Научная статья на тему 'Система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений как фактор развития краеведческого образования в Челябинской области'

Система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений как фактор развития краеведческого образования в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕГИНЕНИЯ. LOCAL HISTORY EDUCATION / TR⍹ꇉƒING / METHODICAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Вячеслав Михайлович

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, при которых система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объеди-нений педагогов-краеведов становится фактором развития краеведческого образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Professional Development of the Managers of Integrated Associations as a Factor Developing Local History Education in the Chelyabinsk Region

The article deals with complex educational environment in which the system of professional development of the managers of integrated associations of local history teachers becomes a factor developing local history education in the region.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений как фактор развития краеведческого образования в Челябинской области»

УДК 908(470)55(073.3) ББК 74.262.6

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кузнецов В.М.

Аннотация. В статье рассматривается комплекс педагогических условий, при которых система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений педагогов-краеведов становится фактором развития краеведческого образования в регионе.

The article deals with complex educational environment in which the system of professional development of the managers of integrated associations of local history teachers becomes a factor developing local history education in the region.

Ключевые слова: краеведческое образование, повышение квалификации, методические объединения.

Local history education, training, methodical associations.

Актуальность совершенствования системы повышения квалификации педагогов по краеведению обусловлена следующими обстоятель -ствами. Два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы - федерализация и регионализация образования, позволяют комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования. Указанные ведущие тенденции в максимальной степени позволяет реализовать система краеведческого образования. Разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ включены в областную целевую программу реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы [15]. Однако необходимо подчеркнуть, что в на-

стоящее время государственного образователь -ного стандарта подготовки педагогов-краеведов, например, по специальности «Учитель краеведения», не имеется.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО разработан и реализуется научно-исследовательский проект «Отбор содержания и учебно-методическое обеспечение инновационного предмета «Краеведение»» [4]. Организация коллективной инновационной деятельности на базе института и образовательных учреждений Челябинской области по данной теме рассматривается нами как ситуация проблемная, носящая управленческий характер. Разработчики проекта предполагают, что фактором развития краеведческого образования в регионе должна стать система повышения квалификации руководителей интегрированных методических объединений педагогов-краеведов.

Опрос педагогов-краеведов на констатирующем этапе исследования (2006 г.) выявил следующую проблему: для учителей краеведения и педагогов дополнительного образования работа в профессиональных объединениях не является важным средством профессионального совершенствования и повышения квалификации. На вопрос о наиболее предпочтительных формах и способах профессионального совершенствования и повышения квалификации подавляющее большинство из них ответило, что они предпочитают самообразование путем чтения специальной литературы по краеведению. На втором месте - курсы повышения квалификации на базе ГОУ ДпО ЧИППКРО. Однако это было необходимо и предпочтительно в среднем только для пятой части педагогов-краеведов. Все остальные организованные формы повышения квалификации практически не признавались (см. таблицу 1).

Таблица 1

Предпочтительные формы и способы профессионального совершенствования и повышения квалификации педагогов-краеведов Челябинской области в 2006 г. Количество опрошенных педагогов - 123 чел.

Место в ранжированном ряду Предпочтение Всего (%)

1 Чтение специальной литературы по краеведению 76

2 Курсы повышения квалификации 21,5

3 Отдельные лекции, проблемные семинары, общение со специалистами, методистами 14,5

4 Посещение открытых учебных занятий и обмен опытом работы с коллегами 11,5

5 Самостоятельное изучение передового педагогического опы -та, общее самообразование, чтение методической литературы 5

6 Работа в профессиональных объединениях педагогов 2,5

7 Посещение культурных мероприятий (музеи, выставки, театры и др.) 2

8 Исследовательская, опытно-экспериментальная работа, самостоятельная разработка авторских методик 1

По нашему мнению, методическая работа в образовательном учреждении в различных её формах (методических объединениях, кафедрах, проблемных группах, школах профессионального мастерства и передового опыта, педагогических мастерских и студиях, кружках качества, временных творческих коллективах, проектных командах, лабораториях и др.), являясь подсистемой повышения квалификации педагогических кадров, имеет важное значение в развитии творческого потенциала и профессионального мастерства педагога-краеведа. Характерной особенностью методической работы, отличающей её от других форм повышения квалификации, является более прочная связь с повседневной профессиональной деятельностью педагогов-краеведов и оперативным решением проблем, выдвигаемых практикой.

