ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
5. Кожевников, В.В. Правовая активность участников правоприменительной деятельности органов внутренних дел: (вопросы теории) [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / В. В. Кожевников; Акад. упр. МВД России. — М., 2004. — С. 26 — 29.
6. Тарасов, А.Ф. Теоретические основы совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел [Текст] : дис. ... докт. пед. наук / А. Ф. Тарасов; Санкт-Петербургский ун-т МВД России. — СПб., 2000 — С. 52.
7. Лукова, Т. Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры слушателей вузов МВД России [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Лукова; Санкт-Петербургский ун-т МВД России. — СПб., 2002. — 21 с.
8. Андреева, И.А. Очерки истории внутренних дел России: [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. А. Андреева; Ом. акад. МВД России. — Омск : ОмА МВД России, 2000. — 158 с.
9. Мулукаев, Р.С. История отечественных органов внутренних дел [Текст] : учеб. для вузов / Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин,
А. Е. Епифанов ; под ред. Р. С. Мулукаева. — М. : NOTA BENE ,
2005. - 335 с.
10. Советская милиция: история и современность (1917-1987) [Текст] / под ред. А. И. Петрова. — М. : Юрид. лит., 1987. — 335 с.
11. Романенко, А.П. Советская словесная культура: образ ритора [Текст] : учеб. пособие / А. П. Романенко. — 2-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — С.127.
12. Закон Российской Федерации «О милиции» [Текст]. — М. : ТК Велби ; М. : Проспект, 2007. — 38 с.
ВЕРЕТЕННИКОВА Анна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Адрес для переписки: e-mail: AnnVer@ km.ru
Статья поступила в редакцию 15.06.2009 г.
© А. Е. Веретенникова
уДк 371127 Л. С. ОБЛАСОВА
Омский государственный педагогический университет
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
Актуальность становления образовательных учреждений как «обучающихся организаций» определила изменение подходов к проблеме развития педагогического персонала. В статье анализируются опыт реализации и результаты научно-методического сопровождения педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации». Результаты исследования могут быть полезны руководителям методических служб образовательных учреждений всех типов и видов.
Ключевые слова: «обучающаяся организация», профессиональная компетентность, научно-методическое сопровождение, внутрифирменное обучение.
Актуальность становления образовательных учреждений как «обучающихся организаций» продиктована требованиями информационного общества, фундаментом которого должны стать именно «обучающиеся организации». Становление образовательного учреждения как «обучающейся организации» рассматривается, в рамках проведенного исследования, как процесс и результат непрерывного развития образовательного учреждения, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в образовательном учреждении и непрерывным развитием педагогического персонала образовательного учреждения. На сегодня наиболее эффективной стратегией непрерывного развития персонала признано внутрифирменное обучение.
Внутрифирменное (корпоративное) обучение педагогического персонала — это деятельность образовательного учреждения, реализующего функции самостоятельного развития (обновления) профессиональной компетентности своих сотрудников непосредственно на рабочем месте и в контексте их профессиональной деятельности, основанное на принципах активного обучения, проживания и практической реализации вновь полученных знаний, умений.
Главными принципами внутрифирменного обучения являются: индивидуализация, демократизация, информатизация, системность, подбор обучающихся с учетом их психологической совместимости, учет пожеланий педагогов в выборе форм и методов разви-
тия профессиональной компетентности, учет особенностей обучения взрослых людей.
Процесс внутрифирменного обучения учителей заключается главным образом в сопровождении или поддержке профессиональной деятельности учителя [1]. Таким образом, одним из условий становления образовательного учреждения как «обучающейся организации» было определено научно-методическое сопровождение педагогического персонала как субъекта становления «обучающейся организации».
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по теме «Научно-методическое сопровождение педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации» проводилась с сентября 2005 года по март 2009 года на базе гимназии № 159 города Омска. Научно-методическое сопровождение педагогического персонала, рассматривалось в рамках проведенного исследования, как деятельность по разрешению актуальных проблем развития профессиональной компетентности педагогического персонала и созданию условий для непрерывного развития педагогов, осуществляемая научно-методической службой образовательного учреждения. В ходе решения задач исследования была разработана внутриорганизационная концепция профессиональной компетентности педагога. За основу было принято определение профессиональной компетентности, предложенное санкт-петербургскими учеными А. П. Тряпицыной, Н. Ф. Радионовой: профессиональная компетентность учителя — это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта и ценностей [2]. В рамках исследования профессиональная компетентность педагога рассматривалась как совокупность ключевой, базовой и специальной. В ходе ОЭР предполагалось средствами внутрифирменного обучения влиять, прежде всего, на базовую компетентность педагога. Основываясь на позиции М. М. Лукьяновой, структура профессиональной компетентности была дополнена личностным компонентом, отражающим характер педагогической деятельности учителя и требующий от него проявления таких личностных качеств, как ответственность, креативность, толерантность. Поскольку именно профессионально значимые личностные качества выступают в роли тех внутренних условий, проходя через которые внешние характеристики и требования преобразуются в компетентность педагога [3].
Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах. Опыт решения данных задач должен был стать основой для развития профессиональной компетентности педагога в условиях внутрифирменного обучения. Основываясь на определении и структуре профессиональной компетентности учителя и учитывая то, что она проявляется только в деятельности, были определены критерии, показатели и методы диагностики профессиональной компетентности. В качестве критериев результативности научно-методического сопровождения педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся» организации определены: результативный критерий (наличие в образовательном учреждении признаков «обучающейся» организации) и крите-
рий развития профессиональной компетентности (табл.1).
Приоритетными в научно-методическом сопровождении педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации» были определены гуманитарные технологии.
При реализации научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов акцент был сделан на использовании гуманитарных технологий группы, направленные на себя, которые решают в первую очередь группу профессиональных педагогических задач проектирования и осуществления профессионального самообразования. Компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, формировать портфолио педагога [4].
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора форм, методов, способов, технологий развития профессиональной компетентности, при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) развития профессиональной компетентности педагога гимназии составлялся в начале учебного года на основе результатов диагностики и самодиагностики профессиональных затруднений и профессиональной компетентности, рекомендаций администрации, личных образовательных потребностей. Самостоятельно составить индивидуальный образовательный маршрут развития профессиональной компетентности может только зрелый педагог, хорошо осознающий собственные профессиональные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству. Поэтому педагогам оказывалась консультативная помощь в проектировании ИОМ и предоставляется информация, какими возможностями общей системы методической работы образовательного учреждения стоит воспользоваться. В ИОМ отражались 3 основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов, в соответствии с уровневой моделью методического процесса гимназии (самообразование педагога, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в общегимназической методической работе). Согласно обозначенным направлениям деятельности определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
Самообразование педагога осуществлялось через работу с литературой, посещение мастер-классов, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, участие в профессиональных конкурсах и т.д. На данном уровне методической работы научно-методическое сопровождение реализовывалось через такие гуманитарные технологии как консультирование и супервизия.
Занимающиеся самообразованием педагоги имели возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, методист, сетевой координатор, педагоги-предметники) и консультантов-уни-
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2(11(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
Критерии результативности научно-методического сопровождения педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации»
Группы критериев Основные показатели Измерители
Ре зультати вный критерий Наличие в образовательном учреждении признаков «обучающейся организации» Востребованность сопровождения Достижения педагогов Экспертное заключение на основании выделенных признаков, позволяющих считать образовательное учреждение «обучающейся организацией» Методика «Удовлетворенность деятельностью научно-методической службы» — количество педагогов аттестовавшихся на более высокие квалификационные категории — количество педагогов презентовавших педагогический опыт на различных уровнях — количество призовых мест в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах. — количество публикаций
Критерий развития профессиональной компетентности Ценностный (направленность на профессиональное развитие, направленность на создание условий для развития учащихся) Когнитивный (знание групп современных профессиональных задач, владение современными педагогическими знаниями и умениями) Деятельностный (умение решать современные профессиональные задачи) Личностный (ответственность, креативность, рефлексивность, толерантность) Анкета «Способность учителя к саморазвитию» Анкета «Факторы, препятствующие и стимулирующие развитие» Тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя» «Карта оценки профессиональных умений компетентного педагога» «Решение педагогических ситуаций» Анкета «Изучение затруднений учителя в организации качественного образовательного процесса на уроке» Монографические самоотчеты Тест «Локус контроля» Тест «Творческий потенциал» Методика «педагогическая рефлексия» «Способность педагога к эмпатии»
версалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, специалисты Института развития образования Омской области, ученые ОмГПУ). Супервизор — специалист, который обладает дополнительными квалификациями, позволяющие ему осуществлять консультирование и научно-практическое сопровождение других специалистов с учетом специфики их деятельности. Такими специалистами в гимназии выступали руководители профессиональных сообществ, заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель.
Основной обучающейся единицей в современных организациях являются команды (группы, профессиональные объединения), что обеспечивает более высокие результаты, в том числе более быстрое и эффективное индивидуальное развитие персонала. Выявленные, по результатам диагностики, проблемы и затруднения в профессиональной деятельности привели к идее создания в гимназии новых профессиональных сообществ педагогов — команд профессионального развития (КПР) (временный творческий коллектив педагогов, созданный на основе принципа добровольности, для решения проблемы, в которой все заинтересованы), которые стали организационной формой развития профессиональной компетентности педагогов. В гимназии были созданы следующие КПР: «Организация научно- исследовательской работы», «Здоровьесбережение участников образовательного процесса», «Компетентностно ориентированные образовательные технологии», «Оценка достижений учащихся (портфолио)», «Организация проектной деятельности».
