____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 153, кн. 1 Гуманитарные науки
2011
УДК 341.01
О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ ПРИНЦИПАХ
А.Д. Шакиров Аннотация
В статье содержится анализ причин возникновения и основных принципов концепции устойчивого развития, прослежена эволюция понятия «устойчивое развитие». Предложено авторское определение данного понятия, рассмотрены основные нормы международного права и факторы, оказывающие влияние на формирование концепции устойчивого развития.
Ключевые слова: международное право, развитие, устойчивое развитие, принципы концепции устойчивого развития.
Одним из самых распространенных в современном общественно-политическом, в частности международно-правовом, лексиконе является термин «устойчивое развитие». В последние два десятилетия на рубеже XX - XXI вв. данное понятие все чаще звучит на международных форумах и появляется в текстах многих международных соглашений, что, очевидно, связано с необходимостью выработать наиболее эффективные стратегии решения современных проблем. Тем не менее в правовых документах понятие «устойчивое развитие» до сих пор не получило своего закрепления. По этой причине «появляются трудности в осуществлении» концепции устойчивого развития [1]. Устранение обозначенного пробела и может стать первым шагом к эффективной ее реализации на практике. Подтверждением актуальности данной проблемы является то, что на глобальном уровне - в ООН - ведутся дискуссии по вопросу, стоит ли придерживаться ранее принятых интерпретаций «устойчивого развития» или их нужно постоянно корректировать. Между тем даже в рамках ООН каждая ее структура наделяет данное понятие своей смысловой нагрузкой.
В современных условиях, когда региональные и глобальные угрозы ставят под вопрос дальнейшее существование человечества, проблема обеспечения условий для его стабильного развития приобретает особую актуальность. Отсутствие четкого понимания всеми важными акторами международной жизни необходимости следовать целям концепции устойчивого развития приводит к невозможности адекватных и своевременных действий по обеспечению гармоничного развития человечества.
Для России, имеющей свои обязательства по борьбе с изменением климата, распространением ядерного оружия и крайней нищетой, рассматриваемая тема, безусловно, также важна. Наше государство уделяет проблеме устойчивого
развития большое внимание, о чем свидетельствует, например, участие президента Д. А. Медведева в работе Копенгагенской конференции [2]. Однако недостаточная осведомленность как в научных, так и в политических кругах страны о концепции устойчивого развития может снизить эффективность участия нашего государства в решении имеющихся глобальных проблем. Отчасти сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в период существования СССР в нашей стране наличие экологических проблем официально не признавалось [3].
В отечественном естествознании интерес к экологическому аспекту развития человечества можно проследить уже с начала XX века. Впервые рассматривать человека и природу как единое целое стал академик В.И. Вернадский. Его теория существования ноосферы явилась одним из предвестников возникновения концепции устойчивого развития. К.Э. Циолковский впервые заговорил о необходимости обживания других планет, так как существующие темпы роста человечества он считал опасными для Земли. Современными исследователями ноосфера рассматривается как завершающий этап устойчивого развития (см., например, [4]). В работах А.Д. Урсула1 и Н.Н. Моисеева2 в качестве основы устойчивого развития называется сохранение биосферы для выживания человечества [4, 5]. В.В. Мантатов рассматривает устойчивое развитие как естественный закон Вселенной, предусматривающий сочетание устойчивости и изменчивости (преобразований) [6].
В российской правовой литературе концепция устойчивого развития стала разрабатываться в 80-х годах XX в. прежде всего с позиции норм международного права, регулирующих охрану окружающей среды. Показательны в этом отношении работы таких авторов, как Н.А. Соколова, М.Н. Копылов, К.А. Бекя-шев, Р.М. Валеев [7-10]. Следует отметить, что в зарубежной правовой науке проблемы устойчивого развития рассматриваются более комплексно, хотя и здесь приоритетными во многом остаются вопросы защиты окружающей среды. Среди заслуживающих внимания исследований можно выделить работы Патрисии Бирни, Алана Бойла, Филиппа Сандса, Сумуду Атапатту [11-13].
