Научная статья на тему 'Особенности становления образовательного учреждения как «Обучающейся» организации'

Особенности становления образовательного учреждения как «Обучающейся» организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / INNOVATION PROCESS / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL MANUALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обласова Любовь Сергеевна

На основании проведенных исследований уточнено понятие «обучающееся образовательное учреждение» и критерии, позволяющие считать образовательное учреждение обучающейся организацией, проанализированы особенности становления образовательного учреждения как обучающейся организации. Поскольку они представляют собой конечную цель организационного развития, данные статьи могут быть использованы руководителями любых предприятий и организаций, в том числе образовательных учреждений всех типов и видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of establishment of educational institution as educating organization

On the basis of the research held the notion learning educational institution and criteria allowing to consider educational institution is specified, peculiarities of formation of an educational institution as learning organization are analyzed. Since educational institutions are a final goal of organizing development. The information of this article can be used by managers of any enterprises and establishments including educational establishments of any types and kinds.

Текст научной работы на тему «Особенности становления образовательного учреждения как «Обучающейся» организации»

но-познавательного процесса, при отсутствии доверия и уважения, мотивация учения у старшеклассников может снижаться при условии отсутствия познавательного интереса к конкретному учебному предмету.

Педагогу необходимо создавать оптимальные условия в ходе учебно-познавательного процесса, главными из которых являются построение позитивных отношений между учителем и учащимися, создание благоприятного психологического климата на уроке, формирование тесного взаимодействия с учащимися на принципах сотрудничества, так как учебная деятельность выступает как совместная деятельность учителя и учащихся в структуре субъект-субъектных отношений.

Изучение специфики педагогической деятельности позволило раскрыть личностные особенности и качества педагога как субъекта педагогической деятельности, требуемые как с профессиональной позиции, так и с позиции психологической, поскольку учебный процесс предполагает наличие взаимодействия педагога с учащимися. Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // Проблема развития мотивационной сферы ребенка ; под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной. — М. : «Просвещение», 1972. — 202 с.

2. Кан-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. — М. : «Просвещение», 1987. — 72 с.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. — М. : «Просвещение», 1982. — 596 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. — М. : «Сфера», 1992. — 262 с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М. : «Сфера», 1993. — 254 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М. : «Просвещение», 1983. — 192 с.

7. Формирование интереса к учению у школьников ; под ред. А.К. Марковой. —М. : «Просвещение», 1986. — 254 с.

РАЗУМОВСКАЯ Елена Рудольфовна, старший преподаватель кафедры общей психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 22.10.2008 г.

© Разумовская Е.Р.

УДК 371 03 Л. С. ОБЛАСОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ» ОРГАНИЗАЦИИ

На основании проведенных исследований уточнено понятие «обучающееся образовательное учреждение» и критерии, позволяющие считать образовательное учреждение обучающейся организацией, проанализированы особенности становления образовательного учреждения как обучающейся организации. Поскольку они представляют собой конечную цель организационного развития, данные статьи могут быть использованы руководителями любых предприятий и организаций, в том числе образовательных учреждений всех типов и видов. Ключевые слова: обучающаяся организация, обучающееся образовательное учреждение, инновационные процессы, научно-методическое сопровождение.

Российская система образования развивается в условиях стремительных и разнообразных перемен. Инновационные процессы, проникающие во все сферы общественной жизни, появление рынка образовательных услуг, актуализация проблемы конкурентоспособности образовательных учреждений неизбежно отражаются на сфере образования и такой ее составляющей, как образовательное учреждение. В связи с чем положение образовательных учреждений, находящихся одновременно в режиме функционирования и развития, не может быть перспективным. Все

большее признание получает положение о том, что информационное общество будет иметь в качестве фундамента обучающиеся организации и сообщества.

Сам термин «обучающаяся организация» появился сравнительно недавно, в 90-х годах 20-го столетия. Питер М. Сенге выдвинул идею обучающейся организации (Learning Organization), как эффективной формы выживания и развития компании в нестабильной ситуации. Термин «обучающаяся организация» широко используется в теории и практике менеджмента. По ряду причин он представляет особый инте-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

рес. Во-первых, потому, что развитие и применение этого понятия происходит в ответ на проблему непрерывного изменения и потребности в эффективном управлении изменением. Во-вторых, потому, что в нем представлен объемный арсенал, как целей, так и средств организационного развития.

