УДК 908(470)55(073.3) ББК 74.262.6
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кузнецов В.М.
Аннотация. В статье рассматривается комплекс педагогических условий, при которых система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений педагогов-краеведов становится фактором развития краеведческого образования в регионе.
The article deals with complex educational environment in which the system of professional development of the managers of integrated associations of local history teachers becomes a factor developing local history education in the region.
Ключевые слова: краеведческое образование, повышение квалификации, методические объединения.
Local history education, training, methodical associations.
Актуальность совершенствования системы повышения квалификации педагогов по краеведению обусловлена следующими обстоятель -ствами. Два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы - федерализация и регионализация образования, позволяют комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования. Указанные ведущие тенденции в максимальной степени позволяет реализовать система краеведческого образования. Разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ включены в областную целевую программу реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы [15]. Однако необходимо подчеркнуть, что в на-
стоящее время государственного образователь -ного стандарта подготовки педагогов-краеведов, например, по специальности «Учитель краеведения», не имеется.
Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО разработан и реализуется научно-исследовательский проект «Отбор содержания и учебно-методическое обеспечение инновационного предмета «Краеведение»» [4]. Организация коллективной инновационной деятельности на базе института и образовательных учреждений Челябинской области по данной теме рассматривается нами как ситуация проблемная, носящая управленческий характер. Разработчики проекта предполагают, что фактором развития краеведческого образования в регионе должна стать система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений педагогов-краеведов.
Опрос педагогов-краеведов на констатирующем этапе исследования (2006 г.) выявил следующую проблему: для учителей краеведения и педагогов дополнительного образования работа в профессиональных объединениях не является важным средством профессионального совершенствования и повышения квалификации. На вопрос о наиболее предпочтительных формах и способах профессионального совершенствования и повышения квалификации подавляющее большинство из них ответило, что они предпочитают самообразование путем чтения специальной литературы по краеведению. На втором месте - курсы повышения квалификации на базе ГОУ ДпО ЧИППКРО. Однако это было необходимо и предпочтительно в среднем только для пятой части педагогов-краеведов. Все остальные организованные формы повышения квалификации практически не признавались (см. таблицу 1).
Таблица 1
Предпочтительные формы и способы профессионального совершенствования и повышения квалификации педагогов-краеведов Челябинской области в 2006 г. Количество опрошенных педагогов - 123 чел.
Место в ранжированном ряду Предпочтение Всего (%)
1 Чтение специальной литературы по краеведению 76
2 Курсы повышения квалификации 21,5
3 Отдельные лекции, проблемные семинары, общение со специалистами, методистами 14,5
4 Посещение открытых учебных занятий и обмен опытом работы с коллегами 11,5
5 Самостоятельное изучение передового педагогического опы -та, общее самообразование, чтение методической литературы 5
6 Работа в профессиональных объединениях педагогов 2,5
7 Посещение культурных мероприятий (музеи, выставки, театры и др.) 2
8 Исследовательская, опытно-экспериментальная работа, самостоятельная разработка авторских методик 1
По нашему мнению, методическая работа в образовательном учреждении в различных её формах (методических объединениях, кафедрах, проблемных группах, школах профессионального мастерства и передового опыта, педагогических мастерских и студиях, кружках качества, временных творческих коллективах, проектных командах, лабораториях и др.), являясь подсистемой повышения квалификации педагогических кадров, имеет важное значение в развитии творческого потенциала и профессионального мастерства педагога-краеведа. Характерной особенностью методической работы, отличающей её от других форм повышения квалификации, является более прочная связь с повседневной профессиональной деятельностью педагогов-краеведов и оперативным решением проблем, выдвигаемых практикой.
В педагогической литературе (Л.П. Ильенко, М. М. Поташник, Л. И. Филатова и др.) методическая работа рассматривается как важное средство управления образовательным процессом в учреждениях образования, т.к. способствует активизации человеческого фактора путем развития личности и творческой деятельности педагогических работников [1; 11; 17].
