УДК 378 А. Е. ВЕРЕТЕННИКОВА
Омская академия МВД России
СИНХРОНИЧЕСКИЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ «КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматриваются синхронический и диахронический подходы к категории «коммуникативная культура» на примере коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России. Приводится формулировка данной категории с точки зрения теории социальной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная культура, профессиональная культура сотрудников ОВД, курсант образовательного учреждения МВД России, риторические особенности.
В отличие от предыдущих исследователей категории «коммуникативная культура»[1], рассмотрим категорию коммуникативной культуры в логике принятой нами теории культуры [2] с точки зрения синхронического и диахронического подходов.
Синхрония анализа выражена в рассмотрении коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД России как будущих сотрудников правоохранительных органов в качестве подсистемы (субкультуры) профессиональной культуры сотрудников ОВД.
Понятие «профессиональная культура» включает в себя несколько компонентов, к которым относятся: уровень теоретической и практической подготовки в области конкретной профессии в соответствии с государственными стандартами; уровень применения профессиональных знаний, умений в процессе выполнения работником трудовой функции [3].
Профессиональная культура сотрудников ОВД складывается из нескольких составляющих. Энциклопедический словарь определяет правовую культуру как понятие, имеющее следующие характеристики: 1) совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных прогрессивными правовыми знаниями; 2) совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм позитивного права и правовой системы в целом; 3) достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией [4].
Следует подчеркнуть, что правовая культура сотрудников ОВД характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с правовой культурой обычных граждан. По мнению В. В. Кожевникова, они представлены правовым, нравственным и психологическим комплексами культуры В структуре правовой культуры личности сотрудника ОВД выявлено наличие следующих компонентов:
а) основанные на теоретико-правовой подготовке глубокие знания и понимание правовых норм и принципов, используемых в процессе правоприменения;
б) солидарность с правовыми нормами и принципами, убежденность в их социальной полезности и справедливости, в необходимости строгого соблюдения законности, уважение к праву;
в) способность качественно реализовать (применять) право в процессе профессиональной деятельности на основе умений, приемов и навыков;
г) профессиональный опыт в правоприменении;
д) социально-правовая активность в правовой сфере;
е) уважение личности, вовлеченной в правоприменительный процесс, ее законных прав, свобод, интересов, чести и достоинства.
Профессионально-нравственная культура сотрудника ОВД выражается в корректном отношении к личности, вовлеченной в правоприменительный процесс, уважении ее законных прав, свобод, интересов, чести и достоинства.
Психологическая культура предполагает наличие у сотрудников развитой системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения [5].
А. Ф. Тарасов считает, что педагогическая культура также входит в состав профессиональной культуры сотрудника ОВД. Он понимает этот вид культуры как «обусловленные требованиями общества мера и способ ее оптимальной педагогической деятельности на основе высокого уровня педагогических знаний, педагогической убежденности, активности, умелости» [6].
Как мы видим, понимая профессиональную культуру сотрудников ОВД как включающую в себя несколько подвидов, исследователи не выделяли отдельно коммуникативную культуру. Коммуникативный аспект выражен или как навыки и приемы психологической культуры для обеспечения общения или в виде коммуникативных педагогических умений в педагогической культуре сотрудника. Представляется актуальным и своевременным ввести категорию «коммуникативная культура» как отдельный элемент в структуру профессиональной культуры сотрудников ОВД. Поэтому мы согласны с Т. Г. Луковой, которая рассматривает коммуникативную культуру как самостоятельный элемент профессиональной культуры и изучает его формирование у курсантов образовательных учреждений МВД России [7], однако в нашем исследовании будем опираться на теорию коммуникации, в соответствии с которой трактовать категорию коммуникативной культуры, сотрудника ОВД как меру освоения им. процесса социальной коммуникации в профессиональной деятельности.
Для понимания современных особенностей коммуникативной культуры сотрудников ОВД уместно применить диахронический подход и рассмотреть изменения в функциях и кадровом составе связанных
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2(11(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
со сменой общественно-политической обстановкой в стране, опираясь на исследования истории отечественных органов внутренних дел [8, 9], а также материалы, представленные в справочно-энциклопедических изданиях по истории МВД [10].
