Научная статья на тему '«Непрофильные» специальности технического университета'

«Непрофильные» специальности технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ГУМАНИТАРНЫЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ТЕХНИЧЕСКИЙ / ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин Владимир Андреевич, Дмитриев Виктор Васильевич, Улезько Валерий Викторович

Рассмотрены вопросы целесообразности подготовки специалистов гуманитарного и социально-экономического профилей в техническом вузе. Отмечается значимость союза технического и гуманитарного начал не только в вузе, но и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Непрофильные» специальности технического университета»

В.А. БОРОДИН, профессор, декан В.В. ДМИТРИЕВ, декан В.В. УЛЕЗЬКО, начальник отдела Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Вопрос о целесообразности подготовки специалистов гуманитарного и социально-экономического профилей в техническом вузе не перестает быть предметом широких дискуссий. Практика сосуществования гуманитариев и «технарей» в университете показывает, что спор этот имеет скорее традиционно-формальный характер, истоки которого предопределены далекими уже 1960-ми годами - временем благородных интеллектуальных поединков "физиков" и "лириков". Нынешнее содержание дискуссий, отражая реалии времени, подтверждает преемственность поколений, диалектику их развития, стремление молодежи к возвышенному и прекрасному.

Модернизация высшей школы, проводящаяся уже более 15 лет, началась с гуманитарных специальностей. В начале 90-х гг. прошлого века в высшей школе перестала существовать система общественных наук. Однако гуманитарии и представители социально-экономических дисциплин быстро среагировали на изменившуюся ситуацию, связанную с преподаванием и подготовкой специалистов в этой сфере. Так, в АлтГТУ были открыты гуманитарный факультет, инженерно-экономический факультет (сегодня Институт экономики и управления региональным развитием), факультет социально-культурного сервиса и туризма, экономические специальности на факультете информационных технологий и бизнеса. Сегодня в университете на гуманитарных и социально -экономических специальностях обучается около 2456 человек. При этом 1082 получают высшее образование на бюджетной основе, а 1324 человека обучаются на внебюджетной основе, что является весомой финансовой поддержкой для университета.

«Непрофильные» специальности технического университета

Изначально эти структуры были восприняты интеллектуальной элитой политехнического вуза как инородное тело, несовместимое с традиционными представлениями о высшей инженерной школе. Приверженцы кастовой чистоты политехнического знания настороженно и с долей сарказма встретили непривычные для слуха специальности «Регионоведение», «Мировая экономика», «Социальнаяработа», «Социально-культурный сервис и туризм», «Реклама» и другие. Традиции партийно-политической системы, контролировавшей всю жизнь высшей школы, пережитки идеологизации науки и образования, олицетворяемой кафедрами истории КПСС и научного коммунизма, усиливали это внутреннее неприятие. Но время стремительно внесло свои поправки. Эпоха глубоких политических и социокультурных перемен очистила представления многих людей от балласта прошлого. Гуманизация, как главное на-

78

Высшее образование в России • № 4, 2009

правление развития высшей школы, растворила снобизм технократов, вытеснила стремительно оскудевшую идеологию умирающей партии. Процесс приобрел необратимый характер, и «варяги»-гуманитарии стали достойными и полноправными членами вузовского сообщества.

Во-первых, гуманитарные факультеты и кафедры позволили Алтайскому политех-ническомуинституту получить статус университета в 1992 г.

Во-вторых, конкурс на так называемые непрофильные специальности в течение нескольких последних лет остается стабильно высоким: в среднем - 10 человек на место при среднем университетском конкурсе 4 человека на место. Особенно высоким остается конкурс в последние годы на такие специальности, как «Финансы и кредит » - 26 человек, «Социально-культурный сервис и туризм» - 15 человек, «Социальная работа» - 13 человек, «Реклама» -12 человек.

В-третьих, по мере развития международных связей также возросло значение гуманитарной и социально-экономических структур в Алтайском государственном техническом университете. Именно кафедры гуманитарной и экономической направленности задавали и задают тон в реализации таких международных проектов, как TEMPUS, Erasmus Mundus, активно участвуют в программах по развитию международных связей с университетами стран дальнего и ближнего зарубежья (Италии, Польши, Франции, Англии, США, Германии, Китая, Монголии, Вьетнама, Казахстана и др.).