В рамках реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области [16] изменяется назначение, во-первых, мето-
дической работы, которая должна помочь педагогу-краеведу стать организатором учебно-воспитательного процесса, а не передатчиком предметных знаний; во-вторых, профессиональных объединений педагогических работников. Следует отметить многообразие функций этих профессиональных объединений. Одни из них создаются для повышения профессиональной компетентности педагогов, вторые организуются для подготовки научно-прикладных проектов, третьи - для включения педагогов в решение определенных управленческих задач.
Созданию системы повышения квалификации руководителей профессиональных объединений педагогов-краеведов препятствовало отсутствие организационно-методического обеспечения этого процесса. От этого во многом зависит успешность методической работы, которая позволяет оказать реальную, действенную помощь педагогам-краеведам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, а также необходимых для современного работника образования свойств и качеств личности.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, при которых система повышения квалификации руководителей интегриро-
ванных методических объединений педагогов-краеведов (ИМОПК) становится фактором развития краеведческого образования в регионе.
По нашему мнению, комплекс педагогических условий включает: 1) создание в образовательных учреждениях интегрированных методических объединений и определение их места в организационной структуре управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов; 2) построение процесса непрерывного повышения квалификации руководителей ИМОПК на диагностической основе; 3) соответствующий отбор содержания, организационных форм и методов повышения квалификации руководителей ИМОПК на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Инновационная деятельность в образовании характеризуется следующим устойчивым признаком - это всегда управляемая деятельность. Под управлением инновацией нами понимается организующая и регулирующая деятельность людей, которую осознанно осуществляют субъекты в ходе целенаправленной реализации инновационного процесса [10]. Управление инновационной деятельностью зависит от многих факторов, но больше всего, по нашему мнению - от двух.
Во-первых, от вида инновационной деятельности, т.е. от того, является ли она индивидуальной или коллективной. Индивидуальная краеведческая работа проводится одним педагогом, и её организация представляет собой самоорганизацию инновационной деятельности. Коллективная краеведческая работа связана с проектированием и реализацией группой участников общей темы, когда каждый из педагогов выполняет определенную часть общего дела. Причем результаты её интегрируются и выражаются в виде организационно-педагогических моделей, выводов и рекомендаций. Чтобы быть эффективным, управление инновационной деятельностью, прежде всего, должно быть рационально организовано.
Во-вторых, от организационной структуры управления инновационной деятельностью, под которой мы понимаем совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. В настоящее время управ-
ление инновационной деятельностью педагогов-краеведов имеет четко определенную организационную структуру. Опираясь на рекомендации В. С. Лазарева и М. М. Поташника [11; 12], в этой организационной структуре управления мы выделили три уровня управления (вертикальная структура): 1) уровень заведующего кафедрой общественных и художествен -но-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИП-ПКРО как руководителя регионального научно-прикладного проекта; 2) уровень руководителей муниципальных методических объединений и местных организаций Союза краеведов России; 3) уровень руководителей ИМОПК в образовательных учреждениях [6]. На каждом из уровней по горизонтали развернута своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.
В управлении инновационной деятельностью педагогов-краеведов просматриваются разнообразные функции, в которых отражаются содержание и ожидаемые результаты воздействия управления на инновационный процесс и его субъектов. В числе основных функций назовем следующие: определение целевых и содержательных приоритетов краеведческой работы; ресурсное обеспечение инновационного процесса; подготовка педагогических кадров к краеведческой работе; стимулирование и коор -динация их работы в ходе реализации проекта; контроль хода инновационной деятельности и анализ её результатов.
Первый уровень организационной структуры управления - уровень руководителя регионального научно-прикладного проекта (по содержанию - это уровень стратегического управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим региональную научно-практическую конференцию по актуальным проблемам краеведческого об -разования, ежегодные областные совещания (в том числе, в он-лайн режиме) по реализации Концепции краеведческого образования, заседания Совета Челябинской областной организации Союза краеведов России.
Функции I уровня в организации инновационной деятельности: разработка и утверждение проблематизации, целеполагания и стратегии качественных изменений в краеведческом образовании. Кроме этого, в ведении субъектов I уровня находится решение организационно-
методических вопросов. На этом уровне структуры управления разрабатываются Концепция краеведческого образования в Челябинской об -ласти и региональные научно-прикладные проекты по её реализации, определяются основные направления инновационной деятельности и готовятся ежегодные аналитические отчеты.