Началом истории советской милиции принято считать постановление Народного комиссариата внутренних дел «О рабочей милиции», изданное 28 октября (10 ноября) 1917 г. Деятельность вновь образованной милиции объяснялась с идеологических позиций победившей власти, в соответствии с которыми победа революции сопровождалась полным разрушением предыдущего государственного строя, ликвидацией силовых структур (армии и полиции) и возложением их функций вооруженному народу. Милиция была одной из вооруженных сил партии. Ее основной функцией было подавление оппозиции, а практическая деятельность в первые годы своего существования была направлена на укрепление диктатуры пролетариата.
В 1918 г. была создана рабоче-крестьянская милиция с целью охраны революционного порядка и обеспечения гражданской безопасности. Подбор кадров осуществлялся строго на классовой основе. Критериями отбора являлись признание Советской власти и наличие активного избирательного права. Дореволюционный штат был полностью заменен, в результате чего профессиональный уровень сотрудников милиции был довольно низок, так как это были малограмотные или неграмотные люди с рабоче-крестьянским происхождением. В свою очередь отсутствие профессиональной подготовки приводило к жестким и чрезвычайным методам работы, а низкий образовательный уровень проявлялся в их речевом поведении.
В 1920-е годы для улучшения кадрового состава, с одной стороны, была предпринята «чистка» из милиции старых специалистов, с другой — пополнение ее рядов мобилизованными рабочими и крестьянами. Позволим себе предположить, что низкий уровень коммуникативной культуры сотрудников милиции в результате этих изменений остался прежним.
В 1930-е годы милиция приобрела характеристику административно-исполнительного органа. Как известно, И. В. Сталиным была выдвинута теория обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Это нашло отражение в усилении карательной функции милиции. В 1937 г. большинству следователей было предоставлено право применять любые методы воздействия. К этому времени произошли некоторые количественные и качественные изменения в кадровом составе. К 1938 г. в органах милиции насчитывалось 227 650 сотрудников [8]. Борьба с неграмотностью, проведение политико-образовательной и культурно-просветительской работы способствовали повышению образовательного уровня сотрудников милиции. Представляется, что именно к этим годам относится период зарождения коммуникативной культуры сотрудников ОВД, явившейся отражением особенностей общественно-политических отношений в стране.
Как мы знаем, в общественной структуре 20-х — 50-х годов существовала строгая иерархия отношений, которую можно представить в виде пирамиды (рис. 1 ).
Как видно из рисунка, главенствующее положение в обществе занимал «вождь», которому непосредственно подчинялось «высшее партийное руководство» и партийные лидеры. Они в свою очередь осуществляли свою работу через «партийных работников» разного уровня, опирающихся на «партийные
Рис. 1. Иерархия общественных отношений в 20-е -50-е годы
массы», которые должны были руководить деятельностью «рабочего класса» и воздействовать на беспартийные «массы» населения страны.
Исследователи риторических особенностей участников данной иерархии отмечают, что грубость была характерной чертой отношения вождя как с партией, так и с беспартийными массами [11]. Причем в общении с последними грубость и невысокий уровень речевого поведения являлся знаковым качеством, выполняющим такую риторическую функцию, как установление общности руководителя с народом. Другими словами, для простых людей он был «свой», а не «чужой» — вежливый и не говорящий на языке масс. В частности, грубость, которая характеризуется как «исконная», помогала Сталину создавать образ «своего человека».
Манера вождя копировалась подчиненными, поэтому грубость как стилистическая норма была характерной чертой советской риторики. Пафос усиления классовой борьбы объясняет употребление руководителями, а вслед за ними и широкими слоями населения, грубых и бранных слов по отношению к врагам революции и Советской власти: оппозиционерам-фракционистам, соглашателям, внешним врагам (эмиграция, царизм, империализм). В речевой оборот вводятся стилистически сниженные слова и словосочетания, например, политические уроды, мазурики, прихвостни, подлые шуты-провокаторы, цепная собака капитализма.
В речевом поведении советских руководителей того периода, и как следствие — в речи их подчиненных нередко встречался и мат. Как отмечают лингвисты, для них мат представлял полезный риторический инструмент, в котором была важна фатическая функция: установление контакта путем демонстрации своей социальной и культурной родственности массам. К причинам дальнейшего распространения этого вида лексики относят: перманентное ощущение неудовлетворенности жизнью; потребность в языке злобы, ненависти и агрессии; намеренно грубая трактовка секса.
Характеризуя особенности советской словесной культуры средних и высших слоев в общественной иерархии периода 20-х — 50-х годов А. П. Романенко отмечает, что их типологической чертой являлась «грубость, выражавшаяся в риторическом использовании стилистически сниженных слов и выражений, в нагнетании агрессивности до степени хамства, в использовании мата»[11]. Причем для вождя страны того периода такой стиль был риторической нормой.
