Научная статья на тему 'Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов'

Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3860
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / METHODICAL WORK / TEACHING / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медник Елена Алексеевна

Одной из форм повышения квалификации педагогов является внутрифирменное обучение, которое может осуществляться через различные профессиональные объединения. Стремление к профессиональным объединениям педагогов и многообразие их форм объясняются свободой педагогического творчества. В статье представлен опыт методической работы по объединению педагогов в союзы, сообщества, группы для обеспечения успешной реализации приоритетов образовательной политики в области непрерывного образования педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNITIES AND THEIR ROLE IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

One of the forms of teachers’ professional development is inner training that can be done through various professional associations. The pursuit of professional associations of teachers and the variety of their forms are explained by significant changes: freedom of pedagogical creativity. The article presents the experience of methodical work on the Association of teachers unions, community groups to ensure successful implementation of the priorities of educational policy in the field of continuing education of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов»

Таким образом, нами был научно обоснован педагогический продукт (управленческая компетентность) и спроектирована продуктивная педагогическая технология, направленная на формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.

1. Бобриков В. Н. Теория управления : учеб. пособие. — Кемерово, 2009. — 222 с.

2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. — М. : Академия, 2005. — 288 с.

3. Моисеев А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть. — М., 2001. — 159 с.

4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапоцевич; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : современная школа; 2010. — 928 с.

5. Подласый И. П. Продуктивная педагогика : книга для учителей. — М. : Народное образование, 2003. — 496 с.

6. Селевко Г. К. Технологии внутришкольного управления. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

7. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы : дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2002. — 331 с.

УДК/uDC 37.018.46 Е. А. Медник

Elena Mednik

профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов

PROFESSIONAL COMMuNITIES AND THEIR ROLE IN the PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF teachers

Одной из форм повышения квалификации педагогов является внутрифирменное обучение, которое может осуществляться через различные профессиональные объединения. Стремление к профессиональным объединениям педагогов и многообразие их форм объясняются свободой педагогического творчества. В статье представлен опыт методической работы по объединению педагогов в союзы, сообщества, группы для обеспечения успешной реализации приоритетов образовательной политики в области непрерывного образования педагогического коллектива.

One of the forms of teachers' professional development is inner training that can be done through various professional associations. The pursuit of professional associations of teachers and the variety of their forms are explained by significant changes: freedom of pedagogical creativity. The article presents the experience of methodical work on the Association of teachers unions, community groups to ensure successful implementation of the priorities of educational policy in the field of continuing education of the teaching staff.

Ключевые слова: методическая работа, обучение, профессиональные объединения.

Keywords: methodical work, teaching, professional associations.

Процессы, происходящие в современном образовании, требуют совершенствования не только содержания обучения, но и содержания работы методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности обучающегося, признание его ценности и необходимости для современного общества, педагогические работники, прежде всего, должны помнить, что личность обучающегося формируется личностью самого педагога. А для этого необходима действенная и эффективная методическая служба в образовательной организации. Точки зрения на методическую работу как одну из самых важных функций в развитии образовательной организации менялись от управленческих функций к методическим. Наиболее распространенными формами методической работы были педагогические чтения, методические объединения, открытые уроки и др. Постепенно управленческие функции методических объединений (МО) отошли на второй план, а на первый выступили методические функции: на заседаниях МО стали заслушиваться доклады из опыта работы, изучались новые разработки и пр. В последние годы интерес к методической работе вновь возрастает. Переходя в режим развития, образовательная организация пытается обновить сложившуюся систему работы с педагогиче-

скими кадрами, которая перестала устраивать учителей. Инновационная педагогическая деятельность требует совершенно новых подходов, наряду с МО должны создаваться и другие профессиональные объединения, позволяющие удовлетворить потребность педагогов в получении новых знаний. Такие знания педагогические работники могут получить в самой образовательной организации. Обучение в условиях организации (как часть методической работы) относится к разновидности последипломного, то есть дополнительного образования, поэтому в научной литературе сложилась точка зрения на методическую работу как часть общей системы повышения квалификации педагогических кадров. Так, М. М. Поташник («Управление современной школой») рассматривает методическую работу прежде всего как «составную часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации». Под методической работой, по его мнению, следует понимать «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы» [1].

Методическая служба современной образовательной организации выполняет ряд функций по обеспечению непрерывного образования педагогов: информирование педагогических кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе в современных условиях, последних достижениях педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогов, повышение их квалификации; подготовка методического обеспечения образовательного процесса: программ, рекомендаций и др.; выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности.