Крупным событием краеведческой жизни нашей страны стало проведение в 1990 г. в Челябинске Учредительного съезда краеведов России. На съезде был избран Совет, в который вошли представители Челябинской области. Съезд был проведен по инициативе Челябинского областного общества краеведов, которое было организовано в числе первых в стране [22, с. 6]. Высшим руководящим органом Челябинского областного общества краеведов является общее собрание, которое избирает Совет. В городах и районах области при наличии 10 членов общества создаются его местные отделения [14].
Второй уровень организационной структуры управления - уровень руководителей муниципальных методических объединений и местных организаций Союза краеведов России (по содержанию - это уровень тактического управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим районные (городские) конференции и совещания по вопросам организации краеведческой работы. Наличие этих органов позволяет эффективно взаимодействовать с педагогическими кадрами, глубже проникнуть в содержание инновационной деятельности и лучше управлять ею. Руководители методических объединений обеспечивают административную поддержку проекта и курируют сквозные проблемы краеведческой работы.
Функции II уровня в организации инновационной деятельности: определение тактики реализации Концепции краеведческого образования в территориях Челябинской области; разработка нормативного, методического и организационного обеспечения инновационной деятельности; эффективное использование кадрового потенциала и рациональное использование материально-технической базы местных образовательных учреждений и учреждений культуры. На этом уровне структуры управления разрабатывается модель краеведческого образования в конкретном муниципальном районе
(городском округе), утверждается тематика ин -новаций (нововведений) на муниципальном уровне, вносятся изменения в программы развития муниципального образования, разрабатываются программы и планы краеведческих исследований, готовятся ежегодные аналитические записки о результатах инновационной деятельности по краеведению.
Третий уровень организационной структуры управления - уровень руководителей ИМОПК (по содержанию - это уровень оперативного управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим, прежде всего, профессиональные объединения педагогов, которые решают проблемы межпредметных связей и координации краеведческого учебного материала. Наряду с традиционными методическими объединениями учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в образовательных учреждениях Челябинской области были созданы новые организационные структуры в виде ИМОПК. Эти новые ассоциации педагогов -краеведов имеют статус временных творческих и проблемных групп. Эти коллективы распускаются, как только выполняют задачи, ради которых они создавались. Необходимость данной реорганизации была связана с требованиями областного базисного учебного плана (2004 г.) по решению проблемы межпредметных связей и координации краеведческого учебного материала [12].
Функции III уровня в организации инновационной деятельности: разработка механизма включения профессиональных объединений учителей в коллективную краеведческую работу, отбор проблематики индивидуальных исследований педагогов-краеведов в контексте общей темы, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационного процесса. На этом уровне структуры управления создаются временные творческие группы педагогов-краеведов, составляются планы краеведческих мероприятий, формируется банк методик краеведческой работы, готовятся ежегодные аналитические справки о результатах инновационной деятельности по краеведению.
В аспекте рассматриваемой проблемы для нас важно то обстоятельство, что у ИМОПК есть руководитель - лицо (избираемое или на-
значаемое), обладающее определенными управленческими полномочиями, правами и обязанностями: осуществляющий планирование и организацию его работы, руководство и контроль деятельности педагогов-краеведов, правом подписи документов профессионального объединения, т.е. правом принятия единоличных или коллегиальных управленческих решений в пределах своей компетенции.
Практический опыт и проведенное исследование на констатирующем этапе показали, что более 90 % руководителей ИМОПК можно отнести к группе педагогов с высоким уровнем профессиональной квалификации. Однако, как управляющие ИМОПК, они не обладали необходимыми управленческими знаниями и умениями. Существует зависимость между научно-методической, профессиональной и функциональной подготовленностью руководителя ИМОПК и содержанием работы этого объединения, его активностью и результативностью. Эту зависимость мы исследовали еще и потому, что руководитель ИОМПК выступает уже не просто как рядовой учитель краеведения, а как руководитель в системе методической работы с педагогическими кадрами. Поэтому он должен не только обладать хорошими знаниями научных основ преподаваемого предмета, управленческими знаниями и умениями, но и быть способным применять их на практике. Именно в развитии этих способностей мы видим цель повышения квалификации руководителей ИМОПК.
