Научная статья на тему 'Научно-образовательный комплекс «Малая академия учащихся»'

Научно-образовательный комплекс «Малая академия учащихся» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (НОК) / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / РЕДАКЦИОННОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА / СЛУЖБА РЕСУРСНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игизбаева Надежда Николаевна, Конради Галина Михайловна

В статье описывается опыт организации взаимодействия ученых, педагогов дополнительного образования, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений, описывается модель научно-образовательного комплекса, способствующего общедоступности качественного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игизбаева Надежда Николаевна, Конради Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный комплекс «Малая академия учащихся»»

В статье описывается опыт организации взаимодействия ученых, педагогов дополнительного образования, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений, описывается модель научно-образовательного комплекса, способствующего общедоступности качественного образования.

Игизбаева Надежда Николаевна,

директор, МОУ ДОД «Дом детского творчества» Конради Галина Михайловна,

замдиректора, МОУ ДОД «Дом детского творчества» Омская обл., г. Исилькуль

Научно-образовательный комплекс «Малая академия учащихся»

Как обеспечить взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по развитию системы дополнительного образования детей?

Ключевые слова: модель научно-образовательного комплекса (НОК); научно-методическое сопровождение деятельности; исследовательская деятельность; педагогическое сообщество; редакционноиздательская группа; служба ресурсной поддержки.

Инновационное развитие образования, провозглашенное Президентской инициативой «НАША НОВАЯ ШКОЛА», диктует новые требования к системе образования в целом, а значит, и к системе дополнительного образования. Для того, чтобы система дополнительного образования детей оставалась конкурентно способной, привлекательной и востребованной для детей и родителей, учреждения дополнительного образования должны обеспечить доступность образования нового качества. Именно на это направлена инновационная деятельность учреждения.

Практика работы многих педагогов на основе инновационных подходов показала, как различными способами могут быть решены основные проблемы в области дополнительного образования. Однако необходима системная организационная поддержка тех педагогов, исследователей, методистов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование для всех детей.

Для обеспечения взаимодействии исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по развитию системы дополнительного образования детей Исилькульского района был разработан проект «Научно-образовательный комплекс «Ма-

лая Академия учащихся». За основу был взят механизм предложенный Цирульниковым А.М., Русаковым А.С., Эпштейн М.М. осуществленный в 2008 г. и рекомендованный Министерством образования и науки (Письмо от 12. 03. 2009 №03-436).

Основной целью проекта на муниципальном уровне является обеспечение взаимодействия исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования

Задачи:

1. Формирование позитивного социального и профессионального имиджа Дома детского творчества и других образовательных учреждений, участников проекта;

2. Создание условий для публичного признания, поддержки и поощрения инновационных проектов, содействие развитию инновационной деятельности образовательных учреждений;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений участников проекта,

4. Проведение экспертизы программ опытноэкспериментальной работы образовательных учреждений с учётом имеющегося опыта, выявление уровня и степени проработанности инновационных проектов; экспертирова-ние разработок образовательных учреждений -участников проекта;

5. Организация научного консультирования по направлениям опытно-экспериментальной работы, осуществляемой образовательными учреждениями в рамках реализации комплексной инновационной программы; с целью оказания методической помощи руководителям и педагогам-экспериментаторам образовательных учреждений, участникам проекта.

Основные задачи проекта - в интересах становления, укрепления, развития инновационных педагогических практик:

1. Сформировать исследовательско-педагогическое сообщество, способное:

• совместными усилиями сохранять и обновлять свою педагогическую практику;

• исследовать адекватность различных методов обучения и воспитания в современной ситуации детства и социокультурной обстановке;

• искать и находить возможности усиления своей практики и своей деятельности другими педагогическими ресурсами, людьми, идеями и т.д.;

• исследовать проблемы управленческого сопровождения инноваций, вырабатывать модели оптимальных управленческих решений;

• объективировать свой опыт и результаты исследований, создавать необходимые методические

и технологические разработки, учебные курсы, пособия и учебные материалы;

• включаться во взаимодействие с общероссийскими и международными исследовательскими и педагогическими сообществами;

• проводить общественные и общественнопедагогические акции, проекты, выставки и т.д.

2. Обеспечить взаимодействие исследовательских и педагогических групп, образовательных учреждений, органов управления.

3. Сформировать инновационную команду, готовую эффективно участвовать в реализации образовательных и социальных проектов.

