мость диалога «преподаватель-студент» - 28%), особенно в рамках внедрения ФГОС ВПО, согласно требованиям которых, 30% всех практических занятий преподаватель должен проводить в интерактивной форме.
Отвечая на вопрос о значении научно-исследовательской работы, большинство студентов отметили, что курсовые и выпускные квалификационные работы, а также участие в научных семинарах, конференциях дают импульс к творческой самостоятельной работе и развитию. 33% респондентов подчеркнули, что это также повышает заинтересованность в учебе.
По результатам проведенного анкетирования были составлены рекомендации по устранению «узких» мест в образовательном процессе Института с учетом географии расположения (на территории ЗАТО):
1. Выпускающим кафедрам включить в учебный рабочий план дисциплину «Введение в специальность» (в расчете 2 часа в неделю, 1-й семестр) в целях формирования четкого образа будущего специалиста и его сферы деятельности.
2. Включить в перечень учебно-методических комплексов дисциплин обязательным элементом «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».
3. Создать центр содействия трудоустройству выпускников, задачами которого являлась бы работа с предприятиями для определения вакантных мест, условий работы, социального пакета, предлагаемого работодателем, проведение анкетирования работодателей для корректировки содержания образовательных программ и внесения корректирующих мероприятий в рамках системы менеджмента качества [3] (в Институте отдел трудоустройства был создан в январе 2011 г.).
Библиографический список
1. Новоуральск не утратит статус закрытого города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e1.ru/news/spool/news_id-339283.html (дата обращения 09 сентября 2011 г.)
2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2006. - Вып. 1 (39). - 308 с.
3. Калмыков Б.Ю., Соловьев С.Г. Система качества трудоустройства // Качество инженерного образования: материалы 3-й Междунар. науч.-метод. конф. (17-18 февраля 2009 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко, В.И. Попкова. - Брянск: ББГТУ 2009. - 218 с.
УДК 378
Баранова Екатерина Владимировна
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлены результаты исследования, проводимого среди студентов технического вуза. Целью тестирования являлось определение значения гуманитарных дисциплин в развитии личности студентов, а также качество процесса гуманитаризации в техническом вузе.
Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарные дисциплины в техническом вузе, формирование личности студента.
Неотъемлемой частью процесса формирования личности студента является воспитание. Методики и приемы воспитания, существовавшие в советское время, не подходят к современным условиям, а новые формы находятся еще в периоде разработки. Поэтому значительная часть воспитательных функций возлагается на процесс профессионального обучения. Наиболее органично элементы воспитания вплетаются в преподавание гуманитарных дисциплин. И.А. Гричани-кова отмечает, что «на смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришло изучение психологии, культурологи, социологии, политологии, правоведения и других. Преобразились и «неизменные» курсы, например, философия, история. На базе этих дисциплин высшее образование может создать новый подход к формированию и кор-
ректировке нравственной стороны личности современного студента» [4].
Размышляя о значении гуманитарных дисциплин в техническом вузе, в первую очередь, нужно думать о том, какой важный вклад они вносят в культурное и нравственное развитие студентов, в формирование их мировоззрения, которое, в свою очередь, окажет решающее значение для будущего развития нашей страны. А.О. Чубарьян, директор института всеобщей истории РАН, подчеркивает, что гуманитарное знание это «проблема осознания места государства, места общества, места человека» [6].
Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переос-
© Баранова Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
131
мыслению и осознанию того, что познано или усвоено, то есть вносят значительный вклад в процесс формирования личности человека.
Многие представители технической интеллигенции полагают, что для достижения определенного результата нет необходимости выходить за рамки узкой специализации. Однако, если считать основной задачей инженерно-технического образования овладение общенаучными, общетехническими, специально-техническими знаниями, то в результате получаем абсолютно технократического специалиста, причем узконаучного, узкопредметного, профессионально решающего частные проблемы, т.е. проблемы отдельных сфер человеческого знания. «Инженер, воспринимающий только технические идеи, может лишь тиражировать технику, но не может создавать что-либо качественно новое, значимое» [5]. Кроме того, как утверждают социологи, продуктивность деятельности специалиста на 1/5 определяется профессиональными качествами, а на 4/5 - надпрофессиональными [3].
Гуманитаризация высшего технического образования, по нашему мнению, должна ориентироваться на сущность самого человека, то есть, иметь в своей основе следующие представления: во-первых, человеку свойственно саморазвитие, чему высшее образование должно способствовать; во-вторых, человек открыт для мира и он должен научиться взаимодействовать не только с его материальными, но и духовными ценностями. Все вышесказанное подтверждают слова М.А. Акоповой, которая утверждает, что «при изучении дисциплин гуманитарного блока делается акцент на формировании личности обучаемого, владеющего технологией творческого труда, позволяющей не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое» [2]. Гуманитарное знание является основным источником нравственных знаний, которое, в свою очередь, воздействует на нравственное воспитание личности.
