Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И FUTURE SHOCK'

НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И FUTURE SHOCK Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУТУРОШОК / CONTINUING EDUCATION / SELF-EDUCATION / PERMANENT TRAINING / FUTURE SHOCK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна, Кануникова Маргарита Игоревна, Малькова Юлия Владимировна

Мир меняется. Интернет позволяет людям работать удаленно. Медиа буквально «окрыляют» производство. Реселлеры перестраивают традиционный бизнес. Промышленная революция уже сейчас меняет наше представление о труде. Многие рабочие места исчезают с развитием искусственного интеллекта и робототехники. Для нового мира работы непрерывное обучение становится неотъемлемым атрибутом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна, Кануникова Маргарита Игоревна, Малькова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS SELF-EDUCATION AND FUTURE SHOCK

Volution is already changing the way we think about work. Many jobs are disappearing with the development of artificial intelligence and robotics. For the new world of work, continuous learning is becoming an essential attribute.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И FUTURE SHOCK»

НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И FUTURE SHOCK

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.035 Кротенко Татьяна Юрьевна, к. филос. н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) Кануникова Маргарита Игоревна, к.э.н., доцент Московский Государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия, (e-mail: m.kameneva72@mail.ru) Малькова Юлия Владимировна, к.э.н., доцент Московский Государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия (e-mail: julia.malkova@mail.ru)

Мир меняется. Интернет позволяет людям работать удаленно. Медиа буквально «окрыляют» производство. Реселлеры перестраивают традиционный бизнес. Промышленная революция уже сейчас меняет наше представление о труде. Многие рабочие места исчезают с развитием искусственного интеллекта и робототехники. Для нового мира работы непрерывное обучение становится неотъемлемым атрибутом.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, перманентное обучение, футурошок.

Наш трудящийся современник боится ненавистной эксплуатации в меньшей степени, чем тревожится о том, что завтра он будет просто не нужен. При сверхурочной работе человек, по крайней мере, с тайной гордостью ощущает собственную необходимость. Сегодня высвобождение рабочей силы - уже не страшный сон, а беспощадная реальность. Безусловно, этот страх снимается тем, что мы наблюдаем появление новых профессий, незнакомых раньше форм занятости и самозанятости. Вопрос в том, смогут ли люди себя «перезапустить», чтобы занять вакантные места и найти себе применение в «свободном полёте». Каскад технико-технологических трансформаций предполагает индивидуальную «перезагрузку» каждые 5-7 лет, - это достаточно часто и энергоемко для одной человеческой жизни, - есть серьезный повод тревожиться.

Адаптация рынка труда и системы образования к технико-технологическому прогрессу неизбежны, вопрос в том, насколько эта адаптация будет безболезненно протекать для каждого конкретного человека. Требуется ответная адаптация - собственных знаний, умений, навыков, моделей поведения - к стремительно меняющимся потребностям мира и рынка труда [1-4].

Расхожие поговорки «зрелость мудра», «молодо-зелено» сегодня актуальны не стопроцентно, - у штурвала успешных стартапов стоит, как правило, дерзкая, подвижная, пластичная молодежь, у которой есть чему

учиться и старшему поколению. Обучение новым навыкам становится нормой, и потребность в людях, умеющих учиться самостоятельно и постоянно, возрастает. Хотя есть и другая закономерность: наблюдается изобилие книг, онлайн-курсов, вебинаров, воркшопов, подкастов, образовательных программ, выступлений интересных спикеров, занимательных и полезных вкладок и других обучающих материалов, а проявляющих инициативу в самостоятельном развитии трудящихся не очень много.

Есть осознанное понимание необходимости учиться, но глобальная проблема самодисциплины препятствует самообразованию. И эта проблема имеет корни в самой системе образования: в школе и вузе нас учат знать, а не учиться. Есть и другое «тонкое место»: наблюдается дефицит диагностических инструментов для отслеживания и измерения собственных знаний и навыков, дающих возможность понять, какие компетенции уже наличествуют, а какие требуется формировать, которыми мог бы воспользоваться не профессионал-психолог, а обыватель.

На рынке сейчас стали появляться онлайн-платформы (например, в рамках стартапа Degreed), обслуживающие потребности самодиагностики. Это средство ко всему прочему дает возможность и выявлять «пробелы», и мотивировать себя, оно стимулирует развиваться дальше, наращивать компетенции, а не держаться за старые дипломы и сертификаты.

Можно выделить несколько направлений самообразования.

Во-первых, имеет смысл постоянно и с большой долей ответственности за собственное экзистенциальное и профессиональное будущее держать руку на пульсе инновационного развития. Новые технологии создают ниши для бизнеса. Что захочется людям завтра? Что можно предложить в ответ на их желания? Как трансформировать рыночную потребность в бизнес-решение? Отвечать на эти вопросы должны не только футурологиче-ские предсказатели, тренд-прогнозисты, разработчики стратегий, а каждый ответственный и заинтересованный в нестандартных и перспективных решениях человек.

