УДК 378.091.398
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Кузнецов В.М., Трошков С.Н.
Аннотация. В статье обобщение педагогического опыта работы рассматривается как жанр исследовательского деятельности учителей общественных дисциплин в системе их профессионального переподготовки. Выделяются исторический, массовый и новаторский виды педагогического опыта. Характеризуются традгщионный, передовой, инновагщонный и авангардный уровни педагогического опыта. Наряду с множеством признаков передового педагогического опыта наиболее важным критерием признается его эффективность. Представлена технология обобщения педагогического опыта, включающая 14 алгоритмических действий, объединенных в три последовательных этапа: выбор и осмысление, изучение и обобщение, описание. Приводятся методические рекомендагщи и требования по оформлению выпускной аттестагщонног'і работы слушателей курсов профессионального переподготовки.
In the paper a generalization of teaching experience is considered as a genre study of teachers of social sciences in the system of vocational training. It is distinguished historic, mass and innovative types of pedagogical experience. The authors characterize traditionally advanced, innovative and vanguard levels of pedagogical experience. Along with many advanced features of the pedagogical experience the most important criteria is its effectiveness. Technology of generalization of pedagogical experience is presented, including 14 algorithmic actions, grouped into three stages: the selection and interpretation, study and generalization, description. The authors make methodical recommendations and requirements for formalization of graduation attestation work of students of professional retraining courses.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, выпускная аттестагщонная работа, обобщение педагогического опыта.
Vocational professional education, professional training, graduation attestation work, generalization of teaching experience.
В настоящее время ключевую роль в модернизации российского образования играют квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Приоритетным направлением в этой области становится дополнительное профессиональное образование, позволяющее реализовать принцип «образование через всю жизнь». И.Д. Агафонова подчеркивает, что дополнительное профессиональное образование как уникальная андра-гогическая система «позволяет любому специалисту повышать свою квалификацию в любой период на протяжении всей своей жизни в доступной форме и в подходящем режиме» [1; с. 105].
Следует отметить, что андрагогика как направление педагогической науки изучает методологические, теоретические, практические и психологические аспекты образования взрослых, а также самореализации личности на протяжении всей жизни взрослого человека. Образование взрослых обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. В основе теории и практики образования взрослых лежит учет их особенностей, контекста жизненного пути, мотивационной сферы взрослого человека [5]. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить на основании андрагогики и в соответствии с особенностями развития взрослых людей.
Дополнительное профессиональное образование на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО осуществляется в целях дальнейшего становления профессиональных качеств специалистов или подготовки их к новым видам профессиональной деятельности в связи с развитием науки, техники и технологий, введением федеральных государственных образовательных стандартов,
ЧИППКРО
завершается итоговой аттестацией и выдачей слушателям соответствующих документов.
Кафедра общественных и художественноэстетических дисциплин ЧИППКРО осуществляет дополнительное профессиональное образование учителей-предметников общеобразовательных учреждений Челябинской области в разнообразных формах: межкурсовая подготовка без отрыва от производства - модульные курсы; кратко- и среднесрочное повышение квалификации; профессиональная переподготовка. В современных условиях данная система дополнительного образования позволяет педагогическим работникам на протяжении своей жизнедеятельности продолжать образование, углублять специализацию, модифицировать опыт профессиональной деятельности.
В то же время одной из наиболее перспективных форм дополнительного профессионально-педагогического образования становятся курсы переподготовки учителей общественных дисциплин. В 2008-2012 гг. курсы профессиональной переподготовки по образовательным программам «Теория и методика краеведческого образования», «Теория и технология преподавания общественных дисциплин» успешно прошли 127 педагогов. Такая форма продолжающегося образования педагогов завершалась представлением и защитой выпускной аттестационной работы. Презентация и защита «дипломных» работ показали в целом достаточно высокий уровень подготовки взрослых обучающихся. Большинство выпускных аттестационных работ получили оценку «хорошо», 30 % учителей общественных дисциплин защитили свои работы на «отлично».
В институте и на кафедре выпускная аттестационная работа рассматривается в качестве результата исследовательской деятельности слушателя курсов профессиональной переподготовки [7].