Нравственная воспитанность человека определяется не только знанием моральных норм, функционирующих в обществе. Поскольку оценки, суждения и действия в плоскости морали связаны с мыслительными операциями, т.е. с гибкостью интеллекта и наличием теоретических знаний, можно говорить о необходимости и взаимосвязи умствен-
ного и нравственного развития человека, которое осуществляется учебными средствами.
Дисциплины гуманитарного цикла в обязательном порядке присутствуют в учебном плане каждого технического вуза в объеме, установленном Министерством образования. По каждой учебной дисциплине существует «Государственный образовательный стандарт», содержащий минимальный перечень требований к усвоению учебного материала, который предъявляется студенту.
Так, например, студенты, учащиеся на факультете кораблестроения, гидросооружений и защиты окружающей среды в Волжской государственной академии водного транспорта (г. Нижний Новгород), наряду с профессиональными техническими дисциплинами изучают следующие гуманитарные дисциплины: в качестве федерального компонента -философия, иностранный язык, физическая культура, отечественная история; в качестве вузовского компонента - экономику и правоведение; в качестве дисциплин по выбору - введение в высшую школу и специальность, культурологию и культуру речи, политологию, социологию, психологию и педагогику.
Таким образом, в техническом вузе представлен целый ряд гуманитарных дисциплин различной направленности, но количество часов, отведенных для их изучения, с одной стороны, недостаточное,
а, с другой стороны, несбалансированное между самими гуманитарными предметами, что определенным образом сказывается на качестве развитие личности студента. Помимо этого, иногда возникают серьезные проблемы, связанные и с содержательным наполнением данных предметов.
Для более полного отображения ситуации, связанной с определением значения и места гуманитарных предметов в техническом вузе, было проведено масштабное исследование на базе Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ). К исследованию были привлечены студенты 1-го курса (60 человек) и ГУ-го курса (60 человек) гуманитарного факультета (юридического), а также студенты Г-го (60 человек) и ГУ-го (60 человек) курсов факультета технических специальностей (кораблестроение и гидросооружений и окружающей среды). Всего было опрошено 240 человек. Нами ис-
Таблица1
Степень интереса к изучаемым гуманитарным дисциплинам студентов гуманитарных и технических специальностей (в %)
Отношение к гуманитарным дисциплинам Студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям Студенты, обучающиеся техническим специальностям
Изучаю с интересом 75,2 32,8
Изучаю, поскольку есть в учебном плане 19,8 62,2
Считаю ненужными 3,4 3,9
Другое 1.6 1,1
Таблица2
Оценка студентами качества вузовской подготовки (в %)
Содержательные аспекты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1.Общеобразовательная подготовка 30,2 62,3 7,5
2. Профессиональная подготовка 29,8 64,2 6
3. Умение работать с людьми 10,4 48,5 41,1
4. Уровень культурного развития 8,1 50,2 41,7
5. Уровень нравственного развития 3,2 35,5 61,3
Таблица3
Оценка воспитательного воздействия вуза на личность студента (в %)
Оценка воспитательного воздействия вуза Студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям Студенты, обучающиеся техническим специальностям
значительно 72,1 52,2
немного 18,5 36,5
никакого 5,4 9,4
затрудняюсь с ответом 4 1,9
пользовалась методика, которая представляет собой тесты - одна из разновидностей сбора информации об объекте, некий «стандартизированный набор высказываний» [1]
В первую очередь, представляется важным определить степень интереса студентов к изучаемым гуманитарным дисциплинам в зависимости от типа специальности, по которой студенты обучаются.
Как видно из таблицы 1, среди студентов-гума-нитариев с интересом изучают гуманитарные дисциплины 75,2%, в то время как среди студентов-тех-нарей эта цифра составляет 32,8%. Изучают эти предметы только потому, что они присутствуют в учебном плане 19,8% студентов-гуманитариев и 62,2% студентов-технарей. Из оставшихся вариантов ответов цифры распределились примерно одинаково, гуманитарные предметы считаются ненужными лишь небольшим процентом респондентов, как в гуманитарной, так и в технической среде.
Всем респондентам было предложено оценить каждую из составляющих вузовского образования по трехмерной шкале «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень». Результаты оказались неутешительными.
Представленные результаты (табл. 2) говорят сами за себя. Если общеобразовательная и профессиональная подготовка еще отличается качеством, то после-
дние три аспекта, в которые, в том числе, входит и нравственное развитие оценены очень низко.
На вопрос, оказывает ли вуз воспитательное воздействие на Вашу личность, мы попросили ответить как студентов, обучающихся гуманитарным специальностям, так и студентов, обучающихся техническим специальностям.