Еще одним профессиональным сообществом гимназии выступала творческая экспериментальная группа (ТЭГ) — временный творческий коллектив созданный с целью реализации цели и задач экспериментальной работы (создание нормативной базы, создание пакета диагностических материалов, проектирование индивидуальных программ развития педагогов, обобщение опыта по формированию профессиональной компетентности и т. д.). В состав ТЭГ входили руководители и консультанты КПР, руководство ТЭГ осуществлялось заместителем директора по научно-методической работе. Создание новых профессиональных сообществ гимназии не означал отказ от традиционных методических объединений и участия педагога в работе городских и окружных профессиональных педагогических сообществ. Каждое сообщество решало свой круг задач, направленных на единую цель — развитие профессиональной компетентности педагогов гимназии.
Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ гимназии (методическое объединение, КПР, ТЭГ и др.), а также участие в работе городских и окружных профессиональных педагогических сообществ.
На данном уровне методической работы гимназии научно-методическое сопровождение реализовывалось через такие гуманитарные технологии как дискуссия и диалог, которые являются наиболее оптимальными при решении профессиональных педагогических задач, анализе педагогических ситуаций, на проектировочных семинарах, поскольку позволяют, как найти наиболее выигрышное решение, так и
реализовать взаимообучение через свободный обмен мнениями в группе и работу со смыслами.
Результатом деятельности КПР и ТЭГ явилось создание конкретных педагогических продуктов (методические рекомендации по организации проектной деятельности, положение о внутригимназическом конкурсе проектов, методические рекомендации по организации здоровьесберегающего образовательного процесса, модели предметных портфолио и портфолио достижений, модели социального портфолио гимназиста и социального портфолио класса, разработки уроков с позиций компетентностного подхода, комплекс компетентностно-ориентированных учебных заданий и др.), которые пополнили банк научнометодических разработок гимназии и используются в образовательном процессе.
На уровне общегимназической методической работы научно-методическое сопровождение осуществлялось как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), так и технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (деловые и ролевые игры, анализ видеоматериалов, тренинги), которые, по основным признакам, также могут быть отнесены к гуманитарным технологиям. Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходило через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации своего опыта на педагогических советах, семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).
Диагностика на заключительном этапе опытноэкспериментальной работы показала положительную динамику развития профессиональной компетентности по всем выделенным критериям. Педагоги аттестуются на более высокие квалификационные категории, выбирают разнообразные формы повышения квалификации, в том числе обучение в магистратуре и аспирантуре. Развитие профессиональной компетентности выразилось в возрастании активности педагогов в обобщении и презентации опыта на различных уровнях, победах в профессиональных конкурсах. За последние 3 года динамика участия педагогов в презентации опыта является значительной и отмечается на всех уровнях (муниципальном, региональном, межрегиональном, международном).
Создан информационно-методический банк развития профессиональной компетентности на рабочем месте, содержание которого составили продукты деятельности ТЭГ и КПР: модель внутрифирменного обучения для развития профессиональной компетентности, технология научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов гимназии, методические рекомендации по проектированию индивидуального образовательного маршрута педагога, структура портфолио педагога, комплекс профессиональных педагогических задач, комплекс педагогических ситуаций, проект валеологической школы педагога, сценарии занятий кружков качества с использованием технологий активного обучения, разработки тренинга профессионального самосознания педагога и тренинга коммуникативной компетентности, разработки психологопедагогических семинаров и др.
На этапе завершения опытно-экспериментальной работы анализ деятельности образовательного учреждения позволил констатировать не только положительные результаты реализации программы опытно-
экспериментальной работы, но также наличие эффектов. В образовательный процесс гимназии внедряются научно-методические и методические разработки педагогов, участников ОЭР, способствующие осуществлению системных изменений в образовательном процессе гимназии в логике компетентност-ного подхода.