В педагогической литературе (Л.П. Ильенко, М. М. Поташник, Л. И. Филатова и др.) методическая работа рассматривается как важное средство управления образовательным процессом в учреждениях образования, т.к. способствует активизации человеческого фактора путем развития личности и творческой деятельности педагогических работников [1; 11; 17].

В рамках реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области [16] изменяется назначение, во-первых, мето-

дической работы, которая должна помочь педагогу-краеведу стать организатором учебно-воспитательного процесса, а не передатчиком предметных знаний; во-вторых, профессиональных объединений педагогических работников. Следует отметить многообразие функций этих профессиональных объединений. Одни из них создаются для повышения профессиональной компетентности педагогов, вторые организуются для подготовки научно-прикладных проектов, третьи - для включения педагогов в решение определенных управленческих задач.

Созданию системы повышения квалификации руководителей профессиональных объединений педагогов-краеведов препятствовало отсутствие организационно-методического обеспечения этого процесса. От этого во многом зависит успешность методической работы, которая позволяет оказать реальную, действенную помощь педагогам-краеведам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, а также необходимых для современного работника образования свойств и качеств личности.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, при которых система повышения квалификации руководителей интегриро-

ванных методических объединений педагогов-краеведов (ИМОПК) становится фактором развития краеведческого образования в регионе.

По нашему мнению, комплекс педагогических условий включает: 1) создание в образовательных учреждениях интегрированных методических объединений и определение их места в организационной структуре управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов; 2) построение процесса непрерывного повышения квалификации руководителей ИМОПК на диагностической основе; 3) соответствующий отбор содержания, организационных форм и методов повышения квалификации руководителей ИМОПК на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Инновационная деятельность в образовании характеризуется следующим устойчивым признаком - это всегда управляемая деятельность. Под управлением инновацией нами понимается организующая и регулирующая деятельность людей, которую осознанно осуществляют субъекты в ходе целенаправленной реализации инновационного процесса [10]. Управление инновационной деятельностью зависит от многих факторов, но больше всего, по нашему мнению - от двух.

Во-первых, от вида инновационной деятельности, т.е. от того, является ли она индивидуальной или коллективной. Индивидуальная краеведческая работа проводится одним педагогом, и её организация представляет собой самоорганизацию инновационной деятельности. Коллективная краеведческая работа связана с проектированием и реализацией группой участников общей темы, когда каждый из педагогов выполняет определенную часть общего дела. Причем результаты её интегрируются и выражаются в виде организационно-педагогических моделей, выводов и рекомендаций. Чтобы быть эффективным, управление инновационной деятельностью, прежде всего, должно быть рационально организовано.

Во-вторых, от организационной структуры управления инновационной деятельностью, под которой мы понимаем совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. В настоящее время управ-

ление инновационной деятельностью педагогов-краеведов имеет четко определенную организационную структуру. Опираясь на рекомендации В. С. Лазарева и М. М. Поташника [11; 12], в этой организационной структуре управления мы выделили три уровня управления (вертикальная структура): 1) уровень заведующего кафедрой общественных и художествен -но-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИП-ПКРО как руководителя регионального научно-прикладного проекта; 2) уровень руководителей муниципальных методических объединений и местных организаций Союза краеведов России; 3) уровень руководителей ИМОПК в образовательных учреждениях [6]. На каждом из уровней по горизонтали развернута своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

В управлении инновационной деятельностью педагогов-краеведов просматриваются разнообразные функции, в которых отражаются содержание и ожидаемые результаты воздействия управления на инновационный процесс и его субъектов. В числе основных функций назовем следующие: определение целевых и содержательных приоритетов краеведческой работы; ресурсное обеспечение инновационного процесса; подготовка педагогических кадров к краеведческой работе; стимулирование и коор -динация их работы в ходе реализации проекта; контроль хода инновационной деятельности и анализ её результатов.