Исходя из функций и задач милиции в этот момент истории страны как вооруженного органа
исполнительной власти, можно рассматривать представителей ОВД, как занимающих в общественной иерархии вышестоящее положение по отношению к массам обычного населения страны, рабочему классу и партийным слоям. Поэтому их коммуникативная культура также характеризовалась вышеописанными особенностями. Всеобще культивируемый агрессивный настрой общества по отношению к его врагам, безусловно, находил отражение в речевом поведении сотрудников правоохранительных органов, в своей массе, не отличавшейся высоким уровнем образованности. Так в 1946—1956 годы лишь 1 % сотрудников милиции имел высшее образование [8].
В годы «оттепели» в свете демократизации общественных отношений актуальными стали вопросы гуманитарной образованности работников ОВД, укрепления кадрового состава милиции и повышения ее авторитета у населения. В связи с этим были введены должности заместителей начальников политико-воспитательной работы, в обязанности которых входила организация работы среди личного состава милиции по соблюдению не только законности, но и моральных норм. В результате активизации деятельности по укреплению связи с общественностью были введены такие формы взаимодействия с населением, как: совместные собрания, тематические вечера, торжественные ритуалы. Каждому сотруднику милиции вменялось в обязанности правовое воспитание граждан в форме бесед.
Однако в преддверии победы коммунизма руководство страны считало, что для борьбы с преступностью достаточно сотрудничества милиции с общественностью. Поэтому в конце 50-х годов из органов ОВД было уволено несколько десятков тысяч сотрудников. Как результат этих действий уровень преступности в стране вырос. Для исправления кадровой ошибки был произведен набор в органы милиции из партийных и комсомольских рядов.
Период середины 1960-х — конца 1980-х гг. характеризуется историками поворотом к «неосталинизму» и кризисом советской социалистической системы. Поскольку в этот исторический отрезок времени высшая партийная власть была совмещена с государственной (Генеральный секретарь ЦК КПСС одновременно являлся и Председателем Президиума Верховного Совета СССР), то партийно-хозяйственный аппарат определял развитие общества и его граждан. В этой ситуации силовые ведомства, включая милицию, получили приоритетное внимание со стороны партии и правительства для исполнения профессиональной деятельности в тоталитарном государстве. С одной стороны, была усилена системы ведомственных учебных заведений, в результате чего был поднят общий образовательный и профессиональный уровень сотрудников ОВД, с другой — функции милиции этого периода отвечали задачам тоталитарного государства, подавляющего личную свободу. Поэтому деятельность, личностные качества практических сотрудников должны были отвечать жесткой государственной политике. Особенности их коммуникативной культуры были схожи с теми, которые культивировались в сталинские времена.
Современный период развития российского общества с его тенденцией к открытости, демократизации, гуманизации общественных отношений вносит изменения в функции правоохранительных органов — милиция превратилась из инструмента силовой поддержки политического режима в социальный институт, гарантирующий эффективную защиту личности, государства от преступных посягательств [12]. В связи
с этим все большую значимость приобретает сервисная функция правоохранительных органов, направленная на обеспечение охраны и защиты законопослушных граждан. В ситуации выполнения профессиональных обязанностей в сфере «человек-человек» для эффективности правоохранительной деятельности особую значимость приобретает субъект этой деятельности со сложившейся системой коммуникативной культурой. К сожалению, она еще нередко отличается примерами «советской словесной культуры» времен диктатуры пролетариата и командноадминистративной системы.
К этим явлениям добавляется современная ситуация речевого неблагополучия, которая характеризуется свободой и раскрепощенностью речевого поведения, повлекшей за собой расшатывание языковых норм и рост языковой вариативности. Известно, что средства массовой информации влияют на состояние речевой культуры, поскольку для большинства населения являются источником представлений о языковых нормах. К сожалению, многие телепередачи, демонстрируют недопустимые образцы публичной речи. Периодическая печать насыщена необоснованными заимствованиями и жаргонной лексикой. В результате, как отмечают исследователи-лингвисты, в речевом портрете языковой личности нынешнего этапа истории страны, с одной стороны, наблюдается обогащение словарного состава («поток заимствований, адаптация обыденным сознанием терминологической лексики, продвижение жаргонных единиц в литературный язык»), с другой же — обеднение словаря, объясняемое изменением круга чтения, экспансией экранной культуры.