Понятие обучающейся организации нелегко определить или описать. Будучи сравнительно новой идеей, оно постоянно оспаривается конкурирующими формулировками и непрекращающимися дебатами. Приведем несколько распространенных определений обучающейся организации:

Обучающаяся организация — это место, в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращивают новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе ( определение П. Сенге) [1].

Обучающееся учреждение — гибкая, самоорганизующаяся, саморегенерирующаяся, самосовершенствующаяся система, способная к параллельной переработке ситуации, разработке расчета новых программ, системы оценки результатов и перспектив развития на опережение (определение Суртаевой Н. Н.) [2].

Обучающаяся организация — организация, способная порождать и осваивать новые знания с целью использования их для повышения эффективности деятельности (определение М. Малиновского) [3].

Обучающаяся организация — это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты (определение Румизен М. К.) [4].

Обучающаяся организация — организация, которая создает условия для постоянного совершенствования индивидуального мастерства всех работников и сама находится в процессе постоянного самосовершенствования, (определение Т. Бойдел, Н. Диксон «Европейская концепция») [5].

Автор каждого из определений делает акцент на определенных необходимых признаках обучающейся организации, что способствует пониманию сути этого феномена, однако, ни одно из определений не является исчерпывающим. В определениях задана цель, к которой нужно стремиться, чтобы стать обучающейся организацией, и эталон, по которому можно оценить текущую организационную деятельность. Однако они носят достаточно обобщенный характер и применение только одних определений на практике может оказаться весьма затруднительным.

Наряду с существованием множества определений есть много мнений относительно свойств, признаков, которыми должна обладать организация, чтобы считаться обучающейся. В таблице 1 приведены отличительные черты обучающейся организации, в интерпретации различных исследователей. Проведенный нами анализ отличий обучающейся организации от традиционной, позволяет сделать некоторое обобщение: концепция обучающейся» организации рассматривает организацию как организм, способный порождать и осваивать новые знания, а затем использовать их для повышения эффективности деятельности. В центре внимания при построении такой структуры находятся сотрудники. Именно их обучение, в том числе за счет собственного опыта, и подразумевается, когда речь идет об обучающейся организации. Однако для построения обучающейся организации недостаточно индивидуального и группового обучения и приемов, способствующих распространению

обучения в организации, необходима соответствующая организационная культура, а значит, иные, чем в традиционной организации ценности, поведенческие нормы и отношения.

Прямой перенос идей «обучающейся» организации в сферу образования невозможен, несмотря на то, что они достаточно органично встраиваются в теорию непрерывного педагогического образования. Как справедливо отмечает Г. Игнатьева, основание и цель создания «обучающейся» организации в бизнесе — чисто экономические, качество же гуманитарной педагогической системы определяется иерархией ценностей входящих в нее людей, а не формами организации или материальными ресурсами. Г. Игнатьевой предлагается модель системы повышения квалификации педагогов на основе идей обучающейся организации [6].

Ученые РГПУ имени Герцена Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. в качестве принципов организации деятельности школы, ориентиром жизнедеятельности которой является профессиональное развитие педагогов, выделяют два основных:

— понимание школы как «обучающейся» организации, объединяющей людей общими ценностями;

— ориентация на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, обусловленного внутренним стремлением учителя и школы к совершенству; к этим условиям относятся: создание системы корпоративного образования; делегирование полномочий; разработки системы поощрения педагогических инициатив [7].

Следует также отметить, что на сегодняшний день успешно адаптированный западный опыт обучения персонала организаций и частичное использование принципов существования обучающейся организации позволяют признать корпоративное обучение педагогов частью системы непрерывного профессионального педагогического образования и механизмом развития образовательного учреждения.

По-мнению создателя теории обучающейся организации и его последователей, обучающаяся организация представляют собой конечную цель организационного развития учреждения, поэтому мы полагаем, что становление образовательного учреждения как обучающейся организации не будет означать смену юридического статуса или проектирование нового типа образовательного учреждения. Понимая становление как возникновение нового в процессе развития, мы определяем становление образовательного учреждения как обучающейся организации как переход деятельности образовательного учреждения из двух режимов (функционирование, развитие) в три (функционирование, развитие, обучающаяся организация).