В-четвертых, в наше прагматичное время особенно возрастает роль гуманитарных дисциплин, формирующих общую культуру, утверждающих гуманистические идеалы и помогающих развиваться духовно. Неслучайно именно в структуре гуманитарного факультета открыт «Центр культуры», где ежемесячно для всех студентов АлтГТУ проводятся тематические выставки художников, встречи с писателями, по-

этами, видными учеными России, Сибири, Алтайского края. Гуманитарные кафедры «Регионология», «Реклама и культурология » организуют и проводят конференции, посвященные великим мыслителям и историческим событиям. Так, например, в нашем университете проходят ежегодные Гумбольдтовские чтения (Александр Гумбольдт - известный исследователь Алтая) и Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные «Дням славянской письменности и культуре ». Ежегодно кафедра «Рекламы и культурологии» организует «Фестивали рекламы», на которых свое творчество демонстрируют учащиеся этого факультета, а также студенты других, в том числе технических, специальностей.

В-пятых, роль гуманитарных и экономических специальностей возрастает по мере развития в университете системы получения второго дополнительного образования для студентов технических специальностей. Так, на факультете дополнительного образования студенты технических специальностей получают второе образование по специальностям «Реклама», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Экономика управления производством» и другим весьма востребованным сегодня профилям,

что позволяет им стать высококвалифицированными специалистами-универсалами и справляться с решением широкого круга задач.

Инженеры-технологи, инженеры-эксплуатационники, инженеры-конструкторы теперь не просто соседствуют с гуманитариями в пространстве и времени - они гармонично дополняют, обогащают друг друга на личностном уровне. Это происходит как в период занятий, так и вне учебы, особенно во время проведения культурно-мас-совыхи спортивных мероприятий, научных конференций, в читальныхзалах вузовской библиотеки, в Интернет-клубах, в студенческих общежитиях. Отметим, что именно студенты-гуманитарии составляют ядро политеховской команды КВН, шоу-театра «Калейдоскоп», ансамбля бального танца «Вернисаж» и других творческих коллективов. Приход в политех гуманитариев усилил художественно-эстетическую и нравственно-этическую компоненты вузовской жизни. Что не менее и даже более важно: именно студенты-гуманитарии значительно подняли планку успеваемости в вузе, во многом изменив представления студентов-технарей о содержании высшего образования, его роли в обществе.

Такое соседство изменило также психологию, дидактические позиции преподавателей. Математики, физики, химики, экономисты, историки, философы, психологи, юристы, социологи и политологи, читая общие для технарей и гуманитариев курсы, придают своим общеобразовательным учебным дисциплинам универсальный, интегра-тивный характер, намеренно привнося в них как изящность точных наук, так и элементы социокультурного контекста, идеи гуманизма.

Таким образом происходит гуманитаризация инженерного образования, а социально-экономическое и гуманитарное знание прирастает необходимой естественно-научной компонентой. Это очень напоминает методвеликого Ландау, который требовал от будущих физиков энциклопедических

гуманитарных познаний. Само понятие «гуманитарный», т.е. проникнутый непосредственной заботой о человеке, стало подразумевать в качестве своей основы, по словам А.Ф. Лосева, не только сумму знаний по гуманитарным наукам, но и особое состояние ума, умонастроенность.

Сам факт наличия гуманитарных специальностей в техническом вузе придает своеобразный шарм учебному заведению, расширяет его научно-образовательные возможности, повышает привлекательность, нейтрализует жесткость технократической среды.

В свою очередь, процесс социализации и формирование коммуникативных навыков помогает выпускникам АлтГТУ адаптироваться в рыночно-конкурентной среде, быстрее освоить психолого-педагогические тонкости производственно-экономических отношений, успешнее преодолевать психологические барьеры в работе с персоналом.

Нелишне отметить, что именно выпускники политеха, окончившие экономические программы, в содружестве с инженерами сформировали в 90-е гг. базу малого и сред-

Ш "

% . ёГ\

} ® \Л

80

Высшее образование в России • № 4, 2009

него бизнеса в нашем крае. Сегодня сама жизнь в еще большей степени сближает и объединяет сферы их интересов и занятости, а прежняя преднамеренная сегрегация отвергается как рудимент классовой идеологии.

