Научная статья на тему 'Гуманитарная подготовка инженеров'

Гуманитарная подготовка инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / HUMANITARIAN DISCIPLINES / FOREIGN LANGUAGES / TECHNICAL EDUCATION / PRACTICE AND THEORY OF TRANSLATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL PEDAGOGIC AND PSYCHOLOGY / BUSINESS COMMUNICATION CULTURE / ORGANIZATIONAL SOCIOLOGY / MANAGEMENT STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова Людмила Ильинична, Лешер Ольга Вениаминовна, Филатов Владимир Викторович

Анализ публикаций последнего времени показывает, что очень остро стоит проблема гуманитаризации технического образования. Решение этой проблемы авторы видят в увеличении набора гуманитарных дисциплин в учебном плане общеобразовательных и технических дисциплин, а также в открытии новых гуманитарных дисциплин в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропова Людмила Ильинична, Лешер Ольга Вениаминовна, Филатов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Education of Engineers

The analysis of recent publications shows that there is an essential of humanitarization of technical education. This problem can be solved by incre3asing the number of humanitarian disciplines in the curriculum of general educational and technical disciplines and by offering new humanitarian disciplines at the university.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная подготовка инженеров»

УДК 378

Антропова Л.И., Лешер О.В., Филатов В.В.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ

То, что в нашей системе высшего профессионального образования нужны изменения, оче-ввдно всем. Не так давно основное содержание инженерного образования составляло овладение общенаучными, общетехническими и специаль-ными техническими знаниями. Высшая школа была ориентирована преимущественно на подго-товку специалистов технократического плана, профессионально решающих частные проблемы отдельных сфер человеческого знания.

Гуманитаризация технического знания, усиление аксиологической направленности технического образования - проблема, которую стремятся решать ученые ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» следующими путями:

- увеличение числа гуманитарных дисциплин в учебных планах университета при подготовке бакалавров и магистров;

- изменение содержания и методов преподава-ния традиционных учебных предметов с целью првдания им общекультурного звучания. При таком подходе студенты в процессе обучения получают не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формируются как личности, приобретая комплекс нравственных качеств, необходимых им в дальнейшей жизни. Всё большую роль в современных условиях играют знания в области социологии и политологии, истории, культурологии, педагогики и психологии, иностранного языка.

Речь пойдет о языке, лингвистике, лингвопе-дагогике, Отечественной истории и социологии, об открывшихся в университете новых специальностях «Перевод и переводоведение», «Лингвистика и новые информационные технологии», «Социокультурная деятельность и туризм» и специализации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Есть две причины, которые могут способствовать популяризации и престижности лингвистиче -ского образования в техническом вузе. Это - углубленное изучение иностранного языка и повы-шение грамотности в широком смысле этого слова. Иностранные языки стали сейчас практически обязательным элементом многих профессий, начиная от секретаря-референга до топ-менеджера крупных фирм и предприятий, так как иностранные языки призваны научить студента правильно и ясно говорить на дух языках, владеть разными

речевыми стилями и речевыми приемами. Знание иностранного языка и культура речи стали одним из необходимых критериев приема на работу.

Современное лингвистическое образование, кроме того, дает человеку профессию. Будущие лингвисты становятся специалистами по теории и практике социальных коммуникаций, консультантами по речевому имиджу, менеджерами рекламного бизнеса и связям с общественностью, переводчиками, референтами, редакторами, рерайго-рами, спичрайтерами, научными работниками, преподавателями, специалистами по компьютер -ной лингвистике и пр. В этом аспекте современное гуманитарное образование инженеров совмещает в себе, казалось бы, несовместимые черты: технический потенциал, с одной стороны, и независимый от конкретных профессий национальный языковой и культурный фон, с другой стороны. Кроме того, образование обеспечивает качественно новый подход к овладению совершенно новых лингвистических профессий и к формированию новой дисциплинарной парадигмы в техническом университете - лингвистики Интернета.

Не следует забывать, что любое образование содержит такие важные компоненты, как воспитание и обучение. Конечной целью гуманитаризации инженерного образования является развитие профессионально-личностных качеств студента, что требует пересмотра многих сторон процесса образования. И в ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» можно встретить преподавателя, одновременно компетентного в области науки, профессиональной педагогики и психологии.