Первый уровень организационной структуры управления - уровень руководителя регионального научно-прикладного проекта (по содержанию - это уровень стратегического управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим региональную научно-практическую конференцию по актуальным проблемам краеведческого об -разования, ежегодные областные совещания (в том числе, в он-лайн режиме) по реализации Концепции краеведческого образования, заседания Совета Челябинской областной организации Союза краеведов России.

Функции I уровня в организации инновационной деятельности: разработка и утверждение проблематизации, целеполагания и стратегии качественных изменений в краеведческом образовании. Кроме этого, в ведении субъектов I уровня находится решение организационно-

методических вопросов. На этом уровне структуры управления разрабатываются Концепция краеведческого образования в Челябинской об -ласти и региональные научно-прикладные проекты по её реализации, определяются основные направления инновационной деятельности и готовятся ежегодные аналитические отчеты.

Крупным событием краеведческой жизни нашей страны стало проведение в 1990 г. в Челябинске Учредительного съезда краеведов России. На съезде был избран Совет, в который вошли представители Челябинской области. Съезд был проведен по инициативе Челябинского областного общества краеведов, которое было организовано в числе первых в стране [22, с. 6]. Высшим руководящим органом Челябинского областного общества краеведов является общее собрание, которое избирает Совет. В городах и районах области при наличии 10 членов общества создаются его местные отделения [14].

Второй уровень организационной структуры управления - уровень руководителей муниципальных методических объединений и местных организаций Союза краеведов России (по содержанию - это уровень тактического управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим районные (городские) конференции и совещания по вопросам организации краеведческой работы. Наличие этих органов позволяет эффективно взаимодействовать с педагогическими кадрами, глубже проникнуть в содержание инновационной деятельности и лучше управлять ею. Руководители методических объединений обеспечивают административную поддержку проекта и курируют сквозные проблемы краеведческой работы.

Функции II уровня в организации инновационной деятельности: определение тактики реализации Концепции краеведческого образования в территориях Челябинской области; разработка нормативного, методического и организационного обеспечения инновационной деятельности; эффективное использование кадрового потенциала и рациональное использование материально-технической базы местных образовательных учреждений и учреждений культуры. На этом уровне структуры управления разрабатывается модель краеведческого образования в конкретном муниципальном районе

(городском округе), утверждается тематика ин -новаций (нововведений) на муниципальном уровне, вносятся изменения в программы развития муниципального образования, разрабатываются программы и планы краеведческих исследований, готовятся ежегодные аналитические записки о результатах инновационной деятельности по краеведению.

Третий уровень организационной структуры управления - уровень руководителей ИМОПК (по содержанию - это уровень оперативного управления). К субъектам инновационной деятельности данного уровня мы относим, прежде всего, профессиональные объединения педагогов, которые решают проблемы межпредметных связей и координации краеведческого учебного материала. Наряду с традиционными методическими объединениями учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в образовательных учреждениях Челябинской области были созданы новые организационные структуры в виде ИМОПК. Эти новые ассоциации педагогов -краеведов имеют статус временных творческих и проблемных групп. Эти коллективы распускаются, как только выполняют задачи, ради которых они создавались. Необходимость данной реорганизации была связана с требованиями областного базисного учебного плана (2004 г.) по решению проблемы межпредметных связей и координации краеведческого учебного материала [12].

Функции III уровня в организации инновационной деятельности: разработка механизма включения профессиональных объединений учителей в коллективную краеведческую работу, отбор проблематики индивидуальных исследований педагогов-краеведов в контексте общей темы, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационного процесса. На этом уровне структуры управления создаются временные творческие группы педагогов-краеведов, составляются планы краеведческих мероприятий, формируется банк методик краеведческой работы, готовятся ежегодные аналитические справки о результатах инновационной деятельности по краеведению.

В аспекте рассматриваемой проблемы для нас важно то обстоятельство, что у ИМОПК есть руководитель - лицо (избираемое или на-

значаемое), обладающее определенными управленческими полномочиями, правами и обязанностями: осуществляющий планирование и организацию его работы, руководство и контроль деятельности педагогов-краеведов, правом подписи документов профессионального объединения, т.е. правом принятия единоличных или коллегиальных управленческих решений в пределах своей компетенции.