Задачи второго уровня - решаемые во взаимодействии с другими структурами и программами в интересах развития системы образования, улучшения её управляемости и прогнозируемости:

• использование методического инструментария, нарабатываемого в проекте, для решения различных образовательных проблем в разных ситуациях;

• использование педагогических площадок проекта для повышения педагогической компетенции;

• привлечение внимания большого числа педагогов к новым педагогическим ценностям; саморазвитие через сопоставление собственного опыта с инновационным;

• формирование сети различных образовательных структур, других исследовательско-педагогических начинаний как основы устойчивого развития системы образования территориального уровня;

• появление возможности формирования гибких программ и проектов в области дополнительного образования;

• возможность реалистично анализировать местные педагогические ресурсы, приоритеты в выборе направлений инновационного развития;

• формирование общественно-педагогических программ разного масштаба;

• анализ и распространение опыта управления инновациями.

Результаты инновации (ожидаемые):

^ формирование личности, готовой к творческой, исследовательской деятельности, обладающей повышенной мотивацией к овладению экологическими знаниями и связанных с ними спец-дисциплин биологического цикла;

^ профильность образования, что увеличит возможность поступления в вузы в соответствии с выбором будущей профессии обучающихся;

воспитание общественно-активного гражданина, патриота;

наличие условий для обобщения, представления и распространения результатов ОЭР педагогов и ОУ, участников проекта

Предполагаемые социально-педагогические эффекты деятельности Научнообразовательного комплекса (НОК)

Основные педагогические результаты деятельности комплекса

1. Улучшение отношений (удовлетворённость) педагогов, родителей и детей образовательной деятельностью учреждений и организаций, входящих в комплекс.

2. Углубление инновационных педагогических практик, обеспечение их учебно-методическими комплексами, системой повышения профессионализма, методическим сопровождением деятельности педагога.

3. Более высокий уровень результатов обучения.

Результаты влияния НОК на массовую педагогическую практику

1. Повышение педагогической культуры педагогов дополнительного образования.

3. Создание в рамках НОК методического инструментария, доступного для использования разными педагогами.

4. Возникновение общественно-педагогических проектов и событий, активное взаимодействие со СМИ, способствующее образовательному просвещению граждан.

5. Улучшение взаимоотношений между педагогическим сообществом и органами управления, развитие общественно-государственной системы управления образованием.

Влияние НОК на социальное развитие территории

1. Перенос продуктивных способов деятельности, выработанных в НОК, в другие сферы общественной практики.

2. Усиление заинтересованности местного сообщества в развитии образования.

3. Развитие социального партнёрства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования.

4. Развитие разнообразия и привлекательности общественной жизни в данной местности.

Критерии оценивания результатов

^ удельный вес численности педагогов, участвующих в ОЭР образовательного учреждения;

^ удельный вес численности педагогов, представляющих результаты ОЭР на НПК, фестива-

ле, ПЧ муниципального, регионального и федерального уровней;

^ удельный вес численности учащихся, представляющих результаты своих достижений на НПК, фестивалях, конкурсах, НПК муниципального, регионального и федерального уровней;

^ удельный вес численности учащихся, поступивших в вузы или др. ОУ по направлениям деятельности УДО.

Содержание инновации Направления деятельности участников НОК:

^ исследовательская деятельность ^ деятельность по сохранению и развитию педагогических сообществ ^ деятельность по обучению и подготовке педагогов к инновационной работе ^ управленческое обеспечение инновационных процессов

^ проектирование и осуществление общественнопедагогических акций и событий ^ редакционно-издательская деятельность

Исходя из обозначенных направлений деятельности, выполняемых в связи с задачами развития и распространения инновационной педагогической практики, мы выделили следующие программы :

^ Научно-ресурсный центр ^ «Малая Академия учащихся»

^ Программа научно-методического сопровождения деятельности УДО ^ Редакционно-издательская группа

Научно-ресурсный центр - служба направленная на поддержание функционирования, развития НОК, реализацию механизмов социального партнерства.

Научно-методическое сопровождение деятельности в рамках НОК понимается как совместная деятельность субъектов внешнего и внутреннего сопровождения, направленная на создание условий для обновления деятельности учреждения и способствующая в целом развитию муниципальной системы дополнительного образования детей;

Редакционно-издательская группа - группа педа-гогов-исследователей, деятельность которых направлена на описание инновационных педагогических практик, обеспечение НОК учебными и методическими материалами;

«Малая академия учащихся» - структура инновационного комплекса, в рамках которой ведется обучение школьников Исилькульского района по экс-

периментальной программе по двум направлениям: эколого-биологическому и аграрному.

