Научная статья на тему 'Значимые концепты непрерывного образования'

Значимые концепты непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАЧИМЫЕ КОНЦЕПТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / EDUCATION / SIGNIFICANT CONCEPTS OF CONTINUING EDUCATION / KNOWLEDGE SOCIETY / EDUCATIONAL CAPITAL / LEARNING SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Такие устоявшиеся концепты, как «обучающееся общество», «общество знаний», «образовательный капитал», отражают свободные от национальных черт взгляды на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT CONCEPTS OF CONTINUING EDUCATION

Such well-established concepts as" learning society"," knowledge society", and" educational capital " reflect views that are free from national traits on the purpose of education and knowledge in the life of a modern person acting in the information society.

Текст научной работы на тему «Значимые концепты непрерывного образования»

УДК 37.013.76

ЗНАЧИМЫЕ КОНЦЕПТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г. Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Такие устоявшиеся концепты, как «обучающееся общество», «общество знаний», «образовательный капитал», отражают свободные от национальных черт взгляды на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе.

Ключевые слова: образование, значимые концепты непрерывного образования, общество знаний, образовательный капитал, обучающееся общество.

Общество знаний. Сначала появилось понятие «информационное общество». Социум с очень высоким уровнем технико-технологического развития, считают японские ученые Т. Умесао и Ю. Хаяши, аккумулирует энергию на создание интеллектуальных ценностей. Инновационная экономика, согласно П. Друкеру, неразрывно связана с информационным обществом, которое отличается возрастающими изменениями. Понятие «информационное общество» развивается благодаря работам Э. Тоффлера, А. Турейна, М. Кастельса, Дж. Нейсбита, М. Полани. В 90-х годах 20 века появляется сам термин, и с этого момента он постоянно фигурирует в научных публикациях, а также в европейских документах, связанных с социальным развитием.

Американский социолог Р. Лейн во второй половине 20 века ввёл понятие «общество, основанное на знаниях». Общество знаний зиждется на логике познания. Граждане такого общества черпают знания из разнообразных источников. На пути к жизненным целям они совершенствуют свои знания. Знания служат людям для формирования и развития целей и ценностей. Люди руководствуются чаще всего объективной истиной, используя основы представлений о природе, обществе, человеке.

Развивая концепцию «общества знаний», другой американский социолог Д. Белл утверждает, что знание формирует потенциал экономического роста, обеспечивая переход к постиндустриальному обществу. При этом, с одной стороны, инновации берут начало в науке - она является основным источником всего нового и передового, с другой стороны, «вес общества», который, как правило, измеряется в ВВП и степени занятости, неуклонно сдвигается в область знания.

Сегодня под «обществом знания» имеется в виду социум, в котором знание - главный продукт (не капитал, не рабочая сила, как раньше). Причем знание - это такой ресурс, которой имеет свойство воспроизводиться бесконечно. Таким образом, экономический аспект применительно к знанию становится базовым. Даже появляется термин - «основанная на знании

экономика». Знания в такой экономике - основа роста и конкурентоспособности любой социальной системы. Высокотехнологичная продукция, квалифицированные услуги служат улучшению благосостояния граждан.

В 60-е годы возникают разнообразные теоретические интерпретации термина «общество, основанное на знании». А в начале тысячелетия его напрямую вводят в контекстуальное пространство непрерывного образования, используя словосочетание «инновационное общество». Это общество базируется на образовании, получаемом в течении всей жизни. В центре внимания - человек, уже получивший образование и готовый учиться перманентно. Общество, в котором заданы высочайшие стандарты жизни и безопасности, становится ориентиром эпохи, образом, к которому стоит стремиться.

В этом образе видится идеальная модель вовлеченности всех граждан в процессы создания и применения знаний. В информационном обществе различные институциональные целостности развивают и информацию, и людей, производя знания массовым образом. Основной двигатель развития в информационном обществе - это сочетание телекоммуникационных технологий и автоматической обработки данных.

В концепте «общество знаний» находит отражение новая социально-экономическая реальность, в которой огромно значение знания и информации как для развития стран в целом, так и для личностного и профессионального роста конкретных людей. Общество знаний рассматривается как саморазвивающийся феномен. Однако, для реализации столь амбиционных видений требуется инновационные технологии, а их появление невозможно без изменений установок в области образования. Общество знаний развивается динамично, и фактор успеха в инновационной, да в общем-то всякой деятельности является знание. Оно ощущается как потребность при решении практически любых задач, особенно сопряженных с созданием нового и прогрессивного. В обществе знаний важно бесперебойное функционирование систем производства и передачи знаний. Предложение знаний формирует новый спрос на знание, удовлетворяя спрос актуальный. При этом крайне важны и обработка поступающей информации, и поддержание в функциональном состоянии сетей, которые обеспечивают информационные потоки, и экспертиза фактов, и креативность создаваемой информации.

Таким образом, вся социоструктура ориентируется на рациональную работу со знанием - на приобретение, обработку, распространение, хранение и т. д. Так называемый менеджмент знаний выстраивается в первую очередь для сознательной организации информации, что требует от всех субъектов процесса регулярной активности, личностной мобильности, творческого поиска, ответственной и инструментально оснащенной рефлексии по отношению ко всему информационно-образовательному пространству.

Сегодняшний педагогический лексикон, научные работы и выступления, а также документы, регламентирующие функционирование и развитие на-

циональных систем образования, насыщены терминами, которые в различных языковых вариациях характеризуют субъекта непрерывного образования как самопланирующего, самосозидающего, авторефлектирующего, самоопределяющегося, самообучающегося, самоадаптирующегося и т. д. Учитывая это, можно говорить о постепенном наполнении смыслового «треугольника», а именно «знания - экономика - информационные технологии».

