Научная статья на тему 'Устойчивое развитие и образование'

Устойчивое развитие и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1298
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ / КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Михаил Петрович, Васильев Юрий Сергеевич, Блинов Лев Николаевич

На основе анализа основных вопросов, связанных с разработкой инновационного подхода и его научнометодического обеспечения по созданию необходимой образовательной среды для устойчивого развития показано, что для полноценного решения указанной проблемы необходимо привлечение смежных дисциплин, прежде всего, экологии. Установлено, что создаваемые основы научно-методического обеспечения должны базироваться на анализе и учете следующих факторов системы «образование и устойчивое развитие»: устойчивое развитие, концепция, основные положения, задачи, пути реализации, устойчивое развитие через призму авторских мнений и высказываний, образование для устойчивого развития; экологическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие и образование»

М. П. Федоров, Ю. С. Васильев, Л. Н. Блинов УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Проведенный анализ основных вопросов, связанных с разработкой инновационного подхода и его научно-методического обеспечения по созданию необходимой образовательной среды для устойчивого развития, показал, что необходимо привлечение смежных дисциплин, прежде всего, экологии.

Создаваемые основы научно-методического обеспечения должны базироваться на анализе и учете следующих факторов: образование и устойчивое развитие; устойчивое развитие: концепция, основные положения, задачи, пути реализации; устойчивое развитие через призму авторских мнений и высказываний; образование для устойчивого развития; экологическое образование.

Образование и устойчивое развитие. В настоящее время одной из важнейших актуальных предпосылок гармоничного и устойчивого развития системы «человек-общество-природа» становится образование [1, 2]. По сути, образование сейчас — важнейшая составная часть устойчивого развития России. Во всей системе образования все более значимую роль должны играть как образование для устойчивого развития и экологическое образование, так и экологизация образования, под которой понимается интегральное внедрение идей, понятий, принципов, подходов экологии в систему подготовки специалистов технического профиля, не являющихся экологами. Только на основе современного образования, интегрирующего обучение, воспитание и развитие, включающего в себя как важнейшую составную часть образование для устойчивого развития и экологическое образование, возможно не только готовить кадры для решения экологических проблем, но и вырастить поколение жителей Земли, обладающих новым мировоззрением, способных решать социальные, экономические и экологические проблемы

в их глубокой взаимосвязи, в локальных и глобальных проявлениях [3—7]. В первую очередь, это относится к специалистам технических направлений, создателям техносферы. В конечном итоге, именно экологическое образование и образование для устойчивого развития являются необходимыми предпосылками наличия в стране культурного и интеллигентного общества, экологически образованной плеяды специалистов и руководителей, способных не только видеть экологические проблемы и готовых их решать, но и предвидеть возможные негативные последствия, не допускать их [2, 8].

В последние годы стало очевидным, что отсутствие или недостаточность развития системы образования для устойчивого развития, а тем более снижение их качества, становится реальной угрозой национальной безопасности во всех ее составляющих — в экономической, социальной, технической и, конечно, в экологической. Для повышения эффективности образования важной задачей является системная реализация принципов опережающего и непрерывного экологического образования для устойчивого развития в системе «школа-вуз-поствузовское обучение», органичное внедрение в программы учебных курсов естественнонаучных, гуманитарных, экологических и специальных дисциплин основополагающего принципа В. В. Вернадского о единстве естественнонаучного и гуманитарного познания в решении проблем жизни.

В настоящей статье приведены специально отобранные высказывания видных ученых, общественных деятелей, педагогов, писателей, выдержки из решений международных форумов и конференций, относящиеся к устойчивому развитию, образованию для устойчивого развития и экологическому образованию. Знание различных точек зрений по указанным вопросам имеет не только самостоятельный интерес, но может

быть полезным при изучении, преподавании и понимании дисциплин естественнонаучного, гуманитарного и экономического циклов, их взаимосвязи. В целом, их системный учет позволяет более эффективно реализовывать алгоритмы устойчивого развития образовательной среды для естественнонаучных дисциплин с учетом перехода на уровневую систему подготовки специалистов; определять возможности повышения качества образования в целях устойчивого развития.

