Научная статья на тему 'Асимметричная интеграция безопасности, экологии и здоровья человека как механизм становления образования для устойчивого развития'

Асимметричная интеграция безопасности, экологии и здоровья человека как механизм становления образования для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / АСИММЕТРИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / INTEGRATION / ASYMMETRIC INTEGRATION / ECOLOGICAL EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CULTURE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Владимирович

В статье предпринята попытка педагогического осмысления феномена «образование для устойчивого развития» на основе асимметричной интеграции ключевых положений педагогики окружающей среды экологической педагогики, педагогики здоровья и педагогики безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article makes an attempt to provide pedagogical understanding of the phenomenon of ‘education for sustainable development’ on the basis of asymmetric integration of key provisions of environmental pedagogy which are ecological pedagogy, pedagogy of health, and pedagogy of safety

Текст научной работы на тему «Асимметричная интеграция безопасности, экологии и здоровья человека как механизм становления образования для устойчивого развития»

Социализация, воспитание и развитие

личности в образовательном процессе

С. В. Алексеев

(Санкт-Петербург)

Асимметричная интеграция безопасности, экологии

и здоровья человека как механизм становления образования для устойчивого развития

В статье предпринята попытка педагогического осмысления феномена «образование для устойчивого развития» на основе асимметричной интеграции ключевых положений педагогики окружающей среды - экологической педагогики, педагогики здоровья и педагогики безопасности.

Традиционно идея интеграции осмысливается на разных уровнях применительно к различным системным объектам: природе, обществу, экономике, культуре, науке, образованию. Интеграция (лат. integration - восстановление, восполнение, от integer - целый] - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей или элементов. Ключевым положением интегративного подхода является положение Аристотеля: целое всегда больше суммы его частей, - а также принцип эмерджентности К. Л. Берталан-фи: целое представляет нечто большее, чем сумма составляющих его элементов, поскольку его главная характеристика - взаимодействие, протекающее между его различными элементами.

В настоящее время идея интеграция системно осмысливается в политике и экономике. В середине 1990-х годов в геополитике и экономике была принята модель разноуровневой и разноскоростной интеграции, предполагающей вхождение в интеграционный процесс стран по мере их экономической и политической готовности к интеграции. В. А. Троицкий, объединяя два отмеченных аспекта, говорит об «асимметричной интеграции» [5]. Особенно данный эффект проявился в 2004 году при подготовке документов по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси, Казахстана и Украины.

Алекс Уорлех предлагает типологию гибкой интеграции, состоящую из трех моделей: разноскоростная интеграция (multi-speed], концентрические круги (concentric circles] и a la carte [7]. В схеме Уорлеха разграничение понятий идет по двум линиям - глубина различий и длительность их существования.

Перенося идею разноуровневой и разно-скоростной интеграции в науку об устойчивом развитии общества и образование для устойчивого развития, следует отметить следующие положения:

- проблему устойчивого развития целесообразно рассматривать как результат асимметричной интеграции экологии, социума и экономики; в настоящее время каждая из трех ключевых составляющих имеет разные уровни современного развития и разные скоростные (темпоральные] показатели этого развития;

- образование для устойчивого развития представляет собой асимметричную интеграцию экологического образования, социального образования и экономического образования. Более системно и глубоко идеи устойчивого развития вошли в теорию и практику экологии и экологического образования. Идеология устойчивого развития привнесена в социальную сферу и социальное образование при осмыслении проблем безопасности, здоровья, качества жизни и др. В последние годы повысился интерес к осмыслению эко-

номических и социально-экономических проблем с позиции концепции устойчивого развития (зеленая экономика, общество потребления, экономика знаний и др.];

- представляется возможным объединение экологического и экономического образования в новом направлении, именуемом рядом специалистов (А. Н. Захлебный, М. В. Аргунова, С. А. Степанов и др.] как «экологическое образование для устойчивого развития». Возможно самостоятельное развитие указанных направлений (экологическое образование для устойчивого развития и экономическое образование для устойчивого развития].

