на свою крайнюю загруженность, он находит время для студентов, организовывая экскурсии по телевидению, радио, показывая весь процесс производства информационных передач, ток-шоу, документальных и иных телепередач, продолжая уже 30 лет озвучивать передачу «Ахборот».

Список литературы /References

1. Интервью с проректором по учебной работе ИНЭИ им. Б. Закирова при ГКУз. Акбаром Абдурахимовичем Мирзаевым.

2. Мирзаев А.А. Музыкальная звукорежиссура - новое направление в искусстве// Проблемы современной науки и образования. - 2020. - № 6-1 (151) - с. 107-110.

3. Хмыров А.В. Музыкальная звукорежиссура и информатика: история, достижения и перспективы (30-ти летию кафедры ГКУз. посвящается) //Сборник Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 85-летию Государственной консерватории Узбекистана «Актуальные проблемы музыкального искусства: история и современность». - Ташкент, 2022. - с. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.