Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в глобальной экономике'

Непрерывное профессиональное образование в глобальной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в глобальной экономике»

М. МЕРЗЛОВА, кандидат экономических наук, Российский государственный университет туризма и сервиса

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Во всем мире широкое теоретическое и практическое развитие получила система непрерывного образования. Основу системы непрерывного образования составляет необходимость реализации человеком одной из своих социальных потребностей - получения образования, соответствующего условиям и требованиям современной жизни.

Современная система непрерывного образования во всем мире строится на взаимодействии нескольких образовательных блоков - основного (среднего) образования, среднего или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Основное образование порождает потребность в дополнительном образовании. При этом дополнительное профессиональное образование (ДПО) рассматривается не просто как образование, дополняющее основное, но и как его естественное продолжение. Таким образом, дополнительное образование в современной мировой практике рассматривается в качестве одной из составляющих непрерывного образования.

В Европе идея создания системы, которая бы обеспечила доступ человека к высшему образованию в течение всей жизни, впервые была документально закреплена в Сорбонской декларации 1998 г., а затем получила развитие в Болонской декларации 1999 г. и Пражском коммюнике 2001 г.

Следует отметить, что зарубежные системы дополнительного образования неоднородны. Каждая из них приспособлена к особенностям социально-культурного развития и общеобразовательной среды той или иной страны. Существенный интерес представляет эволюция наиболее распространенных систем дополнительного образования на протяжении последних 40 - 50 лет (табл. 1).

К одной из первых систем непрерывного профессионального образования следует отнести систему продолженного образования или продолженного профессионального образования. Это одна из систем дополнительного образования, получившая широкое распространение в середине прошлого века в Великобритании и США. Данная система предоставляет возможность человеку продолжить образовательную деятельность или получить дополнительное профессиональное образование после окончания основного образования.

Система дальнейшего образования взрослых появилась в 80-е гг. и по существу является промежуточной между высшей и средней школой. Ес-

ли проводить аналогию с образовательной системой России, то этот термин более всего соответствует образованию, предоставляемому учреждениями среднего специального образования - современными колледжами или техникумами, так как позволяет получить вполне законченную профессиональную подготовку по выбранной специальности.

Система возобновляемого образования получила наибольшее распространение в 70-е - 80-е гг. XX в. в качестве одного из основных направлений развития существующей образовательной системы. Существуют два основных подхода к организации функционирования данной системы. Первый подход предполагает, что возобновляемое образование -это формальное и предпочтительно дневное образование для взрослых, которые хотят возобновить свое обучение, прерванное ранее по разнообразным причинам. Второй подход представлен в определении возобновляемого образования как распределение образования в течение всей жизни индивида в качестве периодически возобновляемого обучения. При таком подходе периоды дневного обучения могут сочетаться с периодами вечернего обучения, а основная профессиональная деятельность может совмещаться с образовательной.

Таблица 1

Обобщенные характеристики форм дополнительного профессионального образования за рубежом

Формы дополнительного образования Концептуальные основы Периоды основного развития Страны, где системы получили наибольшее распространение

1. Продолженное профессиональное образование Продолженное образование- реализация человеком образовательных возможностей после получения основного образования 60-е гг. XX в. - до настоящего времени Великобритания, США, Франция

2. Дальнейшее образование взрослых Дальнейшее образование взрослых - это пост-обязательное образование, предоставляемое официальными учебными заведениями после окончания обязательного обучения в школе, и направленное на получение конкретной профессии 80-е гг^ в. - до настоящего времени Великобритания, Германия ,США

3. Возобновляемое образование Возобновляемое образование - это форма дополнительного образования, подразумевающая чередование 70-е гг. XX в. Западная Европа

обучения с другими видами деятельности (работой, отдыхом и др.)

4. Общинное образование Общинное образование - образование, осуществляемое в определенном сегменте общества (общине), затрагивая и в определенной мере решая проблемы этой части населения 70-е гг. XX в. - до настоящего времени Во всем мире

5. Обучающаяся организация Образование в системе «обучающаяся организация» предполагает интерпретацию системы «образование в течение жизни» на уровне организации, а не отдельного индивида 80-е гг^ в. до настоящего времени Страны с высоким уровнем развития

6. Обучающееся общество Образование в системе «обучающееся общество» предполагает получение всеми гражданами высококачественного общего образования, профессиональной подготовки и работы, достойной человека, а также дальнейшее участие в образовательном процессе в течение жизни Середина 90-х гг. XX в. - до настоящего времени Страны с высоким уровнем развития

В последнее время система возобновляемого образования утратила свое первоначальное значение. В современной интерпретации она представлена в виде трех независимых друг от друга направлений:

• традиционной системы постобязательного образования;

• разнообразных схем профессиональной переподготовки персонала предприятий;

• образования взрослых.

В настоящее время развитие возобновляемого образования происходит в основном в рамках второго направления. По существу возобновляемое образование является реакцией на технологические инновации общества. Развитие научно-технического прогресса требует от индивида периодически обновлять и пополнять полученные ранее знания и профессиональные навыки, чтобы поддерживать свою личную конкурентоспособность на рынке труда.

Интересной разновидностью образования «через всю жизнь» является система общинного образования, которое проводится внутри определенных групп людей независимо от их выделения по местонахождению, национальным признакам, религиозным убеждениям, социальному статусу или интересам.

Роль образования в общине состоит в том, чтобы обеспечить ее членов эффективными образовательными услугами, которыми они могли

бы полностью воспользоваться в своей профессиональной деятельности, дать возможность наилучшим образом распорядиться своими индивидуальными талантами и способностями в своем кругу.