Для создания научно-образовательного комплекса сформированы группы педагогов-исследователей или педагогического сообщества:

• включенного в разработку или освоение значимой инновационной педагогической практики;

• имеющего опыт ее освоения и осмысления, заинтересованного в совершенствовании этого опыта;

Презентация проекта

• способного решать необходимые организационные вопросы;

• готового осуществлять регулярную деятельность как исследовательского, так и организационно-педагогического характера;

• настроенного на необходимую открытость своей деятельности для коллег.

Профессорско-преподавательский состав МАУ

Занятия по почвоведению

Занятия по зоологии

Управление и кадровое обеспечение

1. Управление осуществляется соответствии с Уставом Дома детского творчества Исиль-кульского района и Положениями о деятельности научно-ресурсного центра, малой аграрной и биолого-экологической академиях.

2. Общее руководство осуществляет Совет комплекса.

3. Кадровое обеспечение из профессорско-преподавательского состава ОмГПУ и ОмГАУ, педагоги Дома детского творчества и других образовательных учреждений.

Социальные партнеры Дома детского творчества:

- ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»;

- ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет»;

- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Исилькульского района;

- БОУ «Дом учителя и детского творчества»;

- БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»;

- МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр».

План реализации программы по этапам

I этап. Подготовительно-организационный

№ п/п мероприятия сроки ответственные

1. Разработка анкет и проведение маркетинговых исследований Август 2008 г. Метод. служба УДО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Педагогический совет-старт (знакомство с результатами маркетинговых исследований) Сентябрь 2008 г. Зам. директора по УВР

3. Диагностика готовности педагогов к деятельности и выбор творческой группы Сентябрь-октябрь 2008 г Зам директора по УВР, зав. отделом

4. Составление плана работы творческой группы Ноябрь 2008 г. Творч. группа

5. Разработка Положений о творческой группе, научнометодическом совете Декабрь 2008г. Метод. служба УДО

6. Разработка функциональных обязанностей участников ОЭР Май 2009 г. Директор, творч. группа

7. Общее родительское собрание (знакомство с программами обучения и организация сотрудничества) Конец сентября 2009 г. Директор, зам. директора

8. Разработка программ по направлениям деятельности Июль-сентябрь 2009 г Отв. За программы

II этап. Внедренческий

№ п/п мероприятия сроки ответственные

1. Подготовка и проведение обучающих семинаров по отдельному плану ежемесячно Творч. группа

2. Пополнение материально-технической базы УДО постоянно директор

3. Разработка локальных актов: положения о малой аграрной академии, биолого-экологической академии, научно-ресурсном центре, «портфолио» воспитанника, положение об итоговой аттестации и др. Ноябрь 2009 г. Методисты, отв. За программы

4. Налаживание сотрудничества с образовательными учреждения района, с классными рук., родителями, общественностью Сентябрь 2009 г. Зам.директора

5. Разработка программы мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе, результативности образовательной деятельности детского объе-ди нения Декабрь 2009 г. Творч. группа

6. Пополнение портфолио детей регулярно Творч. группа

7. Разработка и внедрение системы контроля. Весь период Директор, зам. директора по УВР

8. Разработка анкет, опросников, методик для проведения мониторинга На заседаниях творч. группы Творч. группа

9. Выпуск сборников методических рекомендаций для участников проекта Февраль, июнь 2010 г Метод. служба УДО

10. Педагогический совет-отчет о результатах проделанной работы Май 2010 г. Зам. директора, творч. группа

11. Организация психологического сопровождения Весь период Педагог-психолог

12. Презентация промежуточных результатов программ Май 2010 г. Отв за программы

Ш этап. Обобщающий (по итогам работы 2009-2010 учебного года)

№ п/п мероприятия сроки ответственные

1. Анализ результативности работы за 2009-2010 уч.год Июнь 2010 г. Зав. отделом По метод работе

2. Подготовка и проведение летних полевых практик Май-август 2010 Зам.директора, методисты

3. Издание методических рекомендаций, материалов Декабрь 2010г. Директор

4. Педсовет по анализу полученных результатов и поиску при необходимости путей их корректировки август 2010 г. Директор, зам. директора

5. Круглый стол с родителями и педагогами по подведению промежуточных итогов ОЭР сентябрь 2010 г. Директор, зам. директора

Литература

Цирульников А.М., Русаков А. С., Эпштейн М.М. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению. // Взаимодействие иссле-

довательских групп и профессионально-педагогических сообществ, образовательных учреждений и органов управления по вопросам модернизации образования. -С.Пб - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.