Жанром исследовательской деятельности является обобщение педагогического опыта, сущность которого сводится к познанию, осмыслению, описанию и представлению определенной практической работы, учителей общественных дисциплин. При этом выпускная аттестационная работа может выполнять следующие функции обобщения педагогического опыта работы: метод исследования; источник, база эмпирической информации; критерий
оценки эффективности теории; средство стимулирования самой практики и её совершенствования.
Обобщение педагогического опыта работы - понятие ёмкое.
Педагогический опыт работы учителей общественных дисциплин мы понимаем:
— во-первых, как целостную систему взаимодействующих и взаимосвязанных интеллектуальных и операционных элементов, центрирующим элементом которой является индивидуальный стиль профессиональной деятельности, определяющий своеобразие композиции данной системы;
— во-вторых, как рефлексивную, фиксированную реконструкцию своей профессиональной деятельности и общения, подготавливаемую для заимствования и трансляции, а также для критического переосмысливания и развития.
Опираясь на научные статьи известных отечественных ученых: Е.М. Пахомовой [10], М.Н. Скаткина [15], Я.С. Турбовского [16] и др., мы выделяем следующие виды педагогического опыта работы учителей общественных дисциплин:
— исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные в процессе развития методики преподавания истории, краеведения и обществознания;
— массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практической деятельности большинства учителей истории, краеведения и обществознания;
— новаторский - содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.
Педагогический опыт работы учителей общественных дисциплин может быть разным.
B.C. Безрукова [4] выделяет четыре уровня педагогического опыта работы.
Первый уровень - традиционный педагогический опыт, осуществляемый в ключе традиционной педагогики и методики преподавания, но дающий устойчивый, положительный результат. По мнению П.П. Раченко, этот опыт основан на успешном применении уже известных принципов, методов и средств [13]. Учителя общественных дисциплин, работающие в этом режиме, выявляют и умело используют скрытые его резервы.
Второй уровень - передовой педагогический опыт, реализующий прогрессивные идеи и опирающийся на развивающуюся науку, вносящую в содержание практики новации. Поэтому в настоящее время передовой педагогический опыт называют новационным опытом.
Л.П. Ромадина дает следующее определение передового педагогического опыта: это такая практическая работа, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, высокое мастерство учителя, которая дает наилучший педагогический результат [14]. Передовой опыт характеризуется тем, что учителя общественных дисциплин получают лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации образовательного процесса.
Передовой педагогический опыт служит источником выявления противоречивых моментов в развитии практики, её «точек роста». Передовой опыт - это фактор постоянной и действенной связи теории с практикой. Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижение достижений науки в массовую практику. Передовой опыт, воплощая перспективные научные идеи, материализует их, делает зримыми, конкретными, привлекательными. Неслучайно, по словам В.И. Загвя-зинского, к очагам передового опыта устремляются гонцы со всей страны [6].
Ю.К. Бабанский отмечает, что передовой педагогический опыт характеризуется следующими признаками: более высокая, чем обычная, результативность обучения, воспитания и развития обучающихся; более экономичная организация обучения и воспитания учащихся; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач [3].
Проведенный нами анализ научных публикаций показал, что исследователями выделяются различные критерии передового педагогического опыта: новизна опыта; актуальность, общественная ценность опыта; соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения; высокая результативность и эффективность деятельности учителя; эффективность опыта, устойчивость его результатов; стабильность и возможность творческого применения другими учителями; целостность опыта; оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе; экономичность сил и
ЧИППКРО
средств, затрачиваемых учителем для достижения определенного результата. Д.Ф. Ильясов подчеркивает, что наиболее важным критерием передового педагогического опыта следует признать его эффективность [8].
Третий уровень - инновационный педагогический опыт, вносящий в практику что-то принципиально новое и дающий значительно лучший результат.
Четвертый уровень - авангардный педагогический опыт, существенно отходящий от традиционного подхода в образовании и состоящий фактически в экспериментальной деятельности.
