Научная статья на тему 'Из истории Государственной консерватории Узбекистана'

Из истории Государственной консерватории Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / КУЛЬТУРА / CULTURE / КОНСЕРВАТОРИЯ / CONSERVATORY / СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / ЗВУКОРЕЖИССУРА / SOUND STAGE MANAGER / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзаев Акбар Абдурахимович

В годы независимости рельефно обозначился огромный интерес к народным истокам, исконным музыкальным традициям, возрождению имен великих предков. Все это обусловило необходимость нового исследовательского аналитического и методологического подхода к истории национальной культуры, к ценностному вкладу ее представителей. Возникла настоятельная потребность в учебной литературе нового поколения. Начиная со второй половины ХХ века, появляются новые виды современного искусства. Из них можно выделить и музыкальную звукорежиссуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Государственной консерватории Узбекистана»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

УЗБЕКИСТАНА Мирзаев А.А. Email: Mirzaev17108@scientifictext.ru

Мирзаев Акбар Абдурахимович - исполняющий обязанности доцента, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в годы независимости рельефно обозначился огромный интерес к народным истокам, исконным музыкальным традициям, возрождению имен великих предков. Все это обусловило необходимость нового исследовательского аналитического и методологического подхода к истории национальной культуры, к ценностному вкладу ее представителей. Возникла настоятельная потребность в учебной литературе нового поколения. Начиная со второй половины ХХ века, появляются новые виды современного искусства. Из них можно выделить и музыкальную звукорежиссуру.

Ключевые слова: традиция, культура, консерватория, образование, исполнительство, звукорежиссура, становление, развитие.

FROM HISTORY OF THE STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN Mirzaev A.A.

Mirzaev Akbar Abdurakhimovich - Docent Pulpit, DEPARTMENT MUSIC SOUND STAGE MANAGER AND INFORMATICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: at years of independence was vividly marked enormous interest to public headwaters, suit music tradition, rebirth of the names great limit. All this has conditioned need new exploratory analytical and methdological approach to histories of the national culture, to ценностному contribution her representatives. Appeared imperative need for scholastic literature of the new generation. The new types modern types art appear As from the second half ХХ age. Of them possible to select and music sound stage manageer. Keywords: tradition, culture, conservatory, formation, performance, sound stage manager, formation, development.

УДК 078.021

История Государственной консерватории Узбекистана повествует об истории национального духа, его взлетах, открытиях, потрясениях; его созидательной силе и решающем значении для политического, экономического и культурного развития нации. Впервые за 80 лет предпринимаются усилия отразить основные вехи становления и развития профессионального высшего музыкально-учебного заведения.

История консерватории - история страны, с которой мы связаны прочными, глубоко и сложно переплетающимися нитями. Это история выдающихся людей, отдавших свою созидающую энергию на благо воспитания подрастающих поколений. Это история, которая представляет наиболее полную летопись блестящих имен и самых значительных культурно-просветительских, научно-образовательных и творческих процессов в музыкальной культуре. История - это объективная информация о жизнедеятельности консерватории, выпускники которой продолжают работать во всех музыкальных учреждениях и творческих коллективах нашей страны и за её пределами.

В своем историческом развитии консерватория прошла несколько этапов, своеобразие которых определялось в эти периоды многими факторами политической и социально-экономической жизни страны. С точки зрения наших представлений о времени в эти сроки может уместиться полная жизнь одного человека. По событийности, концентрированности и количеству свершений - это целая эпоха, на протяжении которой происходило не только становление и развитие первого творческого вуза в Узбекистане (но и в регионе Центральной Азии) и всей системы профессионального музыкального образования республики, но и формирование феномена новой музыкальной культуры, которая за этот период сумела освоить и адаптировать складывавшиеся столетиями культурные традиции Европы, не утратив при этом своей национальной самобытности.

В начале ХХ века в Средней Азии произошли коренные преобразования в сфере социального, экономического и музыкального развития [1, 16].

В 1919 году были созданы филиалы Туркестанской народной консерватории: Привокзальная - для рабочих и служащих Ташкентской железной дороги; Старогородская (в районе Шайхантахур) - для местного населения. Здесь в основном учащиеся осваивали узбекскую народную музыку, обучались игре на народных инструментах. К преподаванию были привлечены старейшие мастера исполнительского искусства: певец Шорахим Шоумаров, дутарчи Абдусаат Вахабов, танбурчи Шобарат Каюмов, гиджакист Курбан Хакимов, найчи Илхом Хакимов, танбурчи Махмуд Ходжаев, чангист Исмат Лутфуллаев, дутарчи Давлатахун Кадыров.