Следовательно, элементами организационной структуры управления реализацией регионального научно-прикладного проекта являются: мотивация участников проекта на инновационную деятельность, целеполагание и постановка задач, разработка пакета нормативных документов и методических материалов, система профессиональной подготовки педагогов-краеведов, определение места и роли профессиональных объединений и организаций краеведов-любителей, организационных форм итоговых мероприятий.
При построении процесса непрерывного повышения квалификации руководителей ИМОПК была разработана и апробирована методика диагностики профессионально-функциональной готовности руководителя ИМОПК к организации краеведческого образования и
деятельности указанного объединения в образовательном учреждении [19]. Данная методика позволяет выявить реальный уровень профессионально-функциональных знаний и умений руководителя, сформированности у него определенных качеств личности, запросов и потребностей в содержании, формах и методах повышения его квалификации.
В ходе проведенного исследования нами была разработана профессионально-функциональная характеристика руководителя ИМОПК в образовательном учреждении. Она включает: 1) систему профессиональных знаний (краеведческих, педагогических, психологических, методических и управленческих) -уровень квалификации; 2) система профессиональных умений (краеведческих, психолого-педагогических и управленческих), необходимых как для выполнения педагогических функций, так и для выполнения функций управляющего ИМОПК как педагогической системой - уровень профессионализма; 3) систему качеств личности (совокупность профессионально-педагогических, нравственно-этических качеств социально-активной личности); 4) ожидаемые результаты деятельности (результаты работы ИМОПК и результаты управленческого труда руководителя объединения) - уровень результативности. Профессионально-функциональная характеристика руководителя ИМОПК определяет содержательную основу построения системы повышения его квалификации в ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Процесс повышения квалификации руководителей ИМОПК исследован как системный объект. Сформулированы требования к системе повышения квалификации руководителей ИМОПК в условиях ЧИППКРО. Создана, обоснована и апробирована модель повышения квалификации руководителей ИМОПК, которая обеспечивает развитие их профессионально-функциональных знаний и умений и переводит методическую работу с педагогами-краеведами в образовательном учреждении на качественно новый уровень.
Для обеспечения наибольшей результативности и создания каждому учителю благоприятных условий для творческих поисков и профессионального роста повышение квалификации педагогов-краеведов осуществляется на диагностической основе с учетом зоны бли-
жайшего развития [7]. Объектами диагностирования являются: 1) профессиональные затруднения - субъективно воспринимаемое учителями состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, остановки или перерыва в педагогической деятельности (по Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой); 2) профессиональные потребности - объективная необходимость учителей в совершенствовании своих знаний и умений, условий труда, личностных качеств, которые определяют успешность педагогической дея -тельности в соответствии с современными требованиями к квалификации педагогических и руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; 3) профессиональные запросы -осознаваемые потребности учителей, субъективная нужда в совершенствовании своей педагогической деятельности (по В. А. Елькиной).
Использование программы «Зона ближайшего развития учителя» в процессе повышения профессиональной квалификации на основе диагностики затруднений, потребностей и запросов педагогических работников в общеобразовательном учреждении позволяет нам:
- определить западающие звенья в профессиональной подготовке каждого учителя, порождающие их причины и наметить меры по их устранению;
- выявить центральные, значимые для большинства учителей вопросы совершенствования методической работы как подсистемы повышения квалификации кадров;
- сделать целенаправленными внутришко-льный контроль, взаимопосещение учебных занятий, методическую помощь, наставничество;
- устранить декларативность и формализм в планировании и организации самообразования учителей.
Для наибольшей полноты и достоверности собираемой информации помимо самооценки учителей своей профессиональной подготовленности, мы используем различные методы изучения и оценки их деятельности: наблюдение, анкетирование, собеседование, отзывы коллег, учащихся и родителей, изучение аттестационных материалов, экспертная оценка. Это дает нам возможность определить реальный уровень их педагогического мастерства.
