УДК 94 (430).087
Т. Г. Хришкевич
нерешенные проблемы современной германии в отчетах
федерального правительства
о состоянии германского единства
В статье представлен анализ отчетов Ведомства уполномоченного Федерального правительства по делам новых федеральных земель, посвященных восстановлению экономики Восточной Германии на рубеже XX-XXI вв. Статья обращается к рассмотрению Пактов солидарности, направленных на реконструкцию востока страны, снижение безработицы и сокращение зависимости от Западной Германии. Особое внимание уделено причинам отставания востока и содержанию процессов выравнивания, которые проявились в восстановлении промышленных предприятий и повышении уровня ВВП на душу населения. Автор анализирует основные принципы, положенные в основу программы Aufbau Ost («Реконструкция востока»).
Ключевые слова: ФРГ, федеральное правительство, региональная диспропорция, Восточная Германия, Западная Германия, реконструкция востока.
Объединение Германии, состоявшееся в 1990 г., закрепило экономический и социальный разрыв между новыми и старыми землями, сохраняющийся до настоящего времени. В общественном и политическом дискурсе появляется понятие "Ost-West-Vergleich" — «Выравнивание восток-запад», как правило употребляемое в значении «выравнивание условий жизни Восточной и Западной Германии».
С воссоединением Германии одной из основополагающих задач становится выравнивание жизненных стандартов в новых землях до уровня Западной Германии. В ее основу был положен план восстановления под общим названием "Aufbau Ost" («Реконструкция востока»)1. Под этим термином понимались в первую очередь экономические мероприятия для сближения условий жизни на западе и востоке ФРГ. Главной
1 Aufbau Ost. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/ wf/de/71.12828 (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
190
задачей правительства Г. Коля становится создание возможностей для самоподдерживающегося экономического роста, снижения зависимости от трансфертных платежей, сокращения растущего уровня безработицы и остановки массового исхода на запад.
На протяжении почти тридцати лет единства приоритеты реконструкции менялись. В начале XXI в. к признакам социально-экономического диспаритета добавились так называемые «вызовы», связанные с изменением роли ФРГ в Европе, глобализацией, демографическими и миграционными проблемами. Преодоление этих угроз для Германии в целом и для востока в частности нашло отражение в ежегодных Отчетах федерального правительства о состоянии германского единства. Они стали своего рода зеркалом процесса выравнивания старых и новых земель. Отчеты посвящены самому широкому спектру вопросов. Например, преамбула отчета за 2017 г. подчеркивает: «Политика Федерального правительства по-прежнему нацелена на достижение эквивалентных жизненных условий по всей Германии. С немецкого воссоединения прошло уже почти 27 лет. Процесс сближения между востоком и западом значительно продвинулся вперед... В то же время, остается хороший отрезок пути, чтобы преодолеть существующие, особенно экономические, различия между Востоком и Западом, структурные слабости регионов»2.
Публикация отчетов была начата в 1997 г. накануне очередных федеральных выборов и его подготовку осуществляло Федеральное министерство экономики и энергетики, но в 2013 г. она перешла в введение Министерства внутренних дел. В дальнейшем курировать проект стало также Ведомство уполномоченного Федерального правительства по делам новых федеральных земель.
В 1990-х гг. в основу выравнивания был положен принцип федеративной солидарности, закрепленный в Основном законе ФРГ, который гарантирует обеспечение равных условий жизни в каждой федеральной земле. С 1991 г. было реализовано три этапа финансовой поддержки новых земель. Первым
2 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S. 9. [Elektronische Ressource]: URL: //https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE / Downloads / Publikationen/ Be-richte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
стало создание Фонда Германского единства в 1990-1994 гг., который заменил так называемый, общегерманский финансовый баланс. В рамках Фонда на восток было выделено в общей сложности 82,2 млрд евро3. На втором этапе был принят Пакт солидарности (Solidarpakt I), который вступил в силу в 1995 г. и истек в 2004 г. Пакт предполагал финансирование востока в размере 24 млрд евро. С его помощью новые земли могли принять меры по улучшению экономической инфраструктуры. С 2005 г. вступил в силу Solidarpakt II (действует по 2019 г.). Он является непосредственным продолжением Solidarpakt I. Solidarpakt II является «выражением общей убежденности федерального центра в том, что восточногерманские страны нуждаются в долгосрочной и безопасной перспективе»4. На этом этапе новые земли и Берлин получают в общей сложности 156 млрд евро. Solidarpakt II состоит из двух частей, так называемых Корзины I и Корзины II.