Во-вторых, уже не за горами то время, когда генная инженерия, развитие биотехнологий и искусственного интеллекта, взявшись дружно за руки, предъявят миру долгожданные результаты: замедление процессов старения и продление срока жизни (в идеале - бессмертие, и в этом случае сингулярность изменит ход истории); усиление и расширение функциональности мозга, вплоть до беспроводной телепатии, передачи мыслей на расстоянии, записи «летучих» идей, умножение сенсорных, когнитивных возможностей, памяти; циркулирование медицинских нанороботов в кровеносной системе с целью восстановления клеток, питания и выведения отходов, что в корне меняет представление о привычном употреблении пищи; использование новых методов оплодотворения и сканирование эмбрионов для ультраранней диагностики; победа над многими болезнями, считавшимися неизлечимыми; появление «человеческих тел 2.0»; создание такой нанотехнологии, которая смогла бы полностью объяснить работу че-

ловеческого мозга; точное компьютерное моделирование органов человеческого тела, даже частей головного мозга; формирование искусственной реальности, не отличимой от настоящей, где вполне возможна «загрузка разума», проецирование тел, - собственно, не понадобится даже спецоборудование для погружения в виртуальную реальность - вживление нанок-леток в мозг избавит человека и от этой заботы.

Если принять всё вышеперечисленное как желаемые, возможные, необходимые и полезные технологии для изможденного проблемами человечества, то еще не совсем ясно, что делать с такими прогнозируемыми новинками: появятся «человеческие тела 3.0» без привычной телесной формы, с внешним видом на заказ - кибернетически суперусовершенствованные и «загруженные» люди станут рядовым делом, большую часть своего времени они будут проводить в виртуальной реальности, в «матрице»; широко распространятся самоорганизующиеся нанороботы, способные «производить» любые предметы. Кружится голова, но есть и «утешительное» предсказание: истребление человечества машинами маловероятно... Может быть, потому, что исчезнут существенные различия между человеком и машиной?

В-третьих, карьерные коучи предсказывают, что на пике востребованности будет мультипотенциал - человек, который быстро, без мучительных самоопределенческих исканий абстрагируется от базовой специальности, молниеносно перестраивает свои установки и адаптируется к изменениям и новым условиям деятельности, смело погружается в новые сферы. Конечно, такой редкий сегодня субъект не должен быть одиночкой. Ему крайне важно понимать внутренний мир коллег, эмоциональное состояние таких же людей с суперспособностями. Эмпатия дается не всем, но она пока еще является конкурентным преимуществом людей перед роботами, а значит её стоит развивать. Истинное призвание мультипотенциала - оставаться самим собой, не держаться самозабвенно за ту специальность, которая завтра может почить. Выбрав такой нелегкий путь, человек должен осознать мощь своей масштабности и разносторонности, научиться интегрировать полезное из разных областей деятельности, с головой окунаться в незнаемое, без жалости «бросать за борт» груз стандартов и профессиональных штампов.

В-четвертых, есть еще одно направление движения. Поскольку инновации - это детище командной работы, то в мире будут цениться руководители, способные не только качественно исполнять основные функции менеджмента, но и построить конкурентоспособную оргкультуру компании, создать творческую рабочую атмосферу. Эти руководители должны иметь навыки профессионального решения психологических проблем управления человеческим капиталом, владеть способами оптимизации организационного взаимодействия, интеграции интересов участников этого взаимодействия и координации их деятельности. Знать основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, психологические осо-

бенности управленческой деятельности, управленческого мышления, личности менеджера, психологические аспекты основных функций управления (планирования, организации, контроля, регулирования, координации, активизации, исследования), сопровождать связующие процессы менеджмента (коммуникацию и принятие управленческих решений), разбираться в групповой динамике и проблемах подчиненных и руководителей, управлять межгрупповыми отношениями, предупреждать и разрешать конфликты, применяя разные стили, вдохновлять людей на труд - словом, четко понимать, как формируется человеческий капитал организации, и делать это уверенно. Ему необходимо уметь анализировать уровень общего развития и профессиональной квалификации персонала, владеть методами определения и оценки личностных и профессиональных компетенций, сопровождать процессы развития и изменений в организации.

Самообразование следует «запускать» по разным каналам. Нельзя ограничиваться только работой, надо «помнить о духе и душе», а они питаются и исцеляются музыкой, литературой, живописью, архитектурой, скульптурой, театром, кино. Человеческую уникальность, наследуемую от культуры, машина заменить пока не в состоянии. Общение с предметами искусства формирует у человека именно человеческие качества, и здесь компьютер все еще бессилен.

Теперь становится понятным: непрерывное образование - это уже не произвольный выбор человека, а императив, причем не только социальный и экономический, но физический, эмоциональный, культурный. Человек набирает обороты не только когда находится под угрозой увольнения, а еще и тогда, когда вдруг понимает: чем больше он знает и учится, тем нужно еще больше знать и учиться [5-11].