Таким образом, рассмотрение особенностей коммуникативной культуры сотрудников ОВД с позиций диахронии и синхронии во многом объясняет их речевое поведение на современном этапе развития России, которое является отражением исторически сложившейся жесткой профессиональной речевой культуры и обусловлено негативными характеристиками языковой личности современного россиянина. Понимание природы этих особенностей необходимо при организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России для их преодоления курсантами — будущими офицерами милиции.
Библиографический список
1. Анохина, Г. А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений МВД России [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Анохина; Воронежский гос. ун-т. — Воронеж, 2007. — 22 с.; Лузянина, Л. Л. Педагогические условия развития коммуникативной культуры будущего учителя [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. Л. Лузянина; Омский гос. пед. ун-т. — Омск, 2001. — 153 с.; Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе [Текст] : автореф. дис. . докт. пед. наук / В. П. Сморч-кова; Московский гос. пед. ун-т.— М., 2007. — 49 с.
2. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган; Акад. гуманит. наук. — СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
3. Полякова, М. Е. Формирование правовой культуры специалиста в условиях современного технического образования [Текст] / М. Е. Полякова // Право и образование. — 2007. — №8. — С. 70-74.
4. Энциклопедический социологический словарь [Текст] : словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М., 1995. - С. 215.
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и педагогические науки
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
5. Кожевников, В.В. Правовая активность участников правоприменительной деятельности органов внутренних дел: (вопросы теории) [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / В. В. Кожевников; Акад. упр. МВД России. — М., 2004. — С. 26 — 29.
6. Тарасов, А.Ф. Теоретические основы совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел [Текст] : дис. ... докт. пед. наук / А. Ф. Тарасов; Санкт-Петербургский ун-т МВД России. — СПб., 2000 — С. 52.
7. Лукова, Т. Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры слушателей вузов МВД России [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Лукова; Санкт-Петербургский ун-т МВД России. — СПб., 2002. — 21 с.
8. Андреева, И.А. Очерки истории внутренних дел России: [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. А. Андреева; Ом. акад. МВД России. — Омск : ОмА МВД России, 2000. — 158 с.
9. Мулукаев, Р.С. История отечественных органов внутренних дел [Текст] : учеб. для вузов / Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин,
А. Е. Епифанов ; под ред. Р. С. Мулукаева. — М. : NOTA BENE ,
2005. — 335 с.
10. Советская милиция: история и современность (1917—1987) [Текст] / под ред. А. И. Петрова. — М. : Юрид. лит., 19В7. — 335 с.
11. Романенко, А.П. Советская словесная культура: образ ритора [Текст] : учеб. пособие / А. П. Романенко. — 2-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — С.127.
12. Закон Российской Федерации «О милиции» [Текст]. — М. : ТК Велби ; М. : Проспект, 2007. — 3В с.
ВЕРЕТЕННИКОВА Анна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Адрес для переписки: e-mail: AnnVer@ km.ru
Статья поступила в редакцию 15.06.2009 г.
© А. Е. Веретенникова
уДК 371 127 Л. C. OБЛACOBA
Oмский государственный педагогический университет
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
Актуальность становления образовательных учреждений как «обучающихся организаций» определила изменение подходов к проблеме развития педагогического персонала. В статье анализируются опыт реализации и результаты научно-методического сопровождения педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации». Результаты исследования могут быть полезны руководителям методических служб образовательных учреждений всех типов и видов.
Ключевые слова: «обучающаяся организация», профессиональная компетентность, научно-методическое сопровождение, внутрифирменное обучение.
Актуальность становления образовательных учреждений как «обучающихся организаций» продиктована требованиями информационного общества, фундаментом которого должны стать именно «обучающиеся организации». Становление образовательного учреждения как «обучающейся организации» рассматривается, в рамках проведенного исследования, как процесс и результат непрерывного развития образовательного учреждения, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в образовательном учреждении и непрерывным развитием педагогического персонала образовательного учреждения. На сегодня наиболее эффективной стратегией непрерывного развития персонала признано внутрифирменное обучение.
Внутрифирменное (корпоративное) обучение педагогического персонала — это деятельность образовательного учреждения, реализующего функции самостоятельного развития (обновления) профессиональной компетентности своих сотрудников непосредственно на рабочем месте и в контексте их профессиональной деятельности, основанное на принципах активного обучения, проживания и практической реализации вновь полученных знаний, умений.
Главными принципами внутрифирменного обучения являются: индивидуализация, демократизация, информатизация, системность, подбор обучающихся с учетом их психологической совместимости, учет пожеланий педагогов в выборе форм и методов разви-