Первыми учащимися Старогородской народной консерватории стали Рихси Раджаби (танбур), Юнус Раджаби (най, дутар) Имомжон Икрамов (гиджак), Пулат Рахимов, Фахриддин Садыков (чанг), Карим Абдуллаев (танбур), унаследовавшие от своих учителей-устозов виртуозное владение узбекскими музыкальными инструментами.

Туркестанская народная консерватория за годы своего существования проделала огромную работу, она положила начало государственному музыкальному образованию в крае. В 1923 году Туркестанская народная консерватория была реорганизована в Туркестанский музыкальный техникум. Талантливая узбекская молодежь с большим желанием начала учиться в его стенах.

Помимо учебной, методической, концертной, просветительской деятельности в музыкальном техникуме проводилась также серьезная работа по изучению узбекской народной музыки. При техникуме функционировал специальный этнографический отдел, где активно трудились в В.Успенский, Е.Романовская», позже Ильяс Акбаров. Собирательская работа, проведенная в 1920-е и 1930-е годы, дала результаты - это многочисленные записи. Они были опубликованы, например, «Шашмаком» (1924) В. Успенского, «Хорезмская классическая музыка» (1939) Е. Романовской.

Музыкальная жизнь республики во второй половине 20-х и в первой половине 30-х годов богата интересными событиями. В Самарканде и Намангане были организованы музыкальные техникумы. Во многих городах начали функционировать детские музыкальные школы.

Важным событием стало создание в Бухаре Восточной музыкальной школы (1920 -1921), в которой обучали игре по слуховому принципу. Начальное образование здесь получили многие исполнители, ставшие впоследствии известными деятелями музыкального искусства республики.

Один из основателей танбурного исполнительства в Бухаре - Домулла Халим Ибадов (1878-1940), исполнительская и педагогическая деятельность которого получила широкий размах. В 1923 г. певец в танбурчи свое исполнительское мастерство предоставлял на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве.

Организация Самаркандского института музыки и хореографии в 1928 году стала важным этапом в развитии узбекской музыки [2, 101]. В 1932 году он был переведен в Ташкент как самостоятельный Научно-исследовательский институт искусствознания.

Среди первых научных сотрудников сектора музыки были: М. Ашрафи, Ильяс Акбаров,

H. Миронов, Ш. Рамазанов, Е. Романовская, В. Успенский, позже А. Петросянц. Начиная со второй половины ХХ века, появляются новые виды современного

искусства. Из них можно выделить и музыкальную звукорежиссуру.

Историческое становление музыкальной звукорежиссуры начиналось с записи грампластинках и в телевизионном, и в радиопередач.

У истоков зарождения выдающихся звукорежиссёров можно выделить таких личностей как А. Тимохин, Ю. Сальников, Ю. Селютин, Н. Хасанов, Т. Умурзаков, Г. Ким, О. Валиев, Р. Умарходжаев, А. Таджиев, В. Гущин, Р. Нугманов, С. Хасанов, Р. Рахматиллаев и др. которые работали в выше указанных учреждениях и вносили вклад развитию не только узбекской, но и мировой музыкальной культуры во всех жанрах.

Обретением независимости республики началось подготовка кадров по музыкальной звукорежиссуры. По инициативе ведущего звукорежиссёра Телерадиокомпании Узбекистана, Заслуженного деятеля культуры Республики Узбекистан Р.С. Умарходжаевым было создано новое направление в консерватории «Музыкальная звукорежиссура» с 1991-1992 учебного года. Весомый вклад в развитие нового направления сыграли звукорежиссёры А. Таджиев и В. Гущин.

С 2002 года консерватория переезжает в новое здание и переименуется Государственной консерваторией Узбекистана. С 5 сентября 2002 года открывается новый факультет «Эстрадное искусство», и при факультетет новая кафедра «Музыкальная звукорежиссура и информатика».

Список литературы /References

I. Бурханов Мутал (Мутаваккил). Научный редактор и подготовка к изданию Т. Гафурбеков. Т., 2016.

2. Матякубов Отаназар. Макомат. Т., 2004.

НАУЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ ЗВУКА УЧЕНОГО

ФИТРАТА

Абдуллаев Д.А. Email: Abdullaev17108@scientifictext.ru

Абдуллаев Даврон Алишерович - звукорежиссёр учебной студии, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в своей многогранной деятельности Фитрат обращается к музыке с высоких философских и научно-теоретических позиций. В этом, пожалуй, главная историческая заслуга Фитрата в области музыкознания. Он как бы подводит итог великим традициям музыкальной мысли Востока, начиная с Фараби, Ибн Сины (9801057), и намечает пути дальнейшего ее развития. В очень сложное и противоречивое время он обращается к музыке как идеолог и мыслитель, заинтересованный в освоении богатейших традиций философской мысли мусульманского Востока в новом историческом контексте.

Ключевые слова: ладо-интонация, метро-ритм, измерение, тон, числовые индексы, практика, теория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.