В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть концепцию устойчивого развития с учетом трех составляющих ее компонентов - экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды; показать эволюцию понятия «устойчивое развитие» в международных отношениях и выделить основные принципы устойчивого развития.
1 А.Д. Урсул - доктор философских наук, профессор, специалист по философским проблемам информатики, кибернетики, синергетики, проблеме внеземных цивилизаций, взаимосвязи философии и естествознания, директор Института устойчивого развития и безопасности, президент Международной академии ноосферы (устойчивого развития).
Н.Н. Моисеев - советский и российский ученый, специалист в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР (впоследствии РАН) (1984), президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1993-2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995-2000).
3 В.В. Мантатов - автор 200 научных трудов по проблемам философии, социальной экологии, инфор-мациологии, буддийской философии, эпистемологии, логической семантики. Им разработаны гносеологическая концепция «условного отражения», философская теория устойчивого развития на основе принципов диалектического реализма, обоснована эвристическая роль знаков в научном познании.
До закрепления в международно-правовом лексиконе термина «устойчивое развитие» во второй половине XX века широко использовалось понятие «развитие». В статье 1 Устава Организации Объединенных Наций говорится, что одна из основных целей организации - развитие «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Статья 55 устанавливает, что ООН в целях создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, содействует «повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития» [14]. В подтверждение этого в 1964 году для интеграции развивающихся стран в мировую экономику была создана Конференция ООН по торговле и развитию. Таким образом, в данном случае термин «развитие» приравнивался к понятию социально-экономического роста, игнорировались иные показатели, которые влияют на уровень и качество развития.
Однако в связи с участившимися экологическими катастрофам и возрастающим пониманием важности защиты прав человека уже к 70-м годам XX века наметилась тенденция поиска взаимосвязи между защитой окружающей среды, прав человека и развитием, в том числе экономическим ростом. Так, основным выводом работы членов Римского клуба1 «Пределы роста» стало заключение о том, что если существующие тенденции развития останутся неизменными, мировая система выйдет за пределы устойчивости и потерпит катастрофу к 2000 году. Чтобы этого не случилось, по мнению авторов доклада, должно произойти снижение численности населения и объема производства. В общих чертах суть названной работы сводится к идее о том, что развитие может быть ограничено конечными размерами Земли и ее ресурсов [15].
Следующей предпосылкой для возникновения концепции стала Стокгольмская декларация 1972 года, в преамбуле которой подчеркивалось, что «сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира» [16].
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) широко использовала понятие «развитие без разрушения». В документах ООН начиная с 70-х годов получило распространение понятие «экоразвитие», означающее развитие на региональном и местном уровнях в соответствии с экологическим потенциалом региона, или, другими словами, адекватное и рациональное использование природных ресурсов [17].
В одном из своих выступлений президент Всемирного Банка Джеймс Вул-фенсон показал, насколько многогранным и комплексным является понятие «развитие»: «Строительство дорог, расширение прав и возможностей людей, возможность нормотворчества, признание прав женщин, искоренение коррупции, обучение девочек, создание банковской системы, защита окружающей среды -
1 Римский клуб - международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6-7 апреля 1968 года; она объединяет представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.
все это и не только - развитие». Более того, по его мнению, все компоненты развития должны воплощаться параллельно и равномерно во всех странах [18].
Таким образом, мировое сообщество, и прежде всего ООН, ставит в зависимость друг от друга экономическое развитие и защиту окружающей среды. Признано, что экстенсивное экономическое развитие нарушает устойчивость экосистемы и приводит тем самым к уменьшению темпов экономического роста.
Согласно докладу «Наше общее будущее», который был подготовлен к 1987 году Международной Комиссией по окружающей среде и развитию, под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое «удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [19, р. 43]. По замечанию известного американского правоведа Дэниела Мэгроу, это определение пока не обладает статусом международной правовой нормы, но оно стало настолько часто употребляться, что получило полуофициальный статус [20, р. 618].
