Научная статья на тему 'Непрерывное образование с точки зрения сбалансированного развития'

Непрерывное образование с точки зрения сбалансированного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование с точки зрения сбалансированного развития»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Р. Герлач

Представляется излишним давать более широкое обоснование необходимости в непрерывном образовании. Это уже делалось много раз и по-прежнему делается в многочисленных публикациях, национальных и международных отчетах, а также на научных конференциях и семинарах, что еще раз доказывает то, что характерными чертами современного мира является его непостоянство и неопределённость. Можно сказать, что в настоящее время можно быть уверенным только в том, что ни в чем нельзя быть уверенным. И если дело обстоит так, то непрерывное образование, под которым понимается процесс обучения на протяжении всей жизни, следует рассматривать не как привилегию, а как необходимость; а одной из основных задач обязательного образования считать подготовку молодежи к учёбе на протяжении всей профессиональной деятельности и после её окончания в течение так называемого третьего возраста.

Принято считать принцип непрерывности основным в образовании. Не пускаясь в более широкое обсуждение, следует заявить, что во времена, когда создание основанной на знаниях экономики информационного, постиндустриального, технологического, глобального, сетевого общества знаний или обучающегося общества, перестает быть задачей будущего и становится реальностью для большинства стран, непрерывное образование становится нормой.

Проблемы непрерывного образования анализировались с различных точек зрения. Хотелось бы рассмотреть эту проблему с точки зрения стратегии сбалансированного развития.

Непрерывное образование как задача XXI века. Необходимость в непрерывном образовании возникает, несомненно, вследствие изменчивости окружающего мира. Это положение относится как к экономике, так и к непрофессиональной жизни. Р. Пачосински писал: «Окружающие нас изменения проявляются, главным образом, в виде:

- быстрого развития информационных технологий - они становятся быстрее, дешевле, доступнее, универсальнее и легче в употреблении;

- глобализации производства (товаров и услуг), финансов, рынков, ожиданий, особенно тех, у которых ничего нет;

67

- новых трудностей в роли и суверенитете стран, укреплении отношений между внутренними и внешними структурами;

- волны инноваций и предпринимательства в мировом масштабе, преодолевающем традиционные барьеры времени, границ и даже языка».

Представляется важным отметить, что получение образования всеми на протяжении жизни становится важнейшей задачей для правительств, всего общества, частного сектора, но больше всего для каждого гражданина. Такая задача представляет собой истинное испытание. Всем ли удастся его выдержать? Ведь в противном случае, как выразился Ф. Мейер, мы станем «свидетелями сегментации образования для всех на протяжении всей жизни, в результате чего у меньшинства избранных будет доступ к раю знаний, тогда как другие, осужденные на невежество, будут обречены на ад новых гетто, а масса обыкновенных людей - на неэффективные чистилища» [2, р. 34]. Во избежание такой ситуации необходимо создать обучающееся общество, в котором у каждого человека будет возможность не только получать образование на протяжении всей жизни, но и выбирать учебное учреждение, а также формы, содержание и направление обучения. С этой точки зрения, закономерными представляются утверждения И. Войнара, сказавшего: «Образование всё чаще считается эквивалентом осознанного процесса саморазвития, человеческого роста... Утратило значение утверждение о том, что человек учится только в школе. - образовательные ситуации встречаются всё чаще, а процесс образования всё больше становится самообразованием» [1]. Необходимо также знать, что превращение в обучающееся общество, сопоставимое с лозунгами Европейского союза о создании экономики и общества на основе знания, требует увеличения расходов на образование не только детей и молодежи, но и взрослых на протяжении всего периода их профессиональной деятельности.

При подведении итогов этой части обсуждения следует вслед за A. Тоффлером допустить, что люди, которым доведётся жить в супериндустриальных обществах, должны будут получить навыки в трёх основных областях: образовании, установлении контактов с другими людьми и совершении выбора [6, р. 357]. Поэтому роль образования в широком смысле этого слова состоит в том, чтобы создать возможность приобретения таких навыков.

Сбалансированное развитие и непрерывное образование. Непрерывное образование, необходимое человеку для функционирова-

68

ния в обществе и экономике на основе знаний (что мы постарались доказать читателю), следует считать важным элементом достижения сбалансированного развития. В резолюции Польского сейма за март 1999 года подчеркивается, что «понятие сбалансированного развития означает, что удовлетворение текущих потребностей общества и потребностей будущих поколений следует рассматривать одинаково». Подчеркивалось также, что «Стратегия сбалансированного развития Польши "... должна гармонично сочетать в себе заботу о сохранении естественного и культурного наследия нации с прогрессом цивилизации и экономики, затрагивающим все слои общества"» [5]. Не рассматривая эту стратегию подробно, стоит, однако, отметить, помимо всего прочего, что: (а) сбалансированности необходимо достичь в экономическом, социальном и экологическом развитии; (b) развитие экономики и цивилизации нынешнего поколения не должно происходить за счет разрушения природной среды и расходования природных ресурсов; (c) сбалансированное развитие является не тормозом прогресса, а его стимулятором; кроме того, оно является также образом жизни, формой этики, которая дает возможность выбрать форму производства и потребления; (d) сбалансированное развитие является не целью или пределом, которого мы должны достичь за определенный срок, а процессом, растянутым на многие годы или даже поколения [5]. Поэтому следует задать вопрос о роли, которую непрерывное образование может и должно играть в самом процессе сбалансированного развития. Ограниченные объёмы данной работы не позволяют обсудить эту проблему глубже. Поэтому затрагивая её, необходимо обратиться к некоторым правилам сбалансированного развития, изложенным в Декларации об окружающей среде и развитии, принятой на встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.