Выпускник призван быть носителем куль -турных общечеловеческих ценностей. Формирование навыков культуры поведения может быть достигнуто только на основе системы упражне-ний по созданию ситуаций, требующих проявления культуры поведения и интеллигентности. Для совершенствования воспитания студентов в курсах лекций по профессиональной педагогике и психологии широко используются элементы историзма, гуманизма и культурной коммуникации на примерах жизни и деятельности прогрессивных ученых, их видения мира, мотивов науч-ного творчества и методов получения знаний.

Главная задача преподавателя университета в этом направлении состоит в том, чтобы объективное воспитание стало субъективной нормой

для студентов. Для этого постоянно делается акцент на гуманистическую сторону обучения, то есть на формирование нравственных убеждений студентов. Раскрытие гуманистической сущности науки и использование ее достижений на благо человечества не только значительно обогащают возможности технических и гуманитарных дисциплин, но и помогают обратить свой взор к личности студента, к его будущему.

Регулярно проводимые в нашем университете социологические исследования показывают востребованность и тягу молодежи и к дисциплинам обществоведческого цикла. Человек живет не в замкнутом пространстве. Наряду с развитием научно-технического прогресса формируется креативная личность, не чуждая познанию окружаю -щего мира. Будущему руководителю необходимо знать как лучше управлять коллективом, каким образом стимулировать их творческую активность.

Поэтому преподаватели кафедры истории и социологии стремятся использовать в учебном процессе новейшие научные достижения российских и зарубежных ученых при преподавании Отечественной истории, социологии, политологии и правовых дисциплин, чтобы привить интерес студентов к самостоятельному анализу событий, проходящих в городе, стране и мире.

В последнее время при изучении курса «социология » акцент сделан не столько на теоретических концепциях ввдных социологов, хотя это также важно, а прежде всего на прикладных проблемах. Так, в рамках отведенного учебного времени расширено изучение темы «Социология организаций». Полученные знания на семинарских занятиях, в конкурсах и олимпиадах по социологии способствуют развитию творческих способностей молодежи в будущей работе на производстве. Участвуя в дискуссиях, студенты учатся неставдартно мыслить, осознанно решать проблемы коллектива. Важно и то, что помогают нашим преподавателям проводить данные мероприятия студенты 5 курса социологического от -деления Магнитогорского классического университета, проходящие в это время педагогическую практику. Содружество двух вузов - гуманитарного и технического оказывает благотворное влияние на конечный результат - подготовку всесторонне образованного специалиста.

Кафедратакже проводит олимпиады по истории, приобщая студентов с техническим складом ума к изучению истории России. Один из этапов творческого конкурса предусматривает за корот-кий промежуток времени рассказать о том или ином историческом явлении Надо бы ввдеть, как стараются участники изложить свое понима-

ние исторических процессов. Победители не остаются неотмеченными - они получают ценные подарки от кафедры, денежные премии от руководства университета.

Сотни студентов также активно участвуют в ежегодных исторических викторинах, посвященных значимым событиям в истории страны и города . Так, в ноябре 2008 года викторина, посвященная 75-летию вуза, выявила знатоков истории МГТУ. Призерами этой викторины стали студенты факультетов автоматики и вычислительной техники и химико-металлургического. Раньше считалось, что студенты факультета экономики и права без особых проблем могут побе -дигь во всех внеучебных мероприятиях кафедры, поскольку многие из них при поступлении в университет сдавали историю России или обще-ствознание. Однако практика показала, что сту-денгы-«технари» ни в чем в своих знаниях не уступают будущим юристам и экономистам, а по отдельным результатам конкурсов превосходят их показываются в числе призеров.

В конце каждого учебного года проводятся студенческие научные конференции Они становятся своеобразным итогом научной деятельности студентов 1-2 курсов по гуманитарным и социаль-ным проблемам. Участие в подобных конференциях студентов двух курсов позволяет сохранить преемственность в изучении общественных дисциплин и одновременно обогатить первокурсников новыми знаниями. За последнее время кафедра провела конференции «Терроризм: социальнополитические, исторические и правовые аспекты», «Российские университеты и университетские традиции», «Социальные революции: исторические и социальные аспекты», «Становление современного российского парламентаризма».