Научное управление социальными организациями рассматривает несколько случаев, при которых необходимо обучение персонала: обучение при адаптации, по итогам или перед аттестацией, при осуществлении изменений. Необходимость решения перечисленных методических задач вытекает из непосредственных потребностей самой образовательной организации (ОО) в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ней задач. Обучение кадров непосредственно на рабочем месте отражается на всей деятельности педагогического коллектива. Оно в большей степени, чем

другие формы повышения квалификации, способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной, инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров. Кроме того, данный вид обучения выполняет ряд важных функций, относящихся к самому сотруднику, прежде всего это адаптирующие и социализирующие функции. Обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру. Обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает педагога более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным. Благодаря вовлечению в различные профессиональные сообщества внутри ОО, учитель сохраняет и закрепляет свое положение в школе, преодолевает возможность отставания, расхождения между достигнутым уровнем знания и новыми требованиями к учебно-воспитательной работе. Методическая работа таким образом выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе. Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств [2]. Эти качества зрелой личности и определяют особенности процесса обучения. Полезность новых знаний учитель (по результатам внутришкольного анкетирования) оценивает по трем основным критериям: полезность для решения важных и наиболее актуальных практических задач; возможность использовать знания на практике; эффективность новых методов, приемов, технологий в сравнении с применяемыми ранее.

Повышение квалификации педагога — это обучение не с чистого листа. Учитель-профессионал уже имеет знания, у него уже сложился свой учительский почерк, неповторимый стиль деятельности. Чем более успешным чувствует себя учитель, тем меньше у него оснований для приобретения нового. Особенно негативно воспринимает педагог то, что вступает в противо-

речие с имеющимися знаниями. Но именно на этом и следует основываться при организации повышения квалификации, так как целью данной работы является обновление устаревших знаний, замена одних «элементов знаний» педагогической деятельности на новые, более прогрессивные и эффективные. Это процесс приобретения новых способов мышления, новых методов и приемов работы, новых ценностей. А. К. Маркова утверждает: «Повышение квалификации — это до-формирование или пере-формирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта (если он был), изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации» [2]. Есть учителя, психологически готовые к восприятию нового, они не удовлетворены достигнутыми результатами, стремятся к совершенствованию. Однако есть и другая категория работников. Наблюдения показывают, что чем больше стаж работы у учителя, тем более сильным может быть его скептицизм. Опыт заставляет его критически оценивать все новое (программы, технологии, приемы, методы) потому, что он уже нашел все эффективное и применяет его на практике. Есть еще и другая категория учителей, которые вообще не видят проблем и необходимости в повышении квалификации. Они успешны и не собираются отказываться от приобретенного опыта, пересматривать свою методику работы.

Принципиально новые условия, в которые попал учитель, очевидное рассогласование его предшествующей (базовой) профессиональной подготовки в педагогическом вузе и тех реалий, с которыми сталкивается современная школа, объективно порождают необходимость и стремление педагогов к поиску таких форм совместного обсуждения насущных образовательных проблем, с которыми справиться в одиночку весьма трудно. Это, прежде всего, свобода педагогического творчества. Отсюда и естественное стремление к «разделению ответственности», объединениям, своеобразным «профессиональным союзам», самовыражению собственных, личностных педагогических воззрений, к их сопоставлению с другими взглядами, корректировке своей индивидуальной «философии образования» [3].

В последние годы все больше внимания уделяется становлению профессиональных педагогических объединений, которые можно рассматривать как организационную основу гражданского общества; площадку для выработки и отработки эффективных педагогических и управленческих технологий; деятельность по решению проблем, возникающих в образовательном учреждении; ресурс развития и инновационной деятельности современного педагога, в том числе как стимулирующий элемент его профессионального роста; внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, условие творческой активности, школу педагогического мастерства [4].

В данной статье остановлюсь на опыте методической работы по вовлечению педагогов в различные профессиональные объединения с целью повышения квалификации.

Методическая работа в МАОУ «Гимназия № 4» Великого Новгорода в области повышения квалификации строится с учетом различных подходов к обучению путем вовлечения педагогов в различные профессиональные сообщества, где они получают не только богатый профессиональный и личный опыт, но и обучаются новым способам и формам работы. Профессиональные объединения педагогов занимают важное место в структуре образовательного учреждения, они не просто взаимодействуют с системой внутришкольного управления — они сами часть этой системы. Между профессиональными объединениями педагогов устанавливаются различные связи: структурные и функциональные, прямые и опосредованные, постоянные и временные, длительно действующие и мгновенные, общие и частные, прочные и слабые, закономерные и случайные, стабильные и меняющиеся, внутренние и внешние, существенные и несущественные, случайные и необходимые, глубинные и поверхностные, доминирующие и недоминирующие и т. д. [5].

Методическое объединение — традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности. Педагоги занимаются разработкой частной методики по предмету, обсуждением различных приемов, методов, форм, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО проводится в соответствии с планом методической работы гимназии на учебный год. В гимназии разработана единая форма портфолио методического объединения, включающая следующие

разделы: квалификационная характеристика членов объединения; учебная нагрузка; методическая работа над темами; участие в творческих группах; инновационная деятельность и ОЭР; трансляция опыта работы; организация наставничества; повышение квалификации и аттестация. Данная форма портфолио помогает хорошо структурировать намеченные мероприятия, видеть профессиональный рост всех членов объединения, определять единый подход к планированию и организации методической работы как внутри объединения, так и во взаимодействии с коллегами других предметных объединений.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что методическое объединение — это объединение единомышленников, соратников, коллег, в котором каждый член коллектива ценен, важен и дорог; это площадка для старта и запуска новых идей, начинаний; одна из форм развития профессионализма и мастерства учителей.