Что же касается актуальности изучения экономических дисциплин в технических вузах студентами инженерных специальностей, то для решения этого вопроса достаточно вспомнить недалекое прошлое, когда во второй половине 80-х гг. была развернута широкая дискуссия о необходимости усиления экономической подготовки и обучения основам менеджмента студентов инженерных специальностей. Это диктовалось внедрением новых условий хозяйствования и рыночных механизмов управления на предприятиях реального сектора экономики. Технические вузы в этих условиях не только усилили экономическую подготовку в рамках образовательных программ инженерного профиля, но и открыли ряд специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Большинство образовательных программ по данным направлениям сориентированы на подготовку экономистов и организаторов промышленного производства с учетом отраслевой и рыночной специфики. Мы считаем этот подход особенно актуальным сегодня, когда экономика страны переживает сложный период перехода на инновационные рельсы, что безусловно требует не только повышения качества экономического образования будущих инженеров, но и обучения студентов всех уровней ВПО (в частности бакалавров и магистров) производственному, технологическому и инновационному менеджменту. Нет нужды доказы-

вать, что эти специалисты, обладая высокими компетенциями, формируемыми интегрированными знаниями в области инженерных дисциплин,а также в области экономики и организации промышленного производства, составят основу кадрового потенциала экономики XXI в.

В этой связи при оправданном сокращении бюджетных мест по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и другим социально-гуманитарным дисциплинам необходимо отметить, что это сокращение прежде всего связано с перенасыщением рынка труда. Но, по нашему мнению, это не должно вести к неоправданному «выдавливанию» гуманитарных и социально-экономических специальностей из технических университетов и оборачиваться жестким противопоставлением технических и гуманитарных специальностей, технических и классических университетов. Ведь хорошо известно, что любой университет изначально является учебным заведением, студенты которого получают образование в самых разных областях. Как отмечал Владимир Даль, университет - это учебное заведение «по всем отраслям науки ». Истинным предназначением университетов как важнейшей структуры высшего профессионального образования является не только подготовка кадров, но и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посред-

ством получения высшего или послевузовского профессионального образования.

В условиях модернизации ВПО, его интеграции в мировое образовательное пространство особенно обнадеживает и требует поддержки ориентация будущих специалистов производственной сферы на человеческий фактор, на стремление к гармоничному сочетанию природного и техногенно-

го, сведению до минимума разрушительных технологических воздействий на экосферу. Правомерно рассматривать эту трансформацию сознания как неизбежный результат тесного «соседства» технического и гуманитарного начал не только в вузе, но и в обществе. Только на этом основании может быть достигнуто устойчивое развитие государства и социальный прогресс нации.

В.А. СИНИЦЫН, профессор, проректор

Л.В. ШЕВЕЛЕВА, доцент, зав. кафедрой

Аля успешного развития высшего учеб, ного заведения любого уровня - от института до университета - необходимо как его государственное, так и общественное признание. Статус вуза во многом определяется развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО), структура и место которого в общей системе профессионального образования до сих пор еще недостаточно определены ни в законодательной базе, ни в отношении к нему работодателей и общества в целом.

Представителями систем ДПО различных учебных заведений страны неоднократно подчеркивалось, что одной из фундаментальных основ инновационного развития является обеспечение доступности качественных услуг образования, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, которое необходимо для создания инновационной социально-ориентированной экономики.

Ускорение старения знаний и технологий, возрастающая потребность реального сектора экономики, непроизводственной и социальной сферы в квалифицированных руководителях и специалистах, рабочих кадрах, необходимость решения неотложных проблем создания и производства кон-

Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета

курентоспособной наукоемкой продукции в целях укрепления экономической мощи и национальной безопасности государства выдвинули на передний план задачу интенсивного развития дополнительного профессионального образования.

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова известен как один из крупнейших технических вузов Сибири и Дальнего Востока и входит в число 30 лучших технических вузов России. Но кроме основного вида деятельности - подготовки специалистов по инженерным специальностям - АлтГТУ известен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.