Подготовку педагогов-краеведов в ЧИП-ПКРО осуществляет кафедра общественных и
художественно-эстетических дисциплин в разнообразных формах: 1) межкурсовая подготовка без отрыва от производства - модульные курсы (1-3 дня, 6-8 - 24 часа, сертификат на право преподавания курса краеведения сроком на 1 год); 2) краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа, удостоверение с правом преподавания курса краеведения сроком на 3 года); 3) профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов, свидетельство с правом преподавания учебного предмета «Краеведение» в 6-9 классах и организации краеведческого образования сроком на 5 лет).
Межкурсовая подготовка педагогов по краеведению без отрыва от производства предусматривает обучение на модульных курсах в течение одного-трех дней (6, 8-24 часа). Чаще всего такие модульные курсы проводятся непо -средственно в территориях Челябинской области по согласованию с муниципальными органами управления образованием на бюджетной и хозрасчетной основе. Так, в 2010/2011 учебном году были проведены модульные курсы для педагогов Златоустовского, Снежинского, Южноуральского городских округов, Ашин-ского, Еткульского, Саткинского и Уйского муниципальных районов, в которых приняли участие более 100 человек. Центральной частью таких курсов становится презентация учебно-методического пособия для школьников нового жанра - «Тетради юного краеведа» [5].
Традиционными стали областные семинары-совещания педагогов-краеведов, которые проводятся совместно с областным обществом краеведов в Челябинском государственном педагогическом университете дважды в год. Председателем Совета областного общества краеведов был избран профессор ЧГПУ В. В. Латюшин, его заместителями являются Г. С. Шкребень (ЧГПУ), В. М. Кузнецов (ЧИППК-РО) и А. П. Моисеев (издательство «АБРИС»). Количество участников таких семинаров обычно составляет 75-100 человек. Семинары приурочены к знаменательным датам регионального календаря - Дню основания города Челябинска (13 сентября) и Дню образования Челябинской области (17 января). Материалы конференций и семинаров публикуются в «Краеведческом вестнике» и газете «Приглашение к путешествию».
Особенностью подготовки педагогов-краеведов является проведение выездных мо -дульных курсов с целью непосредственного знакомства слушателей с природным и историко-культурным наследием Южного Урала и методикой его изучения. Программа такого модульного курса включает разнообразные экскурсии, посещение краеведческих и школьных музеев, знакомство с опытом работы местных учителей краеведения и педагогов дополнительного образования [18]. В организации таких курсов принимают участие ученые классического и педагогического университетов, академии культуры и искусства, специалисты областного центра дополнительного образования детей, краеведческого музея и центра народного творчества, экскурсоводы турбюро «Спутник». Так, в 2010/2011 учебном году были проведены модульные курсы «Методика изучения достопримечательностей Южного Урала» в гг. Кыштыме, Троицке, Пласте, в музее-заповеднике «Аркаим» и в Катав-Ивановском районе с посещением Игнатиевской пещеры. Материалы модульных курсов - разработки уроков, фотоколлекции и мультимедийные презентации распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещаются в разделе «Виртуальный методический кабинет» на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО, на портале ФГОУ ДПО АПКиППРО «Сеть творческих учителей».
Более 100 педагогов, регулярно обучавшиеся на модульных курсах и семинарах по теории и методике краеведческого образования, организованных ЧИППКРО в 2006-2011 гг., получили удостоверения о повышении квалификации по накопительной системе в объёме 72 ч.
Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО разработана и лицензирована программа дополнительного профессионально-педагогического образования «Содержание и технологии преподавания географии и краеведения в условиях модернизации и стандартизации общего образования» [2]. Образовательная программа среднесрочных курсов повышения квалификации рассчитана на 108 часов аудиторных учебных занятий. Программа курсов включает следующие разделы: «Современные нормативно-правовые основы общего образования», «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя-
предметника», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителей краеведения»; «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителей краеведения». Курсы обогащают учителя новым сод ер -жанием образования. Выездные практические занятия проводятся на базе кабинетов краеведения МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (учитель М. С. Салмина), МОУ СОШ № 112 г. Челябинска (учитель С. Н. Коплик), МОУ лицея № 142 г. Челябинска (учитель А. А. Зейферт), Челя-бинского областного краеведческого музея. В программе курсов предусматривается преобладание практических форм учебных занятий [13]. Так, на среднесрочных курсах повышения квалификации в 2011 г. прошли обучение 29 педагогов.
С 2006 г. успешно реализуется программа профессиональной переподготовки учителей краеведения «Теория и технологии краеведческого образования». Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения по очно-заочной системе (540 часов) [9]. Содержание образовательной программы включает три блока учебных дисциплин: общеобразовательные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины по выбору слушателей. В первый раздел включены две учебные дисциплины: «Возрастная психология и педагогика» и «Теория и технология опытно-экспериментальной работы в школе». Второй раздел предусматривает освоение слушателями следующих специальных учебных дисциплин: «Методика преподавания краеведения», «География Южного Урала», «История Южного Урала», «История краеведения», «Этнография народов Южного Урала», «Искусство и литература Южного Урала», «Музееведение и экскурсоведение Южного Урала». Третий раздел позволяет организовать изучение краеведческих курсов по выбору слушателей: «Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины», «Источниковедение» или «Архивоведение».
Анализ результатов повышения квалификации руководителей ИМОПК в ГОУ ДПО ЧИППКРО осуществлялся на трех уровнях:
- первый уровень - оценка результатов повышения квалификации его участниками (анкетирование, беседа, групповое и индивидуальное оценивание) для выявления динамики раз-
вития профессионально-функциональных знаний и умений руководителей и их мотивации;
- второй уровень - сопоставление сформированных знаний и умений с требованиями профессионально-функциональной характеристики руководителя ИМОПК для выявления эффективности отобранных содержания, форм и методов повышения квалификации;
- третий уровень - экспертная оценка профессионально-функциональной готовности руководителя ИМОПК к обновлению методической работы с педагогами-краеведами в образовательном учреждении.
Оценка эффективности повышения квалификации руководителей ИМОПК проводилась в двух направлениях: 1) изменение уровня профессионально-функциональных знаний и умений руководителей в результате повышения квалификации; 2) изменения в результатах практической деятельности. Критериями измерения эффективности повышения квалификации явились: изменение самооценки и экспертной оценки управленческих знаний и умений, педагогического мастерства и профессионально значимых качеств личности руководителя ИМОПК; удовлетворенность профессионально-функциональной деятельностью.
Положительные изменения в деятельности руководителей и ИМОПК оценивались нами по системе показателей, отражающих возможные пути устранения наиболее характерных недостатков в организации и содержании методической работы с педагогами-краеведами: разнообразие видов анализа в деятельности ИМОПК; качественное улучшение содержательной сто -роны методической работы; многообразие форм работы с педагогическими кадрами как свидетельство ее дифференциации с учетом опыта и профессиональной подготовки педагогов-краеведов; изменение ролевых функций руководителя ИМОПК в рамках модернизации общего образования.
Одним из показателей эффективности повышения квалификации руководителей ИМОПК является активное участие педагогов в ежегодных областных конкурсах методических проектов по краеведению [8]. Например, на V областной конкурс в 2011 г. были представлены 73 разработки от 68 педагогов из 37 территорий Челябинской области. Наиболее активное участие приняли педагоги из Кыштымского
городского округа, Карталинского, Катав-Ивановского и Нагайбакского муниципальных районов.
Таким образом, исследование, проведенное на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО, подтвердило, что совершенствование профессионально-функциональной подготовленности руководителей интегрированных методических объединений в процессе повышения их квалификации способствовало развитию краеведческого образования в Челябинской области.
Литература
1. Ильенко, Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст]: пособие для ру-ковод. образоват. учреждений и органов управления образованием / Л. П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 168 с.