Корзина I представляет собой специальные федеральные субсидии в размере 105 млрд евро. Они используются для устранения недочетов в инфраструктуре Восточной Германии и должны компенсировать разницу между финансовой поддержкой новых земель по сравнению со старыми. Ежегодные ассигнования выделяются с постоянным сокращением суммы. Например, в 2005-2006 гг. предусматривалось выделение по 10,5 млрд евро, в 2007 г. - 10,4; в 2008 г. - 10,2; 2009 г. -
9.5. К 2013 г. сумма сокращалась до 6,5 млрд, в 2017 г. составила
3.6, а в 2019 — 2,1 млрд евро. Корзина II включает в себя дополнительно 51 млрд евро так называемых непропорциональных средств из федерального бюджета. Средства Корзины II должны быть направлены в следующие сферы: экономика; инновации, исследования и разработки; трафик, ЖКХ, спорт и пр.5
3 Fonds Deutsche Einheit 1990-1994. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Navigation/DE/The-men/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Bund_Laender_Finanzausgleich_ und_Aufbau_Ost/Fonds_Deutsche_Einheit/fonds_deutsche_einheit. html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
4 Solidarpakt II von 2005 bis 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Navigation/DE/ Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_Laen-der_Finanzbeziehungen/neuregelung_der_bund_laender_finanzbezie-hungen.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
5 Ibid.
Завершение реализации Solidarpakt II в 2019 г. не означает прекращение финансирования востока ФРГ. С 2020 г. предполагается перестройка федеральных финансовых отношений. Новые правила финансовых отношений выступают в качестве одной из наиболее важных тем в повестке дня парламентской сессии бундестага. Главным принципом, которого предполагается придерживаться, является создание эквивалентных жизненных условий. О значении этих средств для Восточной Германии говорит то, что, например, в 2013 г. поступления из федерального бюджета по программе Solidarpakt II составляли 14-16 % от общих расходов восточногерманских земель, а в Берлине 20 %6.
Восстановление востока и ликвидация диспропорции во многом зависели от реконструкции промышленности на территории бывшей ГДР. На замедленную реиндустриализа-цию Восточной Германии в 1990-х — начале 2000-х гг. оказывали влияние три фактора: исторический, географический и системный. Историческое измерение восходит еще к началу ХХ в.: промышленное ядро Германии находилось не только на западе, но и востоке. После Второй мировой войны экономические показатели советской зоны были на 20 % выше, чем в американской и французской оккупационных зонах, и только на 10 % ниже, чем в британской зоне с ее промышленным центром в районе Рейн-Рур. Центральная Германия, в частности, Саксония, Тюрингия, Южная Саксония-Анхальт, а также столичный Берлин и Бранденбург были одними из традиционных промышленных центров не только Германии, но и Европы. До войны, например, в 1939 г. промышленное производство на востоке Германии на 20 % превышало западно-германское7. И это была не просто концентрация заводов. Эти регионы олицетворяли собой предпринимательскую инициативу, смелость, рыночные навыки, ориентированность на клиента, дух профессионализма, инженерное искусство,
6 Solidarpakt II von 2005 bis 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter neue laender.de/BNL/Navigation/DE/The-men/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_Laender_ Finanzbeziehungen/neuregelung_der_bund_laender_finanzbeziehun-gen.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
7 Braun G. Historische und gesamtwirtschaftliche Zusammenhänge // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 10.
мотивированный и высококвалифицированный потенциал. Географическое измерение вращается вокруг искусственного раздела Германии после Второй мировой войны. Отток населения на запад означала потерю высококвалифицированных специалистов и руководителей, врачей, инженеров, исследователей и предпринимателей, что стало одной из экономических причин падения востока, и в то же время сформировала основу для подъема запада. Системное измерение коренится в разнице экономических моделей. Рыночное хозяйство на западе и централизованное командное на востоке обусловили внутренние противоречия после объединения. Свою роль сыграли практика ценообразования и плановая бюрократия.
С объединением, переходом от плановой экономики к рыночной произошла потеря рынков сбыта в Восточной Европе, возросла конкуренция с западногерманской и международной промышленностью. Ослабляло позиции восточногерманской промышленности отсутствие доступа к инновационным отраслям, корпоративным центрам. В 1992 г. в новых федеральных землях было произведено только 3,5 % промышленной продукции единой Германии. Как следствие, на востоке резко выросла безработица и упали доходы населения.