В настоящее время не вызывает сомнения, что успешность развития любой образовательной системы обеспечивается непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в учреждении и появлением новой образовательной практики с механизмами саморазвития. Из чего следует, что большей готовностью к становлению обладают учреждения, находящиеся одновременно в режиме функционирования и развития, то есть развивающиеся и инновационные образовательные учреждения.

Вместе с тем анализ деятельности ряда успешно развивающихся образовательных учреждений, показывает наличие проблем, препятствующих их становлению как обучающихся организаций. Отсутствие организационной среды, позволяющей эффективно

Определение сущностных отличий обучающейся организации в интерпретации различных исследователей

Таблица 1

Автор Сущностные отличия обучающейся организации

П. Сенге Умения, в которых должны практиковаться сотрудники: первое — это интеллектуальные модели, второе — приобретение и поощрение личного мастерства, третье — коллективное обучение, четвертое — общее видение, пятое — системное мышление

Т. Бойдел, Н. Диксон «Европейская концепция» Характеристики обучающейся организации: I. «Обучающийся» подход к выработке стратегии. 2 «Парситипативная» политика управления. 3. Информационная открытость. 4. Учет и контроль деятельности организации. 5. Внутренний обмен услугами. 6. Гибкие механизмы вознаграждения. 7. Структура, предоставляющая работникам возможности. 8. Постоянное сканирование окружающей среды. 9. Совместные проекты организации и связанных групп, выстраивание партнерских отношений с поставщиками и потребителями услуг. 10. Климат, способствующий обучению. II. Постоянное саморазвитие каждого сотрудника.

Мильнер Б. 3. Принципы сотрудников обучающейся организации: 1. Обучаться быстрее, чем конкуренты. 2. Обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп). 3. Обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей). 4. Обучаться по вертикали (от вершины до основания организации). 5. Задавать правильные вопросы и применять обучение в действии. 6. Прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них. 7. Применять на практике то, чему научились, и учиться на практике; 8. Обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда; 9. Обучаться в областях, где раньше не обучались

Семушкина С. Характерные черты обучающейся организации: 1. Непрерывное самосовершенствование обучение и самообразование работников. 2. Организационная структура (утончение среднего управленческого звена, развитие горизонтальных связей, ориентация на работу в команде). 3. Организационная культура (она должна способствовать обучению, порождать такой климат, в котором обучение и знание (коллективное и групповое) являются базовой ценностью). 4. Наличие сильных лидеров. Они формируют видение перспективы, воспитывают преданность организации, поощряют эффективные методы принятия решений с помощью наделения сотрудников полномочиями. 5. Наделение сотрудников властью в формах самоуправляемых рабочих команд. 6. Гибкость контроля через предоставление возможностей для принятия решений, обучения и получения информации. 7. Коммуникации характеризуются открытостью. Особая роль неформального общения и горизонтальных связей. 8. Отношение к конфликту (разумный компромисс через интеграцию различных точек зрения). 9. Характеристики сотрудников: (креативность, системное мышление, экспертные знания).

Тельнов Ю. П. Признаки обучающейся организации: 1. Непрерывное развитие организации. 2. Порождение нового знания, а не только адаптация на внешние изменения. 3. Групповое обучение с целью получения знаний и навыков эффективного достижения общего результата. 4. Создание интерактивной среды коллективной выработки решений.

Летников Принципы управления знаниями: 1. Принцип общих интересов — создание сообществ специализации (групп сотрудников, неформально связанных между собой общими знаниями, навыками и интересом к совместной деятельности), служащих инструментом повышения эффективности за счет более быстрого решения проблем, распространение передового опыта, развития профессиональных навыков, обучения и переобучения. 2. Принцип маяка — создание в компании центра совершенства, концентрирующего носителей передовых и наиболее ценных знаний и выступающего в роли главного ориентира при развитии компетенций. 3. Принцип «тяни-толкай» — комбинация двух подходов в отношении информации: каждый сотрудник должен «выталкивать» актуальную информацию, делая ее, общедоступной и одновременно «тянуть» на себя знания. 4. Принцип «давай-бери» (принцип взаимной выгоды) — совместное использование знаний и их свободный обмен.