Традиционные цели урока дополняются целями, ориентированными на развитие ключевых компетентностей учащихся. Традиционное содержание дополняется заданиями, направленными на развитие ключевых компетентностей. Педагоги освоили и применяют технологии проектного и интерактивного обучения, как приоритетные для формирования ключевых компетентностей учащихся. Наряду с традиционной системой оценивания педагоги применяют тестовую технологию оценивания и апробируют технологию портфолио, как альтернативную форму оценки учебных достижений учащихся. Технология портфолио внедряется не только для оценивания учебных достижений, но также для оценивания индивидуальных достижений гимназистов и достижений классов во внеучебной деятельности. Достижения образовательного учреждения в ходе реализации программы ОЭР выразились в положительной динамике успеваемости и качества знаний, увеличении количества выпускников, поступивших в вузы, развитии ключевых компетентностей учащихся. В 2006 году образовательное учреждение стало победителем конкурсного отбора лучших образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 году образовательному учреждению присвоен статус гимназии. С 2006 года образовательное учреждение является участником международного проекта «Лидерство через физкультуру и спорт» и всероссийской опытно-экспериментальной площадки «Реализация новых управленческих технологий в сфере физического воспитания. В 2008 году за проект «Гуманитарные технологии в развитии профессиональной компетентности педагогов гимназии» учреждение было удостоено приза VI Фестиваля педагогических проектов в системе образования Омской области. Экспертное заключение позволило констатировать наличие в образовательном учреждении большинства признаков, позволяющих признать его «обучающейся организацией». Таким образом, научно-методическое сопровождение педагогического персонала на основе гуманитарных технологий способствовало не только развитию профессиональной компетентности и личностному росту педагогов, позитивным изменениям жизненных стратегий, пониманию значимости общего видения миссии и цели образовательного учреждения, но и становлению образовательного учреждения как «обучающейся организации».
Библиографический список
1. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 158 с.
2. Радионова, Н. Ф. Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Наука образования : сб. науч. ст. — Омск : ОмГПУ, 2004. — Вып. 22. — 540 с.
3. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
4. Гуманитарные технологии и компетентностная модель современного педагога : метод. материалы для проведения тренингов руководителей образовательных учреждений / И. С. Бат-
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
ракова, Е. В. Люликова, А. В. Тряпицын, Е. В. Щербова ; под ред. И. С. Батраковой. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 103 с.
ОБЛАСОВА Любовь Сергеевна, аспирантка кафедры педагогики Омского государственного педагогичес-
кого университета, педагог-психолог гимназии № 159 г. Омска .
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.
© Л. С. Обласова
УДК 659.44+378.046 Л. М. СЕМЁНОВА
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОДЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ______________________________
В статье рассмотрены различные подходы к структуре и функциям персонального имиджа. Автором разработан структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью. Описаны структурные компоненты модели, связи между ними и их функциональное наполнение. Данная часть модели позволяет раскрыть внутреннее строение профессионального имиджа и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Блок модели может быть использован преподавателями вузов в подготовке специалистов по связям с общественностью и смежных специальностей.
Ключевые слова: структура имиджа, функции имиджа, профессиональный имидж специалиста по связям с общественностью.
Для эффективного формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью мы считаем необходимым, разработать модель структурно-функционального типа. Многолетний опыт работы в сфере высшего профессионального образования и в области имиджелогии позволили нам сконструировать такую модель. В статье представлен структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью.
Под моделью мы понимаем изображение, схему, описание какого-либо объекта или их системы, которая упрощает структуру оригинала. Любая модель состоит из отдельных блоков.
Основное назначение рассматриваемого блока модели заключается в раскрытии связи строения изучаемого объекта с выполняемыми функциями. Данный блок модели предполагает обязательное представление структурного и функционального компонентов.
Для того чтобы разработать структуру и функции имиджа специалиста по связям с общественностью, мы изучили специфику деятельности такого специалиста и проанализировали профессиональные и личностные требования к нему.
Исходным при определении сущности понятия «профессиональный имидж специалиста по связям с общественностью» является учет его социальнопсихологической природы как общего впечатления, которое специалист производит на окружающих. Профессиональный имидж мы рассматриваем как
мнение о человеке как о субъекте профессиональной деятельности. Профессиональный имидж формируется на основе деятельности специалиста, его личностных и профессиональных качеств, а также с учетом внешних и внутренних характеристик личности.
В чем заключается деятельность специалиста по связям с общественностью? Мы рассматриваем ее как многоканальную деятельность по работе с общественностью. Это деятельность по установлению общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, информирование руководства об общественном мнении, а также побуждение общественности принять определенную точку зрения или добиться расположения к ней.
В связи с этим определились и требования к специалисту по связям с общественностью. Он должен быть широко эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика; владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного изложения. Чтобы эффективно выполнять свою работу, профессионалу нужно быть способным исследователем, инициативным лидером, мудрым советником, осуществлять перспективное планирование, обучать других и общаться с различными аудиториями. Специалист должен нестандартно подходить к разрешению сложных проблем, приспосабливаться к необычным ситуациям и выдерживать огромное напряжение.
Успех в профессиональной деятельности часто определяется не только набором приемов и техник,