Практический опыт и проведенное исследование на констатирующем этапе показали, что более 90 % руководителей ИМОПК можно отнести к группе педагогов с высоким уровнем профессиональной квалификации. Однако, как управляющие ИМОПК, они не обладали необходимыми управленческими знаниями и умениями. Существует зависимость между научно-методической, профессиональной и функциональной подготовленностью руководителя ИМОПК и содержанием работы этого объединения, его активностью и результативностью. Эту зависимость мы исследовали еще и потому, что руководитель ИОМПК выступает уже не просто как рядовой учитель краеведения, а как руководитель в системе методической работы с педагогическими кадрами. Поэтому он должен не только обладать хорошими знаниями научных основ преподаваемого предмета, управленческими знаниями и умениями, но и быть способным применять их на практике. Именно в развитии этих способностей мы видим цель повышения квалификации руководителей ИМОПК.

Следовательно, элементами организационной структуры управления реализацией регионального научно-прикладного проекта являются: мотивация участников проекта на инновационную деятельность, целеполагание и постановка задач, разработка пакета нормативных документов и методических материалов, система профессиональной подготовки педагогов-краеведов, определение места и роли профессиональных объединений и организаций краеведов-любителей, организационных форм итоговых мероприятий.

При построении процесса непрерывного повышения квалификации руководителей ИМОПК была разработана и апробирована методика диагностики профессионально-функциональной готовности руководителя ИМОПК к организации краеведческого образования и

деятельности указанного объединения в образовательном учреждении [19]. Данная методика позволяет выявить реальный уровень профессионально-функциональных знаний и умений руководителя, сформированности у него определенных качеств личности, запросов и потребностей в содержании, формах и методах повышения его квалификации.

В ходе проведенного исследования нами была разработана профессионально-функциональная характеристика руководителя ИМОПК в образовательном учреждении. Она включает: 1) систему профессиональных знаний (краеведческих, педагогических, психологических, методических и управленческих) -уровень квалификации; 2) система профессиональных умений (краеведческих, психолого-педагогических и управленческих), необходимых как для выполнения педагогических функций, так и для выполнения функций управляющего ИМОПК как педагогической системой - уровень профессионализма; 3) систему качеств личности (совокупность профессионально-педагогических, нравственно-этических качеств социально-активной личности); 4) ожидаемые результаты деятельности (результаты работы ИМОПК и результаты управленческого труда руководителя объединения) - уровень результативности. Профессионально-функциональная характеристика руководителя ИМОПК определяет содержательную основу построения системы повышения его квалификации в ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Процесс повышения квалификации руководителей ИМОПК исследован как системный объект. Сформулированы требования к системе повышения квалификации руководителей ИМОПК в условиях ЧИППКРО. Создана, обоснована и апробирована модель повышения квалификации руководителей ИМОПК, которая обеспечивает развитие их профессионально-функциональных знаний и умений и переводит методическую работу с педагогами-краеведами в образовательном учреждении на качественно новый уровень.

Для обеспечения наибольшей результативности и создания каждому учителю благоприятных условий для творческих поисков и профессионального роста повышение квалификации педагогов-краеведов осуществляется на диагностической основе с учетом зоны бли-

жайшего развития [7]. Объектами диагностирования являются: 1) профессиональные затруднения - субъективно воспринимаемое учителями состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, остановки или перерыва в педагогической деятельности (по Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой); 2) профессиональные потребности - объективная необходимость учителей в совершенствовании своих знаний и умений, условий труда, личностных качеств, которые определяют успешность педагогической дея -тельности в соответствии с современными требованиями к квалификации педагогических и руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; 3) профессиональные запросы -осознаваемые потребности учителей, субъективная нужда в совершенствовании своей педагогической деятельности (по В. А. Елькиной).

Использование программы «Зона ближайшего развития учителя» в процессе повышения профессиональной квалификации на основе диагностики затруднений, потребностей и запросов педагогических работников в общеобразовательном учреждении позволяет нам:

- определить западающие звенья в профессиональной подготовке каждого учителя, порождающие их причины и наметить меры по их устранению;

- выявить центральные, значимые для большинства учителей вопросы совершенствования методической работы как подсистемы повышения квалификации кадров;

- сделать целенаправленными внутришко-льный контроль, взаимопосещение учебных занятий, методическую помощь, наставничество;

- устранить декларативность и формализм в планировании и организации самообразования учителей.