В свою очередь социальное образование, включая культурологическую составляющую, можно рассматривать в единстве процессов формирования культуры здоровья, культуры безопасности, физической культуры и культуры гуманитарной. Базируясь на системно-синергетическом и средовом подходах, можно обозначить основания асимметричной интеграции безопасности, экологии и здоровья, такие как единство субъектов взаимодействия (человек и окружающая его среда] и их разная доминантность в социальной, экономической и экологической составляющих устойчивого развития; единство ключевых идей, целей и прогнозируемых результатов (качество жизни человека в здоровой и безопасной окружающей среде] и их различная представленность в социальной, экономической и экологической составляющих устойчивого развития; разнообразие и многообразие форм и методов формирования культуры устойчивого развития.

Жизнь человека в окружающей среде представляет собой целостность пересечений внутренней среды человека (его здоровья] с разными составляющими окружающей среды (природной, социальной, культурной, образовательной и др.]. При этом безопасность человека и безопасность окружающей среды выступают, как принято в математике, как «необходимые условия». Указанные направления могут быть аттракторами становления новой области научного знания - теории и практики образования для устойчивого развития, для осмысления которого необходим системный анализ самого феномена «устойчивого развития общества».

Термин устойчивое развитие соответствует английскому sustainable development, что буквально значит «непрерывно поддерживаемое, сбалансированное развитие». Общепри-

нято образ устойчивого развития рассматривать как результат наложения трех сфер: экологии, экономики, социума (общества].

Образно говоря, устойчивое развитие - это развитие, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах её хозяйственной емкости, то есть не нарушает природной основы функционирования человечества. Таким образом, это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности [6].

Основные положения устойчивого развития основываются на двух ключевых понятиях:

- понятии потребностей - в том числе тех, которые необходимы для существования беднейших слоев населения и которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

- понятии ограничений - обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Всемирная конференция ООН на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году провозгласила в документе «Повестка дня на XXI век» концепцию перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития. В декларации, принятой на конференции, были изложены 27 принципов устойчивого развития, в их числе следующие:

■ Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

■ Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы и несут ответственность за обеспечение того, чтобы их деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств.

■ Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

■ Защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

■ Государства несут общую, но различную ответственность за ухудшение состояния

глобальной окружающей среды. Развитые страны признают ответственность с учётом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды.

■ Каждый человек должен иметь доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, и возможность участвовать в процессах принятия решений.

■ Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы (http://www.un.org/].

На Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002] была принята декларация, в которой были конкретизированы экологические цели для обеспечения устойчивого развития:

- в ближайшие годы добиться существенного снижения нынешних темпов утраты биологического разнообразия;

- до 2015 года обеспечить сохранение и даже частичное восстановление истощенных рыбных запасов до уровня, который мог бы обеспечить максимальный и устойчивый вылов;

- к 2015 году вдвое снизить долю населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам;

- к 2020 году добиться значительного уменьшения вреда, причиняемого здоровью людей и окружающей среде производством химических веществ (http://www.un.org/].

В июне 2012 года, спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, вновь прошла встреча стран на саммите «Рио+20», где обсуждались проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности. Более 100 глав государств и правительств подтвердили приверженность принципам устойчивого развития и приняли декларацию «Будущее, которого мы хотим».

Вектор на приоритет устойчивого развития общества отражается и в названиях глобальных докладов ООН по развитию человека, например: Реальное богатство народов: путь к развитию человека (2010); Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех (2011); Гендерное равенство и развитие (2012); Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире (2013] [3]; Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости (2014] (www.un.org/].

Доклады Римскому клубу также ориентируют на осмысление глобальных проблем современного общества, перспективы его устойчивого развития. Об этом работа Д. Медо-уза и др. «Пределы роста: 30 лет спустя» (2004] и футурологический трактат Й. Ран-дерса «2052: Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет». Один из более чем двадцати докладов напрямую был посвящен проблемам образования. В работе Дж. Боткина, Э. Эльманджры и М. Малицы «Нет пределов обучению» (1979] впервые прозвучала мысль о том, что обучение должно быть «предвосхищающим, а не запаздывающим, как сегодня».

Современное обучение лишь адаптирует человека к уже свершившемуся и не учит его строить будущее, то есть не формирует человека с ноосферным мышлением. В настоящее время наблюдается глубокий разрыв между всевозрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, обусловленной традиционной формой образования.