реализовывать творческий потенциал каждого педагога, неэффективное использование имеющихся ресурсов для обучения, отсутствие координационных механизмов в организации внутреннего обмена услугами, отсутствие четких критериев поощрения и

общественной экспертизы деятельности педагогов, отсутствие системы организации социального партнерства, недостаточная информационная открытость, сохранение в стиле руководства частичной авторитарности.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

Представляется важным уточнить критерии, позволяющие считать образовательное учреждение обучающейся организацией, поскольку, определив критерии, возможно, определить направления развития образовательного учреждения, конечной целью которого является становление обучающейся организации. Основные понятия, которые характеризуют обучающуюся организацию, как очевидно из приведенных подходов (таблица 1), фокусируются на трех уровнях: организационном, командном, индивидуальном, что дает нам основание для уточнения критериев, позволяющих считать образовательное учреждение обучающейся организацией.

Проанализировав сущностные отличия обучающейся организации (таблица 1), учитывая ценностные приоритеты социальных систем, мы уточнили критерии позволяющие считать образовательное учреждение обучающейся организацией:

Персональный критерий, показателями которого являются профессионально-значимые личностные качества и ценности педагогического персонала обучающегося образовательного учреждения:

• принятие цели и миссии образовательного учреждения

• направленность на непрерывное развитие

• профессиональная компетентность

• креативность

• ответственность

• лидерство

Командный критерий, включающий следующие показатели:

• ориентация персонала на работу в команде

• наличие самоуправляемых рабочих команд

• командное обучение

• результативность работы команды (приращение знания, педагогические продукты и т.д.)

Основной обучающейся единицей в современных организациях являются именно команды (группы, профессиональные объединения), что обеспечивает более высокие результаты, в том числе более быстрое и эффективное индивидуальное развитие персонала.

Структурно-организационный критерий, отражающий необходимые изменения на уровне образовательного учреждения для становления его как обучающейся организации, включает такие показатели, как:

• непрерывность инновационных процессов

• управление знанием (корпоративное обучение, приращение, обмен, накопление, порождение нового знания)

• климат, способствующий обучению (система поощрения педагогических инициатив, разумное отношение к конфликту, открытость коммуникаций, неформальное общение, гибкость контроля, делегирование полномочий).

По нашему мнению, нуждается также в уточнении понятие «обучающееся образовательное учреждение» с учетом его специфики, как гуманитарной системы.

Обучающееся образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в режиме непрерывного развития, создающее условия для не-

прерывного развития педагогического персонала, объединенного общими ценностями.

Процесс становления образовательного учреждения как обучающейся организации ввиду сложности обозначенных выше проблем не может происходить стихийно, необходимо разработать механизмы управления этим процессом, одним из которых должно стать научно-методическое сопровождение педагогического персонала, как субъекта становления обучающегося образовательного учреждения. Как мы полагаем, изменения в содержании и технологии деятельности научно-методической службы в становлении образовательного учреждения как обучающейся организации будут состоять в выходе на первый план инновационной и обучающей функций. Именно научно-методическая служба должна поддерживать непрерывность инновационных процессов и осуществлять научно-методическое сопровождение непрерывного развития педагогического персонала, содействуя, таким образом, становлению школы как «обучающейся» организации.

Таким образом, становление образовательного учреждения как обучающейся организации будет иметь особенности: обеспечение непрерывности инновационных процессов, осуществляемых в учреждении, создание условий для непрерывного развития педагогического персонала, изменения организационной культуры и структуры образовательного учреждения, отраженные в обозначенных выше критериях, разработка и применение новых управленческих механизмов процессом становления.

Библиографический список

1. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации ; перевод с англ. — М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 408 с.

2. Суртаева Н. Н. Обучающееся учреждение XXI века — вектор реформирования отечественного образования // Человек и образование. — 2005. — № 2. — С. 12—15.

3. Самообучающаяся организация: опыт создания на российских предприятиях / В. Малиновский // Проблемы теории и практики управления. -2005. — № 6. — С. 101 — 106.

4. Румизен. Управление знаниями. — М. : Изд-во «Аст-рель», 2004. — 310 с.

5. Мильнер Б. 3. Теория организации : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА — М, 2007. — 797 с.

6. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога / Г. Игнатьева // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 56 — 60.

7. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпи-цына А. П. Современная школа: опыт модернизации : книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. — 290 с.

ОБЛАСОВА Любовь Сергеевна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия № 159», аспирант кафедры педагогики ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.09.2008 г.

© Обласова Л.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.