СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ
ПОСТАНОВОК Хмыров А.В. Email: [email protected]
Хмыров Алексей Владимирович - преподаватель, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена возможность применения современных звуковых технологий и их влияние на звуковую картину театральных постановок. Приводятся примеры акустики залов театров Узбекистана и системы моделирования акустического пространства через компьютерные технологии. Современные технологии раскрывают систему высококачественного звукового тракта с применением комплекса звукового оборудования и акустических параметров помещения для постановки высокотехнологичных представлений. В условиях компьютеризации открываются безграничные возможности постановки современных спектаклей, которые регулируются профессионализмом звукорежиссёра. Ключевые слова: театр, спектакль, звуковое оборудование, звуковые технологии, программное обеспечение, компьютерное моделирование, аурализация, звукорежиссура.
MODERN TECHNOLOGIES IN THE CREATION OF THEATER
SETTINGS Khmyrov A.V.
Khmyrov Alexey Vladimirovich — Lecturer, MUSICAL SOUND ENGINEERING AND COMPUTER SCIENCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the possibility of applying modern sound technologies and their influence on the sound picture of theatrical productions. Examples of the acoustics of the halls of theaters of Uzbekistan and systems for modeling acoustic space through computer technology are given. Modern technologies reveal a system of high-quality sound path using a complex of sound equipment and acoustic parameters of the room for staging high-tech performances. In the context of computerization, unlimited possibilities of staging modern performances are opened, which are regulated by the professionalism of the sound engineer.
Keywords: theater, performance, sound equipment, sound technologies, software, computer modeling, auralization, sound engineering.
УДК 778.12
Современные театральные постановки представляют собой сложный процесс реализации идей и задач творческого коллектива с помощью современных технологий, зрелищное представление сценических жанров для удовлетворения художественных, эстетических, духовных потребностей зрителей. Над созданием постановок трудятся режиссёр-постановщик, актёры, художник, звукорежиссёр и технический персонал.
Развитие компьютерных технологий предоставляет театральным постановщикам широкие возможности, новое видение решений художественных задач, оригинальное звучание. Без них сегодня не обходится не одна театральная постановка. Поиск технологий и их применение косвенно упоминалось ещё в XIX века театральным драматургом А. Островским: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть». Для успешной театральной постановки опираться только на профессионализм актёров и высокое исполнение пьесы не приходится. Поэтому нынешняя постановка диктует новые методы и технологии, которые с развитием технических возможностей и содержательность звукового, светового, мультимедийного профессионального оборудования в театре реализуют высокотехнологический художественный продукт.
Современные технические возможности позволяют сформировать живые образы, правдивую звуковую картину, приближать героя к зрителю, вызывать полноценное живое восприятие театрального спектакля. Особую значимость в осуществлении впечатляющего театрального представления представляет профессиональный звук, созданный новейшими звуковыми технологиями, позволяющими формировать звуковую картину спектакля, что в контексте театрального пространства понимается как образ, источником которого служит
совокупное звучание всех элементов прослушиваемой фонограммы. В реальном исполнении спектакля, звуковая картина, как элемент постановки, становится процессом создания online сигнала реализуемой звукозаписью и живым озвучиванием спектакля. Организация звуковой картины изначально формируется через звуковую партитуру - документ, где указываются сведения продукта: автора сценария, режиссёра, помощника режиссёра, художника, звукорежиссёра, звукооператора, техническое оснащение, применение музыки, шумов, хронометраж и т.д.
Звуковая партитура театра охватывает синтетические виды искусства, в ней взаимодействуют различные формы и жанры художественного творчества, прописываются все действия звукорежиссёра, использование профессионального современного оборудования. Именно последнее позволяет с новым видением воплотить задуманное режиссёром воплощение художественных образов, а также пространственное впечатление, максимальное приближение действий актёров к зрителю, оперирование множеством звуковых эффектов (в том числе 3D технологии). Вопросами создания звуковой картины постановки занимается театральный звукорежиссёр. Именно он реализует творческий художественный замысел через возможности звукотехнического оборудования, акустическими условиями звукозаписи, приёмами звукорежиссуры. Как отмечает профессор кафедры звукорежиссёры телевидения Нина Дворко, благодаря развитию мультимедиа-индустрии, в работе звукорежиссёра интегрируются специфические свойства обусловлены интерактивностью - взаимодействием зрителя с персонажами и объектами художественной среды в диалоговом режиме [3. 5.].