Итак, можно утверждать, что именно расширение понимания процессов развития человечества привело к появлению понятия «устойчивое развитие» в современном его значении. Исходя из него, например, решение, на первый взгляд, сугубо экономической проблемы искоренения нищеты не увязывается только с увеличением денежного показателя на душу населения, а требует комплексного подхода, учитывающего, кроме всего прочего, защиту окружающей среды и прав человека.
Концепция устойчивого развития предполагает разграничение понятий «рост» и «развитие». Долгое время целью развития экономической системы считался ее количественный рост: увеличение объема товаров и услуг за счет все большего использования природных ресурсов. В отличие от роста развитие предполагает качественное преобразование системы взаимоотношений человек - природа, что предусматривает повышение эффективности производства при фиксированном количестве используемых ресурсов или его уменьшении.
Рассматривая концепцию устойчивого развития, некоторые исследователи предлагают различать «сильную» и «слабую» ее версии. Сильная, или экоцен-тричная, версия устойчивости, по их мнению, нацелена на «достижение приемлемого баланса между человеческим обществом и природной экосистемой» [21] Согласно данной теории состояние окружающей среды настолько катастрофично, что необходимо срочно принимать решительные меры по улучшению экологической обстановки. Сторонники «слабой» версии концепции убеждены, что развивающимся странам нельзя проходить тот же экстенсивный путь развития, который прошли в свое время развитые страны, поэтому необходимо перераспределение ресурсов от богатых стран к бедным.
Основоположником «слабой», или антропоцентрической, концепции можно считать американского экономиста Симона Кузнетса. Согласно так называемой теории экологической кривой Кузнетса нищета является основной предпосылкой неустойчивости. С точки зрения С. Кузнетса и его единомышленников, природная экосистема может быть использована до тех пор, пока бедные страны не будут иметь столько же богатства, сколько богатые страны имеют сегодня. Как только эта точка будет достигнута, бывшие бедные страны приступят к работе над экологическими аспектами устойчивого развития [22].
Два представленных варианта интерпретации концепции устойчивого развития являются ярким примером высокой актуальностти в современном мире проблемы «Север - Юг». Ее решение возможно только при условии формирования и последовательной реализации обширной всемирной стратегии развития, основу которой, как мы полагаем, может составить концепция устойчивого развития, поскольку она охватывает большое количество вопросов глобального значения.
Рассмотрим основные принципы концепции устойчивого развития.
С нашей точки зрения, основополагающим является принцип интеграции социально-экономического, гуманитарно-правого и экологического аспектов развития общества. Этот принцип закреплен в таких международных документах, как Стокгольмская и Рио-де-Жанейрская декларации, Всемирная Хартия Природы, Хартия Земли, а также в различных иных многосторонних соглашениях. Так, принцип 4 Декларации Рио-де-Жанейро подтверждает, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него» [23]. В Йоханнесбургской декларации все страны договорились о коллективной ответственности за упрочение всех трех взаимосвязанных составляющих устойчивого развития [24].
Принцип суверенитета над природными ресурсами, по которому страны имеют право разрабатывать свои ресурсы в рамках международного права, является одним из базовых в международных отношениях. В то же время этот принцип налагает на страны ряд обязательств: бережное использование природных ресурсов, защита биоразнообразия и уменьшение негативного эффекта от чрезмерного использования почвы, лесов, водного потенциала и др.
Принцип равенства предусматривает учет двух норм: межпоколенческого и внутрипоколенческого равенства. Согласно принципу 3 Декларации Рио-де-Жанейро и докладу Комиссии Брундтланда (Brundtland Commission) межпол-коленческое равенство должно обеспечиваться такой реализацией права на развитие, при которой в равной степени учитываются потребности развития и охраны окружающей среды настоящего и будущего поколений [23]. Внутрипо-коленческое равенство предполагает наличие у всех стран в рамках одного поколения равных возможностей для развития.