Для начала попробуем рассмотреть имеющуюся нормативно-правовую базу по устойчивому развитию.

Устойчивое развитие: концепция, основные положения, задачи, пути реализации. «Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (выделено нами) предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на использование природно-ресурсного потенциала в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов», (из Указа Президента РФ № 236«О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (04.02.1994 г.)).

«Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить перспективу сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей», (из указа Президента РФ № 440«О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (01.04.1996 г.)).

«Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

— Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

— Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ.

—Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

— Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы»», (из основных принципов «Декларации по окружающей среде и развитию», принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)).

«В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию (выделено нами), в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой», (из «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»).

«Единственный способ обеспечить себе более безопасное, более процветающее будущее — это решение проблем окружающей среды и экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех и в то же время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем его добиться совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития», (из преамбулы к «Повестке дня на XXIвек», принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.)).

«... устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способ-

ности будущих поколений удовлетворять свои потребности», (из доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию под председательством Г. Х. Брундтланд «Наше общее будущее» (1987г.)).

«Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности.

Упреждающе должны развиваться наука и образование, которые должны формировать глобальное общественное сознание и определять ноосферные приоритеты», (из «Основных положений стратегии устойчивого развития России», раздел «Концепция стратегии устойчивого развития», подраздел «Развитие цивилизации и биосферы»).

«Концепция устойчивого развития действительно констатирует наличие пределов — не абсолютных пределов, но ограничений, налагаемых современным уровнем развития технологий и социальной организации на ресурсы окружающей среды и способность биосферы «поглощать» последствия хозяйственной деятельности человека», (из доклада Комиссии ООН по проблемам окружающей среды и развитию (1987г.)).

«Во-первых, социальная устойчивость не может быть достигнута без равномерного распределения того, что является дефицитным, или без возможности совместного участия в решении социальных проблем. Во-вторых, глобальное общество не может быть устойчивым, если потребности в пище в любое время не будут значительно ниже глобального уровня обеспечения, а уровень выбросов загрязнений — ниже способности их аккумуляции экосистемами. В-третьих, новая социальная организация окажется устойчивой лишь при условии, что масштабы использования невозобновляемых природных ресурсов не превзойдутрост ресурсов за счет технологических инвестиций. Наконец, устойчивое функционирование общества требует такого уровня активности общества, на который не могут негативно повлиять никогда не прекращающиеся сильные и частые природно обусловленные изменения глобального климата», (из материалов экуменической конференции, созванной Всемирным советом церквей (1974 г.)).

«... устойчивое развитие (выделено нами) требует удовлетворения основных потребностей

всех людей и распространения на всех возможности удовлетворить свои ожидания лучшей жизни. ... мир, которому свойственна нищета, окажется всегда подверженным экологической и другим катастрофам», (из доклада Комиссии ООН по проблемам окружающей среды и развитию (1987г.)).

«Мы должны осознать необходимость такого нового пути развития, который обеспечивает устойчивый прогресс жизни людей не в нескольких местах в течение нескольких лет, но на всей планете вплоть до отдаленного будущего», (из доклада Комиссии ООН по проблемам окружающей среды и развитию (1987г.)).

«На конференции в Рио (1992 г.) был декларирован принцип «sustainable development», который получил не только биологический, но и экономический акцент. На русский язык это выражение было переведено как «устойчивое развитие», хотя более точным был бы перевод как «допустимое» или «согласованное с состоянием природы и ее законами развитие», (распространенное мнение многих ученых).

Далее мы хотим привести высказывания известных ученых по вопросу устойчивого развития и образованию [16].

Устойчивое развитие через призму авторских мнений и высказываний. К. Я. Кондратьев: «Одна из важных причин разрыва между декларациями и реальной действительностью связана с расплывчатостью понятия «устойчивое развитие», которое, с одной стороны фиксирует внимание на проблеме устойчивости, но, с другой стороны, — подчеркивает важность развития (в этой связи очевидно, что понятия «устойчивости» и «устойчивого развития» нельзя рассматривать как тождественные, и поэтому их взаимозаменяемое использование в «Повестке дня на XXI век» безусловно, некорректно)».