Для составления картины о нерешенных проблемах воссоединения представляют значительный интерес Отчеты о германском единстве. В конце 1990-х г. на первом месте в них находились не экономические задачи, а достижение суверенитета, что обусловило содержание документа 1997 г. В нем заметное место занимали бундесвер, полиция, оформление правосудия, реабилитация членов СЕПГ8. Экономические вопросы оказались вторичны по отношению к организационно-интеграционным проблемам. Отдельный параграф был посвящен программе восстановления востока и фонду «немецкого единства». Безопасность социальной системы была поставлена на третье место. Завершали отчет экологическая и научная тематика, образование и технологии. Обзор 1997 г. стал скорее постановкой проблемы, чем выводом о реальных достижениях первых лет единства.
8 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 1997. S. 19. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL / Redaktion/DE/Downloads / Publikationen/ Be-richte/jahresbericht_de_1997.html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
В 1998 г. на федеральных выборах ХДС/ХСС потерпели поражение, и правительство сформировала коалиция СДПГ и Союз-90/Зеленые, чье соглашение содержало отдельную главу, посвященную германскому единству9. Она указывала на приверженность Пакту солидарности и стремлению продолжать реконструкцию востока. Для этого новое правительство взяло на себя обязательство осуществить программу «Будущее Востока». Ее комплексные меры объединяли укрепление производственной базы, в том числе малых и средних предприятий; развитие экологических инноваций, расширение восточногерманского исследовательского ландшафта; продвижение экспорта восточногерманских товаров; развитие инфраструктурных программ (социальное и экологическое обновление и благоустройство городов). Таким образом, наивысший приоритет отдавался экономическому восстановлению Восточной Германии.
По первым отчетам рубежа 1990-х-2000-х гг. можно проследить отдельные результаты единства. Документ 2000 г. подчеркивал, что спустя десять лет после объединения «доходы на душу населения и производительность восточной немецкой экономики увеличились более чем в два раза»10. Чистый доход населения на востоке составил почти 90 % от уровня Западной Германии. Как особое достижение указывалось создание более полумиллиона новых конкурентоспособных рабочих мест, как правило, в малых и средних предприятиях. Это наметило тенденцию к снижению безработицы на востоке, хотя в 1999 г. она по-прежнему была вдвое выше, чем на западе. В качестве причины, отчет называет не «отсутствие производительности или изобретательности, а размер задачи и период, необходимые для экономической реструктуриза-
9 Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90/Die Grünen. Bonn, 20. Oktober 1998. S. 7. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spd.de/fileadmin/Doku-mente/Beschluesse/Bundesparteitag/koalitionsvertrag_bundespartei-tag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
10 Jahresbericht 2000 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 8. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftrag-ter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2000.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
ции. Отчет 2000 г. показал темпы восстановления востока на примере роста ВВП на душу населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Темпы роста ВВП на душу населения в ФРГ в 1990-х гг. (%)11
Часть ФРГ Годы
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Запад 0,3 -1,1 2,2 1,8 1,3 2,2 1,8 1,0
Восток 28,5 13,3 8,8 3,1 3,7 3,0 1,2 2,1
Важной причиной отставания новых земель было названо резкое падение экономической деятельности на востоке в первые годы объединения, темпы и масштабы которого не были преодолены за десять лет: «За короткое время промышленное производство товаров в Восточной Германии сократилось примерно на половину... падение составляло почти 70 %». Развитие производительности труда на протяжении 1990-х гг. на востоке (в % от западногерманской производительности) продолжала оставаться довольно низкой. В 1995 г. она составляла 56,2 %, в 1997 г. 60,3 %12.
К концу 1990-х гг. наметился рост в ряде отраслей, в частности, в обрабатывающей промышленности. Ее доля в добавленной стоимости постоянно росла, составляя в 1998 г. 17,6 %, тогда как в 1994 г. она была 14,2 %. Определенное влияние оказало увеличение зарубежного товарооборота. Экспорт Восточной Германии в этих отраслях экономики рос быстрее, чем аналогичный экспорт в Западной Германии. С 1996 по 1999 гг. экспорт восточной немецкой промышленности увеличился почти на 90 % до 31,0 млрд немецких марок.
Решению экономических задач способствовали принципы, положенные в основу выравнивания «восток-запад». К ним следует отнести, во-первых, мероприятия с долгосрочным эффектом: постепенное освобождение от налогов и сборов для работников и предприятий в рамках налоговой реформы 2000 г.; постепенное снижение ставки налога на при-
11 Jahresbericht 2000 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 91. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftrag-ter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/Be-richte/jahresbericht_de_2000.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (Behandlungsdatum; 28.04.2019).