Для концепции устойчивого развития значимым представляется и принцип общей, хотя и различной ответственности. Так, принцип 7 Рио-де-Жанейрской декларации гласит: «Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность» [23]. Важным в этой связи становится признание развитыми странами своей ответственности за сегодняшнее состояние окружающей среды, а также обязанности оказывать развивающимся странам финансовую, технологическую и иную необходимую помощь в целях устойчивого развития. При этом признается принцип особой нужды наименее развитых стран, которые находятся в крайней нищете и наиболее уязвимы к различным экологическим изменениям.
Принцип предосторожности используется во многих международных договорах (Венская конвенция по охране озонового слоя, Конвенция о биоразнообразии). В соответствии с ним страны должны принимать превентивные меры в целях защиты здоровья человека, охраны природных ресурсов и защиты окружающей
среды, например, осуществлять экологическую оценку инвестиционных проектов. Данный принцип четко определен в 15-м и 19-м положениях Рио-де-Жанейр-ской декларации.
Один из самых новых принципов, сформулированных в ходе развития концепции, - принцип общественного участия и свободного доступа к информации. Фактически его появление отражает желание общественности принимать более активное участие в решении вопросов, касающихся развития. Наилучшее отражение указанного принципа можно обнаружить в Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [25].
Большую роль в реализации концепции играет принцип эффективного управления. Согласно документу ПРООН об управлении для устойчивого развития от 1997 года «эффективное управление гарантирует, что политические, социальные и экономические приоритеты основываются на широком консенсусе в обществе и что голоса бедных и наиболее уязвимых звучат при принятии решений по распределению ресурсов для развития» [26]. Конвенция Котону от 23 июня 2000 года подразумевает под эффективным управлением «прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами в целях справедливого и устойчивого развития» [27]. Таким образом, данный принцип объединяет такие правовые нормы, как соблюдение прав человека, верховенство закона, обязательство сотрудничать, борьба с коррупцией.
В заключение следует подчеркнуть, что принципы устойчивого развития постоянно уточняются и обогащаются. Хотя на настоящий момент не существует никакого консолидирующего документа «жесткого права», принципы устойчивого развития включаются эпизодически в различные международные документы и постепенно становятся частью международного обычного права. Конечно, утверждать, что уже возникла новая отрасль международного права -право устойчивого развития - неверно. Она находится еще только в процессе формирования. Большое влияние на регулирование международных отношений в этой сфере и, соответственно, становление новой отрасли права оказывают не только договоры, но и такие источники международного обычного права, как судебные решения, декларации международных организаций, практика государств и т. д.
Появление концепции устойчивого развития стало закономерным результатом эволюции понятия «развитие», подразумевающего повышение уровня жизни каждого человека на Земле, в особенности в развивающихся странах. Концепция явилась ответом на такие угрозы современности, как несоблюдение прав человека в странах третьего мира, распространение оружия массового уничтожения и появление глобальных экологических проблем, которые невозможно было решать старыми методами.
Однако важно отметить, что в начале XXI века данная концепция во многом остается только набором обоснованных тревожных выводов и необязательных к исполнению пожеланий. Реализация поставленных целей откладывается, о чем свидетельствуют результаты Копенгагенской конференции ООН по изменению климата. Необходимо понимать, что цели концепции устойчивого развития не могут быть достигнуты каждой страной в отдельности, так как существующие
угрозы имеют трансграничный, глобальный характер (изменение климата, нехватка пресной воды, нестабильность финансовой системы и т. д.). Устойчивое развитие может быть достигнуто только в результате консолидации усилий. Сегодня это общепризнанное мнение, которое должно получить реализацию в соответствующей практике.
Итак, для более эффективного осуществления целей устойчивого развития прежде всего необходимо закрепить в документе международного уровня универсальное определение понятия «устойчивое развитие», разработать и принять жесткие нормы и принципы международного права в области устойчивого развития и начать их последовательно применять. В качестве возможного определения понятия можно предложить следующее: устойчивое развитие - это гармоничное развитие природы и человека, предусматривающее взаимодействие экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды, в целях удовлетворения потребностей существующих, а также будущих поколений населения всех стран.
Summary
A.D. Shakirov. On the Concept of Sustainable Development and Its Principles.