Что касается концепта «общество знаний», то его разработку практически невозможно представить без понимания сущности непрерывного образования. Возникновение таких понятий, как «экономика знаний», «трансфер знаний», «инжиниринг знаний» обусловлено формированием глобального информационного общества как ступени на пути к более серьезной цели - создания общества знаний для человеческого развития.

Образовательный капитал. В обществе знаний каждый индуцирован постоянно учиться, создавая образовательный капитал. Понятие тесно переплетается с концептами «культурный капитал», «социальный капитал», «академический капитал», активно разрабатываемыми французским социологом П. Бурдьё, и с концептом «человеческий капитал», который впервые задействовал в своих работах американский экономист Т. Шульц. Академический капитал, согласно Бурдьё, - это фактически гарантированный результат совместной деятельности семьи и школы, трансформирующих культурный капитал. Социолог использует термины «академический капитал» и «образовательный капитал» как синонимы. В русском же языке «академическому капиталу» ближе всего термин «академическая квалификация», хотя последнее понятие несколько уже, предметнее. Его прагматичность дает возможность установить соответствие между культурным и экономическим капиталами через денежное выражение уровня образованности.

Культурный капитал санкционируется академическими средствами путем обязательных, гарантированных образовательных квалификаций. Такая объективация культурного капитала позволяет обозначить не всегда явное отличие образовательного потенциала обучающего себя самородка от потенциала, гарантированного академическими каналами, юридически закрепляющими соответствующую уровню квалификацию. Образовательная квалификация, устанавливая «ценность» владельца данной квалификации, позволяет сравнивать «капиталы» различных обладателей, даже заменять одного другим, поскольку культурный капитал того или иного субъекта с определенного уровня получает институциональное признание.

Преобразования культурного капитала в экономический и наоборот наглядно оправдывают ценностную установку, что академические «вложения» не имеют смысла, если после таких инвестиций нет объективной гарантии их обратной конвертируемости. Жесткая зависимость между квалификацией, рангом и оплатой труда, наблюдаемая в некоторых видах профессиональной деятельности, приводит рынок труда в этом сегменте к

большей упорядоченности, а также позволяет работникам этого сегмента ощутить чувство социальной справедливости.

Образовательная квалификация в институционализированной форме не передается по наследству (как, например, аристократический титул), соответственно, может быть и потеряна. Она не передается и по договоренности (как, например, паи и акции). Согласно П. Друкеру, знание, во все времена бывшее частным товаром, превратилось в общественный товар. Вложения в человеческий капитал, в структуру которого в качестве обязательных элементов были включены воспитание, начальное образование, научные знания, теперь рассматриваются как эффективные.

Новые реалии постиндустриального общества и капитализация знаний дали развитие и распространение связанных с понятиями «образование» и «экономика» терминов, например, «образовательная услуга», «образовательный рынок», «ассортимент образовательных услуг», «линейка образовательных товаров». Такие терминологические переплетения до сих пор встречают барьеры на уровне российского общественного сознания, и находят отражения в следующих высказываниях: «образование - это не услуга, а обязанность государства», «образование не услуга, а форма развития человека», «образование - это системообразующий институт нации и государства» и т. д.

Тем не менее, в официальном русскоязычном терминологическом пространстве непрерывного образования словосочетание «образовательные продукты и услуги» в различных вариациях становится все более употребляемым. Тому свидетельство - появление многочисленных научных публикаций на русском языке, связанных с изучением рынка образовательных товаров и услуг.

Обучающееся общество. Базовой ценностью общества знаний является непрерывное учение. Концепт «обучающееся общество» имеет достаточно длительную историю развития своей теоретической основы. Для адаптации к утрате стабильности, к постоянным технико-технологическим и социальным изменениям человек должен постоянно обучаться, утверждал в 1973 году американский теоретик организационного обучения Д. Шон. Обучающееся общество, по мнению шведских педагогических психологов Р. Хатчинза и Т. Хусена, предоставляет явную возможность расширять и углублять свои знания на любом жизненном этапе. Самореализация и образование становятся приоритетными целями как для конкретного человека, так и для институтов, эту возможность частично дающих.

С. Рэнсон показал, что обучение лишено старта и финиша. Эта текучесть имеется и за границами формальных образовательных систем. Такая ситуация отражает расширенную рыночную модель свободного движения к знанию различными организациями и институциями, в том числе неформальными и информальными. Фактически, процесс обучения в деятельно-стном контексте может происходить и за пределами образовательных структур, с использованием различных способов и форм получения ин-

формации и обучения, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Макеева В.Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.

2. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

3. Добрышина Л.Н., Макеева В.Г., Шим Г. А. Потенциал и возможности многопрофильных городов по преодолению социально-экономической нестабильности // Экономика и предпринимательство. 2019. № 5 (106). С. 329-333.

4. Макеева В.Г. Проектный офис как центр управления знаниями. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин Материалы II Международного научного форума. 2018. С. 74-76.

5. Сундукова Г.М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012.№ 17. С. 168-173.

Krotenko Tatyana Yuryevna, Ph. D., associate Professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

SIGNIFICANT CONCEPTS OF CONTINUING EDUCATION

Such well-established concepts as" learning society"," knowledge society", and" educational capital " reflect views that are free from national traits on the purpose of education and knowledge in the life of a modern person acting in the information society. Keywords: education, significant concepts of continuing education, knowledge society, educational capital, learning society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.