Е. А. Когай: «Ценностный компонент образования в области окружающей среды ориентирует учащихся на преодоление потребительской позиции по отношению к этой среде, позиции, несущей биосфере смертельную опасность. На преодоление данной позиции нацелена концепция устойчивого развития, не противопоставляющая экономические интересы экологическим, региональные — глобальным. Ценностный подход нацеливает на повышение качества жизни в достижении баланса с природой, а, в конечном

счете, — на повышение качества жизни всех живых существ».

Т. А. Трифонова и др.:«... речь идет о нахождении оптимального решения для развития общества. В современной науке в связи с этим говорят о концепции устойчивого развития. В этом состоит оптимизм для будущего у человека, который живет в условиях непрерывно развивающегося общества. Именно об этом говорится в учении о ноосфере, которое основал В. И. Вернадский, и в котором предмет исследования — перспектива современной цивилизации на основе понимания сложнопереплетенных процессов развития природы и человеческой деятельности».

Н. Ф. Глазовский: «Устойчивое развитие предполагает гармоничное сочетание трех основных направлений деятельности: обеспечения экономического роста, социальной справедливости и высокого качества окружающей среды. Таким образом, речь идет об устойчивом развитии сложной природно-социальной системы».

В. В. Меньшиков, Т. В. Савельева:«Наряду с военной, социально-экономической, информационной, экологическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности — это система мер и действий, направленных на устойчивое развитие экологических природных систем в интересах личности, общества и государства, обеспечение минимизации ущерба при взаимодействии человека с природой, восстановление природной среды там, где ей был нанесен существенный ущерб».

В. А. Корчагин и др.: «Объективные тенденции в развитии цивилизованного мира таковы, что они с необходимостью подводят его к его переходу к эпохе устойчивого, разумного развития, где действует закон опережающего развития качества образовательных систем и качества общественного интеллекта (по отношению к росту социальной, технологической и экономической формой жизни) при обеспечении приоритетности благоприятного качества окружающей среды. Эта триада является базисом фундаментальных основ образовательного процесса в динамике его развития».

Н. Ф. Глазовский: «...все больше людей осознает необходимость перехода человечества к устойчивому развитию, которое позволило бы не только более успешно решать существующие проблемы

и удовлетворять насущные духовные и материальные потребности нынешнего поколения, но и дало бы возможность достойно развиваться будущим поколениям».

Н. А. Добротина: «В свете создания современной идеологии — экологический компонент (эн-вайроментализм) занимает совершенно особое первостепенное место. В условиях глобального экологического кризиса, бифуркационного развития биосферы, кризиса духовности необходимо новое, глубинное понимание экологии как науке о Доме, экологическое мироощущение. Об острой необходимости активного становления экологической идеологии, энвайромента-лизма, натурфилософии, экофилии и экологического мироощущения говорит цивилизованный прогрессивный мир. Именно экологическая идеология и соответствующее мироощущение является основополагающей идеей устойчивого эко-развития и приближения к ноосфере...».

К. Я. Кондратьев: «Концепция устойчивости (sшtamabШty)развития в ее современном понимании впервые появилась в 1974 г. в документах Всемирного совета церквей как реакция на возникновение в развивающихся странах возражения по поводу преувеличенности опасений относительно состояния окружающей среды в таких условиях, когда миллионы людей страдают от нищеты и голода».

А. Д. Урсул: «Устойчивое развитие представляет собой систему экономических, экологических, социально-культурных и других аспектов человеческой деятельности, ориентированных на цели выживания цивилизации и становление ноосферы, что должно найти адекватное выражение в образовании».

С. А. Черникова: «Концепция устойчивого развития — это не догма, не окончательное сформированный свод постулатов и законов. Это опирающееся на знание фундаментальных эволюционных закономерностей понимание экологических пределов и необходимости изменения развития человечества в направлении обеспечения сохранения окружающей природной среды. И на этой основе обеспечение качества жизни всех жителей планеты».