Современное сообщество учителей разных предметов — это сетевое или виртуальное сообщество педагогов, которые общаются между собой при помощи информационной сети Интернет, пользуясь ее ресурсами и возможностями. Эта новая форма организации профессиональной деятельности успешно реализуется в гимназии. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны, города или за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные задачи и повышать свой профессиональный уровень. На базе нашей гимназии создано муниципальное сетевое объединение — комплекс инновационного развития, основанием для его создания стала эффективная работа профессиональных объединений внутри учреждения, наличие необходимых условий для обучения педагогов и успешный опыт использования инновационных педагогических практик в учебно-воспитательном и управленческом процессах.

Наука быстро шагает вперед, и иногда педагогам не хватает теоретических знаний. Эффективной формой внутрифирменного повышения квалификации являются научно-практические лаборатории, создаваемые на базе школ под руководством преподавателей института повышения квалификации или вузовских работников. Деятельность таких лабораторий призвана объединить усилия науки и практики для решения актуальных проблем образовательных учреждений, на базе которых они создаются.

Одновременно лаборатории помогают активизировать научно-исследовательский потенциал образовательного учреждения и развивать его у педагогов. Именно поэтому в 2012 г. была создана научно-практическая лаборатория разработки и внедрения технологий обучения и воспитания в системно-деятельностной парадигме как инновационная форма внутрифирменного повышения квалификации педагогических сотрудников. Целью создания лаборатории стали педагогический опыт, связанный с успешным внедрением в практику педагогических технологий, реализуемых в системно-деятельностной парадигме, его научное обоснование и трансляция. Сотрудником лаборатории мог стать любой педагог, заинтересованный в приобретении новых знаний и опыта. Работа лаборатории предполагала использование разнообразных форм: проведение методических и педагогических советов для всех учителей гимназии; лекции и семинары для педагогов по основам проектирования образовательных технологий; индивидуальная работа с педагогами по обобщению, систематизации и научной идентификации опыта; видеозапись и обсуждение уроков. В процессе работы лаборатории были представлены и научно обоснованы: «Технология проектной деятельности гимназистов на уроках изобразительного искусства», «Технология развития критического мышления гимназистов на уроках английского языка», «Технология развития дивергентного мышления одаренных школьников на уроках литературы».

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальнейших проблем как педагогической теории, так и педагогической практики. Измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес у педагогов. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Оценка достижения планируемых результатов по изобразительному искусству в гимназии имеет ряд особенностей, связанных со спецификой предмета, освоение которого предполагает не только приобретение специальных знаний и умений, но и художественно-эстетическое развитие, морально-нравственное становление личности школьника. Для решения данной проблемы педагоги гимназии объединились в творческую группу по оценке результатов по предмету «изобразительное искусство». Итоговым

продуктом группы стали рабочие программы по образовательной области «Искусство».

Одна из ведущих задач современного образования — введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Их реализация невозможна без соответствующей подготовки кадров, ведь педагог, как и его ученики, должен совершенствовать свои знания постоянно, повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень на протяжении всей жизни. В рамках внедрения ФГОС ООО организована деятельность учителей в проектных группах. Участники сами определяют группу, в которой они хотят повышать свой профессиональный уровень, внутри проектной группы образуются еще и микрогруппы в соответствии со своими интересами и целями саморазвития.

Одной из форм повышения профессиональной компетенции учителей является опытно-экспериментальная работа. В результате экспериментальной деятельности повышается профессиональный уровень учителей, приобретенные знания позволяют учителям транслировать свой опыт на различных уровнях, успешно проходить аттестацию, получать признание в профессиональных конкурсах.

Большая роль уделяется в образовательном учреждении и исследовательской деятельности педагогов. Так, например, в 2015 г. учителя истории и обществознания начали работу над темой «Формирование исторических образов на уроках общественных дисциплин». Учитывая высокую нагрузку учителей, разный уровень способностей к научному исследова-

нию, педагоги впервые решили использовать коллективную форму работы над общей исследовательской темой.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: методическая работа — это деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; система обучения кадров создается в образовательном учреждении вместе с самим учителем; каждый учитель включен в одно из профессиональных сообществ, участие в котором способствует его профессиональному росту и развитию.

Педагогическое мастерство учителя — это инструмент, который всегда должен быть отточен, так как работать тупым инструментом трудно и бесполезно. Задача методической работы — оттачивать педагогическое мастерство, доводить его до совершенства через включение в различные профессиональные сообщества и активную продуктивную и творческую деятельность.

1. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой: пособие для рук. образоват. учреждений и органов образования. — М., Новая школа. 1997. — 350 с.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 312 с.

3. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / под ред. М. М. Поташника. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 118 с.

4. Матвеева С. Б. Профессиональные объединения педагогов — ресурс развития муниципальной системы образования Великого Новгорода // Ментор. — 2014. — № 3. — С. 3-4.

5. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. — М., Новая школа, 1995. — 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.