12 Ibid. S. 14.
быль (минимальной до 15 % и максимальной до 42 %); снижение взносов в пенсионное страхование; структурные реформы в сфере социального страхования. Во-вторых, мерой выравнивания было избрано увеличение инвестиций в научные исследования, образование и науку (в 2000 г. на научные исследования было выделено более 3 млрд немецких марок). Целью являлось повышение инновационной способности восточногерманских предприятий. В-третьих, продвижение восточной экономики. Основное внимание планировалось уделить разработке новых инновационных продуктов и услуг, укреплению капиталовложений и рентабельности предприятий, а также повышению квалификации молодых людей и работников. В частности, развитие университетской научно-исследовательской инфраструктуры. В-четвертых, расширение инфраструктуры (транспорт, телекоммуникации, улучшение жилищной среды). В общей сложности для поддержки инфраструктуры в бюджете в 2000 г. было заложено 19 млрд немецких марок, из них около 3,6 млрд предназначались для капитального ремонта железнодорожных путей. На градостроительную программу «Социальный город» выделялось 520 млн немецких марок. В-пятых, активная политика на рынке труда, которая должна была способствовать поощрению занятости, а не финансированию безработицы. Планировалось, что к 2005 г. на поощрение интенсивного сотрудничества предприятий и образовательных учреждений будет выделено 500 млн немецких марок.
Заметное место в отчетах заняли социальные проблемы: материальное обеспечение пенсионеров, реформа здравоохранения, роль женщин на рынках труда. Например, размер пенсии, получаемой после 45 лет трудового стажа лицами со средним заработком в новых землях составил в 2000 г. только 87 % от уровня Западной Германии (в соотношении примерно 1 752 немецких марок к 2 020 немецких марок). Разница проистекала оттого, что пенсия, как правило, являлась их единственным доходом, а на западе доход пенсионеров мог зависеть от владения ценными бумагами или недвижимостью.
Существенной проблемой спустя десять лет после объединения продолжала оставаться система здравоохранения. Отчеты отмечают успешную адаптацию восточногерманской системы к западногерманским стандартам и совершенство-
вание законодательства. Закон, вступивший в силу 15 января 1999 г. был посвящен укреплению солидарности в правовой системе медицинского страхования. Больничные кассы на востоке получили дополнительную финансовую помощь, что вы итоге должно было привести к созданию равных условий для медицинского страхования на западе и востоке13.
Совершенствование гендерной политики в отчетах рассматривалось на примере программы «Женщина и профессия». Она была направлена на расширение возможностей для работы и карьерного роста; сокращение дискриминации; содействие сочетанию семейных и трудовых обязанностей и более активное участие мужчин в семейной работе; увеличение доли женщин в обучении и научных исследованиях. Особое внимание уделялось повышению квалификации женщин в перспективной IT-сфере.
Федеральные выборы 2002 г. вновь принесли победу коалиции социал-демократов и зеленых. Партии объявили о намерении продолжить курс на ослабление государственного регулирования в экономике и социальной сфере. Целью объявлялось «умножение» рабочих мест и создание равных условий жизни на востоке и западе, для чего предполагалось продлить Пакт солидарности. Результатом деятельности второй красно-зеленой коалиции стала комплексная широкомасштабная социальная программа Agenda 2010 («Повестка дня 2010»). Отчеты о германском единстве за 2002-2005 гг. констатируют продолжающийся рост ВВП и стабильный промышленный рост14. По данным отчета за 2005 г. шло медленное сокращение числа работников, подлежащих социальному страхованию (например, в 2004 г. оно уменьшилось до 5 млн 039 тыс., сократившись на 151 тыс. человек)15. Довольно много внима-
13 Jahresbericht 2000 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 42. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftrag-ter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2000.pdf?_blob=publicationFile&v=4 (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
14 Jahresbericht 2005 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 142. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftrag-ter-neue-laender. de / BNL/Redaktion/DE/Downloads / Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2005.pdf?_blob=publicationFile&v=5 (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
15 Ibid. S. 20.
ния в документе уделено нерешенным проблемам. В их ряду назывались сохранение необходимости реформ налоговой системы и рынка труда, социального обеспечения, сокращения бюрократии. В качестве ключевого вызова отмечался высокий уровень безработицы, а причины — инвестиционный дефицит на предприятиях востока. Всеобъемлющим инструментом решения называлась Agenda 2010. Повестка для 2010 должна была повлиять на ответственность граждан, способствовать росту солидарности общества, что в свою очередь должно было решить демографические проблемы. Особое внимание уделялось пособиям по безработице Arbeitslosengeld II (ALG-II). В 2005 г. государство выделило на них 6,55 млрд евро, из которых 42 % направлялись в новые земли.