И. Т. Суравегина: «Генерализованным условием устойчивого развития (выделено нами) в системе «общество — природа» является высокая экологическая культура населения планеты, ко-

торая должна быть задана семьей и образовательными системами. А потому обостряется проблема разработки программ разных уровней, как для учащихся, так и для подготовки и повышения квалификации преподавателей».

К. Я. Кондратьев: «Важный итог развития событий во второй половине XX века состоит также в том, что основу для успешного развития тех стран, которые только становятся участниками процесса глобализации, должна составлять государственная поддержка. Этот процесс должен развиваться в духе принципов устойчивого развития на основе взвешенного учета взаимодействующих экономических, социальных и эколо -гических факторов».

Н. Н. Моисеев: «Термин «sustainable development», который мы переводим как «устойчивое развитие», следует интерпретировать как «стратегию» перехода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы».

В. В. Хаскин: «Sustainable development — понятие, которое у нас поспешили искаженно перевести «устойчивое развитие» (видимо, вспоминая привычный «неуклонный рост материального и духовного благосостояния...»), означает на самом деле — по первоначальному смыслу — развитие, поддерживающее состояние общества на допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов (выделено автором). По существу, это не более, чем лозунг, плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния».

Ю. Д. Железнов: «Попытка положить в основу общепланетарных межгосударственных отношений учет экологической обстановки на планете была сделана в 1992 г. на известной конференции руководителей всех государств в Рио-де-Жанейро. На конференции речь шла об отказе от антропоцентрического гуманизма и узкоэтнического эгоизма с целью формирования мировоззрения коэволюции сосуществования Общества и Природы и коэволюционного сотрудничества народов мира на Земле. Но в Рио-де-Жанейро на это не хватило ни нравственной, ни интеллектуальной зрелости тех лидеров, которые приняли участие в конференции».

К. Я. Кондратьев:«... перевод слов «sustainable development» как «устойчивое развитие» является,

несомненно, неточным. Правильнее было бы: «устойчивое поддерживаемое развитие».

С. А. Черникова: «Концепция устойчивого развития — это динамично развивающееся осознание происходящих процессов в современном мире, попытки понять тенденции, выявить безопасный путь развития. Такое осознание возможно при сбалансированном изучении естественнонаучных, социальных и экономических дисциплин, формировании системного, критического мышления, способности воспринимать многообразие культурных особенностей».

А. Г. Аганбегян: «Проблема устойчивого общественного развития осложняется еще и тем, что кризис мегасистемы «экономика — экология — общество» проявляется также в разрушении духовной основы русского общества; разрушение его научно-технического потенциала; росте преступности; появления тенденции вымирания населения России, прежде всего, русского народа. В этих условиях необходимы принципиально иные подходы к анализу сложнейших социо-эко-лого-экономических проблем и выбору оптимальной стратегии и тактики решения».

А. Д. Урсул: «... переход к устойчивому развитию — это появление в системе «общество — природа» отрицательной обратной связи, которая и сможет обеспечить гомеостазис этой системы

как коэволюцию человечества и биосферы.....

переход на путь устойчивого развития ноосфер-ной ориентации потребует кардинальных трансформаций сознания и деятельности по производству знаний и в образовании — как главной и всеобщей деятельности по их передаче и усвоению».

К. Я. Кондратьев: «Человечество столкнулось с противоречием между неизбежностью быстрого развития цивилизации и невозможностью устойчивого развития биосферы с той же скоростью. Скорость научно-технического прогресса количественно характеризуется средним временем смены технологий. Это около 10 лет. Эквивалентная этому естественная «биотическая смена технологий» количественно характеризуется средним эволюционным временем смены видов, генетическая программа которых полностью заменяется за сто миллионов лет. То есть скорость прогресса на 7 порядков величины превосходит скорость эволюции, и никакого «устойчивого» развития биосферы, сопоставимого со скоростью развития человечества, быть не может».

Н. Ф. Глазовский: «... все современные идеи об устойчивом развитии, так или иначе, антро-поцентричны, поскольку в этом контексте бессмысленно обсуждать устойчивость биосферы без человечества. Поэтому наиболее важно обсуждать проблемы устойчивости биосферы, пригодной для обитания человека».