Система «обучающейся организации», возникшая в 80-е гг., предполагает проведение в рамках конкретной организации учебных процессов на индивидуальном, групповом и системном уровнях, имеющих целью непрерывную трансформацию данной организации в направлении все большего удовлетворения интересов ее клиентов, работников и владельцев. Здесь имеется два подхода к организации системы "обучающейся организации". Первый подход предполагающий создание внутри корпорации специального учебного подразделения так называемого "внутрифирменного" обучения. Второй подход основан на использовании для целей обучения автономного учебного заведения, предлагающего как свои собственные учебные программы, так и программы, разработанные по заказу компании.

Система «обучающегося общества» в концептуальном аспекте является итоговой, заключительной, поскольку она описывает образовательную ситуацию в обществе в целом, затрагивает связи в социальноэкономической инфраструктуре современных западных стран и объединяет многие возникшие ранее системы образования. К системе «обучающегося общества» можно подходить с трех различных позиций:

• обучающееся общество как образованное общество, преданное идеям гражданства, либеральной демократии и равных возможностей;

• обучающееся общество как рынок обучения, дающий возможность образовательным учреждениям предоставлять услуги для индивидов как условия поддержания конкуренции в экономике;

• обучающееся общество как учебная сеть, в которой учащиеся обучаются познавательному подходу к жизни с использованием широкого диапазона источников, позволяющих им развивать свои интересы и свою личность.

В современных условиях основной упор делается на вторую позицию, так как она отражает акцент современной образовательной политики на осознанных потребностях населения в условиях глобальной экономики и возрастающей конкуренции в целях эффективного развития доступности ресурсов.

Позитивный опыт в области формирования и эффективного функционирования непрерывной системы дополнительного образования имеется сегодня в ряде регионов Российской Федерации: Москве, Республике Карелия, Ростовской области, Самарской области. На основе повседневной практики в этих регионах в течение нескольких лет были

выработаны общие принципы формирования и функционирования систем непрерывно дополнительного профессионального образования.

Современная российская система дополнительного профессионального образования включает в себя две функциональные структуры: управляющую и исполнительную. Основными элементами управляющей системы являются подсистема заказа образовательных услуг и подсистема государственного управления.

Подсистему заказа образовательных услуг представляет Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики региона министерства и ведомства, предприятия и организации различных форм собственности. Подсистему государственного управления образованием - Министерство образования РФ и Министерство образования региона, миссия которых заключается в создании гибкой, целенаправленной, экономической эффективной системы государственно-общественного управления развитием дополнительного профессионального образования.

К числу принципиальных задач, решаемых управляющими структурами, следует отнести:

• обеспечение государственной поддержки и регулирования сферы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с региональной кадровой политикой и выработанной на ее основе стратегии развития предприятий и учреждений, организация взаимодействия региональных и федеральных органов управления дополнительным профессиональным образованием;

• совершенствование и развитие соответствующей законодательной и нормативной базы;

• организацию деятельности образовательных учреждений в соответствии с реальными потребностями производства;

• создание системы финансирования ДПО и укрепление финансовой базы учреждений ДПО;

• расширение масштабов международного сотрудничества в сфере ДПО.

Исполнительная структура системы дополнительного профессионального образования включает два основных компонента. Первый из них представляет координирующая общественно-государственная структура. Второй - непосредственные исполнители: учреждения дополнительного профессионального образования, составляющие в своей совокупности научно-педагогический и методологический потенциал системы ДПО региона.

В ряде вузов регионов РФ разработана и успешно функционирует система непрерывного профессионального дополнительного образования по уровням подготовки (табл.2).

Таблица 2

Уровни подготовки системы непрерывного профессионального

образования

Уровень подготовки Виды дополнительного образования

V уровень • Переподготовка; • Повышение квалификации специалистов и руководителей

IV уровень • Второе высшее образование для специалистов; • Обучение лиц с неполным высшим образованием и лиц со средним специальным образованием с укороченными сроками обучения

III уровень Дополнительные образовательные услуги для студентов • Целевая подготовка по индивидуальным договорам и договорам с предприятиями; •Обучение студентов по дополнительным специальностями

II уровень • Обучение по рабочим профессиям; • Подготовка и проведение аттестации по рабочим профессиям.

I уровень • Довузовская подготовка школьников • Углубленное изучение естественно-научных дисциплин учениками 10 -11 классов.

Очевидно, что сегодня дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов требует решения актуальных задач последовательного перехода от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного образования, включающей как государственные, так и коммерческие, и общественные образовательные структуры, располагающие разветвленной сетью образовательных учреждений. Основой для построения такой системы является высшая школа, имеющая в своей структуре весь спектр и набор образовательных учреждений и подразделений системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Необходимо также рассматривать проблемы формирования ДПО в качестве составной части государственной политики развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающихся в Российской федерации динамики в сфере занятости и перспектив развития рынка труда и образовательных услуг. Такой подход объективно нуждается:

• в совершенствовании законодательства в области ДПО и внесения соответствующих поправок в налоговое и гражданское законодательство;

• в закреплении законодательного права граждан на ДПО в течение всей жизни с утверждением форм поддержки реализации этого права посредством введения образовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов при затратах на такое образование;

• в создании действенного механизма аккредитации учреждений профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки;

• в разработке нормативных документов и организационного механизма для государственной аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы повышения квалификации;

во введении государственных образовательных стандартов в сфере дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.