Подготовка к конференции предполагает на первом этапе обсуждение студенческих докладов на секциях. Затем лучшие доклады выносятся на пленарное заседание. На такие конференции регулярно приглашаются специалисты со стороны, хорошо знающие поднимаемые проблемы на практике. Так, на конференциях выступали руководитель пресс-службы УВД г. Магнитогорска Г.И. Сусарин, депутат Городского собрания М.Ф. Сафронов и др. На проводимых кафедрой международных и всероссийских конференциях приглашенные студенты являются не просто слушателями, они активно участвуют в научной дискуссии По итогам конференций издается сборник студенческих научных трудов.

Таким образом, опыт целесообразности обуче-ния студентов гуманитарным дисциплинам свиде-тельствует о том, что знания в области гуманигар-

ных и социально-экономических дисциплин в со -четании с глубокими техническими знаниями и навыками определяют эффективность и компетентность будущих управленческих решений выпускников.

Важно и то, что ректор В.М. Колокольцев,

проректоры вуза, а также декан поддерживают кафедральные мероприятия, направленные на повышение профессионального и общекультурного уровня инженеров-выпускников. Это залог того, что университетский дух и традиции сохраняются в стенах МГТУ.

УДК 802.0-561.8 Песина С.А.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ XXI ВЕКА

Формирование профессиональной компетенции инженера на современном этапе развития высшей школы немыслимо без интеграции в общую систему подготовки языкового образования. В условиях активного вхождения России в мировое экономическое пространство, на фоне развивающихся промышленных и научных свя-зей, международного сотрудничества одним из требований, предъявляемых к выпускникам вузов, является практическое владение иностранными языками.

Сегодня перед современным инженером стоят задачи не только в совершенстве владеть знаниями в соответствии со своей квалификацией, но и уметь воспринимать новую информацию и обме-ниваться ею со своими коллегами из разных стран Выполнение этой задачи возможно только при достаточном уровне владения иностранными языками. Общеизвестная низкая базовая подготовка по иностранному языку у выпускников средних школ вынуждает студентов дополнительно заниматься на различных языковых курсах, поскольку для приобретения навыков понимания и общения на иностранном языке недостаточно занятий, проводимых кафедрами иностранных языков.

Не стоит забывать, что иностранный язык интегрирован в гуманитарные науки в целом. Приобретая более совершенные речевые навыки и умения при изучении иностранного языка, обучающиеся совершенствуют и родной язык, усваивают определенные ценностные ориентации и проходят конкретный этап социализации. Вспом-ним цитату из великого Гёте: «нужно изучать иностранные языки, чтобы лучше узнать, понять и оценить родной».

Настоятельная потребность в активизации процесса гуманитарной подготовки инженерных кадров обусловлена не в последнюю очередь в целом низким общекультурным уровнем студентов образовательных учреждений технического

профиля. Как показывают социологические исследования , проведенные в Московском государственном техническом университете гражданской авиации в рамках программы исследований многообразных аспектов учебно-воспигательно-го процесса, для многих студентов характерна невысокая культура речи, отсутствует гибкость мышления, потребность в самообразовании, налицо слабое владение не только иностранным, но и русским языком, сопровождающееся неумение четко, грамотно формулировать мысли, работать с научной литературой Нельзя забывать, что об-деленность гуманистическими ценностями нередко ведет к ослаблению интеллектуальнодуховного развития, к распространению технократического снобизма.

Все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста, на его качествах как полноценного работника. Американские специалисты давно пришли к выводу о том, что гораздо дешевле подготовить высококультурного специалиста в стенах вуза, чем нести непомерные убытки от содержания малоэффективных институтов повышения квалификации или культурной неком-петенгности представителей управленческого аппарата в масштабах всей страны.

Согласно той же статистике, только 30,5% опрошенных считают, что целью высшего технического образования является подготовка широко образованного инженера, разбирающегося в проблемах экономики, социологии, философии, политики и права. Остальные (каждый второй из опрошенных) убеждены в том, что главное качество будущего специалиста - профессионализм, а общекультурная подготовка должна осуществляться лишь в той мере, в какой это нужно для профессионального роста. Вместе с тем, большинство опрошенных студентов (80,9%) отметили, что испытывают потребность в расширении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.