This article analyses the reasons of emergence and the main principles of the concept of sustainable development. The evolution of the notion of “sustainable development” is traced. Our own definition of this notion is proposed. The basic norms of international law and the main factors that influence the formation of the concept of sustainable development are also considered in the article.
Key words: international law, development, sustainable development, principles of the concept of sustainable development.
Литература
1. Sustainable development commitments must be consolidated and acted upon, not continually redefined, Mexico tells second committee, Press Release ОА/ЕР/2786 of 6 Nov. 1997. - URL: http://www.un.org/News/Press/docs/1997/19971106. GAEF2786.html.
2. Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Междунар. жизнь. - 2010. - № 2. - C. 61-79
3. Перелет Р.А. Экологическая дипломатия. - URL: http://www.xserver.ru/user/ekobp/, свободный.
4. Урсул А.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель // Национальные интересы. - 2005. - № 1. - URL: http://ni-journal.ru/archive/2005/n1_05/5324690e/d93f12df/, свободный.
5. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997. - № 2-3. - URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml, свободный.
6. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. - URL: http://philosophy-sd.narod.ru/, свободный.
7. Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2010. - 318 с.
8. Копылов М.Н., Мохаммад С.А., Якушева Е.А. История международного экологического права. - М.: Изд-во РУДН, 2007. - 246 с.
9. Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Международное публичное право / Отв. ред. К. А. Бекяшев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 928 с.
10. Валеев Р.М. Защита окружающей среды как международно-правовая проблема // Рос. юрид. журн. - 2001. - № 3. - C. 36-39.
11. Birnie P.W., Boyle A. International Law and the Environment. - Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. - 832 p.
12. Sands Ph. Principles of International Environmental Law. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003. - 1116 p.
13. Atapattu S.A. Emerging Principles of International Environmental Law. - Ardsley, N. Y: Transnat. Publ., 2006. - 535 p.
14. Устав Организации Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/documents/ charter, свободный.
15. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens III W.W. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind. - N. Y.: Universe Pub., 1972. - 205 p.
16. Декларация конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская Декларация). А/СОМР.48/14/КеУ.1. -URL: http://www.un.org/russian/conferen/humanenv/declarathenv.html, свободный.
17. UNEP, Report of the Governing Council on the work of its fifth session, 1977. - URL: http://www.unep.org/resources/gov/prev_docs/77_05_GC5_Report_K7703225.pdf, свободный.
18. Wolfensohn J.D. The Other Crisis, Address to the Board of Governors of the World Bank, Oct. 6, 1998. - URL: http://siteresources.worldbank.org/NEWS/Resources/ jdwsp100698-en.pdf, свободный.
19. World Commission on Environment and Development, «Our Common Future» / Ed. G. Bruntland. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1987. - 400 p.
20. Magraw D.B., Hawke L.D. Sustainable Development. The Oxford Handbook of International Environmental Law. - Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. - 1112 p.
21. Klostermann J.E.M., Cramer J. The Contextual Meaning of Sustainable Development: The Case of the Dutch Drinking Water Sector. - URL: http://www.homepages.ucl.ac.uk/ ~ucessjb/S3%20Reading/klostermann%20and%20cramer%202006.pdf, свободный.
22. Kuznets S. Population, Capital, and Growth: Selected Essays. - N. Y: W.W. Norton & Co., 1973. - 342 p.
23. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. A/CONF. 151/26/Rev. 1 (V. I). - URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/ riodecl.htm, свободный.
24. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. A/CONF. 199/20. - URL: www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/decl_wssd.pdf, свободный.
25. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). - URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/orhus.htm, свободный.
26. Governance for sustainable human development, а UNDP policy document, United Nations Development Programme, Jan. 1997. - URL: http://mirror.undp.org/magnet/policy/, свободный.
27. Partnership Agreement between the members of the African, Caribbean and Pacific Group of States of the one part and the European Community and its Member States of the other part (Cotonou Convention). - URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/ repository/second_revision_cotonou_agreement_20100311.pdf, свободный.
Поступила в редакцию 12.10.10
Шакиров Айдар Дамирович - аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]