Решение проблем, вызванных объединением, было невозможно без реконструкции промышленности. Для этого создавались так называемые региональные центры развития. Они определялись на основе взаимодействия отраслевых приоритетов, производственных сетей и оценки занятости. Ими стали: химическое производство в Мерзебурге, производство микроэлектроники в Дрездене, автомобилестроение в Эйзе-нахе, медицина и биотехнологии в Берлине, верфи в Грайфс-вальде.
В 2005 г. Г. Шредер подал в отставку и на досрочных федеральных выборах победу одержал союз ХДС/ХСС-СДПГ. Отчеты за 2006-2017 гг. это своего рода «гимн» постепенному экономическому подъему востока: «Безработица снизилась по всей Германии, а средний доход возрос». Однако, несмотря на то, что восточногерманские земли «выиграли от этого развития», по-прежнему сохраняются «значительные региональные различия в доходах, занятости и экономической мощи»16. Традиционно отчеты отмечают как позитивные явления, так и негативные. Наиболее пристальное внимание уделено экономическому развитию Восточной Германии, ее конкурентоспособности на международном уровне. В частности, доля промышленности в валовом производстве Восточной Германии в первое десятилетие XXI в. стал выше, чем в Европейском
16 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S 12. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftrag-ter-neue-laender. de / BNL/Redaktion/DE/Downloads / Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Союзе. Некоторым восточногерманским регионам, таким как Йена и Лейпциг, удалось обогнать западногерманские регионы в экономической мощи. ВВП на душу населения в Восточной Германии в 2016 г. составил 73,2 % от Западной Германии.
Ставка на региональное развитие в Германии в начале XXI в. обусловлена особенностями экономической модели, которую принято называть «штандортной» (Standortpolitik). Определение трудно перевести на русский язык. Буквально это «экономическое местоположение», а по смыслу — «хозяйственно-политическое пространство» с учетом преимуществ и недостатков. Таким образом, штандорт каждой земли должен становиться двигателем ее экономики. Политика, направленная на повышение хозяйственно-политической привлекательности земель, является одной из важнейших задач государства. Сопоставление отчетов о германском единстве с данными анализа состояния промышленности на востоке ФРГ позволяет увидеть позитивные перемены. Так, «Атлас индустриализации новых федеральных земель», опубликованный в 2013 г. по результатам исследования, проведенного сотрудниками Института региональных исследований им. Лейбница (Leibniz-Institut für Länderkunde), Института предпринимательства и регионального развития Университета Ростока (Institute for Entrepreneurship and Regional Development at the University of Rostock) и Управления пространственных исследований, пространственного планирования и геоинформации (Büro für Raumforschung, Raumplanung und Geoinformation) показывает изменения промышленного ландшафта бывшей ГДР.
Конвергенция между Восточной и Западной Германией наиболее заметна в промышленной сфере. Она является двигателем реконструкции востока и уравновешивания экономик новых и старых земель. На востоке развивается производство оптики (Эрфурт, Берлин, Бранденбург), автомобильное и железнодорожное (Хемниц, Айзенах, Берлин, Росток, Баут-цен), стекло, керамика, фарфор (Иена), дерево, бумага, мебель (Висмар, Майнинген), машиностроение (Дрезден, Хемниц, Цвикау, Лейпциг, Берлин, Магдебург), электротехника (Франкфурт-на-Одере, Дрезден, Берлин), медицинское оборудование (Иена, Эрфурт, Лейпциг, Берлин, Росток, Котбус). Присутствует на востоке сфера ресайклинга, нано-техноло-гий и энергетики. Крупнейшими промышленными центрами
востока стали Дрезден и Лейпциг. И все же в 2012 г. промышленное производство новых федеральных земель составляло всего 8,9 % от общего объема промышленного производства Германии, а Берлин — 10,7 %17. Лидерство Берлина во многом обусловлено развитием технологических и инновационных парков. На территории столицы расположены 11 технопарков. В их числе "Siemens Technopark" (коммуникационные технологии, IT, мультимедиа), "Technologie-Park" Humboldthain (IT, логистиа), Innovationspark Wuhlheide (фармакология, биотехнология, оптическая электроника, энергетика), "Biotech Park Campus Berlin Buch" (медицинская техника и фармакология), "Berlin Biotech Park" (микроэлектроника, фармакология, биотехнология), "Technologie-Gründerzentrum Spreeknie" (оптика, IT, наноэлектроника)18. Еще более разнообразны исследования и производство в Бранденбурге (помимо вышеназванных это авиация, текстиль, керамика, деревообработка, мебель, химия). Однако в целом западные земли остаются пока лидерами в инновационном развитии. Из 15 высокотехнологических кластеров, определенных государством в качестве региональных лидеров, только два расположены на востоке. Это "Cluster Cool Silicon" (исследования и разработка в области энергоэффективных ИКТ) в Дрездене (Саксония) и Cluster BioEconomy (использование непищевой биомассы в качестве энергоресурса) в Лойне (Саксония-Анхальт)19.