В театре «современные звуковые технологии», подразумевают систему высококачественного звукового тракта с применением комплекса звукового оборудования и акустических параметров помещения для постановки высокотехнологических представлений. Конфигурации звукового оборудования - это потенциал звуковой техники и возможностей для звукорежиссёра быстро перестраиваться и реагировать на меняющиеся мизансцены. Так же понимание современных звуковых технологий описывается в звукорежиссуре, как «.. .звукотехника и новейшие компьютерные технологии, представляющие разнообразные возможности в организации и технической фиксации пространственно-временных событий, позволяющих наиболее точно воссоздать на сцене и на экране звукозрительные образы, возникающие в воображении звукорежиссёра на этапе формирования концептуальной модели» [3, 7]. Они позволяют создать высококачественный звук, непрерывно связанный со звуковой картиной спектакля, распространением видов сигнала в звуковом поле, геометрических форм и особенностей зала, системы усиления и воспроизведения, художественных задач в театральных постановках.
Де факто, театральный звукорежиссёр пользуется компьютерными технологиями, что раскрывает перед ним безграничные возможности в формировании звукового образа спектакля. Оригинальный спектакль - это зрелищное представление, сплетённое в звуке, свете, аудиовизуальной картине. В таком сочетании в современных театрах применяют звуковые профессиональные программы (Pro Tools, Logic, Cubase, Nuendo), программы со светом (Sunlite Suite, Martin Lightjockey), видеопрограммы Resolume. Результатом совершенствования передовых цифровых рабочих аудиостанций позволило бы для театров Узбекистана перейти на новый уровень художественного звука. Следовательно, произойдут следующие положительные изменения: улучшится качество звука, диффузия звукового поля, проведение спектаклей, система создания фонограммы и звукозаписи, креативность, интерактивность и другие.
Безусловно, компьютеризация и программирование виртуальных программ всё больше проникают в профессиональную деятельность звукорежиссёра, особенно в управлении и детализации звука в акустическом пространстве. Следует отметить, что метод управления звуком на расстоянии позволяет достигнуть наилучших результатов в проведении театральных постановок. Он предполагает наличие виртуальной программы цифрового микшерного пульта, позволяющий в реальном времени контролировать звук. Такие технологии давно применяются в зарубежных странах в области театрального искусства. В театрах Узбекистана они используются довольно редко. Вместе с тем, именно благодаря им повышаются возможности настраивать звук в определённых точках акустического пространства зала и сцены.
В большинстве театров аппаратная удалена от сцены или имеет отдельную комнату. При таком методе управления звуком звукорежиссёру легче настраивать звуковой сигнал, где прослушивание действия в реальном времени на сцене и в зале позволило бы корректировать сигнал и его распространения в звуковом поле зала, что, несомненно, благоприятно влияет на звуковую картину. Такие технологии успешно применяются на практике в театральных
постановках Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова. Они полностью отражают вышеперечисленные положительные ожидания.
Важно отметить, что для применения обработок и звуковых эффектов в постановках, звукорежиссёру надо работать с акустическими параметрами зала и распространением звука, что так же затрагивает область развития современных звуковых технологий. Звукорежиссёру целесообразно учитывать распространение звука и диффузию звукового поля, а также знать акустические характеристики зала, так как именно эти параметры влияют на комфортное прослушивание зрителем фонограммы. Так, например, в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана акустические свойства зала не позволяют зрителю «насладиться» качественным звуком, в связи тем, что множество акустических ям возникает из-за неравномерного распределения звуковой энергии в зале. В некоторых местах для зрителей сложно разобрать речь или услышать ясный, чёткий сигнал.
На распространения звука влияют посадочные места, первые ряды которых находятся на уровне сцены. Для изменения акустики в зале и комфортного прослушивания, нужно сделать компьютерное моделирование помещения, после которого решить проблемы распространения звука через применения соответствующих абсорбентов, создания искусственного распространения сигнала и область излучения прямого сигнала. Только данные первые шаги позволят создать оптимальное звуковое поле.