В. В. Хаскин: «Что касается ноосферы — «сферы разума» (ее принято считать конечной целью устойчивого развития), то, при всем уважении к идеям В. И. Вернадского, человечество еще очень нескоро станет достойным контроля над биосферой».

A. Д. Урсул: «С принятием стратегии устойчивого развития наступает новая точка бифуркации на пути революционных изменений науки, которая либо погибнет вместе с человечеством, либо вместе с ним вступит в новую — ноосфер-ную эру своего развития, выбрав новые цели и ценности своего преобразования».

К. Я. Кондратьев: «Экономическое развитие восточноазиатских стран достигнуто, однако, ценой серьезных экологических потерь (обе-злесивание, загрязнение окружающей среды, спад биоразнообразия и др.). В этой связи несомненно, что развитие восточноазиатских стран (как и Запада в целом) было экологически неустойчивым».

B. В. Хаскин: «... с экологической точки зрения «устойчивое развитие» — бессмыслица: для экосистемы устойчивость и развитие (в нашем — «экономическом» — понимании) альтернативны».

А. И. Субетто: «Конференция в Рио-де-Жанейро 1992г., уже ставшая выдающимся событием XX века, зафиксировала факт резкого повышения «неустойчивости»развития человечества, конфликта человечества с природой, угрожающих темпов уничтожения биологического разнообразия, вырубки лесов, сокращения природных запасов пресной воды, сокращения площадей плодородных земель и падения плодородия почвы».

А. Д. Урсул: «.... важно при проведении любых

экологических мероприятий следить за тем, чтобы глобальная экологическая ситуация не ухудшилась, а еще лучше, если антропогенный пресс на биосферу уменьшался бы за счет всего комплекса природоохранных мероприятий, ориентированных на реализацию целей устойчивого раз-

вития. Переход к устойчивому развитию имеет, как не раз отмечалось, принципиально планетарный характер в силу целостности и сильных экологических взаимосвязей компонентов биосферы».

К. Я. Кондратьев: «Две основополагающих взаимосвязанных проблемы имеют особое значение в контексте устойчивого развития: глобализация и перспективы развития современного общества потребления».

Г. А. Ягодин: «Самоподдерживающее развитие предусматривает сохранение на Земле биоразнообразия за счет сохранения ареалов других живых существ, в том числе сохранения тропических лесов, увеличения числа территорий, охраняемых от человеческой деятельности, предохранения от загрязнений поверхностных и подземных вод и океанов, принятия мер против эрозии почв и опустынивания, разрушения озонового слоя и быстрого изменения климата».

Н. Ф. Глазовский: «Устойчивость биосферы — важнейшая научная и практическая проблема, поскольку с ней связаны вопросы о допустимом антропогенном воздействии на биосферу, предельно возможной численности населения Земли, приоритетах глобальной политики и т. д.».

А. Д. Урсул: «И хотя еще Римский клуб в свое время призвал думать глобально, а действовать локально, но этот призыв был понят в основном в смысле проведения локальных мероприятий. Никто и не намеревался, проводя эти мероприятия, одновременно улучшать и глобальную экологическую ситуацию. Сейчас, имея в виду перспективы устойчивого будущего, необходимо уже и думать и действовать глобально и локально, не разрывая их взаимосвязь на мыслительную и практическую составляющие».

К. Я. Кондратьев: «В особенности важно, чтобы XXI век стал периодом изменения экономической политики для того, чтобы сделать экологически приемлемым соотношение между потреблением и производством. Это означает необходимость разработки не только модели развития для стран Юга, но (и в еще большей степени) стран Севера с целью установления нового международного экономического порядка, обеспечивающего достижение необходимых социальных и экологических целей».

Экологическое образование. Составной частью образования для устойчивого развития

является экологическое образование, точнее — экологическая составляющая образования. Особое значение экологическое образование имеет при подготовке специалистов технических специальностей в вузах и, особенно, в технических университетах.

Основная цель деятельности по данному вопросу для технических университетов — разработка и внедрение эффективной системы экологического образования, воспитания и переподготовки кадров в технических университетах, направленной на решение вопросов устойчивого и бескризисного развития России на базе экологически ориентированных образовательных и промышленных технологий, чистых производств с учетом отечественного и зарубежного опыта [1, 2].