Промышленное развитие до некоторой степени обусловило постепенный рост ВВП на душу населения. В 2017 г. средний показатель в Германии составил 39 тыс. 477 евро (брутто). На востоке эта цифра варьировалась от 26 тыс. в Мекленбур-ге-Передней Померании до 38 тыс. в Берлине. На западе она составил 35 тыс. в Шлезвиг-Гольштейне и 64 тыс. в Гамбурге20.
17 Braun G, Güra T. Die Industrie als Motor der wirtschaftlichen Entwicklung // Braun G, Güra T, Henn S, Lang T, Schürmann C, Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 7.
18 Güra T. Berlin: Hauptstadt mit kreativer Gründerszene // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 53.
19 Белов В. Б. Хозяйственно-политическое и социально-экономическое пространство Германии // Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред. В. Б. Белов. М., 2015. С. 74.
20 Bruttoinlandsprodukt (BIP) je Einwohner nach Bundesländern im Jahr 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/statistik/da-
Сохранение «малозначительности» восточногерманской экономики может объясняться отсутствием крупных корпораций: ни одно восточное немецкое предприятие не зарегистрировано в индексе DAX, немногие крупные компании имеют свои штаб-квартиры в Восточной Германии. Кроме того, многие восточногерманские предприятия являются частью западногерманских корпораций и, таким образом, частично ограничены возможностями их развития. Как следствие восточный германский средний класс не может являться основой экономики.
Позитивные перемены в отчете связываются с рынками труда. По предварительным подсчетам Федерального статистического ведомства, в Германии в 2016 г. численность работающих достигла наивысшего уровня с момента воссоединения и составила 43,6 млн человек. В 2016 г. безработица в Восточной Германии составила 8,5 %, а в Западной Германии — 5,6 %. Таким образом, разрыв в уровне безработицы составил 2,9 %, тогда как в начале 2000-х гг. он составлял 10 %21. Интересно, что отчеты, опубликованные спустя 25 лет после объединения, называют в целом те же причины отставания востока. В качестве ключевых звучат: демографические изменениями, низкая плотность поселений на востоке, структурные и финансовые слабости общин: «Значительное влияние оказывают снижение численности населения, особенно во многих сельских регионах Восточной Германии, а также увеличение доли пожилых людей». В качестве стабильных позитивных перемен звучит увеличение средней заработной платы, рекордно высокий уровень социального страхования: «экономический подъем положительно сказался на жизни подавляющего большинства людей. От этого развития выиграли восточногерманские регионы». Германия имеет один из самых низких уровней безработицы в Евросоюзе. Тем не менее, региональные различия в уровнях безработицы по-прежнему больше, чем в аналогичных странах ЕС, например, во Франции или Великобритании.
ten/studie/73061/umfrage/bundeslaender-im-vergleich-bruttoinlandspro-dukt (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
21 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S. 28. [Elektronische Ressource]: URL: //https://www.beauftrag-ter-neue-laender. de / BNL/Redaktion/DE/Downloads / Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Решение проблем, предлагаемое в 2017 г., отличается от подходов начала 2000-х гг. Акцент делается на развитии экономической самостоятельности регионов, сокращении или предотвращении долгосрочной зависимости от федеральных трансфертов. По мнению авторов отчета, регионы больше должны поддерживать инвестиции в инфраструктуру, образование и инновации. Характерной чертой документов стал учет новых явлений в Евросоюзе как факторов внутреннего диспаритета. В частности, подчеркивается, что с выходом Великобритании ВВП на душу населения в ЕС снизится и, следовательно, Союз в среднем, становится чисто статистически «беднее». Это может привести к тому, что в перспективе немецкие регионы будут получать прибыль в меньшей степени.