Не лучшую ситуацию можно наблюдать в Молодёжном театре Республики Узбекистан, после реконструкции которого были применены несоответствующие абсорбенты звука, за счёт чего нарушены акустические свойства зала. Проблема заключается в креплении акустического материала с малым коэффициентом поглощения и высоким резонансом на низких частотах. Этот эффект появляется уже на подачи недостаточно высокой мощности звуковой энергии, за счёт чего абсорбент набирает энергию и начинает резонировать, создавая дополнительное звучание низких частот, вызывая при этом гул. Решением такой проблемы послужит применение высококачественных звукопоглощающих материалов.
Следуя из вышеперечисленного, с помощью современных технологических средств, предполагающих акустические системы и проектирование (аурализация), возможно решить вопрос рационального распределения звуковой энергии и оптимальной диффузии звукового поля. Технология аурализации описана Менделем Клейнером на конгрессе AES в 1989 году, определяется как «... процесс превращения звукового поля источника в пространстве в «слышимый звук» путём физического или математического моделирования таким образом, чтобы смоделировать бинауральное слуховое ощущение на заданной позиции моделируемого пространства» [1, 528]. Профессор, доктор технических наук Ирина Алдошина в своей книге «Музыкальная акустика» пишет, что «целью аурализации является создание трёхмерных виртуальных моделей любых помещений, позволяющее с учётом бинауральных слуховых характеристик воспроизвести звучание музыки и речи в любых залах [1, 27]. Компьютерное моделирование акустического поля с помощью специальных программ (ODEON, САТТ-Acoustics), позволяет спроектировать распространение звука в тон зале для каждого спектакля в зависимости от его спецификации. Данная система повысит в разы значимость звука в спектаклях. Сегодня же во многом звуковые системы в театрах Узбекистана устарели и не позволяют работать на качество звука.
Использование линейной системы в решении проблем распространения звука зачастую может создавать избыточную звуковую энергию и не может охватить всё звуковое поле в сложном геометрическом пространстве зала. Так, например, в Государственном большом театре оперы и балета имени Алишера Навои установлены массивы, которые расположены над сценой. Они излучают звуковой сигнал с шестого ряда зрительных мест, что создаёт акустическую яму в первых рядах партера, которая в недостаточном объёме звуковой энергии компенсируется приходом прямого звука от исполнителей на сцене и оркестра в зрительный зал. Особенно это ощущается в четвёртом и пятом рядах партера. Действие аурализации позволяет рассчитать данные недостатки и компенсировать их за счёт дополнительных акустических систем. Аурализация как система моделирования позволяет рассчитать соответствующее количество звуковой энергии при создании специальных эффектов (панорамирования, звуковой перспективы, имитации, эха и реверберации), без которых не обходятся современные постановки.
Оптимизация творческого процесса также решается с помощью современных звуковых технологий. В театрах применяют систему служебной связи, контролиролирующей действие спектакля, передающей команды для всех участников творческого коллектива. Такая система и устройства внутренней связи называются интеркомы. Её ответвления заключаются в интернет-
трансляциях, где собираются данные аудио- и видеоинформации и передаются через интернет. Так же разработан формат AVB трансляции цифровых аудио- и видеоданных для передачи через обычную компьютерную сеть.
Современные звуковые технологии, несомненно, помогают в постановке спектакля оптимизации действий и применения наборов пресетов. В условиях многофункциональности звукового оборудования особо важную роль приобретает творчество звукорежиссёра. Так, например, не один театр не обходится без микрофонов. Применяя радиомикрофоны, закреплённые на актёрах, звук может меняться при приближении их друг к другу, где происходит проникновение сигналов в микрофоны с разным временем. В тонком ощущении звуковых волн и их оперативном регулировании в процессе микширования проявляется профессиональное мастерство звукорежиссёра.
Таким образом, следует подчеркнуть, что для постановок современных спектаклей необходимо применять современные звуковые технологии, немыслимые без компетенции звукорежиссёра. Несомненно, что подлинный успех спектакля обеспечивают технологию аурализации, новые цифровые рабочие станции, интеркомы, достижения новейших методов в формировании звуковой картины, оптимизации процесса через систему быстрого обмена информацией, творческой инициативы, фантазии и воображения звукорежиссёра.
Список литературы / References
1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Композитор. СПб., 2006.
2. ЕфимоваН. Звук в эфире. М., 2015.
3. Дворко Н., Динов В., Шугаль С., Кубицкий Ю. Основы звукорежиссуры. Творческий практикум. СПбГУП. СПб., 2005.