Суть деятельности должна заключаться в создании интегрированного образовательного экологического комплекса, его блоков, механизмов, реализации, подходов и алгоритмов их внедрения в рамках учебного процесса, производственной практики, совместных работ с промышленными, научными и учебными отечественными и зарубежными партнерами. Для иллюстрации приведем примеры на основе деятельности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Основные структурные блоки и принципы, разработанные, апробированные и реализованные в СПбГПУ. В рамках данной деятельности создание «Концепции экологического образования в техническом университете»; разработка, с учетом подходов геоэкологии, научно-методической базы и системы принципов моделирования и функционирования природно-технических систем (ПТС); создание комплекса учебных и научных центров по экологическому образованию, в том числе Центра экологического образования для переподготовки кадров и повышения их квалификации, Учебно-научного центра «Мониторинг и реабилитация природных систем»; реализация принципов опережающего и непрерывного экологического образования в системе «школа-вуз-поствузовское обучение»; внедрение в программы учебных курсов естественнонаучных, гуманитарных, экологических и специальных дисциплин основополагающего принципа В. И. Вернадского о единстве естественнонаучного и гуманитарного познания в решении проблем жизни; создание системной

учебной, учебно-методической и научной литературной базы (учебники, учебные пособия, монографии), обеспечивающей реализацию экологического образования на всех этапах обучения; создание современной учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы для проведения конкретных работ экологического направления для промышленных, научно-исследовательских и учебных организаций России и зарубежных стран, разработка и реализация программ международного сотрудничества, относящихся к проблеме устойчивого развития [3—7].

В системном плане экологическим образованием, решением научно-технических задач, связанных с окружающей средой, СПбГПУ занимается с середины 70-х годов XX века. Так, с 1975 по 1991 гг. СПбГПУ возглавлял комплексную научно-техническую программу «Человек и окружающая среда» Минвуза РСФСР. В этой программе были объединены усилия более 200 высших учебных заведений России с целью более эффективного использования научного потенциала вузов для решения важнейших научно-технических проблем в области природопользования и совершенствования экологической подготовки специалистов.

По итогам работ опубликовано свыше 200 монографий, получено свыше 1000 авторских свидетельств, более 60 патентов, защищено свыше 100 докторских и 800 кандидатских диссертаций. Около 100 работ, выполненных в рамках программы, отмечены дипломами и медалями ВДНХ СССР, ряд из них удостоен премий Го -скомобразования СССР. Значительное количество работ было включено в международную программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАВ) и в программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В рамках выполнения указанной программы были подготовлены тысячи специалистов, обладающих не только экологическими знаниями, но и экологической культурой, экологической компетентностью, многие из которых сейчас успешно работают во многих вузах, НИИ, фирмах, как в нашей стране, так и за рубежом [9].

В середине 80-х годов в СПбГПУ был разработан и внедрен «Комплексный план-программа непрерывной экологической и природоохранной подготовки студентов», рассчитанный на весь период обучения для дневного и вечернего отделений [10]. Уже тогда, понимая важность реше-

ния проблемы экологической безопасности, для осуществления целенаправленной работы по развитию системы экологического и природоохранного образования и воспитания студентов, при научно-методическом совете СПбГПУ была создана постоянно действующая секция «Экологическое и природоохранное образование современного инженера», сформулирован ряд важных идей для дальнейшего развития высшего образования, для подготовки кадров, определены рамки различий между классическими университетами, техническими университетами и традиционными техническими вузами. Классические университеты ведут фундаментальные исследования и учебный процесс преимущественно в области естественных и гуманитарных наук. Технические университеты, опираясь на естественные науки как на базу, должны вести столь же глубокие исследования и разработки в области «наук об искусственном» и на этой основе готовить своих студентов как будущих создателей техносферы, понимающих перспективы развития человечества с учетом социальных, экологических и экономических проблемных вопросов глобального, регионального и локального масштаба.