Для наибольшей полноты и достоверности собираемой информации помимо самооценки учителей своей профессиональной подготовленности, мы используем различные методы изучения и оценки их деятельности: наблюдение, анкетирование, собеседование, отзывы коллег, учащихся и родителей, изучение аттестационных материалов, экспертная оценка. Это дает нам возможность определить реальный уровень их педагогического мастерства.

Подготовку педагогов-краеведов в ЧИП-ПКРО осуществляет кафедра общественных и

художественно-эстетических дисциплин в разнообразных формах: 1) межкурсовая подготовка без отрыва от производства - модульные курсы (1-3 дня, 6-8 - 24 часа, сертификат на право преподавания курса краеведения сроком на 1 год); 2) краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа, удостоверение с правом преподавания курса краеведения сроком на 3 года); 3) профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов, свидетельство с правом преподавания учебного предмета «Краеведение» в 6-9 классах и организации краеведческого образования сроком на 5 лет).

Межкурсовая подготовка педагогов по краеведению без отрыва от производства предусматривает обучение на модульных курсах в течение одного-трех дней (6, 8-24 часа). Чаще всего такие модульные курсы проводятся непо -средственно в территориях Челябинской области по согласованию с муниципальными органами управления образованием на бюджетной и хозрасчетной основе. Так, в 2010/2011 учебном году были проведены модульные курсы для педагогов Златоустовского, Снежинского, Южноуральского городских округов, Ашин-ского, Еткульского, Саткинского и Уйского муниципальных районов, в которых приняли участие более 100 человек. Центральной частью таких курсов становится презентация учебно-методического пособия для школьников нового жанра - «Тетради юного краеведа» [5].

Традиционными стали областные семинары-совещания педагогов-краеведов, которые проводятся совместно с областным обществом краеведов в Челябинском государственном педагогическом университете дважды в год. Председателем Совета областного общества краеведов был избран профессор ЧГПУ В. В. Латюшин, его заместителями являются Г. С. Шкребень (ЧГПУ), В. М. Кузнецов (ЧИППК-РО) и А. П. Моисеев (издательство «АБРИС»). Количество участников таких семинаров обычно составляет 75-100 человек. Семинары приурочены к знаменательным датам регионального календаря - Дню основания города Челябинска (13 сентября) и Дню образования Челябинской области (17 января). Материалы конференций и семинаров публикуются в «Краеведческом вестнике» и газете «Приглашение к путешествию».

Особенностью подготовки педагогов-краеведов является проведение выездных мо -дульных курсов с целью непосредственного знакомства слушателей с природным и историко-культурным наследием Южного Урала и методикой его изучения. Программа такого модульного курса включает разнообразные экскурсии, посещение краеведческих и школьных музеев, знакомство с опытом работы местных учителей краеведения и педагогов дополнительного образования [18]. В организации таких курсов принимают участие ученые классического и педагогического университетов, академии культуры и искусства, специалисты областного центра дополнительного образования детей, краеведческого музея и центра народного творчества, экскурсоводы турбюро «Спутник». Так, в 2010/2011 учебном году были проведены модульные курсы «Методика изучения достопримечательностей Южного Урала» в гг. Кыштыме, Троицке, Пласте, в музее-заповеднике «Аркаим» и в Катав-Ивановском районе с посещением Игнатиевской пещеры. Материалы модульных курсов - разработки уроков, фотоколлекции и мультимедийные презентации распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещаются в разделе «Виртуальный методический кабинет» на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО, на портале ФГОУ ДПО АПКиППРО «Сеть творческих учителей».