Для выпускной аттестационной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки педагогический опыт учителей общественных дисциплин, в первую очередь, квалифицируется по уровню новатики, так как от этого зависит «точка отсчета» его анализа и оценки. При этом, подчеркивает B.C. Безрукова, новатикой может считаться как реализация собственных авторских находок, так и внедрение, использование идей, кем-то и где-то разработанных [4; с. 194].
Как видим, педагогический опыт всегда классифицируется на основе степени новаций, в нем присутствующих, но всегда измеряется положительным результатом.
Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса. П.Т. Приходько видит в обобщении один из важных и эффективных приемов научного анализа, восхождение от конкретного к абстрактному и снова к конкретному на более высоком теоретическом уровне [12].
В педагогической энциклопедии обобщение педагогического опыта трактуется как специфический для педагогики метод изучения и анализа состояния практики, выявление элементов нового в деятельности педагогов, новых тенденций, рождающихся в их творческом поиске, эффективности и доступности рекомендаций науки [11].
Объект обобщения опыта работы понимается нами как педагогическое пространство, в рамках которого ведется обобщение опыта учителей общественных дисциплин. Это могут быть эмпирические данные об одном явлении или круге близких явлений. Объект обобщения
ЧИППКРО
существует объективно. Над объектом учитель не производит никаких преобразующих действий. Он питается им как источником информации. Объект берется в статике, таким, какой он есть на данный момент. В качестве объекта обобщения опыта работы могут быть педагогические системы, процессы, деятельность, условия, структуры, существующие как физические реалии, как сочетающие в себе и практическое присутствие, и теоретическое обеспечение.
Предмет обобщения опыта работы - это часть объекта обобщения, которая подлежит особенно тщательному изучению. Нельзя за период курсовой профессиональной переподготовки в выпускной аттестационной работе обобщить весь практический опыт учителя общественных дисциплин. Следует взять часть опыта - определенную составляющую педагогической деятельности. Это и будет предметом обобщения, его центральным звеном. Предмет обобщения опыта работы рассматривается в динамике или таким, каким он способен под влиянием действий учителя общественных дисциплин меняться за определенный промежуток времени, отведенный для выполнения данной профессиональной деятельности.
Субъектом обобщения опыта работы является лицо или группа лиц, наиболее компетентных в изучении данного предмета обобщения. Субъект обобщения опыта работы, как правило, определяется педагогическим коллективом или руководителем образовательного учреждения. Обобщать опыт можно как свой личный педагогический, так и опыт коллег, т.е. чужой.
В результате научных консультаций и дискуссий на кафедре общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО была разработана и апробирована технология как логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий по обобщению педагогического опыта учителей истории, краеведения и обществознания общеобразовательных учреждений Челябинской области в рамках их профессиональной переподготовки [2].
I этап. Выбор и осмысление педагогического опыта работы
1. Раскрытие и формулирование противоречия в практике профессиональной деятельности, на разрешение которого были направлены творческие поиски педагога.
2. Постановка цели и задач обобщения педагогического опыта.
3. Определение объекта и выделение предмета обобщения педагогического опыта работы.
4. Уточнение уровня обобщения педагогического опыта.
5. Подготовка слушателя курсов профессиональной переподготовки как субъекта обобщения педагогического опыта.
6. Выбор и формулирование темы обобщения педагогического опыта.
7. Теоретическое осмысление педагогического опыта.
II этап. Изучение и обобщение педагогического опыта.
8. Выбор системы методов для обобщения конкретного педагогического опыта (методы получения и сбора значимой информации об опыте, методы обработки этой информации).
9. Сбор фактического материала учителем (наблюдение, самоанализ учебных занятий, беседа с обучающимися, изучение уровня обученности учащихся и др.).
10. Систематизация полученной информации учителем.
III этап. Описание педагогического опыта.
11. Выбор оптимальной формы описания педагогического опыта в выпускной аттестационной работе.
12. Оформление письменного текста основной части выпускной аттестационной работы в соответствии с требованиями жанра, которая включает: введение; теоретическое обоснование опыта; описание применяемого новшества; педагогические условия и особенности применяемого новшества; анализ результатов изученного опыта; заключение; список литературы; приложения.