В деятельность по продвижению сбалансированного развития, рекомендованную «Польской стратегией», ссылающейся на вышеупомянутую Декларацию, входят три измерения: социальное, экономическое и экологическое. В том, что касается Польши, в деятельность по первому из упомянутых измерений входит: (а) гарантия возможности получения образования не только на начальном уровне, а для самых одаренных лиц и на более высоких уровнях, а также непрерывного образования для всех по их потребностям и способностям в свете требований общества и экономики на основе знаний; (b) гарантия возможностей трудоустройства путём создания рабочих мест, поддерж-

69

ки малых и средних предприятий, а также обеспечения доступа к обучению и курсам, позволяющим повысить или изменить квалификацию.

Что касается экономического измерения, то стоит подчеркнуть необходимость повышения уровня образования общества и за счёт этого увеличить его участие в принятии решений и несении ответственности за эти решения; а также необходимость в рекламной деятельности, предпринимательстве и повышении эффективности. Необходимо также, чтобы государство поддерживало научное исследование и развитие экологического образования, а также корректировало программы обучения нового технического и руководящего персонала с целью создания более экологичных производственных процессов. Последняя из упомянутых проблем связана с другим важным измерением - экологией [5]. Это только примеры. Однако представляется, что даже приведение таких примеров позволяет допустить, что роль непрерывного образования, особенно в области формирования экологического сознания общества, невозможно переоценить.

Здесь упомянуты лишь некоторые из тех проблем, в которых непрерывное образование играет значительную роль. Однако следует помнить о том, что для реализации допущений о сбалансированном развитии необходима осведомленность и поддержка поставленных задач со стороны отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран. Можно говорить об образовании в целях сбалансированного развития, которое путём изменения мышления «позволит людям создать более безопасный, здоровый и процветающий мир и в то же время повысить качество жизни. Образование в целях сбалансированного развития может сформировать критическое мышление, повысить осведомленность и квалификацию, что позволит исследовать новые концепции и идеи, а также разработать новые методы и инструменты для их реализации» [4].

Образовательная деятельность, позволяющая реализовать допущения о сбалансированном развитии, должна коснуться не только детей и молодежи, но и взрослых. Поэтому можно обоснованно утверждать, что образование в целях сбалансированного развития, является частью непрерывного образования, понимаемого как обучение на протяжении всей жизни.

В заключение данной части обсуждения стоит обратиться к двум понятиям, входящим в Декларацию, принятую в Рио-де-Жанейро. Первое из них описывает человека как субъекта сбалансированного

70

развития, имеющего, следовательно, права на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой; а пятое подчеркивает необходимость препятствовать бедности. Исходя из индивидуальности каждого человека, важно обеспечить ему неограниченную возможность получения образования на разных этапах его жизни. С другой стороны, бедность связана с изгнанием и изоляцией, которые воспринимаются как одна из самых важных социальных проблем нашего времени, имеющихся у конкретных стран, регионов и во всем мире. Поэтому можно утверждать, что образование является одним из основных факторов, препятствующих изгнанию и изоляции. Однако следует помнить о том, что знание и навыки не даются никому раз и навсегда. Поэтому развитие непрерывного образования не только позволяет людям оставаться за пределами круга изгнанных и изолируемых, но и позволяет входящим в этот круг покинуть его.

Заключительные размышления. Развитие непрерывного образования является в настоящее время не только привилегией, но и реальной необходимостью. Обсуждая непрерывное образование с точки зрения сбалансированного развития, необходимо подчеркнуть еще раз, что оно позволяет выполнить поставленные задачи. Что касается «Стратегии образования, нацеленного на сбалансированное развитие», распространение которой рекомендовано Европейским экономическим сообществом ООН, то стоит отметить необходимость в усовершенствовании начального образования, переориентации на сбалансированное развитие, поощрении систематического, критического и творческого мышления, обдумывании как в местном, так и в глобальном контексте, поддержке неофициального образования как важного дополнения систематического образования, рассмотрении образования в качестве пожизненного процесса [4]. Подводя итоги обсуждения, можно процитировать K. Обучовски, сказавшего: «Для нормальной деятельности человек должен быть хорошо осведомлен о событиях, происходящих и возможных в окружающем мире. Ему необходимо уметь распознавать, понимать и предсказывать их» [3, р. 20]. Образование должно оказаться полезным в этом отношении, особенно образование, нацеленное на сбалансированное развитие, что в свете подчеркивания сбалансированности экономических и социальных целей, а также природных ресурсов, становится существенным элементом непрерывного образования.

71

Список литературы

1. Banach Cz. Wartosci w systemie edukacji, URL: http: // www.wsp.krakow.pl/konspekt/konspekt7/banach7.html.

2. Mayor F. Przyszlosc swiata. - Warsaw, 2001.

3. Obuchowski K. Man, aspirations, sense. Selected thoughts. -Bydgoszcz, 2001.

4. The Strategy of Education for Balanced Development. - Warsaw,

2008.

5. The strategy of a balanced development of Poland, Ministry of the Environment, Warsaw 1999.

6. A. Toffler, Szok przyszlosci, Przezmierowo 2007.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.