Именно этот разрыв ведет, по мнению авторов, к тем затруднениям человечества, которые на протяжении последних лет являются предметом острых идейных дискуссий.

Определенный интерес представляют работы Всемирного банка, изданные в последние годы, например: Перспективы мирового развития (2014], Доклад о глобальном мониторинге (2013], Доклад о мировом развитии «Риски и возможности: управление рисками в интересах развития» (2014] [2, 10] и др. (www.worldbank.org/eca/russian/].

Анализ международных документов позволяет сформулировать функции устойчивого развития. Это:

- объединение усилий народов и правительств в достижении поставленных целей устойчивого развития;

- природосбережение и рачительное отношение к природным ресурсам;

- философское осмысление новых явлений и быстро происходящих изменений в процессе глобализации;

- формирование природоориентирован-ного (экологоориентированного] мировоззрения людей, осмысленно и ответственно строящих свое настоящее благополучие не в ущерб благополучию будущих поколений;

- формирование качества жизни.

Крупным шагом в пропаганде идеологии

устойчивого развития стала международная

конференция ЮНЕСКО «Культура: ключ к устойчивому развитию», состоявшаяся в мае 2013 года в г. Ханчжоу (Китай]. По итогам конференции бала принята Ханчжоусская декларация «Культура и устойчивое развитие», в которой участники пришли в выводу, что культура должна стать основой политики устойчивого развития [9].

В контексте введения ФГОС нового поколения в образовательные программы школ включается программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни (по сути дела - программа формирования культуры устойчивого развития].

Среди ключевых идей программы можно обозначить следующие:

- идея ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

- идея качества человека во всех проявлениях его жизни;

- идея качества окружающей среды;

- идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды;

- идея качества жизни человека в окружающей среде [1].

Если отнести обозначенные идеи не только к нынешнему, но и к будущему поколению, то, по сути дела, речь может идти о формировании культуры устойчивого развития. Философское обоснование понятия «культура устойчивого развития» дано в работах Н. М. Мамедова. Например, в своей работе «Экология и устойчивое развитие» (2013] ученый отмечает, что «...если культура как социальный феномен, „творение рук человеческих" всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека

с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы» [4].

Педагогическое осмысление феномена культуры устойчивого развития связывается с синергией концепций формирования экологической культуры, имеющей значимую экономическую составляющую, педагогики здоровья, педагогики безопасности и культурологической стратегией развития современного образования. Каждая из составляющих «культуры устойчивого развития» имеет свою историю и современное научное звучание. Это касается и экологической культуры, и культуры безопасности жизнедеятельности, и культуры здоровья, и физической культуры, и гуманитарной культуры, и социальной культуры и др. Обобщая все вышеизложенное, целесообразно вывести обобщенную формулу становления культуры устойчивого развития подрастающего поколения как культуру качества жизни человека в благоприятной окружающей среде:

КУР = Экол.К + Экон.К +

+ Соц.К (ГК + КЗ + КБ + ФК) ,

где

КУР - культура устойчивого развития;

Экол.К - экологическая культура;

Экон.К - экономическая культура;

Соц.К - социальная культура;

К - гуманитарная культура;

КЗ - культура здоровья;

КБ - культура безопасности;

ФК - физическая культура.

Таким образом, культура устойчивого развития - это способность человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде.

Литература

1. Алексеев С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы // Биология в школе. - 2013. - № 4. -С. 44-51.

2. Доклад о мировом развитии «Риски и возможности: управление рисками в интересах развития». - Всемирный банк, 2014.

3. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. - М.: Весь Мир, 2013.

4. Мамедов Н. М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. - М.: МГАДА, 2013.

5. Троицкий В. А. Правовые основы ассиметричной интеграции в рамках соглашения о едином экономическом пространстве // Проблемы современной экономики. - 2005. - № 1-2. - С. 406408.

6. Урсул А. Д. Модель образования 19 века: устойчивое развитие и экологическая безопасность // Вестник экологического образования в России. - 1996. - № 2.

7. Warleigh, A. (2005). Enlargement and Normative Reform in the European Union: the Example of Flexibility. International Journal of Organization Theory and Behavior, 5(1), 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.