13. Оформление письменного текста приложений выпускной аттестационной работы (справка об опыте работы или информационная карта инновационного опыта работы).
Справка об опыте работы учителя включает: констатирующую часть, в которой дается обоснование актуальности изучаемой проблемы, выделяются основные направления работы, анализируются причины высокой результативности и стабильности опыта; рекомендательную часть, которая содержит методические рекомендации по его использованию в других условиях.
Информационная карта инновационного педагогического опыта работы учителя включает: общие сведения; сущностные характеристики опыта; описание инновационного опыта; экспертное заключение; информационные характеристики опыта [9].
14. Защита выпускной аттестационной работы с представлением педагогического опыта работы учителя.
Опора на данную технологию позволяет слушателям курсов профессиональной переподготовки успешно представить и защитить свою выпускную аттестационную работу.
Таким образом, перечисленные этапы и операции с соблюдением соответствующих правил так или иначе должны выполняться при обобщении педагогического опыта учителей общественных дисциплин. Участвуя в этом процессе, слушатель курсов профессиональной переподготовки почувствует свой профессиональный рост: наглядно убедится в связях и зависимостях науки и практики, осмыслит свой педагогический опыт с научных позиций, осознает природу своей деятельности, научится ее более глубоко структурировать, внятно описывать и представлять образовательному сообществу.
Литература
1. Агафонова, И.Д. Реализация андрагоги-ческого подхода в организации дополнительного профессионального образования / И.Д. Агафонова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теор. журнал. - Челябинск: Пронто, 2009. - № 1. -
С.104-108.
2. Алпатиков, Д.А. Технология обобщения и распространения инновационного педагогического опыта / Д.А. Алпатиков, С.Н. Трошков // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы II межре-гион. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - Москва - Челябинск: Образование, 2010. - Ч. 3. - С. 58-61.
3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Наука, 1989. - 558 с.
4. Безрукова, B.C. Настольная книга педа-гога-исследователя / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2000. - 236 с.
5. Гавриленко, Е.Р. Андрагогические условия образования взрослых / Е.Р. Гавриленко
ЧИППКР0
// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теор. журнал. -Челябинск: Пронто, 2010. - № 2 (4). - С. 29-33.
6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
7. Ильясов, Д.Ф. Выпускная аттестационная работа: метод, рекомендации для слуш. курсов проф. переподготовки / Д.Ф.Ильясов. -Челябинск: «Образование», 2010. - 128 с.
8. Ильясов, Д.Ф. Психолого-педагогичес-кое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учеб. пособие для слуш. курсов проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / Д.Ф. Ильясов, O.A. Семи-здралова, Л.Г. Махмутова, Л.А. Нижегородова.
- М.: ВЛАДОС, 2008. - 344 с.
9. Методические рекомендации по подготовке и заполнению информационных карт инновационного педагогического опыта / авт.-сост. A.B. Коптелов, Н.Ф. Белокур, А.К. Дьячков. -Челябинск: ЧИППКРО, 2007. - 43 с.
10. Пахомова, Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е.М. Пахомова // Методист. -2005. -№ 2. - С. 17-28.
11. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. H.H. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. - 274 с.
12. Приходько, П.Т. Азбука исследовательского труда / П.Т.Приходько. - Новосибирск: Наука, 1979. - 93 с.
13.Раченко, И.П. Психология педагогического творчества: учеб. пособие / И.П. Раченко.
- Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - 92 с.
14. Ромадина, Л.П. Справочник завуча: ор-ганизационно-методические и психологопедагогические материалы / Л.П. Ромадина. -М.: Педагогический поиск, 2001. - 160 с.
15.Скаткин, М.Н. Основные направления исследования проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта / М.Н. Скаткин // Советская педагогика.
- 1979. -№ 2. -С. 13-20.
16. Турбовский, Я.С. Изучение и обобщение педагогического опыта на основе диагностики / Я.С. Турбовский // Советская педагогика. - 1984. -№ 11. - С. 59-62.