2. Кеспиков, В. Н. Новые формы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин как условие совершенствования профессиональных компетенций [Текст] / В. Н. Кеспиков, В. М. Кузнецов // Историческое образование в современной России: перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. ученых-историков и преподавателей. - Москва: РГСУ, 2010.- С. 89-93.
3. Котлярова, И. О. Инновации в образовательных учреждениях [Текст]: науч.-метод. рекомендации для руководителей / И.О. Котлярова. -Челябинск: ИУМЦ «Образование», 1998. - 89 с.
4. Кузнецов, В. М. «Краеведение» - новый предмет [Текст] / В. М. Кузнецов // Вестник Челябинского общества краеведов. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - Вып. 15. - С. 67-74.
5. Кузнецов, В. М. Златоусту нужна «Тетрадь юного краеведа»! [Текст] / В. М. Кузнецов // Косиковские чтения: материалы регион. на-уч.-практ. конф. - Златоуст: Златоустовский краеведческий музей, 2011. - С. 41-45.
6. Кузнецов, В. М. Организационная структура управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов [Текст] / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы II межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2009. - С. 145-148.
7. Кузнецов, В. М. Программа «Зона ближайшего развития учителя» как средство непрерывного повышения профессиональной квалификации педагогических работников общеобразовательного учреждения [Текст] / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков, С. Н. Петрушин // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики: материалы регион. науч.-практ. конф. - Ч. 3. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2008. - С. 37-43.
8. Кузнецов, В. М. Развитие проектировочных умений слушателей курсов повышения квалификации [Текст] / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 102-104.
9. Кузнецов, В. М. Структура и содержание инновационной образовательной программы профессиональной переподготовки педагогических работников «Теория и методика краеведческого образования» [Текст] / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова, М. С. Гитис // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной об -разовательной политики. Материалы науч.-практ. конф. - Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППК-РО, 2008. - С. 37-81.
10. Маловичко, С. И. Образовательные практики высшей школы: еще раз о краеведении и новой локальной истории / С. И. Мало-вичко, М. Ф. Румянцева // Сообщество историков высшей школы России: научная практика и образовательная миссия. М.: Наука, 2009. -С. 205-208.
11. Методическая работа: опыт научного исследования [Текст] / сост. Л. И. Филатова. -М.: АПКиППРО, 2002. - 120 с.
12. Никитина, И.М. Формирование школьного учебного плана: актуальные вопросы и ответы [Текст]: метод. пособие для рук. обще-образоват. учреждений / И. М. Никитина; под ред. Т. В. Абрамовой. - Челябинск: Взгляд, 2006. - 80 с.
13. Петрушин, С. Н. Педагогическая мастерская как организационная форма повышения профессиональной компетенции работников образования [Текст] / С. Н. Петрушин, О. В. Сенина, С. Н. Трошков // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики. Материалы научно-
практической конференции. - Ч. 3. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2008. - С. 31-34.
14. Положение о Челябинском областном обществе краеведов // Вестник Челябинского областного общества краеведов. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - Вып. 15. - С. 43-47.
15. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 27.04.2006 г. № 122.
16. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении Концепции краеведческого образования в Челябинской области» от 13.09.2005 г. № 01-1006.
17. Профессиональные объединения педагогов [Текст]: метод. рекомендации для руководителей образоват. учреждений и учителей / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
18. Трошков, С. Н. Технология обобщения и распространения инновационного педагогического опыта учителей краеведения [Текст] / С. Н. Трошков // Уральские Бирюковские чтения: Культура и образование в регионах: история и современность: материалы всерос. научно-практической конференции, 21 - 22 сентября 2010 г. / под ред. В. В. Латюшина. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2010. - С. 140-146.
19. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст]: монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.
20. Управление развитием школы [Текст]: пособие для руководителей образоват. учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
21. Управление школой: теоретические основы и методы [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.
22. Шкребень, Г. С. 20 лет областному обществу краеведов и основные направления его деятельности на 2010-2011 гг. [Текст] / Г. С. Шкребень // Вестник Челябинского областного общества краеведов. - Вып. 15. - Челябинск: ЧГПУ, 2010.- С. 3-12.