На фоне истечения срока действия Пакта солидарности II и возникновения новых проблем, в коалиционном договоре 2018 г. федеральное правительство поставило задачу ввести к 2020 г. общегерманскую систему для слабых структурных регионов. Она включает в себя интегрированную систему дополнительных федеральных мер, направленных на обеспечение равных жизненных условий во всех структурных слабых регионах (на востоке и западе) в соответствии с едиными критериями. Благодаря комплексному подходу планируется достигнуть высокой эффективности поддержки регионов.
Важнейшими методами восстановления востока, предлагаемыми в 2016-2017 гг. стали поощрение инвестиций, инноваций и интернационализация. Финансирование является центральным инструментом федерального правительства в поддержке структурно слабых регионов. Поощрение ведется через общегерманские и региональные программы. Например, с начала 2007 г. были одобрены более 1500 индивидуальных и совместных проектов с объемом субсидий более 1 млрд евро. По всей Германии в них участвовало более 2500 малых и средних предприятий. В рамках программы «Поддержка малых и средних предприятий», начатой в августе 2016 г., оплачивается разработка новых продуктов, процессов, услуг или бизнес-моделей в сетях и кластерах. В 2017 и в начале 2018 гг. 13 совместных проектов были организованы преимущественно в Восточной Германии, в том числе в области биотехнологии, морской техники, энергетики и экологии, а также информационных и коммуникационных технологий.
Сумма субсидий на проекты в Восточной Германии составила около 18 млн евро. В период с 2006 по 2016 гг. было осуществлено 66 транснациональных научно-исследовательских проектов "Collective Research Networking" (CorNet) с участием исследовательских институтов новых федеральных земель. Общий объем финансирования составил 18,2 млн евро. Партнерами CorNet стали Польша, Чехия, Перу и канадский регион Квебек. Сумма средств выплаченных на научные исследования на востоке составили 32 млн 849 тыс. евро22. Из них 21 млн 832 тыс. были направлены в Саксонию.
Таким образом, компаративный анализ отчетов о состоянии германского единства показывает, что процесс выравнивания восточной немецкой экономики в целом развивается уверенными темпами. Доля промышленности в валовом производстве в Восточной Германии выше, чем в Европейском Союзе, а некоторым восточногерманским регионам удалось обогнать западногерманские регионы по экономической мощи. В тоже время, региональные различия все еще существуют, требуя от федерального правительства сохранения вливаний для поддержки социально-экономического развития. Отчеты о германском единстве отражают состояние немецкой экономики и социальной сферы, рассматривают текущие вызовы, структурные изменения и описывает действия федерального правительства по решению этих проблем.
Источники
Aufbau Ost. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.
de/wf/de/71.12828 (Behandlungsdatum: 26.04.2019). Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90/Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. S. 7. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Bundespar-teitag/ koalitionsvertrag_bundesparteitag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 26.04.2019). Bruttoinlandsprodukt (BIP) je Einwohner nach Bundesländern im
22 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S. 24. [Elektronische Ressource]: URL: //https://www.beauftrag-ter-neue-laender. de / BNL/Redaktion/DE/Downloads / Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
204
Jahr 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista. com/statistik/daten/studie/73061/umfrage/bundeslaender-im-vergleich-bruttoinlandsprodukt (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Fonds Deutsche Einheit 1990-1994. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Navigation/ DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Bund_Laender_ Finanzausgleich_und_Aufbau_Ost/Fonds_Deutsche_Einheit/ fonds_deutsche_einheit.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 1997. S. 19. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/ Downloads/Publikationen/Berichte/jahresbericht_de_1997. html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Jahresbericht 2000 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 42. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. beauftragter-neue-laender.de/ BNL /Redaktion/DE / Downloads /
Publikationen/Berichte/jahresbericht_de_2000.pdf?__
blob=publicationFile&v=4 (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Jahresbericht 2005 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 20. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. beauftragter-neue-laender.de/ BNL /Redaktion/DE / Downloads /
Publikationen/Berichte/jahresbericht_de_2005.pdf?__
blob=publicationFile&v=5 (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S. 28. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/ Downloads/Publikationen/Berichte/jahresbericht_de_2017. html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
SolidarpaktIIvon2005bis2019. [ElektronischeRessource]:URL:https:// www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Navigation/DE/ Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_ Laender_Finanzbeziehungen/neuregelung_der_bund_laender_ finanzbeziehungen.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Литература
Белов В. Б. Хозяйственно-политическое и социально-экономическое пространство Германии // Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред. В. Б. Белов. М., 2015. С. 54-77.