Данные таблицы 3 доказывают следующий факт, предметы гуманитарного цикла, которые в естественно большем количестве присутствуют в учебной программе гуманитарных специальностей, имеют непосредственное влияние на качество воспитания личности студента. Студенты-технари показали очень средний показатель, что может свидетельствовать, с одной стороны, о нехватке гуманитарной составляющей технического образования, а, с другой стороны, о ее низком качестве.
Среди студентов технических специальностей было проведено дополнительное тестирование на определение роли гуманитарных наук при подготовке будущего специалиста на Г и IV курсах. Студентам можно было выбрать несколько из предложенных вариантов.
Данные таблицы 4 показывают, что на протяжении учебы в высшем учебном заведении происходит переоценка роли гуманитарных дисциплин. Наибольший прогресс заметен у студентов IV курса. Они
Таблица4
Роль гуманитарных наук для студентов технических специальностей на I и IV курсах (в %)
Роль гуманитарных наук Курс I Курс IV
Помогают разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях 49,1 61,4
Обогащают нравственную и эстетическую культуру 28,5 47,3
Способствуют развитию самостоятельного мышления и формированию мировоззрения 50,9 55,2
Облегчают изучение естественных и специальных наук, усвоение их методологии 10,5 13,1
Недостаточно вооружают для будущей деятельности 9,5 14,2
Перегружают чтением обширной литературы 29,6 26,5
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
133
достаточно высоко оценили, что предметы гуманитарного цикла помогают разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях (61,4%), обогащают нравственную и эстетическую культуру (47,3%), способствуют развитию самостоятельного мышления и формированию мировоззрения (55,2%). Однако в данном исследовании следует обратить внимание и на увеличение процента студентов, которые считают, что гуманитарные дисциплины, преподаваемые в вузе на факультетах технических специальностей, недостаточно вооружают для будущей деятельности. Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время существует разрыв в преподавании гуманитарных и технических дисциплин, свидетельствующий о неполноценности процесса гуманитаризации в техническом вузе, что, в конечном итоге, затрудняет подготовку квалифицированного инженера.
Представленные нами результаты исследования могут быть обобщены и представлены в следующих положениях:
1. Студенты, изучающие технические специальности получают недостаточное количество и качество гуманитарных предметов, а, следовательно, и нравственного воспитания, по сравнению со студентами, изучающими гуманитарные специальности.
2. В программах не учитывается специфика технической направленности вуза. Увеличивается разрыв между профессиональными и гуманитарными предметами.
3. Качество подготовки в вузе находится на среднем или низком уровне, особенно та ее часть, которая отвечает за формирование личности студента.
4. В технических вузах воспитательная составляющая гуманитарных предметов не имеет четко сформированной, целенаправленной структуры и не отвечает требованием самих студентов.
5. В техническом вузе, на факультетах технических специальностей занижена роль нравственного воспитания, в том числе, и средствами гуманитарных дисциплин, что ведет не только к неполноценному развитию личности студента, но и к отсутствию высокого профессионализма будущего инженера.
Именно сейчас в технических вузах России идет процесс поиска эффективного способа гуманитаризации профессионального образования. Эта проблема требует широкого обсуждения для нахождения оптимального варианта ее разрешения.
Нельзя не согласиться с тем, что все предметы гуманитарного цикла без исключения оказывают значительное влияние на формирование культурной высоконравственной личности будущего специалиста. Само содержание гуманитарных предметов помогает развитию не только деловых качеств, но и профессионального мышления с позиции нравственного смысла. Кроме того, на занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты учатся отбирать нужную информацию, говорить по существу проблемы, принимать участие в дискуссиях, логично мыслить, решать поставленные задачи, уметь применять правила межличностного общения, этикета и т.д.
Библиографический список
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании / отв. ред. ГВ. Осипов. - М.: Наука, 1982. -С. 47-48.
2. Акопова М.А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы // Вопросы методики преподавания в вузе. - СПб.: НЕСТОР, 2003. - Вып. 5. - С. 3-8.
3. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях / А.А. Бартоломей, М.Б. Немировский, В.Н. Стегний, Л.И. Коханович, И.П. Ивановская. - М., 1997. - 40 с.
4. Гричаникова И.А. Формирование нравственной культуры в техническом вузе. - Белгород: Изд-во БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2002. - 144.
5. Проблемы гуманитаризации технического образования / В.Н. Васильев, Г.Н. Дульнев, В.М. Золотарев, А.М. Коровкин // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ): Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. -2002. - Вып. 2. - 171 с.
6. Программы развития вузов как фактор совершенствования высшего профессионального образования // Ректор вуза. - 2011. - N° 3.