Научная статья на тему 'ДОГАДКИ О НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ'

ДОГАДКИ О НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ / АНТИЧНОСТЬ / ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДСИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE IDEA OF CONTINUITY OF TEACHING / ANTIQUITY / THE AGE OF ENLIGHTENMENT / EDUCATION / PERMANENT TRAINING / SUBSYSTEMS OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна, Кануникова Маргарита Игоревна, Малькова Юлия Владимировна

Мысль о перманентном обучении в ходе всей жизни - продукт длительного диалога с образовательными системами гетерогенных культур разных времен. Сквозным образом, даже идеалом, порожденным античностью, согласующимся с идеей непрерывности, но не равным ей абсолютно, предстает тип индивида, проявляющего заботу о себе через образование. Обучение - насущная необходимость для человеческого духа, как пища для тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUESSES ABOUT THE CONTINUITY OF TEACHING: ORIGIN OF THE IDEA

The idea of permanent lifelong learning is the product of a long - term dialogue with the educational systems of heterogeneous cultures of different times. In a cross-cutting way, even an ideal generated by antiquity, consistent with the idea of continuity, but not absolutely equal to it, appears the type of individual who takes care of himself through education. Training is an essential necessity for the human spirit, like food for the body.

Текст научной работы на тему «ДОГАДКИ О НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ»

13. Макеева В.Г. Проектный офис как центр управления знаниями. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин Материалы II Международного научного форума. 2018. С. 74-76.

14. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

Krotenko Tatyana Yurievna, , Ph. D., associate Professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

PERSONAL MOBILITY AS A UNIQUE ELEMENT OF THE CONCEPT SPHERE OF CONTINUING EDUCATION

Such well-established concepts as "learning society", "knowledge society", and "educational capital" reflect views that are free from national traits on the purpose of education and knowledge in the life of a modern person operating in the information society. The article attempts to consider the concept of "personal mobility"as a significant concept of "lifelong education". Emphasis is placed on the importance of developing this concept, especially in the situation of digitalization of education and society as a whole.

Keywords: education, significant concepts of continuing education, knowledge society, educational capital, learning society, personal mobility.

УДК 37.013.76

ДОГАДКИ О НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) Государственный университет управления, г. Москва, Россия Кануникова Маргарита Игоревна, к.э.н., доцент (e-mail: m.kameneva72@mail.ru) Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия, Малькова Юлия Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: julia.malkova@mail.ru) Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия

Мысль о перманентном обучении в ходе всей жизни - продукт длительного диалога с образовательными системами гетерогенных культур разных времен. Сквозным образом, даже идеалом, порожденным античностью, согласующимся с идеей непрерывности, но не равным ей абсолютно, предстает тип индивида, проявляющего заботу о себе через образование. Обучение - насущная необходимость для человеческого духа, как пища для тела.

Ключевые слова: идея непрерывности учения, античность, эпоха просвещения, образование, перманентное обучение, подсистемы непрерывного образования.

Идею постоянного обогащения своего внутреннего мира знаниями можно встретить в текстах Платона, Сократа, Демокрита, Плутарха, Аристотеля, Эсхила, Еврипида, Софокла, Сенеки, Конфуция и др. В их работах, посвященных проблемам учения, речь идет о неустанном совершенствовании человека. Эти тексты - свидетельство того, что идея непрерывного образования появилась не в стенах сегодняшних педагогических университетов.

Мысль о перманентном обучении в ходе всей жизни - продукт длительного диалога с образовательными системами гетерогенных культур разных времен. Сквозным образом, даже идеалом, порожденным античностью, согласующимся с идеей непрерывности, но не равным ей абсолютно, предстает тип индивида, проявляющего заботу о себе через образование. Обучение - насущная необходимость для человеческого духа, как пища для тела.

В логике выстроенных жизненных моделей вопрос о гармоничном созвучии того, что и как осуществляется в рамках образовательных институций, и того, что и каким образом происходит вне их (а именно формальная, неформальная и информальная подсистемы составляют в целом непрерывное образование), сегодня открыт, но не нов.

Ощущение «не-новизны» мысли о постоянстве обучения появляется не только при анализе древних философских текстов. Мир сказок, пословиц, поговорок - один из мощнейших источников, питающих идею вечности и всеохватности учения и непобедимости разума.

Сказки - вершина народной мудрости, проявление великого нравственного, воспитательного и педагогического гения предшествующих поколений. В сказках народов всего мира - выводы и рассуждения о пользе знания, учения, чтения. В них, например, утверждается необходимость научиться читать, чтобы иметь доступ к книжной мудрости: «С книгой поведешься - ума наберешься», «Будешь книги читать - будешь всё знать», «Книга подобна воде - дорогу пробьет везде».

Человек способен усваивать уроки жизни, новое знание, неведомые ранее приемы, способы, средства деятельности - абсолютно в любом возрасте. Только умному силачу горы по плечу, и истинная сила как раз в знании. К знанию, пониманию надо долго и трудно идти.

Шедевры литературного и педагогического мастерства - сказки, в которых рассматривается поэтапное привлечение нерадивого персонажа к любой тяжелой работе, в том числе и к учебе. Это не только перспективный путь преодоления лени, но и утверждение идеи непрерывного обучения.

В сказках мы находим еще и комментарии к пословицам, поговоркам. В них более полно, образно и ярко аргументируются идеи афоризмов, раскрывается суть пословиц и поговорок на конкретных фактах. Сказка содержит наивернейший ответ, например, на загадку-вопрос: «Кто сильнее всех на свете?» Конечно, этот герой - субъект трудолюбивый и знающий. Не может быть иначе! Без стремления познать мир, найти истину, доко-

паться до сути человек перестает быть человеком, - в сказке он даже рискует превратиться в животное.