Braun G., Güra T. Die Industrie als Motor der wirtschaftlichen Entwicklung // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 6-9. Braun G. Historische und gesamtwirtschaftliche Zusammenhänge // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 10-11. Güra T. Berlin: Hauptstadt mit kreativer Gründerszene // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 52-53.
Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].
Unsolved Problems of Modern Germany according to the Reports of the Federal Government about the Standing of German Unity
The article presents the analysis of the reports presented by the Office of the Plenipotentiary of the Federal Government for the Affairs of the New Federal Lands, devoted to the restoration of the economy of the East Germany at the turn of the 20th and 21st centuries. The article addresses the consideration of the Covenants of Solidarity aimed at reconstructing the east of the country, reducing unemployment and reducing dependence on the West Germany. Particular attention is paid to the reasons for the lagging of the east and the factors that influenced it (historical, geographical and systemic).The article considers the content of the equalization processes, which were manifested in the restoration of industrial enterprises and the increase in the level of GDP per capita. The author analyzes the basic principles behind the Aufbau Ost program (reconstruction of the east): the measures with a long-term effect; increasing investment in research, education and science; promotion of the eastern economy; expansion of infrastructure (transport, telecommunications, improvement of the housing environment). The author conducts a comparative analysis of the reports and identifies both positive examples of the reconstruction of the east of Germany (the growth of innovative industrial enterprises) and negative ones (preservation of the "low importance" of eastern industry in the total share of the country). The key methods of restoring the east: innovation and internationalization are also considered. As a result, the author comes to the conclusion that the leveling process of the East German economy as a whole is developing at a confident pace. The share of industry in gross production in the East
Germany is higher than in the European Union, and some East German regions managed to overtake West German regions by economic power.
Key words: Germany, federal government, regional disproportion, East Germany, West Germany, reconstruction of the east.
Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].
References
Primary sources
Aufbau Ost. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/ de/71.12828 (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90/Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. S. 7. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spd.de/fileadmin/ Dokumente/Beschluesse/Bundesparteitag/koalitionsvertrag_ bundesparteitag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Bruttoinlandsprodukt (BIP) je Einwohner nach Bundesländern im Jahr 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/ statistik/daten/studie/73061/umfrage/bundeslaender-im-vergleich---bruttoinlandsprodukt (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Fonds Deutsche Einheit 1990-1994. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Navigation/ DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Bund_Laender_ Finanzausgleich_und_Aufbau_Ost/Fonds_Deutsche_Einheit/fonds_ deutsche_einheit.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit1997. S. 19. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter-neue-laender. de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/Berichte/ jahresbericht_de_1997.html (Behandlungsdatum; 28.04.2019).
Jahresbericht 2000 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 42. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter neue laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/
Berichte/jahresbericht_de_2000.pdf?__blob=publicationFile&v=4
(Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Jahresbericht 2005 der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit. S. 20. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.beauftragter neue laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/
Berichte/jahresbericht_de_2005.pdf?__blob=publicationFile&v=5
(Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S. 28 . [Elektronische Ressource]:URL: https://www.beauftragter-neue-laender.
de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/Berichte/ jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 28.04.2019).
Solidarpakt II von 2005 bis 2019. [Elektronische Ressource]: URL: https:/ / www.beauftragter-neue-laender. de/ BNL / Navigation/ DE / Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_ Laender_Finanzbeziehungen/neuregelung_der_bund_laender_ finanzbeziehungen.html (Behandlungsdatum: 26.04.2019).
Secondary sources
Belov V. B. Khoziaistvenno-politicheskoe i sotsial'no-ekonomicheskoe prostranstvo Germanii // Sovremennaia Germaniia. Ekonomika i politika / Otv. red. V. B. Belov. Moscow, 2015. S. 54-77.
Braun G., Güra T. Die Industrie als Motor der wirtschaftlichen Entwicklung // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 6-9.
Braun G. Historische und gesamtwirtschaftliche Zusammenhänge // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 10-11.
Güra T. Berlin: Hauptstadt mit kreativer Gründerszene // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 52-53.