Для системного повышения качества экологического образования, более эффективной деятельности будущих специалистов и качества подготовки инженерных кадров в целом, в СПбГПУ в 1998 г. была разработана «Концепция экологического образования в техническом университете» [3]. Данная концепция была создана на базе систематизации, органичного интегрирования и развития многолетнего опыта по экологическому образованию, накопленного, прежде всего, в СПбГПУ, а также в ряде технических университетов России и зарубежной Европы (Королевский Технический университет (Стокгольм), ТУ (Грац), ТУ (Гамбург-Харбург), ТУ (Штутгарт), «Миккели Политехник» и др.). Этот базовый документ был положен в основу формирования и совершенствования системы экологического образования в техническом университете. В Концепции сформулированы основные цели и задачи экологического образования в технических университетах, определено его современное базовое содержание, рассмотрены новые образовательные технологии, дан понятийный аппарат современной инженерной экологии (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема реализации концепции экологического образования в техническом университете

для устойчивого развития

В настоящее время при подготовке кадров в технических вузах, и, особенно, в технических университетах, экологическое образование перестает быть элементом сопровождения, «фоновым компонентом» существующей образовательной системы, становится доминантой во всех разделах образовательных стандартов и технологиях обучения. Новая образовательная цель формулируется «от образования об окружающей среде — к образованию для окружающей среды». Достижение новой образовательной цели невозможно только с помощью одних лишь косметических мер; оно требует введения экологического императива в оболочку образовательных программ для всех этапов подготовки и переподготовки специалистов.

Развитие концепции экологического образования в техническом университете направлено на обеспечение и системную поддержку идей устойчивого развития, развития, не разрушающего окружающую среду, а сохраняющего земную биосферу как общий дом человечества, то есть на развитие без разрушения.

Целью экологического образования в техническом университете стало формирование системы подготовки кадров для обеспечения развития и охраны окружающей среды научными и инже-

нерными способами. Это возможно только при интеграции знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, позволяющей предвидеть экологические коллизии и решать экологические проблемы в рамках их индивидуальной специализации [2—6]. Это возможно только тогда, когда каждый выпускник технического университета будет обладать не только системой экологических знаний, но и экологической культурой, экологической компетентностью (рис. 2).

В итоге основными целями и задачами экологического образования в техническом университете (в техническом вузе) являются: показ гуманитарного характера технических и естественнонаучных знаний; развитие представления о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человека без сохранения биосферы с определенным запасом экологического разнообразия; обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельностью; внедрение новых перспективных «экологически чистых» ресурсо- и энергосберегающих технологий и методов природопользования; обеспечение непрерывного,

Рис. 2. Основное содержание экологического образования в техническом университете

системно-интеграционного характера экологического образования, создающего у будущего специалиста необходимый уровень экологической культуры и экологической компетентности; обеспечение возможностей для опережающего экологического образования, дающего в дальнейшем продолжение своеобразного «образования внутри». Такой целевой подход особенно важен, ибо только в этом случае можно внести свой «образовательный вклад» в обеспечение устойчивого и гармоничного развития систем «человек — общество — природа» и «человек — геосистема — экосистема».

Непрерывный характер экологического образования в вузах должен обеспечиваться различными дисциплинами, поскольку качество экологического образования зависит от ряда факторов фундаментальности, целостности, непрерывности, ориентированности на конкретные специальности и др.

На первоначальном этапе фундаментальность и системность экологического образования должны закладываться естественнонаучными дисциплинами, такими, как химия, физика и др. [11—15]. В целом, современное состояние экологического образования позволяет решать текущие задачи насыщения производства квалифицированными кадрами. Однако проблематика устойчивого (поддерживающего) развития часто требует подготовки специалистов более высокого класса, совмещающих в себе фундаментальные знания, педагогическое мастерство и владеющих новейшей методологией решения экологических проблем. Усилиями одних только вузов трудно обеспечить подготовку таких специалистов на требуемом уровне из-за недостаточной материальной базы, отсутствия ориентированности на узкие научные направления.