Вот примеры русских пословиц и поговорок, в которых отражена идея непрерывного познания: «Для учения нет старости», «Ученье - свет, а неученье - тьма», «Грамоте учиться - всегда пригодится», «Кто грамоте горазд - тому не пропасть», «Век живи, век учись». Ежечасно познавая новое, человек находит силу и мудрость. Они-то и помогают человеку вознестись над жизненными невзгодами, преодолеть их.

Гуманистические взгляды Вольтера, Гете, Руссо, Дидро, Гольбаха, Ла-метри, Гельвеция отражают, укрепляют и развивают идею непрерывности учения. Философы-просветители видят возможность совершенствования общества и человека при развитии науки и прогресса. Необходимо распространение знаний, целенаправленное воспитание человека, который способен справиться с общественными пороками. Социальную действительность стоит менять в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества», а это возможно только при стремлении к знанию, к естествознанию.

Великий чешский реформатор Я.А. Коменский утверждал, что в жизни нет другой цели, кроме учебной, что для познания нового подходит абсолютно любой возраст. Эти взгляды об образования гениального новатора легли в основу педагогической концепции и превратились в мощную дидактическую систему, по силе воздействия на умы и живучести несопоставимую ни с какими последующими.

Отклик идей об обучении в ходе всей жизни можно найти в трудах философа времен французской буржуазной революции и политического деятеля Франции Жана Антуана Кондорсе. В своей программе народного образования он выдвигает принцип универсальности, то есть охвата обучением всех граждан без исключения.

Такая «всеохватность» должна гарантировать людям поддержание старых знаний и умений на пригодном для осуществления профессиональной деятельности уровне, а приобретение новых - для смелого взгляда в будущее.

Развитию педагогической мысли в России 18 столетия способствовали педагогические взгляды, просветительская деятельность, сама жизнь Михаила Васильевича Ломоносова, отданная науке и просвещению. Он активно выступал за демократизацию образования. Главные задачи «народной школы», считал он, - выращивать у детей любовь к труду, учить их правилам поведения, давать образование.

Прогрессивные догадки о непрерывности учения занимали умы великих русских просветителей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. В педагогических сочинениях Д. И. Писарева можно найти мысль о ценности послешкольного обучения, которое именно в силу своей «необязательности» дает пытливому, мыслящему человеку для жизни и деятельности несоизмеримо больше каждодневной школьной муштры.

Динамические изменения социально-экономических отношений, науки, техники в ходе промышленной революции 19 века укрепили идею непрерывности образования. В 20-е годы 20-го века идея образования в течение всей жизни, как кардинальный способ борьбы с безграмотностью, появляется в европейских странах, в том числе в России.

Непрерывное образование после Первой мировой войны, как и сейчас, видится непременным условием роста образовательного (общекультурного и профессионального) потенциала человека. Подъем культурного уровня происходит в ходе всей жизни и обеспечивается в организационном плане системой общественных и государственных институтов.

Направление развития диктуется потребностями личности и общества, постоянной структурной перестройкой и обновлением технологий, ведущих к изменению содержания труда.

Список литературы

1. Кузьмина Е.Ю. Основные тренды в трансформации современного образования. В сборнике: Вузовское образование как новая реальность. сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции. Москва, 2020. С. 89-92.

2. Макеева В.Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.

3. Сундукова Г.М. Интеллектуальный капитал вуза как фактор конкурентоспособности. В книге: Актуальные проблемы управления - 2017. Материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2017. С. 44-47.

4. Кузьмина Е.Ю., Каталкина М.Ю. Задачи цифровой трансформации современного образования в России. В сборнике: Информационные технологии в управлении, автоматизации и мехатронике. сборник научных трудов 2-й Международной научно-технической конференции. Курск, 2020. С. 112-114.

5. Сундукова Г.М. Креативное обучение как инновационный метод в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 345-348.

6. Кузьмина Е.Ю. Интеграция научных исследований в менеджмент-образование. Вестник университета. 2016. № 1. С. 281-285.

7. Макеева В.Г. К научно-ориентированному индустриализму. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. сборник научных трудов 9-й Меж-дународнойнаучно-практической конференции. 2020. С. 285-288.

8. Сундукова Г.М., Сундукова И.Ю. Новая модель обучения в условиях цифровой экономики. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Материалы II Международного научного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянско-го. 2018. С. 182-187.

9. Макеева В.Г. Подготовка кадров сферы социального обслуживания - основа развития социальной экономики. В сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 823-825.

10. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

11. Макеева В.Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.

12. Сундукова Г.М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012.№ 17. С. 168-173.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of Philosophical Sciences, associate professor, State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Kanunikova Margarita Igorevna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia (e-mail: m.kameneva72@mail.ru)

Malkova Yulia Vladimirovna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia (e-mail: julia.malkova@mail.ru)

GUESSES ABOUT THE CONTINUITY OF TEACHING: ORIGIN OF THE IDEA

The idea of permanent lifelong learning is the product of a long - term dialogue with the educational systems of heterogeneous cultures of different times. In a cross-cutting way, even an ideal generated by antiquity, consistent with the idea of continuity, but not absolutely equal to it, appears the type of individual who takes care of himself through education. Training is an essential necessity for the human spirit, like food for the body.

Keywords: the idea of continuity of teaching, antiquity, the age of enlightenment, education, permanent training, subsystems of continuous education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.