И еще: для «самоподзавода» к постоянному учению и для регулирования индивидуальной практики саморазвития необходимо помнить: чем выше уровень промежуточного действия, тем выше качество конечной работы; с появлением у конкретного человека «критической массы» знаний по определенному вопросу - наступает полоса понимания более широкого контекста, искрометных идей, озарений, ярких открытий. Поговорка «дорогу осилит идущий» иллюстрирует еще один закон саморазвития: мизерные улучшения и преобразования, совершаемые человеком сегодня, могут завтра привести к вознаграждению и долгожданному успеху. А чтобы сохранить энтузиазм, можно пользоваться графиками достижений, на которых индивидуальный прогресс очевиден.

Возвращаясь к теме раздела «непрерывное самообразование», следует уточнить. Живя и действуя в информационной и образовательной сферах одновременно, человек всякий раз должен заново себя «переоткрывать». И это не психолого-педагогическая метафора. В контексте «образовательного воздействия» появляется необходимость диагностировать темпоральные свойства субъекта учения, например, с целью оценки уместности того или иного обучающего шага, оценки готовности человека «овнешнять» свой

уровень обученности, оценки того или иного этапа индивидуального развития с точки зрения сензитивности к очередной порции знания, оценки мотивации, стремления к очередной «перезагрузке» и возобновлению обучения. Ведь пока возможности мозга и тела человека небезграничны.

Чтобы сделать первые шаги в сторону наращивания объема и качества пригодных во все времена знаний и навыков, чтобы избежать «футурошо-ка», человеку надо для начала стать немного любопытнее, а затем - приучить себя к непрерывному самообразованию.

Список литературы

1. Макеева В.Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.

2. Сундукова Г.М. Интеллектуальный капитал вуза как фактор конкурентоспособности. В книге: Актуальные проблемы управления - 2017. Материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2017. С. 44-47.

3. Кузьмина Е.Ю., Каталкина М.Ю. Задачи цифровой трансформации современного образования в России. В сборнике: Информационные технологии в управлении, автоматизации и мехатронике. сборник научных трудов 2-й Международной научно-технической конференции. Курск, 2020. С. 112-114.

4. Сундукова Г.М. Креативное обучение как инновационный метод в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 345-348.

5. Кузьмина Е.Ю. Интеграция научных исследований в менеджмент-образование. Вестник университета. 2016. № 1. С. 281-285.

6. Макеева В. Г. К научно-ориентированному индустриализму. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. сборник научных трудов 9-й Меж-дународнойнаучно-практической конференции. 2020. С. 285-288.

7. Сундукова Г.М., Сундукова И.Ю. Новая модель обучения в условиях цифровой экономики. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Материалы II Международного научного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянско-го. 2018. С. 182-187.

8. Макеева В.Г. Подготовка кадров сферы социального обслуживания - основа развития социальной экономики. В сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 823-825.

9. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

10. Макеева В. Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.

11. Сундукова Г. М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012. № 17. С. 168-173.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of Philosophical Sciences, associate professor, State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Kanunikova Margarita Igorevna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia (e-mail: m.kameneva72@mail.ru)

Malkova Yulia Vladimirovna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia (e-mail: julia.malkova@mail.ru)

CONTINUOUS SELF-EDUCATION AND FUTURE SHOCK

The world is changing. The Internet allows people to work remotely. Media literally "inspire" production. Resellers are rebuilding traditional businesses. The industrial revolution is already changing the way we think about work. Many jobs are disappearing with the development of artificial intelligence and robotics. For the new world of work, continuous learning is becoming an essential attribute.

Keywords: continuing education, self-education, permanent training, future shock.

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА АВТОМОБИЛИ В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.036 Поташник Ярослав Семенович, к.э.н., доцент

(e-mail: econ.nn@yandex.ru) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент

(e-mail: bulganina555@mail.ru) Лебедева Маргарита Алексеевна, студент (e-mail: lebedeva.ritale@yandex.ru), Сухарева Юлия Сергеевна, студент (e-mail: suhareva777@gmail.com), Зыкова Юлия Александровна, студент (e-mail: zykovayua@std.mininuniver.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье проведено исследование спроса на автомобили в молодежном сегменте. Показаны результаты опроса студентов, проведенного в октябре 2020 года. Выявлены основные критерии выбора автомобилей потребителями.

Ключевые слова: опрос, молодежь, автомобили, спрос, студенты, потребители, автокредит.

Спрос в период пандемии COVID-19 на автомобили значительно снизился, что связано со снижением доходов большинства россиян. С целью исследования спроса на автомобили в молодежном сегменте авторами был проведен опрос потребителей. Задачи: выявить необходимую нишу в автомобильном производстве, для которой в данный момент существует наибольший спрос. Период проведения: 28.10-31.10.20. Объём выборки:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.