Более 100 педагогов, регулярно обучавшиеся на модульных курсах и семинарах по теории и методике краеведческого образования, организованных ЧИППКРО в 2006-2011 гг., получили удостоверения о повышении квалификации по накопительной системе в объёме 72 ч.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО разработана и лицензирована программа дополнительного профессионально-педагогического образования «Содержание и технологии преподавания географии и краеведения в условиях модернизации и стандартизации общего образования» [2]. Образовательная программа среднесрочных курсов повышения квалификации рассчитана на 108 часов аудиторных учебных занятий. Программа курсов включает следующие разделы: «Современные нормативно-правовые основы общего образования», «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя-

предметника», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителей краеведения»; «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителей краеведения». Курсы обогащают учителя новым сод ер -жанием образования. Выездные практические занятия проводятся на базе кабинетов краеведения МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (учитель М. С. Салмина), МОУ СОШ № 112 г. Челябинска (учитель С. Н. Коплик), МОУ лицея № 142 г. Челябинска (учитель А. А. Зейферт), Челя-бинского областного краеведческого музея. В программе курсов предусматривается преобладание практических форм учебных занятий [13]. Так, на среднесрочных курсах повышения квалификации в 2011 г. прошли обучение 29 педагогов.

С 2006 г. успешно реализуется программа профессиональной переподготовки учителей краеведения «Теория и технологии краеведческого образования». Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения по очно-заочной системе (540 часов) [9]. Содержание образовательной программы включает три блока учебных дисциплин: общеобразовательные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины по выбору слушателей. В первый раздел включены две учебные дисциплины: «Возрастная психология и педагогика» и «Теория и технология опытно-экспериментальной работы в школе». Второй раздел предусматривает освоение слушателями следующих специальных учебных дисциплин: «Методика преподавания краеведения», «География Южного Урала», «История Южного Урала», «История краеведения», «Этнография народов Южного Урала», «Искусство и литература Южного Урала», «Музееведение и экскурсоведение Южного Урала». Третий раздел позволяет организовать изучение краеведческих курсов по выбору слушателей: «Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины», «Источниковедение» или «Архивоведение».

Анализ результатов повышения квалификации руководителей ИМОПК в ГОУ ДПО ЧИППКРО осуществлялся на трех уровнях:

- первый уровень - оценка результатов повышения квалификации его участниками (анкетирование, беседа, групповое и индивидуальное оценивание) для выявления динамики раз-

вития профессионально-функциональных знаний и умений руководителей и их мотивации;

- второй уровень - сопоставление сформированных знаний и умений с требованиями профессионально-функциональной характеристики руководителя ИМОПК для выявления эффективности отобранных содержания, форм и методов повышения квалификации;

- третий уровень - экспертная оценка профессионально-функциональной готовности руководителя ИМОПК к обновлению методической работы с педагогами-краеведами в образовательном учреждении.

Оценка эффективности повышения квалификации руководителей ИМОПК проводилась в двух направлениях: 1) изменение уровня профессионально-функциональных знаний и умений руководителей в результате повышения квалификации; 2) изменения в результатах практической деятельности. Критериями измерения эффективности повышения квалификации явились: изменение самооценки и экспертной оценки управленческих знаний и умений, педагогического мастерства и профессионально значимых качеств личности руководителя ИМОПК; удовлетворенность профессионально-функциональной деятельностью.

Положительные изменения в деятельности руководителей и ИМОПК оценивались нами по системе показателей, отражающих возможные пути устранения наиболее характерных недостатков в организации и содержании методической работы с педагогами-краеведами: разнообразие видов анализа в деятельности ИМОПК; качественное улучшение содержательной сто -роны методической работы; многообразие форм работы с педагогическими кадрами как свидетельство ее дифференциации с учетом опыта и профессиональной подготовки педагогов-краеведов; изменение ролевых функций руководителя ИМОПК в рамках модернизации общего образования.

Одним из показателей эффективности повышения квалификации руководителей ИМОПК является активное участие педагогов в ежегодных областных конкурсах методических проектов по краеведению [8]. Например, на V областной конкурс в 2011 г. были представлены 73 разработки от 68 педагогов из 37 территорий Челябинской области. Наиболее активное участие приняли педагоги из Кыштымского

городского округа, Карталинского, Катав-Ивановского и Нагайбакского муниципальных районов.

Таким образом, исследование, проведенное на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО, подтвердило, что совершенствование профессионально-функциональной подготовленности руководителей интегрированных методических объединений в процессе повышения их квалификации способствовало развитию краеведческого образования в Челябинской области.

Литература

1. Ильенко, Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст]: пособие для ру-ковод. образоват. учреждений и органов управления образованием / Л. П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 168 с.