С другой стороны, академическая наука не обладает опытом подготовки в необходимом количестве и в сжатые сроки квалифицированных специалистов. Интеграция науки и высшего образования позволяет передать накопленную сумму знаний академической науки наиболее перспективным студентам и аспирантам на ранней стадии их подготовки, исключив их переучивание. В СПбГПУ имеется положительный опыт такой интеграции по ряду направлений. Так, одной из первых удачных попыток реализации комплексного использования полученных знаний для решения проблем экологической безопасности энергетики стало сотрудничество Санкт-Петербургского научно-исследовательского Центра экологической безопасности РАН (СПб НИЦЭБ РАН) и СПбГПУ.

За последние годы исполнителями проекта выпущено более 50 монографий, учебников, учебных пособий, связанных с экологическим образованием и воспитанием, разработкой экологически ориентированных технологий, созданием математических экологических моделей, системных функциональных схем, выполнено более 30 научных и научно-технических проектов экологического профиля

В целом, экологическая составляющая образования в СПбГПУ ориентирована на решение ключевых вопросов устойчивого развития через экологическое образование, воспитание и просвещение, поскольку без необходимого количества высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих экологической грамотностью, компетентностью и культурой, невозможно принимать обоснованные решения с учетом комплекса экологических, экономических, юридических и социальных факторов [16-19].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. В 3-х т. / Под ред. А. И. Субетто — СПб.; Кострома, 2005.

2. Устойчивое развитие и экологический менеджмент. Вып. 1 // Материалы международной конференции. — СПб.: СПбГУ: ВВМ, 2005. — 484 с.

3. Концепция экологического образования в техническом университете / М. П. Федоров, М. Б. Ши-лин, К. К. Гомоюнов [и др.]; отв. ред. М. П. Федо-

ров. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 1998. — 45 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Васильев Ю. С. Экологическая безопасность и подготовка кадров // Ю. С. Васильев, М. П. Федоров, Л. Н. Блинов // Научно-технические ведомости СПбГТУ. — 2003. — № 2. — С. 29-44.

5. Васильев Ю. С. Экологические аспекты гидроэнергетики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 247 с.

6. Федоров М. П. Экология для гидротехников. / М. П. Федоров, М. Б. Шилин, Н. Н. Ролле. — СПб.: Изд-во ВНИИГ, 1992. — 80 с.

7. Экологические проблемы и пути их решения в XXI веке: образование, наука, техника: Тр. между-нар. науч.-техн. конф. — СПб.: Изд-во СПбГТУ,

2000. — 159 с.

8. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество // Н. Н. Моисеев. — М.: Устойчивый мир,

2001. — 200 с.

9. Итоги работы по комплексной научно-технической программе «Человек и окружающая среда» // Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды: Межвуз. сб. — Вып. 14. — Л., 1991. — С.3-5.

10. Комплексный план-программа непрерывной экологической и природоохранной подготовки студентов Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина / под ред. Ю. С. Васильева. — Л. 1988. — 163 с.

11. Романов М. Ф. Математические методы в экологии. / М. Ф. Романов, М. П. Федоров. — М.: Академия, 2004. — 272 с.

12. Курс лекций по общей и экологической химии / Л. А. Байдаков [и др.]. — СПб.: Изд-во СПбГУ, — 1993. — 246 с.

13. Экологические основы природопользования / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Л. В. Юмашева. — М.: Дрофа. — 2004. — 96 с.

14. Блинов Л. Н. Экология: Опорный конспект. / Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, — 2006. — 116 с.

15. Блинов Л. Н. Основы экологической химии. Ч. I: учеб. пособие. / Л. Н. Блинов, Т. Н. Оркина, Н. П. Танцура. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 78 с.

16. Блинов Л. Н. Устойчивое развитие. Образование для устойчивого развития / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 90 с.

17. Экологические основы управления природно-техническими системами / под ред. М. П. Федорова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 506 с.

18. Арсеньев Д. Г. Концепции современного естествознания: Толковый словарь-справочник / Д. Г Арсеньев, Л. Н., Блинов, В. П. Горюнов [ и др.], — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 298 с.

19. Блинов Л. Н. Автотранспорт, экология, безопасность / Л. Н. Блинов, В. В. Букреев. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.