2. Кеспиков, В. Н. Новые формы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин как условие совершенствования профессиональных компетенций [Текст] / В. Н. Кеспиков, В. М. Кузнецов // Историческое образование в современной России: перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. ученых-историков и преподавателей. - Москва: РГСУ, 2010.- С. 89-93.

3. Котлярова, И. О. Инновации в образовательных учреждениях [Текст]: науч.-метод. рекомендации для руководителей / И.О. Котлярова. -Челябинск: ИУМЦ «Образование», 1998. - 89 с.

4. Кузнецов, В. М. «Краеведение» - новый предмет [Текст] / В. М. Кузнецов // Вестник Челябинского общества краеведов. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - Вып. 15. - С. 67-74.

5. Кузнецов, В. М. Златоусту нужна «Тетрадь юного краеведа»! [Текст] / В. М. Кузнецов // Косиковские чтения: материалы регион. на-уч.-практ. конф. - Златоуст: Златоустовский краеведческий музей, 2011. - С. 41-45.

6. Кузнецов, В. М. Организационная структура управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов [Текст] / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы II межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2009. - С. 145-148.

7. Кузнецов, В. М. Программа «Зона ближайшего развития учителя» как средство непрерывного повышения профессиональной квалификации педагогических работников общеобразовательного учреждения [Текст] / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков, С. Н. Петрушин // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики: материалы регион. науч.-практ. конф. - Ч. 3. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2008. - С. 37-43.

8. Кузнецов, В. М. Развитие проектировочных умений слушателей курсов повышения квалификации [Текст] / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 102-104.

9. Кузнецов, В. М. Структура и содержание инновационной образовательной программы профессиональной переподготовки педагогических работников «Теория и методика краеведческого образования» [Текст] / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова, М. С. Гитис // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной об -разовательной политики. Материалы науч.-практ. конф. - Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППК-РО, 2008. - С. 37-81.

10. Маловичко, С. И. Образовательные практики высшей школы: еще раз о краеведении и новой локальной истории / С. И. Мало-вичко, М. Ф. Румянцева // Сообщество историков высшей школы России: научная практика и образовательная миссия. М.: Наука, 2009. -С. 205-208.

11. Методическая работа: опыт научного исследования [Текст] / сост. Л. И. Филатова. -М.: АПКиППРО, 2002. - 120 с.

12. Никитина, И.М. Формирование школьного учебного плана: актуальные вопросы и ответы [Текст]: метод. пособие для рук. обще-образоват. учреждений / И. М. Никитина; под ред. Т. В. Абрамовой. - Челябинск: Взгляд, 2006. - 80 с.

13. Петрушин, С. Н. Педагогическая мастерская как организационная форма повышения профессиональной компетенции работников образования [Текст] / С. Н. Петрушин, О. В. Сенина, С. Н. Трошков // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики. Материалы научно-

практической конференции. - Ч. 3. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2008. - С. 31-34.

14. Положение о Челябинском областном обществе краеведов // Вестник Челябинского областного общества краеведов. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - Вып. 15. - С. 43-47.

15. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 27.04.2006 г. № 122.

16. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении Концепции краеведческого образования в Челябинской области» от 13.09.2005 г. № 01-1006.

17. Профессиональные объединения педагогов [Текст]: метод. рекомендации для руководителей образоват. учреждений и учителей / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.

18. Трошков, С. Н. Технология обобщения и распространения инновационного педагогического опыта учителей краеведения [Текст] / С. Н. Трошков // Уральские Бирюковские чтения: Культура и образование в регионах: история и современность: материалы всерос. научно-практической конференции, 21 - 22 сентября 2010 г. / под ред. В. В. Латюшина. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2010. - С. 140-146.

19. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст]: монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

20. Управление развитием школы [Текст]: пособие для руководителей образоват. учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Управление школой: теоретические основы и методы [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.

22. Шкребень, Г. С. 20 лет областному обществу краеведов и основные направления его деятельности на 2010-2011 гг. [Текст] / Г. С. Шкребень // Вестник Челябинского областного общества краеведов. - Вып. 15. - Челябинск: ЧГПУ, 2010.- С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.